Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:24, курсовая работа
В настоящее время очень удобным и популярным средством платежа стали банковские платежные карточки. Банки эмитируют различные виды карточек (дебетные и кредитные, личные и корпоративные и др.), тем самым упрощая систему расчетов и получая значительную прибыль от такого рода деятельности. Преимуществами «карточной» системы расчетов пользуются не только банки, но и все ее участники.
Цель курсовой работы - охарактеризовать основные экономические условия расчетов с использованием банковской пластиковой карточки, оценить преимущества и недостатки такой системы расчетов.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Кредитные карточки. Основные положения……………………………...4
1.1. Общие понятия ...................................................................... 4
1.2. Классификация и виды карточек...................................................5
2. Расчеты по операциям с использованием банковских пластиковых карточек. ..............................................................................................9
2. 1. Базовая схема расчетов.............................................................9
2.2 Основные функции участников расчетов с использованием банковских пластиковых карточек............................................................................11
2.3 Преимущества карточной системы расчетов для ее участников..........13
3. Состояние рынка банковских пластиковых карточек в Республике Беларусь.............................................................................................15
3.1 Нормативно-правовые акты, регулирующие использование пластиковых карточек……........................................................................................15
3.2. Состояние использования пластиковых карточек ...........................19
3.3. Конкуренция на белорусском рынке банковских карточек……………..21
Заключение................................................................................. 28
Список используемой литературы..................................................... 29
3.2.
Состояние использования
пластиковых карточек
При анализе рынка банковских пластиковых карточек большое значение имеет анализ таких показателей, как:
• количество карточек на одну единицу инфраструктуры (111С, ПВН);
• количество человек на одну карточку;
• количество операций на одну карточку;
• средний оборот по одной карточке;
• средняя сумма одной операции.
По первому показателю складывается следующая ситуация. По всем показателям произошел рост. Это говорит о том, что темпы роста эмиссии карточек превосходят темпы роста инфраструктуры их использования. То есть банки, осуществляя эмиссию, не обеспечивают ее необходимыми средствами использования карточек.
По показателю количества человек на одну карточку следует отметить, что за анализируемый период значения всех показателей уменьшились. Это объясняется прежде всего тем, что в течение года количество карточек в обращении увеличилось. Наименьшие показатели имеют международные системы. Это свидетельствует о том, что наиболее широко в нашей системе развита техническая инфраструктура использования карточек международных систем. [6,с.36]
Количество операций в белорусских рублях по итогам 2001 года уменьшилось. Основное снижение операций с использованием пластиковых карточек произошло за счет уменьшения частоты использования карточек в качестве платежного инструмента. С развитием зарплатных проектов держатели чаще используют свои карточки для снятия наличных. Количество операций в долларах США увеличилось. Однако, уменьшился среднегодовой оборот, соответственно уменьшилась и средняя сумма одной операции. [6,с.37]
Сегодня реализация зарплатных проектов с использованием банковских пластиковых карточек является одним из приоритетных направлений "карточного" бизнеса банков. Именно такие проекты позволяют банкам добиться ощутимого роста эмиссии карточек и, соответственно, увеличения остатков средств на карт-счетах держателей карточек. Аккумуляция денежных средств на карт-счетах в банке и повышение размера их среднедневных остатков — основной путь повышения доходности "карточных" программ банка. Ориентированность банка на развитие зарплатных проектов позволяет ему в довольно короткие сроки добиться серьезных результатов в области "карточного" бизнеса (см. схему выплаты заработной платы посредством банковских пластиковых карточек).
