Лекции по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 00:27, курс лекций

Описание

ЛЕКЦИЯ 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ (начало). Сущность и предмет национальной экономики.
Предмет курса «Национальная экономика Беларуси» и его место в системе экономических наук.
Целью настоящего курса является создание у слушателей системного представления о механизме функционирования национальной экономики в современных условиях, способах воздействия на нее государства, экономическом потенциале и хозяйственных комплексах.

Работа состоит из  1 файл

КУРС ЛЕКЦИЙ для заочников.doc

— 1.19 Мб (Скачать документ)

Переход к индикативному планированию предполагает эффективное использование лучших достижений централизованного планирования: методологию и методы разработки комплексных программ, социально-экономических, научно-технических и экологических прогнозов; систему планов различного временного горизонта; методы целеполагания, сценариев, вариантности и комплексности; систему взаимоувязанных балансовых расчетов; разработку экономических и социальных нормативов, позволяющих оценить динамику эффективности производства, структурных сдвигов, изменения макропропорций.

Разработанные в республике Комплексная программа научно-технического прогресса, Основные направления социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы, а также ежегодно составляемые прогнозы социально-экономического развития страны - пример междисциплинарного сотрудничества и научной обоснованности используемых методологических и методических подходов к прогнозированию и планированию социально-экономических процессов, разработке экономической политики и стратегии государства.

Индикативный план должен включать результаты исследований всего многообразия актуальных проблем как на длительную, так и на ближайшую перспективы. Это — разработка стратегии социально-экономического развития государства, включая выбор перспективной модели экономики, разгосударствление и приватизацию, развитие предпринимательства, формирование рынка и его инфраструктуры, демонополизацию экономики, выбор приоритетов и направлений инновационной, инвестиционно-структурной и внешнеэкономической политики, определение макропропорций и системы государственных регуляторов, создание системы социальной защиты и гарантий для населения, формирование правовой базы.

4. Система государственного прогнозирования и программирования.

Национальным собранием Республики Беларусь в апреле 1998 г. был принят Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», который определяет систему государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны, цели и задачи, общий порядок их разработки. Главная цель — достижение устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, внешнеэкономического равновесия и повышение на этой основе уровня жизни народа.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития – это деятельность государственных органов по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы, а также система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения.

Система государственных  прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:

  • на долгосрочную перспективу — Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;
  • среднесрочную перспективу — Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет;
  • краткосрочную перспективу — годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.

Прогнозы и программы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики состояния и развития экономической и социальной сфер, научно-инновационной и инвестиционной деятельности, внешнеэкономических связей, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки. Они разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов. Прогнозы разрабатываются в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам в нескольких вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

Разработка государственных прогнозов  и программ социально-экономического развития Республики Беларусь проводится Советом Министров Республики Беларусь.

Государственное прогнозирование  социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу определяет социально-экономическую и научно-техническую политику государства на длительный период. Так, Национальная стратегия разрабатывается один раз в пять лет на 15-летний период за два с половиной года до начала прогнозируемого периода. В этом документе с учетом состояния и необходимости сохранения окружающей среды для будущих поколений определяются стратегические направления эффективного использования социально-демографического, природного, производственного и инновационного потенциалов страны.

На основе Национальной стратегии  один раз в пять лет за два года до начала прогнозируемого периода  осуществляется разработка Основных направлений социально-экономического развития на 10-летний период (с погодовой разбивкой первого пятилетия), где определяются цели социально-экономического развития Республики Беларусь, пути и средства их достижения. Материалы НСУР и Основных направлений с целью обеспечения преемственности экономической политики государства используются при разработке прогнозов и программ на среднесрочную перспективу.

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на 5-летний период. В Программе отражаются:

  • оценка итогов социально-экономического развития за предыдущий период;
  • концепция Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу;
  • макроэкономическая политика, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную и валютную, ценовую политику;
  • социальная политика;
  • институциональные преобразования;
  • инновационная, инвестиционная и структурная политики;
  • внешнеэкономическая деятельность;

• развитие реального сектора экономики;

• проблемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу утверждается Президентом Республики Беларусь.

