Кредитная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 15:40, курсовая работа

Описание

Задачи:
q раскрыть сущность кредита, его основные формы и функции;
q изучить основные направления кредитной политики в РБ;
q изучить влияние кредитной политики на показатели экономического роста;
q выделить проблемы достижения конечных целей;
q изучить систему кредитного регулирования в нашей республике и в зарубежных странах, проблемы её осуществления.

Работа состоит из  1 файл

катюша.docx

— 285.32 Кб (Скачать документ)

Как известно, Беларусь является страной с открытой экономикой, поскольку более 50% ее ВВП составляет экспорт. Это означает, что республика может обеспечить устойчивое долгосрочное развитие только в случае расширения внешнеэкономической деятельности, в частности роста объема продаж за рубеж. А использование коммерческого  кредита позволяет решить проблемы сбыта продукции на иностранных  рынках, трудности по привлечению  покупателей и осуществлению  расчетов с поставщиками.[14]

Коммерческий  кредит имеет множество различных  способов предоставления и, поэтому  способен помочь производителям отечественной  продукции реализовать ее как  внутри страны, так и за рубежом.

Необходимость коммерческого кредита обусловливается  тем, что в различных отраслях хозяйства время производства и  время обращения капитала не совпадают: у одних предприятий товар  произведен и готов к реализации, тогда как другие, заинтересованные в данном товаре, не располагают  достаточным количеством средств  для его приобретения. В таких  случаях продажа товара в кредит способствует непрерывности процесса производства, обеспечивает ускорение  оборота капитала и увеличение прибыли.

4)Потребительский кредит отражает экономические отношения между кредитором и кредитополучателем по поводу кредитования конечного потребления. Он выдается населению для удовлетворения его потребительских нужд и отличается от кредитов, предоставляемых предприятиям для производственных целей, по составу участников сделки, объектам, условиям предоставления, размеру процента и др. Кредит ускоряет получение населением определенных благ (товаров, услуг), которые оно могло бы иметь (приобрести) только в будущем — при условии накопления суммы денежных средств, необходимой для покупки данных товарно-материальных ценностей или услуг, строительства и др. Выдача потребительского кредита населению, с одной стороны, увеличивает его текущий платежеспособный спрос, повышает жизненный уровень, а с другой — ускоряет реализацию товарных запасов, услуг, способствует увеличению капитала производителей товаров. [2, с. 233]

Субъектами  кредитных отношений являются кредитополучатели — физические лица и кредиторы — банки, небанковские кредитно-финансовые организации (ломбарды, кассы взаимопомощи, кредитные кооперативы, пункты проката), предприятия и организации. Между банком и населением может существовать посредник, например, торговая организация. Потребительский кредит регулируется со стороны государства более тщательно по сравнению с другими формами кредита, так как связан с потребностями населения, регулированием его уровня жизни. Регулирование может затрагивать уровень процентных ставок, сроков соблюдения принципов социальной справедливости, доступности кредита для населения. Потребительский кредит способствует относительному выравниваю уровней жизни лиц с неодинаковыми доходами, сокращает разрыв между уровнем и структурой потребления различных социальных слоев населения.

Последовательность  в принятии решений кредитором и  кредитополучателем при подготовке и заключении кредитного договора на получение потребительского кредита может быть следующей (табл.3).

В Республике Беларусь потребительский кредит  развивается  очень быстрыми темпами. Государство  ведёт активную деятельность в поддержке  малообеспеченных граждан, инвалидов  и многодетных семей. В связи  с этим, Правительство Беларуси утвердило перечень товаров, для приобретения которых малообеспеченным гражданам предоставляются льготные кредиты. Соответствующее решение содержится в постановлении Совета Министров №1010. Документ принят в целях реализации указа №371 "О льготном потребительском кредитовании" от 6 июля 2009 года. Перечень товаров, при покупке которых малообеспеченные граждане смогут использовать льготные кредиты, включает широкий ассортимент продукции отечественного производства.

Следует также  отметить, что в последнее время  резко поменялась  структура  кредитной  задолженности  населения.По данным  НББ,  в  ее составе доля потребительских кредитов  на  1 октября  2010 года снизилась до 29,2% с 45,7% на 1  января  2009 года.[13, с.38]

Таблица 3 - Заключение договора о получении потребительского кредита

    Кредитополучатель
      Кредитор (банк)
              1-й  этап
Запрос  о кредите (как цравило, в устной форме) Предложение представить  необходимую документацию
              2-й  этап
Составление необходимой документации, включая информацию о себе, роде занятий, доходах Проверка представленной документации различными способами, определение кредитоспособности кредитополучателя
                                                                3-                                                                 й этап
Предоставление  гарантий по возврату кредита (залог имущества, вклад, поручительства и др.) Установление  надежности данных гарантий
              4-й  этап
Подготовка  плана погашения кредита Определение приемлемости графика погашения кредита и  его источников
              5-й  этап
Оценка  условий кредитного договора Предложения об условиях кредитного договора (сумме  кредита, сроках, проценте за кредит и т.д.)
              6-й  этап
        Заключение  кредитного договора
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Примечание – Источник: 2, с.235