Опыт ОАО "Белинвестбанк" показывает, что развитие зарплатных проектов с использованием карточек стало катализатором развития "карточных" программ банка в целом. При увеличении эмиссии карточек и соответствующей инфраструктуре их обслуживания банк делает основной упор на внедрение и развитие зарплатной технологии применения карточек, реализацию совместных с предприятиями/учреждениями проектов на ее основе. В настоящее время банком реализуется более 120 зарплатных проектов разного масштаба в различных регионах. Наиболее крупные из них: "Моготекс" (Могилев), КИМ (Витебск), БГУ (Минск), ОАО "Элема" (Минск), ОАО "Людмила" (Минск) и другие. Следует отметить, что развитие зарплатных проектов позволило значительно увеличить темпы эмиссии карточек. Первые подобные проекты начали реализовываться только в 2000 году, основное внимание было уделено организационным мероприятиям,а реальная эмиссия началась лишь в конце 2000 года. Таким образом, на 1 января 2001 года банк эмитировал всего около 2,5 тысячи карточек, был установлен один банкомат, в рамках эквайринга обслуживались 43 предприятия торговли и сервиса. В 2001 и 2002 годах, особенно начиная со второй половины 2001 года, ОАО "Белинвестбанк" сделал серьезный акцент на внедрение и развитие зарплатных "карточных" проектов. Вследствие этого уже на 1 января 2002 года банком было эмитировано более 11,5 тысячи карточек, а на 1 января 2003 года — более 42,8 тысячи карточек различных систем, введены в эксплуатацию 35 банкоматов, в рамках "карточных" систем обслуживаются 219 предприятий торговли и сервиса. При этом подавляющее большинство карточек эмитированы банком в рамках зарплатных проектов. На сегодняшний день эмиссия находится на стабильном уровне: 3— 4 тысячи карточек в месяц с возможностью дальнейшего увеличения. [7, c. 23]
Таким образом, активизация внедрения и развития зарплатных проектов позволила значительно ускорить темпы эмиссии карточек, что, в свою очередь, приводит к увеличению как объемов операций, так и среднедневных остатков на карт - счетах.
Эмиссия и обращение пластиковых карточек регулируется законодательством республики, которое определяет порядок выдачи и обращения карточек, устанавливает основные функции банка-эмитента и банка-эквайера. Внутренняя система расчетов карточками «БелКарт» является составной частью платежной системой Республики Беларусь. Нормативными актами определяются функции данной системы. Несмотря на то, что рынок пластиковых карточек в Республике Беларусь тщательно регулируется, состояние рынка пластиковых карточек в республике требует изменений.
В
2001 году отмечен значительный рост
количества карточек, выпущенных в обращение.
Основная доля рынка в национальной валюте
принадлежит двум системам «Eurocard/Mastercard»
и «БелКарт». Однако, по итогам 2001 года
отмечена тенденция к доминированию «Eurocard/Mastercard»
над «БелКарт». Наряду с увеличением количества
карточек в обращении и развитием технической
инфраструктуры банкам необходимо уделить
особое внимание использованию карточек,
стимулируя заинтересованность их держателей,
внедряя различные программы поощрения
держателей.
3.3.
Конкуренция на белорусском
рынке банковских пластиковых
карточек
Первым проявлением конкуренции в области работы с банковскими карточками стало присоединение Беларусбанка, Приорбанка и Белвнешэкономбанка к ведущим международным платежным системам VISA,
Europay/MasterCard International. Особенностью такого шага было то, что руководители этих банков смогли выделить кадровые и материальные ресурсы, чтобы без оглядки на московские банки на равных работать с мировыми платежными системами и создавать в стране новые направления для обслуживания частных и юридических лиц. Сегодня очевидно, что это были прогрессивные и глубоко продуманные действия на перспективу с целью получения доступа к передовым технологиям для достижения приоритетных позиций на рынке данных продуктов и технологий. Большинство же банков страны в 90-е годы не смогли выйти за рамки выполнения роли агентов банков соседних стран.
Экономически эффективная работа в данном направлении показала, что специалисты белорусских банков могут в короткие сроки успешно осваивать самые передовые технологии и использовать их в интересах своей страны. Эмиссия международных карточек VISA, Eurocard/MasterCard продемонстрировала клиентам, что карточки отечественных эмитентов не хуже французских или латвийских, а иметь карт-счет в Минске или Бресте намного удобнее и дешевле. Отечественные карточные продукты в известной степени способствовали приостановлению оттока капитала за границу.
Позитивным
примером цивилизованного подхода к ведению
конкурентной борьбы за рынок стал рост
числа крупных и средних банков — участников
международных платежных систем через
спонсирование их членства банками, имеющими
генеральные лицензии от VISA и MasterCard International
(рис. 1).
Рисунок 1.
Рост числа участников международных платежных систем VISA и MasterCard International (1993-2002 rr.)
