Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 00:27, курс лекций
ЛЕКЦИЯ 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ (начало). Сущность и предмет национальной экономики.
Предмет курса «Национальная экономика Беларуси» и его место в системе экономических наук.
Целью настоящего курса является создание у слушателей системного представления о механизме функционирования национальной экономики в современных условиях, способах воздействия на нее государства, экономическом потенциале и хозяйственных комплексах.
В организационном плане все налоги, отчисления и сборы (имеющие форму налогов), подразделяются на три группы: платежи, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (работ, услуг) по факту ее получения (косвенные налоги); платежи, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг); платежи, уплачиваемые из балансовой прибыли (налоги на недвижимость, на прибыль с товарооборота, на доходы).
Структура и механизмы налоговой системы должны развиваться в направлении фактического исключения из налогообложения процессов инвестирования, внедрения высоких технологий и освоения новой продукции, обеспечения необходимого регулирования экономической конъюнктуры за счет так называемых встроенных стабилизаторов и нейтральности налогообложения по отношению к инфляции и конкурентоспособности экономики, а также увеличения доли прямого (по сравнению с косвенным) налогообложения.
В период с 2006 по 2010 г. отменены так называемые оборотные налоги и сборы, взимаемые с выручки от реализации товаров и услуг. С целью снижения нагрузки на фонд оплаты труда отменен чрезвычайный налог.
Главой государства 15.10.2010 г. подписан Закон «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс», в соответствии с которым плательщики при осуществлении обычной деятельности будут уплачивать только 8 основных налогов (на прибыль, акцизы, НДС, экологический, земельный, на недвижимость, социальные платеже), вносить в течение года в бюджет 20 налоговых платежей и подавать 11 налоговых деклараций. С учетом взносов в ФСЗН количество платежей будет составлять 32 в год, а количество деклараций – 15. В настоящее время в год вносится 104 налоговых платежа и 30 налоговых деклараций.
Дальнейшее совершенствование и упрощение налоговой системы приблизит характеристики налоговой системы страны к международным стандартам, позволит более эффективно использовать бюджетно-налоговый механизм для повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.
2. Валютная система
и валютный контроль в
Национальная валютная система Беларуси является органичной частью денежной системы страны, ее деятельность регулируется законодательством Республики Беларусь.
Ключевые понятия и современные нормы валютного регулирования в стране сформулированы и закреплены в Банковском кодексе и Законе Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле».
В Беларуси создана, законодательно оформлена и успешно функционирует валютная система, направленная на обеспечение стабильности платежного баланса и белорусского рубля, экономической безопасности, поддержания устойчивого экономического роста и развития международного сотрудничества.
Валютная политика является составной частью экономической политики государства и разрабатывается Национальным банком Республики Беларусь во взаимодействии с Правительством Республики Беларусь.
Основными направлениями валютной политики являются:
Валютной системе и валютной политике Беларуси присущи как типичные для переходных экономик черты, так и характеристики, обусловленные спецификой белорусской модели социально-экономического развития. Открытость экономики (доля внешнего оборота в ВВП), с одной стороны, и слабое развитие рыночных институтов, с другой, создают определенные проблемы в макроэкономической политике.
Необходимость их оптимального решения определила модель белорусской валютной политики, не отвечающей чисто монетаристским установкам и стремящейся к системному решению важнейших проблем:
В обеспечении внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля значительная роль будет принадлежать увеличению золотовалютных резервов органов денежно-кредитного регулирования (Национального банка и Правительства Республики Беларусь). Они должны формироваться на уровне, обеспечивающем полное покрытие рублевой денежной базы чистыми иностранными активами органов денежно-кредитного регулирования.
Обменный курс белорусского рубля должен формироваться на рыночных принципах в условиях свободного перетока средств между различными сегментами валютного рынка. Операции Национального банка на валютном рынке будут направлены на обеспечение прогнозируемой динамики обменного курса белорусского рубля, пополнение золотовалютных резервов государства и регулирование ликвидности банковской системы.
Валютное регулирование и валютный контроль во внешнеэкономической деятельности.
В ходе процессов глобализации, интернационализации и роста торгового оборота, технологической революции функции мировой торговли все более сводятся к заранее согласованным поставкам товаров между кооперирующимися предприятиями разных стран.
Важнейшими компонентами организации внешнеэкономической деятельности являются валютное регулирование и валютный контроль за экспортными и импортными операциями, движением валютных ценностей в стране и через границу, которые регламентируются законодательством.