5)Лизинговый кредит – это отношения между юридически самостоятельными лицами по поводу передачи в лизинг основных средств производства  или иного имущества в длительное пользование, а также финансирования, приобретения движимого и недвижимого арендуемого имущества. Лизинг рассматривается, с одной стороны, как альтернатива капиталовложения, а с другой – как альтернатива финансирования. Лизинг представляет собой форму имущественного кредита и является одним из видов инвестирования в оборудование, недвижимость и прочие основные фонды.

    Лизинг  сравнительно молодой для белорусского рынка вид деятельности. Первые лизинговые операции в Беларуси начали проводиться  в 1991г. На данный момент белорусский  рынок лизинговых услуг объединяет около 50 компаний, банковских дочерних структур, частных фирм.

    Рынок лизинга в Республике Беларусь развивается  высокими темпами. Так, согласно данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, в 2009 году суммарная стоимость переданного в лизинг имущества увеличилась на 38% по сравнению с 2008 годом и превысила 1 трлн. рублей.

      Необходимо отметить, что при увеличении общей стоимости объектов, переданных в лизинг в течение года, произошло уменьшение количества объектов лизинга на 6,6%.

С зарубежными  инвесторами активно сотрудничают такие лизинговые компании, как СООО «Райффайзен-лизинг» (71,5% в структуре  рефинансирования), группа «Вестлизинг» (58,3%) и СООО «РЕСО-БелЛизинг» (54,7%). Определенные ресурсы от зарубежных партнеров  получают также ООО «Активлизинг» (4,8%), ИООО «Парекс Лизинг» (2,8%), а  также группа «Мобильный лизинг» (2,6%). Тем не менее, доля иностранных инвестиций в лизинговую деятельность сокращается. Так, в 2009г. она составила 15,4% по сравнению с 22% в 2008г.[14]

Необходимо указать, что мировая практика развития лизинга  определила в качестве нормального  соотношение объема лизингового  портфеля лизингодателей с объемом  нового бизнеса в диапазоне 2,5 – 4. Данное обстоятельство чаще всего  предполагает стабильность развития рынка  лизинга, его предсказуемость и  поступательное увеличение объемов. В 2009г. для рынка лизинговых услуг Республики Беларусь было характерным соотношение 1,24, что, с одной стороны, может свидетельствовать об интенсивном развитии нашего рынка, а с другой – о более коротких сроках лизинговых проектов, реализуемых отечественными лизингодателями.

В качестве положительной  тенденции в этом разрезе также  можно отметить повышение финансовой устойчивости лизинговых компаний, которые  за последние 5 лет смогли в 5 раз  нарастить объем участия в  лизинговых проектах собственным капиталом. Но по сравнению с 2008г. изменений не произошло (14% в 2009г. и 14,1% в 2008г.), что может свидетельствовать о стабилизации этого показателя.[14]

Таким образом, если на протяжении 90-х гг. прошлого века лизинговые компании представляли собой посредников между банками-кредиторами  и лизингополучателями, то в настоящее  время их участие в лизинговых проектах приносит реальную отдачу для  всех его участников. Банк получает дополнительную гарантию возврата выданного кредита за счет собственного капитала лизинговой компании (что может отражаться в снижении ставок за счет сокращения рисковой надбавки), а предприятия-лизингополучатели могут рассчитывать на адекватность лизинговых ставок (т.к. лизинговые компании могут предлагать свои ресурсы по более низким ставкам, чем банки). 

6)Ипотечный кредит – это особый тип экономических отношений по поводу предоставления долгосрочных кредитов под залог недвижимого имущества. Кредитором по ипотеке могут быть ипотечные банки или специальные ипотечные компании, а также обычные коммерческие банки. Объектами ипотеки в соответствии с Законом Республики Беларусь «О залоге» признаются земля и недвижимое имущество (предприятия, здания, сооружения и др.), непосредственно связанные с землёй. Земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут быть предметом залога согласно данному закону только в качестве материального обеспечения своевременного возврата банковского кредита. Ипотека предприятия распространяется на всё его имущество, включая основные и оборотные фонды, а также другие ценности, отражённые в самостоятельном балансе предприятия, если иное не определено законодательством либо договором.

Существует  несколько моделей ипотечного кредитования. Кредит может быть выдан на покупку  построенной квартиры или на покупку  строящегося жилья (залог прав на строящиеся объекты). В первом случае квартира может служить реальным залогом для банка. Выдача же кредитов под обеспечение строящейся недвижимости еще больше увеличивает банковские риски, так как никто не дает гарантии, что жилье будет построено  и значит - может быть реализовано.