Увеличение числа банков, которые начали использовать международные технологии при работе с банковскими карточками, объективно вело к усилению конкуренции, а соответственно и к расширению типов карточек, эмитируемых финансовыми институтами страны. Сегодня частные и корпоративные клиенты могут приобретать как престижные продукты класса Gold, Business, Classic, Standard, так и доступные по цене карточки Maestro и VISA Electron с ведением счетов в свободно конвертируемой валюте и белорусских рублях. Именно благодаря конкуренции за увеличение клиентской базы банки начали эмиссию он-лайновых продуктов Maestro и VISA Electron. Появление на рынке этих карточек предоставляет почти каждому клиенту банка, имеющему счет, возможность получить инструмент для удаленного пользования своими денежными средствами. Широкое использование этих продуктов различными слоями населения способствует преодолению устаревшего стереотипа о том, что наличие банковской карточки — это прерогатива богатых людей.
Важным
событием на рынке банковских услуг
стала эмиссия Приорбанком
С 1994 года банки стали предоставлять новый вид сервиса международного класса — круглосуточное обслуживание держателей карточек и авторизацию предприятий торговли. Причем центры авторизации Приорбанка и Национального процессингового центра оказывают широкий спектр услуг своим клиентам не только в Беларуси, но и по всему миру. Такой уровень обслуживания клиентов банков был ранее не известен в Беларуси.
Общие принципы работы и наличие координирующего и руководящего органа в лице Национального банка страны и менеджеров платежных систем привели конкурирующие банки к осознанию необходимости осуществления экономически эффективных совместных программ.
Первым примером такого сотрудничества стал проект по созданию системы внутреннего клиринга и расчетов на основе технологии Europay International, который совместно выполнили Беларусбанк, Белвнешэкономбанк и При-орбанк. И сегодня карточки Maestro с ведением счетов в белорусских рублях не только демонстрация зарождения нового стиля жизни белорусов, но и фактор реальной интеграции с Европейским союзом. На этапе запуска в данный момент находится аналогичный проект с VISA International. Эмиссия карточек VISA с ведением счетов в национальной валюте усилит конкуренцию на рынке.
Появление новых эмитентов на рынке карточек стимулирует банки применять в борьбе за клиентов маркетинговые приемы, которые широко используются нашими европейскими и североамериканскими коллегами. Приорбанк впервые в стране совместно с Белорусским клубом автомототуризма на базе карточки Maestro разработал co-branding-проект: на специальном бланке карточки Maestro рядом с логотипом банка размещен торговый знак его партнера по бизнес-проекту. Специалисты понимают, что при наличии на предприятиях торговли и сервиса (ПТС) всего около 720 POS-терминалов на страну с населением в 9,905 млн. человек сложно говорить о массовом использовании он-лайновых продуктов типа Maestro или VISA Electron в качестве платежного инструмента, однако сам факт осуществления co-branding-проекта очень ценен и, безусловно, будет востребован в будущем.
Приобретение опыта в разработке новых финансовых продуктов на базе банковских карточек способствует расширению их спектра. [8, с. 18]
Рост числа новых участников международных платежных систем стимулирует гибкая структура членства в них. Для выпуска карточек MasterCard, Maestro и VISA со своим логотипом средним и небольшим банкам сегодня нет необходимости получать генеральные лицензии этих платежных систем. Это даже экономически бессмысленно.
Процессинг очень выгоден для банков, имеющих генеральные лицензии, так как позволяет значительно снизить операционные и накладные расходы по их работе в международных системах, а банкам-партнерам предоставляет возможность создать новое направление в своих финансовых институтах.
Положительным фактором, стимулирующим конкуренцию, стало разрешение Национального банка Республиканскому объединению «Белпочта» осуществлять операции по выдаче наличных держателям банковских карточек.
По количеству
открытых карт-счетов в белорусских
рублях на рынке безусловным лидером сегодня
является Беларусбанк (рис. 2).
Рисунок
2.
Приведенные
на рисунке 3 диаграммы показывают,
что за последние 5 лет отношение банков
к развитию сети банкоматов изменилось:
пришло понимание того, что без круглосуточного
доступа к счету невозможно добиться массовой
эмиссии карточек и изменить практику
обслуживания частных лиц в банковской
системе. Примечательно, что раздел рынка
банковских карточек в белорусских рублях
почти по всем позициям совпадает с долей
рынка по количеству установленных банкоматов
(рис. 4).