Для вычисления доли переплат,
Жид предлагает, следующие способы
узнать сумму закупок каждого
члена: 1)открыть каждому члену специальный лицевой счет; 2)записывать
весь забор в заборную книжку, которую
каждый член приносил бы с собою в лавку
и передавал бы бухгалтеру в момент заключения
счета; 3)выдать каждому покупателю на
сумму его забора металлические жетоны
или бумажные марки. Зная сумму забора
за известный период времени, остается
только вычислить премию или дивиденд.
Для этого берут отношение между суммой
валового оборота и чистой прибылью. Полученный
таким образом процент и выдают на сумму
забора каждого члена. При этом прибыль
значительно разнится от рода товаров.
Для одних (например, для сахара) почти
равна нулю, для других превращается в
убыток, а для третьих достигает больших
размеров (например, для консервов). Следовательно,
члены, выбирающие исключительно бесприбыльный
или убыточный товар, окажутся при распределении
прибыли в чрезвычайно выгодном положении
по сравнению с другими членами.
Во избежание этого
необходимо накладывать при расценке
на все товары одинаковый процент, но
при этом одни товары в кооперативе
оказываются дороже, другие дешевле, чем
у лавочников.
Впрочем, у Жида возникает
вопрос, следует ли вообще бороться
с неравенством выгод, получаемых отдельными
членами при распределении дивиденда.
Он не считает это необходимым, а
даже наоборот, эта несправедливость является осязательным применением
солидарности, которая должна царить в
потребительском обществе. Наибольшая
прибыль, получается, от предметов роскоши,
наименьшая – от предметов первой необходимости.
Следовательно, менее состоятельные члены
пользуются частью прибыли, полученной
благодаря богатым заборщикам.
Для того чтобы прибыль увеличивалась необходимо
все выплаты членам кооператива держать
в обороте своей кооперативной организации,
но делать это не принудительно. Жид считает,
что эта система не рекомендуется ни с
нравственной, ни с экономической точки
зрения, ведь деньги – это свобода в расходовании.
И пользоваться всякой свободой можно
научиться только путем самоуправления
в ней, а никак не наложением принудительной
опеки.
Полугодовой дивиденд составляет для рабочей семьи весьма ценное
в глазах хозяйки и действительно существенное
увеличение дохода. Кроме того, среди кооперативных
организаций есть много таких, которые
совсем не ставят своей задачей увеличение
дохода членов, а имеют в виду либо просто
удешевление товаров, либо преследуют
другую какую-нибудь цель; к тому же в числе
кооператоров немало людей, числящиеся
кооператорами по имени только, не покупающих
никогда в кооперативном магазине, стало
быть, никакого дивиденда не получающих.
Жид уверен, что характерная и почетная
черта свободных общественных учреждений
в том и состоит, что приносят пользу тем
только, кто желает и умеет ими пользоваться.
Нельзя требовать, чтобы они приносили
серьезные услуги тем, кто о них не заботится.
Поэтому, эти выплаты вовсе нельзя считать
ничтожными.
Высота дивиденда, распределяемого
между членами, зависит от многих
условий, которые были освещены в
книге Ш.Жида «Общества потребителей»:
- Прежде всего, от хорошего управления и успешного развития общества. Ясно, что при плохом управлении общество подвержено той же участи, что и каждое промышленное предприятие. Оно не получит прибыли и, следовательно, ему нечего будет распределять. Отсутствие дивиденда или выдача его в ограниченном размере может зависеть или от принципиальных соображений, или – гораздо чаще – просто от неумения вести дело: вследствие плохой постановки контроля и счетоводства, неопытности в закупке, усугубляемой отсутствием оптовых кооперативных складов, злоупотреблений служащих, слишком крупных торговых расходов.
- От степени преданности кооперативной лавки. Эта преданность весьма различна у кооператоров, и в особенности их жен, которые на практике только одни и производят все закупки. Даже в обществах наиболее ревностных всегда находится немало членов, покупающих лишь изредка: потому ли что лавка слишком далеко, потому ли, что они равнодушны, или, наконец, - и это чаще всего – потому что их жены предпочитают ходить за покупками к ближнему лавочнику на углу улицы. Некоторые общества пытаются заставить своих членов быть более усердными кооператорами под угрозой исключения из общества того члена, который в течение года или полугодия не забрал в лавке известного минимума товаров. На деле эта мера применяется редко; да и вряд ли ее можно рекомендовать. Усердие у членов следует воспитывать, а не вынуждать.
