Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 00:27, курс лекций
ЛЕКЦИЯ 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ (начало). Сущность и предмет национальной экономики.
Предмет курса «Национальная экономика Беларуси» и его место в системе экономических наук.
Целью настоящего курса является создание у слушателей системного представления о механизме функционирования национальной экономики в современных условиях, способах воздействия на нее государства, экономическом потенциале и хозяйственных комплексах.
Вывозимые товары (экспорт) и ввозимые (импорт) составляют внешнеторговый товарооборот страны. Разница между стоимостными объемами экспорта и импорта за определенный период образует сальдо торгового баланса. Оно считается положительным, активным, если стоимость экспорта превышает стоимость импорта; отрицательным, или пассивным, — при обратном соотношении. Сумма стоимостных объемов экспорта и импорта составляет внешнеторговый оборот страны.
1. Международная торговля бывает двух- и многосторонней, а также приграничной.
Основной организационной формой международной торговли является оптовая. В странах с развитой рыночной экономикой ею занимаются независимые специализированные фирмы. Крупные промышленные предприятия также создают собственный торговый аппарат для сбыта своей продукции и могут иметь свою оптовую сеть. Все возрастающую роль в мировой торговле играют ярмарки, представляющие собой выставки товаров, где покупатель может сравнить и выбрать наиболее подходящий по потребительским качествам и цене товар.
Исторически сложились две противоположные системы внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли.
Протекционизм — это политика государства, имеющая своей целью оградить национальную экономику от иностранной конкуренции путем введения высоких пошлин на ввозимые товары, ограничений или полного запрещения ввоза определенных товаров. Политика протекционизма осуществляется главным образом посредством таможенных тарифов и нетарифных ограничений.
Таможенный тариф — это система ставок платы (пошлин) за товары, перевозимые через границу. Он включает перечень облагаемых пошлинами товаров, беспошлинных товаров; товаров, запрещенных к ввозу, вывозу и транзиту, а также ставок таможенных пошлин.
Нетарифные ограничения — это система административных и экономических мер (финансовых, кредитных и др.), применяемых государством с целью регулирования ввоза и вывоза товаров. Нетарифные ограничения распространяются на 40 % мирового импорта товаров.
Существует
более 50 различных способов нетарифных
огра-
ничений, к числу которых относятся: государственная
монопо-
лия на внешнюю торговлю, система лицензирования
на осуще-
ствление экспортно-импортных операций,
валютный контроль
за вывозом товаров и др. Используются требования
экологической чистоты товаров, стандартов
безопасности, правил маркировки, упаковки.
Широкое распространение получили импортные квоты — максимальные объемы отдельных видов иностранной продукции, разрешенной к ежегодному ввозу в страну.
Для удовлетворения потребностей внутреннего рынка в отдельных видах продукции могут устанавливаться соответствующие экспортные квоты.
Продажа товаров или услуг за рубежом по ценам ниже цен внутреннего или мирового рынка с целью устранения конкурентов и захвата внешних рынков называется демпингом. Для борьбы с ним и поддержки собственных товаропроизводителей используются антидемпинговые тарифы.
Одним из важных направлений интеграционных процессов и развития внешней торговли является ее либерализация, которая предусматривает снижение или отмену тарифов и нетарифных барьеров между странами на основе двух- и многосторонних соглашений отдельных государств.
В настоящее время Беларусь ведет заключительные переговоры о вступлении в ВТО. Членство в этой организации даст республике возможность стать полноправным участником процесса многостороннего регулирования мировой торговли, что будет способствовать снятию существующих преград для продвижения товаров и услуг на рынки других стран.
В последние годы существенно изменилась структура международной торговли. Более быстрыми темпами растет торговля услугами, особенно инжиниринговыми, коммуникационными, банковскими, страховыми, рекламными. В общем объеме мировой торговли снижается доля основных групп товаров — агро-продуктов, минерального сырья и промышленной продукции.
2. Важнейшим механизмом интеграции является международное производственное сотрудничество, в основе которого лежат отраслевая и внутриотраслевая специализации отдельных стран по изготовлению ряда продуктов или их частей (агрегатов, узлов, деталей), с целью достижения массового производства, высокого уровня производительности труда на базе новой техники и технологии, снижения издержек производства и др. Развитие международного внутри- и межфирменного разделения труда ведет к возникновению элементов прямой производственной кооперации между предприятиями различных стран.
Основными формами международного производственного сотрудничества являются: совместная кооперация производства и сбыта продукции на основе специализации и кооперирования, совместное владение предприятиями (совместные предприятия), подрядное строительство и др.
Важнейшими чертами
3. Все возрастающую роль в развитии мирохозяйственной интеграции играет научно-техническое сотрудничество, которое осуществляется в виде разработки и реализации совместных программ научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, формирования совместных научно-исследовательских групп специалистов или организаций. Основными формами научно-технического сотрудничества являются: создание общих научно-исследовательских центров, бюро, лабораторий для разработки и внедрения новых технологий и техники, подготовки высококвалифицированного исследовательского персонала.
4. Для преодоления препятствий, создаваемых государственными границами, создаются региональные интеграционные объединения, действующие в соответствии со специальными соглашениями и имеющие свои организационные структуры и руководящие органы.
Самая простая форма экономической интеграции — зона свободной торговли, между странами-участниками которой отменяются торговые ограничения, прежде всего таможенные пошлины. Следующей формой интеграционного объединения является таможенный союз — соглашение группы стран о взаимной отмене таможенных тарифов и установлении единой тарифной политики по отношению к третьим странам.
Более сложной формой экономической интеграции является общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом свободное передвижение капиталов и рабочей силы, а также согласование экономической политики.