Ипотеку надо рассматривать как положительную составляющую жилищной политики нашего государства. Это доказывает опыт других стран (например, послевоенной Германии). В то же время на освоение этого нового для нас направления потребуются годы, в течение которых будет совершенствоваться законодательство, нарабатываться отечественная практика – ведь, несмотря на общие тенденции, каждое государство имеет свою специфику развития. Поэтому сегодня и ведется активная работа над проектом Закона «Об ипотеке». [10, с.42]

В настоящее  время в Республике Беларусь существует целый комплекс правовых актов, регулирующих правоотношения по ипотеке. Среди них  можно выделить такие, как Гражданский  кодекс РБ, Закон РБ от 24.11.1993 «О залоге», Указ Президента РБ от 12.01.2007 №20 «Об  особенностях передачи земельных участков, находящихся в частной собственности, в ипотеку для получения банковского кредита», Указ Президента РБ от 7 декабря 1999 г. №718 «Об утверждении перечня банков, которые могут быть залогополучателями земельных участков, находящихся  в собственности юридических и физических лиц, при выдаче кредитов этим лицам».[10, с.21]

7)Факторинг – это операция, связанная с уступкой поставщиком (кредитором) другому лицу (фактору) подлежащих оплате плательщиком (должником) долговых требований и передачей фактору права получения платежа по ним. В роли факторов могут выступать банки, небанковские кредитно-финансовые организации, специализированные факторинговые фирмы. Основным принципом факторинга является возмещение фактором поставщику части суммы платежа по долговым требованиям к плательщикам. Перечисление остальной суммы платежа по долговым требованиям осуществляется фактором после поступления средств от плательщика.[2, с. 264]

За рубежом  факторинг получил наибольшее развитие в последние 25 - 30 лет, причём США  постепенно уступили первое место Западной Европе. “Первая тройка” стран (% от мирового факторингового оборота) выглядит следующим образом: США - 18 %; Италия - 16 %; Великобритания - 15 %. Спецификой проведения факторинга за рубежом является то, что эти операции оказывают, как  правило, фактор - фирмы (у нас - банки), объединяющияся в международные  организации (IRQ, FCI). В проведении факторинговых  операций существуют некоторые страновые  различия, но характерной чертой является высокий уровень обслуживания клиента, что проявляется, во-первых, в полной информационной обеспеченности (с помощью  компьютерных сетей, информационных агентств, аудиторских фирм), а во-вторых, в  существовании современных научно обоснованных технологий оценки рисков, финансового состояния клиента  и его дебиторов, “факторабельности” продукции и др. Все это позволяет  минимизировать риск и затраты времени  фактор-фирмы и обеспечить клиенту  быстрое и качественное обслуживание.

 В  Республике Беларусь факторинговые  операции банками проводятся, но, к сожалению, в небольших объёмах.  Крупные банки осуществляют их  достаточно регулярно примерно  с середины 90-х годов (в основном, международный факторинг), но большинство  белорусских банков если и  осуществляют, то разовые факторинговые  сделки, что снижает значимость  этой банковской услуги. Можно  сказать, что факторинг пока  не получил у нас широкого  развития. Причинами этому являются: недостаточная правовая база; высокая  доля неплатежей и невозврата  кредитов по республике; недостаточность  у банков ресурсов для проведения  факторинга; недостаточная компетентность  в области финансового анализа  и низкий уровень банковских  технологий; отсутствие единого  порядка отражения факторинговых  операций в бухгалтерском учёте  предприятий; нехватка научно  обоснованных методик оценки  рисков, кредитоспособности клиентов  и т. д. При этом многие  экономисты оценивают перспективы  развития факторинга в нашей  стране как неплохие. Так, в  республике функционирует большое число предприятий, производящих “факторабельную” продукцию; они нуждаются в финансировании и охотно будут брать факторинговые кредиты. К тому же факторинг не только не усугубляет проблему неплатежей, но и в определённой степени способствует её решению. Экономисты предлагают использовать мировой опыт при проведении факторинга, безусловно, с учётом отечественной специфики. Но для развития факторинга в нашей стране вышеуказанные проблемы требуют обязательного решения. Конечно, было бы неверно в настоящее время заниматься решением проблем по какому-либо вопросу в отдельности. Сложившаяся в стране ситуация требует учёта недостатков во всех отраслях экономики и их взаимного урегулирования. Поэтому первоочередная задача сегодня - разработка комплексной программы развития банковской системы республики, способной в максимальной степени добиться положительных результатов как в республиканском масштабе, так, в частности, и в области факторинга. [11, с. 111]

Информация о работе Кредитная политика Республики Беларусь