- От приспособленности лавки к доставке всего, что требуется для удовлетворения потребностей членов. Если в лавке можно купить только хлеб или колониальные продукты, ясно, что при даже самых усердных членах, готовых пользоваться услугами лавки в максимальных размерах, сумма оборота и, стало быть, сумма дивиденда все же будет весьма ограниченной. Напротив, когда кооперативный магазин торгует всеми возможными продуктами, усердный член имеет возможность затратить в нем почти весь свой доход и, следовательно, распространить на все статьи своего бюджета благодеяние добавочного дохода. Отчасти по этой причине в Англии средняя величина забора на каждого члена несравненно больше, чем в других странах. Между тем мы знаем, во Франции около половины обществ торгует только хлебом, другая половина – бакалеей.
- От отсутствия конкуренции. Когда в местности нет наряду с кооперативной лавкой других лавок – это иногда относится к кооперативам при крупных фабриках или горных заводах, - вполне очевидно, что рабочий будет покупать в ней все для себя необходимое. Вот почему, например, в обществе Андэне средняя величина членского забора равна 1000 франкам при 150 фр. дивиденда, т. е. сумме месячного заработка.
- От цели, которую себе ставит общество и которой определяется высота процента выдаваемого дивиденда. Когда общество задается социалистическими целями, оно употребит всю или большую часть прибыли на образование коллективной собственности или на общеполезные дела, не оставив ничего или почти ничего для индивидуального распределения. Общество же, которое желает развить у своих членов любовь к сбережениям, постарается увеличить цены товара сверх рыночных для того, чтобы распределять очень высокий дивиденд, составляющий предмет его гордости. В Англии часто дебатируется вопрос, что, собственно, следует понимать под «хорошим дивидендом» и каким масштабом его измерять? На этот вопрос можно ответить так: хорошим считается такой дивиденд, который получен исключительно благодаря хорошему ведению дела; наоборот, как бы высок ни был дивиденд, он все же будет нежелательным, если он получен с помощью одного из следующих приемов: увеличением цен сверх рыночных; понижением заработной платы служащих ниже норм, установленных профессиональным союзом; отказом от какого-либо отчисления на общеполезные дела.
В той же книге есть
глава «кооперативные объединения»
в которой говорится о том,
что как только кооперативное
движение получило известное развитие
– кооперативы начинают объединяться
между собою, подобно, впрочем, всяким ассоциациям; обществам взаимопомощи,
профессиональным союзам и т. д.
Эти объединения имеют
двоякий характер: идейный (т. е. объединение
созданное для того, чтобы развивать
дух солидарности между кооперативами)
и коммерческий (для объединения
закупок и, по возможности, для организации
производства). Хотя оба эти вида объединений
могут слиться вместе, все же лучше, ради
правильного разделения труда, чтобы они
существовали отдельно. Как бы то ни было,
по мнению Жида, изучать их удобнее каждый
в отдельности.
С целью развития среди
общества духа солидарности создаются
союзы кооперативов. Это необходимо
для того, чтобы в них проснулось
сознание об их значении и силе, получать
от них и, в свою очередь , доставлять
им всякого рода сведения статистические, юридические, экономические, созывать
периодические съезды, издавать журналы
и брошюры, вести кооперативную пропаганду,
устанавливать по возможности, программу
общих действий, определять районы деятельности
каждого общества во избежание излишнего
скопления их взаимной конкуренции –
одним словом, по мнению Жида, эти союзы
являются в отношении общества властью
чисто морального свойства.
Их роль тем не менее
весьма серьезна, по крайней мере, в
тех странах где кооператоры
проникнуты духом организации и
дисциплины, где их не разъединяет излишняя политическая
или религиозная страстность.
