Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 00:27, курс лекций
ЛЕКЦИЯ 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ (начало). Сущность и предмет национальной экономики.
Предмет курса «Национальная экономика Беларуси» и его место в системе экономических наук.
Целью настоящего курса является создание у слушателей системного представления о механизме функционирования национальной экономики в современных условиях, способах воздействия на нее государства, экономическом потенциале и хозяйственных комплексах.
Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.
Основное влияние на денежно-кредитную сферу оказывают операции Национального банка по рефинансированию банков. Посредством этих операций осуществляется поддержка ликвидности банковской системы, обеспечивающей кредитно-расчетное обслуживание в экономике страны. Для контроля за динамикой денежной массы, Национальный банк активно использует разнообразные инструменты привлечения ресурсов банков.
Главная цель деятельности Национального банка состоит в обеспечении стабильности национальной валюты и банковской системы. Промежуточными целями являются обеспечение допустимого роста денежной массы, определение лимитов и направлений денежной эмиссии, а также управление уровнем цен денежного рынка, включая процентные ставки и обменный курс.
Второй уровень банковской системы Республики Беларусь состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах.
Шесть банков уполномочены Правительством Республики Беларусь обслуживать государственные программы и мероприятия.
Одним из обязательных условий формирования рыночной системы является глубинная перестройка денежного обращения и кредита. Ее сущность состоит в оптимальном сокращении централизованного перераспределения денежных ресурсов и переходе к их преимущественно горизонтальному движению на финансовом рынке.
Снижение процентных ставок по кредитам и обеспечение условий для хранения сбережений в национальной валюте способствовали повышению доступности кредитов для экономики, содействовали трансформации сбережений в инвестиции, ограничению инфляционно-девальвационных процессов и выступали стимулами экономического роста.
Действующая в РБ платежная система в целом обеспечивает потребности банков, субъектов хозяйствования в своевременном и качественном проведении расчетов, способствует эффективной реализации экономической политики страны, она одна из лучших в восточной Европе. В реальном режиме времени (RTGS) осуществляется около 93 % общей суммы платежей.
Несмотря на то, что в последние годы банковский сектор по темпам роста опережал реальный сектор экономики, в деятельности банков страны еще очень много проблем.
Одной из ключевых проблем является нехватка ресурсной базы банков. Причина - невысокий коэффициент монетизации, т.е. отношение числа денег к ВВП. Недостаточными темпами растут объемы депозитов субъектов хозяйствования и населения. Отношение объема потребительских кредитов к ВВП значительно меньше, чем в других экономически развитых странах (40 %).
Результатом реформирования банковского сектора должно стать существенное повышение его функциональной роли в экономике Беларуси, а также приближение макроэкономических параметров банковской деятельности (активы банковской системы к ВВП 50—60 %, капитал банковской системы к ВВП — 5—6 %) уровню стран-лидеров в экономическом развитии.
4.2. Денежно-кредитная политика: основные направления и инструменты.
Денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов общей экономической политики государства (наряду с промышленной, структурной, внешнеторговой, налоговой и другими видами политики) и определяется приоритетами и целями правительства. Среди целей денежно-кредитной политики государства выделяются долгосрочные (безынфляционная экономика в условиях отсутствия безработицы) и краткосрочные (поддержка определенного уровня денежной массы в обращении, размера банковских резервов и учетной ставки процента). Субъектом ДКП является Национальный банк, а объектами — спрос и предложение на денежном рынке.
Регулирование объема кредитования и денежной эмиссии осуществляется прежде всего с целью воздействия на хозяйственную активность. Степень банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, размер денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Управление государственным долгом регулирует распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок и банковскую ликвидность.
Денежно-кредитное
Инструменты денежно-кредитной политики подразделяются на прямые и косвенные. К первым относят целевое кредитование, «кредитные потолки», административный контроль над уровнем процентных ставок. Важнейшими косвенными инструментами являются:
• операции на открытом рынке.
Как правило, на практике применяется комбинации прямых и косвенных методов с учетом специфики конкретного этапа социально-экономического развития и реформирования экономики страны.
Национальным банком во взаимодействии с Правительством ежегодно разрабатываются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, которые утверждаются Президентом страны. Основными целевыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики и деятельности Национального банка являются:
• защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
• развитие и укрепление банковской системы;
• обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Вместе с тем в области денежно-кредитного регулирования, работе банковской системы существует целый ряд проблем. Одной из главных является увеличение объемов долгосрочного кредитования инвестиций, научных исследований и разработок и других направлений инновационного развития национальной экономики. Для этого необходим соответствующий рост кредитно-инвестиционного потенциала банковской системы.
