Лекции по "Международным экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:30, курс лекций

Описание

Тема 1
ПРЕДМЕТ КУРСА. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА: СТРУКТУРА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
1.1. Предмет, методология и структура курса «Международная
экономика».
1.2. Объекты и субъекты .международной экономики.
1.3. Структура международной экономики. Группы стран в миро¬
вой экономике.
1.4. Международное разделение труда и факторов производства.
1.5. Тенденции развития международной экономики. Открытая
экономика.
1.6. Глобализация международной экономики.
1.1. Предмет, методология и структура курса «Международная экономика»
Прежде чем дать определение предмета курса «Международная экономика», следует выяснить сущность понятий «ми¬ровое хозяйство» и «международная экономика».

Работа состоит из  1 файл

Международная_экономика.doc

— 712.50 Кб (Скачать документ)

  4. Социально-политические предпосылки. Интеграция стран возможна лишь тогда, когда на это есть политическая воля их руководства и стремление к этому народов, ибо интеграция всегда сопровождается потерей части своего суверенитета.

  Целью международной экономической интеграции является создание единого экономического пространства, в рамках которого обеспечивается свобода передвижения товаров, услуг, факторов производства (капитала и рабочей силы). В результате между странами складываются устойчивые, регулярные и углубляющиеся связи, причем не только в экономической, но и в других сферах жизни. Сращивание национальных экономик гасит возможность их политических конфликтов и позволяет вести единую политику в отношении других стран.

  Региональная  экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней:

  1. Зона свободной торговли (отмена таможенных пошлин в торговле между странами-участниками интеграционной группировки);
  2. Таможенный союз (унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран);
  3. Общий рынок (либерализация движения товаров, капиталов, рабочей силы между странами — участниками интеграционной группировки);
  4. Экономический союз (координация и унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход к единой валюте);
  5. Политический союз (проведение единой внешней политики).

  На  каждой из этих ступеней устраняются  определенные экономические барьеры (различия) между странами, вступившими в интеграционный союз. В результате в границах интеграционного блока складывается единое рыночное пространство, все страны-участницы выигрывают за счет повышения эффективности деятельности фирм и понижения государственных расходов на таможенный контроль. Кроме того, экономическое сближение стран в региональных рамках создает благоприятные условия для фирм стран — участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран. Интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие как выравнивание условий развития наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рынке труда, проводить научно-техническую политику и т.д.

  Развитие  экономической интеграции, несомненно, имеет и определенные негативные последствия. Взаимодействие национальных хозяйств происходит с разной степенью интенсивности, по-разному проявляется в отдельных регионах, в результате чего периодически возникают противоречия интересов стран-участниц и внутри группировок. Функционирование зон свободной торговли и либерализация импорта усиливают конкуренцию на внутреннем рынке, что создает угрозу для национальных производителей товаров. Проявляются и другие негативные стороны экономической интеграции.

6.2. Основные региональные интеграционные объединения

  Из  международных региональных интеграционных структур, заслуживающих особого внимания, можно выделить: Евросоюз, НАФТА, МЕРКОСУР, АТЭС, СНГ, ЕврАзЭС, Союз Беларуси и России.

Европейский Союз (см. вопрос 6.3)

НАФТА

  НАФТА (NAFTA, North American Free Trade Agreement) -Североамериканская ассоциация свободной торговли, объединяющая США, Канаду и Мексику. Соглашение о ее создании было подписано в декабре 1992 г., а вступило в силу 1 января 1994 г. Основными целями Соглашения являются:

  • снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению товаров и услуг между подписавшими Соглашение странами,
  • установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли,
  • существенное увеличение возможностей для инвестирования в странах - членах НАФТА,
  • обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран НАФТА,

  • выполнение данного Соглашения и применение его для 
урегулирования торговых споров,

  • возможность в перспективе расширения рамок данного Соглашения за счет подключения к нему новых стран-участниц.

  Сегодня на долю Ассоциации приходится около 20% всего объема мировой торговли. В  ней создаются условия не только для свободного передвижения товаров  и услуг, но также капиталов и рабочей силы. Предпринимаются меры по защите североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, занимающихся реэкспортом своих товаров в США через Мексику.

МЕРКОСУР

  МЕРКОСУР  представляет собой Южноамериканский общий рынок. Торговый пакт о его создании был подписан в 1991г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем. С 5 июля 2006 г. к МЕРКОСУР присоединилась Венесуэла. Однако процесс полной интеграции Венесуэлы в сообщество займет около 4 лет. До 2010 г. она должна установить единые с МЕРКОСУР тарифы на внешнюю торговлю.

  В настоящее время МЕРКОСУР - это  крупнейший интегрированный рынок Латинской Америки, где сосредоточено более 45% населения (около 250 млн чел.), 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн дол. США), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота (свыше 300 млрд дол.) и 33% объема внешней торговли континента. В пределах группировки обеспечена свободная миграция капиталов и рабочей силы, действуют общие таможенные тарифы на импорт из третьих стран, координируется политика в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, в ва-лютно-финансовой сфере.

АТЭС

  Азиатско-Тихоокеанское  экономическое сотрудничество (АТЭС) - это межправительственная организация, объединяющая 21 государство региона. АТЭС (англ. аббревиатура-АРЕС) была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого Океана. Первоначально в нее входило 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг, Тайвань,Мексика, Чили, Папуа - Новая Гвинея, а в 1998 г. - Вьетнам, Перу и Россия. АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. К числу основных особенностей интеграционных процессов в АТЭС можно отнести: развитие интеграционных процессов в организации АТЭС при ведущей роли ТНК, создающих почву для межгосударственного сотрудничества; охват интеграцией стран с существенно разными уровнями экономического развития, разными культурами и социально-политическими системами; интеграцию в рамках АТЭС субрегиональных экономических союзов (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.).