Объединения коммерческие
же, которые преследуют исключительно
экономическую цель: закупку сообща
необходимых товаров для снабжения
ими союзных товариществ. Объединение кооперативов, по мнению
Жида, представляет следующие выгоды:
- Оно понижает цены покупок для каждого товарищества одним тем, что производит покупки эти массами. Ясно, что как объединение отдельных лиц для общей покупки удешевят приобретаемые товары, в такой же мере это делает и объединение товариществ. Федерация – не что иное, как кооператив кооперативов.
- Облегчает первоначальную деятельность небольшим обществом. Кто не знает, как трудно сделать первый шаг в каждом предприятии, особенно в кооперативном. Возникающее общество с незначительным числом членов, с ничтожным капиталом, без деловой опытности, является мишенью для враждебных действий торговцев всего края и имеет много шансов погибнуть в младенческом возрасте. Но достаточно, чтобы оказалась налицо федерация закупок, чтобы совершенно изменилось такое плачевное положение, ибо федерация ставит малые общества в одинаковые условия с большими. Она отпускает им требуемые товары по той же цене. И не только приносит им такую же пользу, как и старшим собратьям, но еще избавляет их от необходимости действовать ощупью и делать ошибки, обычно сопровождающие дебютантов, помогая необходимыми указаниями и высылая на запрос простого письма все, что обществам нужно. Возникающему обществу нет надобности искать специалистов в своей среде. Ему достаточно только написать в федерацию: «Нас столько-то. Пришлите все, что нам нужно.» Что же касается крупных кооперативов, иногда не удостаивающих обращаться к федерации за помощью на том основании, что они достаточно сильны, и пользующихся услугами поставщиков на тех же условиях, как и федерация, то следует сказать, что даже и в том случае если расчеты крупных кооперативов и были бы правильны, то чувство солидарности обязывало бы их поддерживать федерацию в интересах их младших собратьев и всей кооперативной семьи.
- Препятствует непозволительным сделкам (в просторечии магарычам) и тем поднимает нравственный уровень кооперативных обществ, или, по меньшей мере, предохраняет их от заражения пороком, чрезвычайно распространенным в буржуазной среде. В самом деле, когда покупка совершается при посредстве оптового магазина, то члены кооперативных советов обществ не имеют прямого касательства к поставщикам. Нам скажут, быть может, что в этом случае воспользуются магарычами администраторы оптовых складов! Может быть! Но они подчинены более строгому надзору, а если бы даже и воспользовались, то и в этом – худшем – случае зло было бы сведено к злоупотреблениям нескольких десятков, а не нескольких тысяч человек.
- Противодействует бойкоту торговцев и поставщиков. Иногда случается, что поставщики данной местности, с целью погубить кооператив по взаимному соглашению, отказываются ему продавать. Подобная тактика становится бессильной. Когда кооперативные общества, опираются на федерацию, берущуюся доставлять все, что им нужно.
- Позволяет основывать фабрики. Кооперативному обществу нелегко организовать для своих потребителей фабрикацию обуви, шляп, мыла и пр., т.к. оно не может обеспечить таким фабрикам достаточный сбыт, если только – оно не включает в себя весьма большого числа человек. Напротив, закупочное федеративное общество, объединившее сотни товариществ, с их заказами, другими словами, десятки тысяч семей, несомненно может основывать фабрики, т.к. может наперед рассчитать размеры оборота, которые оно им может обеспечить.
- Организует общеполезные предприятия, если не воспитательного характера – потому что таковые скорее относятся к ведению союзов, - то по крайней мере, такие как банк и страховые учреждения. В самом деле, если каждому обществу в отдельности предоставить заботу об организации такого предприятия, то разрозненные усилия не смогут ни к чему привести.
В той же книге Жид делит оъединение обществ
на 3 этапа:
- Первый этап – бюро коммерческих справок. Это учреждение ограничивается собранием и сообщением обществам, к нему примыкающим, справок о поставщиках и ценах; и обратно – передачей поставщикам заказов от обществ.
- Второй этап – синдикат. Он не служит подобно предшествующему простым передаточным органом: он берет на себя так называемые комиссионные поручения, сам собирает заказы от обществ и за их счет покупает у поставщиков.