Развитию банковского сектора в этой области препятствуют несовершенная структура кредитных портфелей банков и распыленность ресурсов, недостаточное привлечение иностранного капитала в уставные фонды, медленное укрупнение банков.
Перспективные цели денежно-кредитной политики:
• увеличение уровня монетизации ВВП.
ЛЕКЦИЯ 15. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
1. Социальный императив государственного регулирования экономического развития.
1.1. Социальный императив: сущность, содержание
Социальный императив по своей сущности является обязательным требованием обеспечения приоритетности социального начала в государственной политике вообще и в регулировании экономического развития в частности.
Содержание социального императива государственного регулирования экономического развития состоит в придании приоритета социальным целям, выдвижении на первый план развития человека как цели прогресса, рассмотрении уровня развития человеческого потенциала как меры зрелости общества, государства, его социально-экономической политики.
Социальная политика представляет собой деятельность государства и общественных институтов по выработке и достижению целей социального развития: росту доходов и потребления населения, повышению качества различных сторон жизнедеятельности, социальной защите граждан. Социальная политика - это инструмент реализации социального императива. Она охватывает вопросы труда, потребления, быта, образования, культуры и искусства, отдыха и охраны здоровья, социального обеспечения, социальной поддержки и защищенности населения. Она призвана противодействовать таким негативным явлениям, как безработица, резко выраженная социальная дифференциация, антиобщественные явления (преступность, наркомания, беспризорность и др.).
Влияние социальных факторов на экономику раскрывается посредством специальной категории социальный капитал, характеризующей вклад социальной организации общества в общественное производство путем образования новых классов («среднего класса») и оптимизации распределения доходов и собственности.
В американской экономической литературе и официальных документах термин «социальный капитал» трактуется как совокупность человеческого, природного и физического (произведенного людьми) капиталов. Человеческий капитал в свою очередь определяется как совокупность знаний, навыков и состояния здоровья отдельных людей.
Социальная безопасность – это соблюдение предельных значений в области функционирования и развития социальной сферы, выход за границы которых ведет к разрушительным процессам. Это могут быть процессы депопуляции, деформации половозрастной структуры, ухудшения здоровья нации, девальвации традиционных духовных ценностей, обострения проблем семьи, нравственной деградации личности, ухудшения криминогенной ситуации и др.
Социальные параметры - это показатели-индикаторы, характеризующие уровень экономического развития страны в социальном плане. Значения этих индикаторов характеризуют качество жизни — материальное благосостояние и психологический комфорт. Социальные индикаторы и нормативы должны отражать и негативные социальные характеристики: преступность, смертность, несчастные случаи, число самоубийств, заболеваемость, алкоголизм, наркоманию, разводы и др.
В качестве международного
обобщающего социального
В настоящее время в условиях переходного периода социальная политика государства строится на основе следующих принципов:
• равенства возможностей каждого в получении необходимых ему социальных благ и услуг;
• социальных гарантий.
Основными целями социальной политики, реализующими данные принципы, являются: обеспечение устойчивого роста благосостояния народа, сокращение бедности, гарантии на медицинскую помощь, полноценное питание, образование, социальную защиту и др.
Цели социальной политики реализуются, как правило, посредством осуществления стратегических и тактических программ и прогнозов социально-экономического развития страны, содержащих как задающие социальные блоки и параметры, так и средства и механизмы их достижения, а также посредством разработки и выполнения целевых социальных программ. Наиболее важными из них являются:
1.2. Уровень и качество жизни населения.
Интегральной характеристикой благосостояния граждан страны являются уровень и качество жизни населения, т.е. обеспеченность граждан материальными и духовными благами.
Под уровнем жизни понимается комплекс жизненных стандартов материального характера. В широком смысле понятие качества жизни населения включает четыре блока характеристик: качество населения, уровень жизни населения, социальная безопасность, качество окружающей среды.
Указанная совокупность показателей уровня и качества жизни населения в основном включена в систему национальной статистики Беларуси.
1.3. Денежные доходы и расходы населения: динамика и структура.
Регулирование доходов населения и заработной платы является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
Главной целью становится создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и своей семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабозащищенных групп населения.
В 2001—2009 гг. была обеспечена положительная динамика ведущих макроэкономических показателей, в том числе реальных денежных доходов населения и реальной заработной платы. В 2009 г. рост реальных денежных доходов населения по отношению к 1990 г. составил свыше 273 % , реальная заработная плата увеличилась в 2,73 раза, а по отношению к 1995 г. — почти в 5 раз и в конце 2009 г. (в долларовом эквиваленте) достигла 300 дол. США.