На краткосрочную перспективу разрабатываются годовые прогнозы социально-экономического развития, которые включают:

  • основные показатели социально-экономического развития, важнейшие проблемы и задачи, на решение которых будет направлена политика государства в предстоящем году;
  • характеристику целевых программ Республики Беларусь и межгосударственных программ, финансирование которых планируется из республиканского бюджета;
  • перечень республиканских государственных нужд, а также государственных заказчиков по поставкам, закупкам товаров, работ и услуг для республиканских государственных нужд;

• государственную инвестиционную программу;

• целевые показатели социально-экономического развития, являющиеся ориентирами при разработке прогнозов и программ по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам.

Порядок и сроки разработки годового прогноза социально-экономического развития согласуются с порядком и сроками  разработки бюджета Республики Беларусь. Годовые прогнозы являются исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов и разработки основных направлений денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь. Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития на краткосрочную перспективу утверждаются Президентом Республики Беларусь.

На основании этих документов законом предусматривается разработка прогнозов социально-экономического развития по народнохозяйственным комплексам, отраслям экономики, административно-территориальным единицам. Разработка прогнозов обеспечивается республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами. Законом предусматривается также ответственность органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов за достоверность и своевременность предоставления необходимой информации для прогнозирования социально-экономического развития в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 14. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА  ГОСУДАРСТВА.

1. Финансово-бюджетная  и налоговая системы страны.

Бюджет — это основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития страны или соответствующих административно-территориальных единиц.

Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 133), «бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местный бюджеты. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды». Эти конституционно обязательные положения реализуются в ежегодно принимаемых законах о государственном бюджете, Налоговом кодексе Республики Беларусь, а также в разработке и проведении «единой бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, валютной политики» (ст. 132).

Основными функциями бюджета являются: перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики.

Законы о бюджете Республики Беларусь на 2010 и 2011 годы имеют высокую социальную направленность: всего на эти цели будет направлено 41 трлн. руб. в 2010 и более 45 трлн. руб. в 2011 году. Одной из основных задач в области политики расходов бюджета будет сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, укрепление действующих социальных гарантий, поддержка реального сектора экономики и реализация программы жилищного строительства. Так на цели жилищного строительства предусмотрено более 3 трлн. руб. (льготирование процентных ставок по кредитам, финансирование строительства объектов инфраструктуры, помощь многодетным семьям, одноразовые субсидии).

Дефицит республиканского бюджета на 2011 год установлен в размере 6 трлн. руб. или 3 % от ВВП, что соответствует национальному и международным стандартам финансовой безопасности.

В 2011 году по сравнению с 2010 годом  расходы базовых отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, социальная политика, физкультура и спорт, культура и средства массовой информации) планируется увеличить на 40 %. Выплаты из ФСЗН на 15 % превысят уровень 2010 года.

Основными целями совершенствования бюджетной системы являются:

- обеспечение стабильности и предсказуемости бюджетной системы, концентрации ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;

- консолидация в бюджете всех государственных ресурсов, в частности целевых бюджетных фондов, отказ от их целевого статуса;

- упорядочение субсидирования секторов экономики, сокращение объема субсидий и льгот;

- эффективное управление государственным долгом с целью снижения стоимости обслуживания и рисков, связанных с его структурой;

- реформа межбюджетных отношений на основе более четкого разграничения расходных и налоговых полномочий между республиканским и местными бюджетами и формирования новых систем финансовой поддержки регионов.

1.2. Налоговая система и пути ее совершенствования

Экономической базой и инструментом финансовой политики государства являются налоги. В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую (регулирующую и распределительную). Фискальная функция является основной в формировании денежных фондов государства. Экономическая функция предусматривает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, влияния на реальный процесс производства и инвестиций, на масштабы и темпы роста экономики.

Совокупность всех взимаемых в государстве налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке, образуют налоговую систему.

Налоговое законодательство развивается в направлении обеспечения равного и справедливого налогообложения, нейтральности и гибкости налоговой системы по отношению к экономике, ее стабильности и предсказуемости, что должно положительно отразиться на конкурентоспособности национальной экономики.

Налоги подразделяются на прямые, которыми облагаются доходы и имущество (налог на недвижимость, налог земельный, налог за пользование природными ресурсами, налог на прибыль и др.), и косвенные, включаемые в цену товаров, работ, услуг в виде надбавок, оплачиваемых покупателем (это акцизы, налог на добавленную стоимость). Особую группу налогов и отчислений составляют платежи, объектом обложения которых является фонд заработной платы (отчисления в фонд социальной защиты населения).

Информация о работе Лекции по "Экономике"