Органами валютного
Национальный банк устанавливает официальные курсы белорусского рубля, порядок и нормы вывоза, ввоза и пересылки в Беларусь и за ее пределы иностранной валюты, белорусских рублей и ценных бумаг в иностранной валюте и белорусских рублях, выдает валютные лицензии, проводит валютные интервенции на валютной бирже и др.
Совет Министров Республики Беларусь
как орган валютного регулирова
Валютный контроль — деятельность государственных органов, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь.
Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются Совет Министров, Национальный банк, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет.
Агентами валютного контроля в Республике Беларусь являются республиканские органы государственного управления, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации.
Созданный в Беларуси механизм валютного контроля направлен на полное и своевременное поступление экспортной валютной выручки в Республику Беларусь.
Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются Совет Министров, Национальный банк, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет.
Во исполнение положений действующих правовых актов Национальный банк определил функции банков как агентов валютного контроля и совместно с ГТК установил систему таможенно-банковского валютного контроля за валютными операциями, проводимыми в процессе внешнеторговой деятельности белорусскими физическими и юридическими лицами.
Технологическая схема валютного контроля основана на возможности сопоставления уполномоченными банками и таможенными органами в период таможенного оформления двух информационных потоков — движения товаров и движения денежных средств — в рамках автоматизированной информационной системы.
Дальнейшее совершенствование валютного контроля позволит укрепить валютную безопасность — одну из важных составляющих экономической безопасности страны.
3. Инфляция в экономике Беларуси. Антиинфляционная политика.
Концепция структурной инфляции, которая синтезирует теории инфляции спроса и издержек, утверждает, что причина инфляции коренится в несбалансированности экономики, неэластичности предложения и слабой мобильности факторов производства.
Количественное измерение
Глубинными причинами инфляции являются монополии: государства — на денежное обращение, эмиссию денег; крупных профсоюзов — на определение уровня оплаты труда; крупных фирм — на формирование цен на рынке, а также экспорт инфляции (рост цен в странах—экспортерах сырья, энергоносителей, продовольствия и прочего ведет к росту цен в странах-импортерах).
Воздействие инфляционных процессов на экономику, социальную сферу не однозначно в зависимости от их интенсивности и видов инфляции. Способствуя повышению цен и норм прибыли при низких темпах роста, инфляция выступает как фактор оживления конъюнктуры, но по мере их увеличения превращается из двигателя в тормоз, стимулируя явления социально-экономической нестабильности в стране.
В экономике Беларуси сохраняются мощные инфляционные факторы структурного, технологического, институционального характера. Медленные темпы структурной перестройки народного хозяйства, технологического переоборудования предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развития рыночных институтов создают долговременные предпосылки развития инфляционных процессов. В связи с этим исключительно актуальной остается проблема антиинфляционного регулирования экономического развития страны.
Антиинфляционная политика.
Совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: 1) комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; 2) по ограничению монетарных факторов инфляции и 3) комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.
Первая группа включает меры:
- по регулированию зарплаты
в составе себестоимости
- поиску путей удешевления
- снижению материало- и
- реструктуризации и
- сокращению трансакционных
Вторая группа включает меры:
- по регулированию объема и структуры денежной массы,
- по проведению эффективной
процентной политики по
- сокращению скорости оборота денег,
- регулированию резервных
- ограничению бюджетного
- регулированию доходов
- сокращению бартерных операций, неплатежей,
- стабилизации курса рубля.
Третья группа предусматривает меры:
- по государственному регулированию цен на продукты и услуги первой необходимости,
- по государственному регулированию цен на товары монополистов,
- регулированию уровня
- стимулированию удовлетворения
спроса за счет роста
-ограничению инфляционных ожиданий,
- ликвидации ценовых перекосов,
диспропорций и других инфляцио
Указанные меры реализуются в
В ежегодных Прогнозах социально-
4. Денежная система и денежно-кредитная политика.
4.1. Денежная система Беларуси.
Денежная система — исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения. Денежная система Республики Беларусь функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 г. Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» и последующими законодательными актами, определившими ее правовые основы.
В процессе монетарного регулирования участвуют субъекты денежной сферы, к которым относятся все агенты товарно-денежных отношений: государство, экономические агенты (включая коммерческие банки, финансовые компании и биржи) и население. Но ведущая роль возложена на банковскую систему страны.
В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» и статьей 136 Конституции Республики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банковская система, включающая Национальный банк (первый уровень), банки и небанковские финансовые организации (второй уровень). Правовой основой функционирования национальной банковской системы в настоящее время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие с 1 января 2001 г.