- Третьим этапом служит оптовый склад. Это уже подлинный кооператив кооперативов. Он покупает непосредственно у производителей или даже у фабрик на свои собственные средства все, что считает необходимым для нужд обществ, к нему примыкающих, и перепродает этим обществам, по себестоимости или с легкой надбавкой, рассчитанной исключительно на непредвиденные случаи.
Кроме всего вышесказанного
Жид сформулировал 12 заповедей кооперации:
- Добивайся лучших условий жизни
- Расплачивайся наличными
- Сберегай без лишений
- Упрощай общественный механизм
- Борись с торговлей спиртными напитками
- Привлекай женщин к решению общих вопросов
- Освобождай народ воспитанием
- Облегчай всем доступ к собственности
- Восстанавливай коллективную собственность
- Устанавливай справедливые цены
- Уничтожай прибыль
- Уничтожай столкновения
Теперь рассмотрим каждую
в отдельности:
Добивайся
лучших условий жизни
Эта заповедь является основной,
ведь для того чтобы жить в хороших условиях, необходимо
начать добиваться их. Надо начинать с
пищи, если хотите хорошей пищи. Ну а кооперативное
потребительское общество гарантирует
продукты питания совершенного качества,
самого лучшего происхождения.
Расплачивайся
наличными
Это необходимо для того,
чтобы рабочему не оказаться в рабстве у
торговца, который крепко держит его в
руках и пользуется им для того, чтобы
сбыть свои испорченные товары. Задолжавший
человек принадлежит своим кредиторам,
и как должник не осмелится пожаловаться
на качество товара.
Зависимость эта обозначает позорную
жизнь, человек морально опускается, у
него будто цепь на шее. Долг с каждым днем
будет расти все больше и больше до тех
пор, пока не достигнет такого размера,
расплатиться за который рабочий не в
состоянии. В конечном итоге ему остается
только покончить со своей жизнью. Эта
гибель неизбежна.
Расплата же наличными,
наоборот, обозначает независимость
и свободу. А долг, это своего рода
рабство, и чтобы не попадать в
зависимость от кого-либо, лучше
ничего не приобретать в долг.
Сберегай
без лишений
Возможно ли сбережение
без лишений? Как можно сберегать
не лишая себя чего-нибудь? Нет, ведь для того чтобы
сберечь некоторую сумму, необходимо отказаться
от некоторых, возможно, необходимых товаров.
Однако, кооперативное
общество разрешило эту неразрешимую загадку, оно
дало средство создать сбережения без
лишений, без боли, без страданий, так что
тот, кто пользуется благами этого способа
сбережения, даже и не подозревает этого.
Это происходит вот таким
образом. Всякий член общества покупает что-нибудь, прибыль, которую
обыкновенный торговец реализовал бы
на этой покупке, записывается на имя этого
члена общества в его книжку, а по истечении
определенного срока, некоторый процент
от суммы закупок вернулся бы покупателю.
Упрощай
общественный механизм
Наша общественная организация
– необычно сложная машина. Можно
конечно ей удивиться, как удивляться
тем часам, которые показывают не
только дни, часы, но и недели, фазы луны,
праздники и високосные годы. Но
эти часы стоят очень дорого и
легко ломаются. То же самое происходит и
с общественным механизмом, поэтому необходимо
упростить его.
Прежде чем какой-либо
продукт попадет в руки потребителю,
он пройдет через десятки посреднических
рук. Поэтому вполне недорогой товар,
дойдя до покупателя, будет стоить в несколько раз дороже. Но
потребитель не всегда может позволить
себе дорогостоящий продукт, поэтому продавцу
придется снизить цену, что отразится
и на прибыли посредников, которые очень
часто доводятся до банкротства именно
по тому что они многочисленны.
Кооперативное общество
уничтожает все эти ненужные шестерни;
оно доставляет кротчайшим путем
богатства из рук производителей
в руки потребителей, а деньги, наоборот,
из рук потребителей в руки производителей.
Передаточные органы
должны быть сведены к минимуму, так как, благодаря трению,
бесполезно теряется живая сила. Это –
принцип механики, но это и принцип политической
экономии.
Борись
с торговлей спиртными напитками