  На  АТЭС приходится около 44% объема мировой  торговли товарами, 33% — услугами и 64% — экспорта технологий. В сфере внешней торговли зависимость от внутрирегиональных сделок в рамках АТЭС у входящих в нее стран составляет около 70%, в то время как у стран ЕС, например, этот показатель около 55%.

  Высокие темпы экономического развития, нарастающие  внутрирегиональные потоки товаров, услуг, капиталов дают основание сделать вывод о том, что в XXI веке АТЭС станет стержнем экономического роста мира.

Содружество Независимых Государств (СНГ)

  СНГ возникло в результате распада СССР на постсоюзном экономическом пространстве. Соглашение об образовании СНГ было подписано руководителями Белоруссии, РСФСР и Украины в декабре 1991 г., к которому впоследствии присоединились другие республики бывшего СССР, за исключением Латвии, Литвы и Эстонии. В состав СНГ входят 12 стран: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Доля стран СНГ в мировом ВВП составляет менее 5%.

  При создании СНГ государства - учредители этой организации ставили следующие задачи:

  • провести процедуру ликвидации СССР, раздела союзного наследства, обретения каждым участником полного суверенитета и международного признания с наименьшими издержками,

• создать на базе бывших союзных республик общее эко- 
номическое, научно-техническое, информационное и гуманитарное пространство, учитывая тот факт, что все члены СНГ длительное время составляли единый народнохозяйственный комплекс в рамках единого государства.

  Сегодня, в результате непоследовательности действий некоторых стран-членов и сохраняющихся существенных различий в их интересах, СНГ переживает сложные времена. Содружество достаточно успешно решило первую задачу: с минимальными политическими издержками произошло становление суверенитета союзных республик. Однако вторая задача - создание действующего экономического содружества - пока не решена. Поэтому одной из характерных особенностей сегодняшнего сотрудничества в рамках СНГ является «разноуровневая» интеграция.

Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС)

  Договор об учреждении ЕврАзЭС был заключен в октябре 2000 г. Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном. 25 января 2006 г. на саммите ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге в Сообщество был принят Узбекистан.

Задачами  объединения являются:

  • завершение оформления в полном объеме режима свобод- 
    ной торговли,
  • формирование единых таможенных тарифов и единой системы мер нетарифного регулирования,
  • установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки,
  • выработка согласованной позиции государств — членов Сообщества во взаимоотношениях с ВТО (Всемирной Торговой Организацией) и другими международными экономическими организациями,
  • создание унифицированной системы таможенного регулирования.

  Основная  цель ЕврАзЭС - создание единого экономического пространства на территории шести указанных государств.

  Высшим  органом ЕврАзЭС является Межгосударственный совет, который собирается не реже одного раза в год на уровне глав государств и не реже двух раз в год - на уровне глав правительств. Постоянно действующими органами ЕврАзЭС являются: Интеграционный комитет, Межпарламентская ассамблея,

Суд сообщества. По решению Межгосударственного  совета в странах - членах Сообщества могут открываться представительства Интеграционного комитета.

Союз  Беларуси и России

  Является  наиболее продвинутой формой интеграции стран СНГ. Договор о создании союза был подписан в декабре 1999 г., которому предшествовало подписание:  

  • в 1995 г. Соглашения о Таможенном союзе, к которому в 1995-1999 гг. присоединились Казахстан, Киргизия и Таджикистан,
  • в апреле 1996 г. Договора об образовании Сообщества Белоруссии и России,
  • в апреле 1997 г. Договора о Союзе Беларуси и России.

  В декабре 1999 г. был подписан договор  о создании Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь. При этом сохранялся национальный суверенитет стран-участников с одновременным формированием союзных государственных органов и наднациональных органов управления. Россия и Беларусь остаются полноправными членами международного сообщества и сохраняют свое членство в международных организациях. Каждая из сторон сохраняет и свои обязательства и права по международным договорам.

Целями  Союзного государства являются:

  • формирование единого экономического пространства,
  • осуществление единой социальной политики,
  • проведение согласованной оборонной и внешней политики.

6.3. Европейский Союз: этапы эволюции, механизм функционирования

  Европейский Союз образовался как европейское  экономическое сообщество (ЕЭС) в 1967 г. после слияния региональных организаций: Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951 г.); Римского договора 1957 г. о создании ЕЭС; Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ).

  С 1 января 1994 г. на основе Маастрихтского договора 1992 г. ЕЭС стало называться Европейским Союзом. В настоящее время ЕС представляет собой крупнейшее экономическое и политическое интеграционное объединение, в состав которого входят 27 европейских государств с территорией более 4,2 млн кв. км и населением более 484 млн человек. Это: Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция -страны-родоначальницы ЕС; Великобритания, Ирландия и Дания, присоединившиеся к сообществу в 1973 г.; Греция, вступившая в Сообщество в 1981 г.; Испания и Португалия, имеющие членство в Сообществе с 1986 г.; Финляндия, Швеция и Австрия, вошедшие в состав Сообщества в 1995 г.; Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Мальта и Кипр, вошедшие в состав ЕС в мае 2004 г.; Болгария и Румыния, вступившие в ЕС с 1 января 2007 г.

Информация о работе Лекции по "Международным экономике"