Наиболее сложной формой межгосударственной интеграции является экономический союз, который предусматривает также общую экономическую и валютно-финансовую политику входящих в него стран.
Экономическая интеграция происходит между странами, расположенными, как правило, на одном континенте или в крупном географическом регионе. В мире существуют более 80 различного рода региональных и торгово-экономических соглашений и договоренностей, в том числе свыше 10 крупных экономических объединений суверенных государств. Среди них исторически первым, последовательно осуществляющим на протяжении последних 50 лет интеграционные процессы, является Европейский союз, который был создан из трех объединений — Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатом) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Первоначально в 1951 г. было создано, и в 1953 г. официально открыто ЕОУС, в которое входило 6 стран — ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Эти страны в 1957 г. подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества, получившего название «Общий рынок». Одновременно этими же странами был создан Евроатом для формирования технических и промышленных условий с целью производства атомной энергии для промышленных и коммерческих целей. В 1967 г. органы ЕОУС слились с органами ЕЭС и Евроатомом, а само объединение стало называться Европейским сообществом, с 1993 г. — Европейским союзом (ЕС).
В 1973 г. к ЕС присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Испания и Португалия. В 1995 г. в его состав вошли Австрия, Финляндия и Швеция. В 2004 г. произошло существенное расширение ЕС за счет включения в его состав 10 новых государств (Польши, Венгрии, Чехии, Литвы, Латвии, Эстонии, Словакии, Словении, Мальты, Кипра).
Одновременно с расширением состава ЕС происходит углубление интеграции, переход от преимущественно торгового обмена к общей экономической и денежно-кредитной политике, организации современных научно-технических исследований и разработок, реализации совместных программ, принятию общего законодательства и др.
Разрабатывается также единая торговая политика по отношению к третьим странам, проводится общая аграрная политика, направленная на поддержание самообеспеченности ЕС продовольствием.
В Европейском союзе введена единая денежная единица — евро, что обеспечивает европейским странам дополнительные преимущества в конкуренции на мировом рынке.
Успех европейской интеграции стимулировал формирование интеграционных объединений и в других частях земного шара. В 1992 г. США, Канада и Мексика подписали договор о создании Североамериканской зоны свободной торговли. Набирают силу интеграционные процессы в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и Африке. Аргентина, Уругвай, Бразилия в 1991 г. (позже к ним присоединился Парагвай) образовали Общий рынок южного американского конуса (МЕРКОСУР). Все страны Африки к югу от Сахары в 1994 г. создали Западно-Африканский экономический и валютный союз. В Южноазиатскую ассоциацию регионального сотрудничества (СААРК) входят Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.
О глобализации интеграционных
процессов свидетельствует форм
Распад СССР и социалистической системы привел к образованию новых интеграционных объединений. Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан в 1991— 1992 гг. создали Содружество Независимых Государств (СНГ).
Для Республики Беларусь, которая входит в СНГ и непосредственно граничит со странами Европейского союза, проведение многовекторной внешнеэкономической политики и всестороннего сотрудничества с соседними странами имеет приоритетное значение для устойчивого развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
3. Формы экономической интеграции Беларуси со странами ближнего и дальнего зарубежья.
3.1.Интеграционные процессы в экономике Содружества Независимых Государств
Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано в результате распада СССР с целью как сохранения экономических, социально-транспортных, культурных и иных связей между бывшими советскими республиками, так и цивилизованного решения на постсоветском пространстве межгосударственных проблем.
Экономики бывших советских республик отличались высокой степенью интегрированности даже в сравнении с Европейским союзом. Из Беларуси вывозилось около 80 % всей производимой промышленной продукции. Такой доли экспортной продукции промышленности не имела ни одна из стран Восточной Европы. К тому же промышленность Беларуси сконцентрирована на крупных предприятиях, производственные мощности которых были рассчитаны на выпуск продукции в объемах, удовлетворяющих потребности рынков бывшего Советского Союза и стран СЭВ. Это же относится к сельскому хозяйству, так как в наследство от СССР Беларусь получила крупные животноводческие комплексы. Поэтому республика была заинтересована в создании и развитии СНГ.
В декабре 1991 г. руководители трех государств — Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины — подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, которое объявило о прекращении существования СССР как субъекта международного права и геополитической системы и об образовании СНГ. Участниками СНГ стали Беларусь, Казахстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан и Украина. В 1992 г. в состав СНГ вошли Армения, Кыргызстан и Узбекистан, в 1993 г. — Азербайджан и Грузия.
Образование СНГ с самого начала носило декларативный характер и не было подкреплено соответствующими нормативно-правовыми документами, обеспечивающими развитие интеграционных процессов. Только в сентябре 1993 г. был подписан Договор о создании Экономического союза, в котором определены основные этапы углубления экономической интеграции:
• межгосударственная (многосторонняя) ассоциация свободной торговли;
В апреле 1994 г. было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли, в октябре 1994 г. — платежного союза и Межгосударственного экономического комитета (МЭК) как постоянно действующего органа Экономического союза.
Вместе с тем интеграционные процессы в Содружестве серьезно осложняются стремлением отдельных стран максимизировать собственные выгоды в двусторонних отношениях при минимуме обязательств и ответственности в рамках СНГ в целом. При этом Российская Федерация, Республика Беларусь и Казахстан стремятся взять на себя роль лидеров, Украина и Узбекистан — закрепить за собой особую независимую роль, Армения и Азербайджан — решать свои внутренние проблемы с помощью Содружества, Таджикистан — получить военно-политическую поддержку, а Туркменистан — уклониться от участия в договорных процессах.