Лекции по "Международным экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:30, курс лекций

Описание

Тема 1
ПРЕДМЕТ КУРСА. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА: СТРУКТУРА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
1.1. Предмет, методология и структура курса «Международная
экономика».
1.2. Объекты и субъекты .международной экономики.
1.3. Структура международной экономики. Группы стран в миро¬
вой экономике.
1.4. Международное разделение труда и факторов производства.
1.5. Тенденции развития международной экономики. Открытая
экономика.
1.6. Глобализация международной экономики.
1.1. Предмет, методология и структура курса «Международная экономика»
Прежде чем дать определение предмета курса «Международная экономика», следует выяснить сущность понятий «ми¬ровое хозяйство» и «международная экономика».

Работа состоит из  1 файл

Международная_экономика.doc

— 712.50 Кб (Скачать документ)

  Целями  международных финансовых институтов являются: объединение усилий мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики; осуществление межгосударственного валютного и кредитно-финансового регулирования; совместная разработка и координация стратегии и тактики мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

  Координация действий в валютно-финансовой сфере происходит как на региональном, так и на мировом уровне. Среди мировых финансовых институтов особую роль в мировой экономике играют: Международный валютный фонд (МВФ), Группа Всемирного банка. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Банк международных расчетов (БМР). 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД - международная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вуде (США) в 1944 г., начал функционировать с марта 1947 г. Правление фонда находится в Вашингтоне (отделение - в Париже) и состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Азии, Европы, Среднего Востока и Западного полушария.

Согласно  Уставу официальными целями МВФ являются:

  • содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсовл контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений;
  • предоставление государствам-членам средств в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.

  Капитал МВФ образуется за счет взносов государств — членов фонда в соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой зависит от уровня экономического развития страны и ее роли в мировой экономике и международной торговле.

  Руководящие органы МВФ - Совет управляющих и  Директорат. Совет управляющих - высший орган, решающий принципиальные вопросы, состоит из министров финансов или управляющих Центральными банками государств-членов. Сессии Совета управляющих проводятся ежегодно. Директорат - исполнительный орган, регулирующий повседневную деятельность фонда. В его состав входят 22 директора: 5 директоров - от США, Великобритании, ФРГ, Франции и Японии как стран с наибольшими квотами, 1 директор от Саудовской Аравии как наиболее крупного вкладчика капитала, 16 директоров избираются на двухлетний срок остальными странами с учетом принципа географического представительства (из них только директор от Китая представляет одну страну). Директорат назначает директора-распорядителя, который выступает в качестве председателя. Голоса в руководящих органах распределяются между странами исходя из размера квот.

  Членство  страны в МВФ является обязательным условием при ее вступлении в МБРР и для получения льготных кредитов MAP.

  ГРУППА  ВСЕМИРНОГО БАНКА. Его руководящим  ядром является Международный банк реконструкции и развития (МБРР), который вместе со своим филиалом - Международной ассоциацией развития - образуют так называемый Мировой банк. МБРР - это межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями Бреттон-Вудской валютно-финансовой конференции.

  Соглашение  о МБРР, являющееся одновременно и  его Уставом, официально вступило в силу в 1945 г., а банк начал функционировать с 1946 г. Официальная цель МБРР - содействие странам-участницам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций. Местонахождение органов управления МБРР - Вашингтон.

  МБРР  имеет четыре родственных подразделения: Международную финансовую корпорацию (МФК); Международную ассоциацию развития (MAP); Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС); Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).

  Международная ассоциация развития (MAP) - создана в 1960 г. как филиал МБРР. Официальная цель деятельности - содействие экономическому развитию наименее развитых стран путем предоставления им льготных кредитов.

  Международная финансовая корпорация (МФК) - создана в 1956 г. как филиал МБРР для капиталовложений в частный сектор развивающихся стран - участниц МФК.

  Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) - создан в 1966 г. для стимулирования расширения инвестиций путем обеспечения условий для проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами стран и иностранными инвесторами.

  Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) - создано в 1988 г. как филиал Всемирного банка, но в финансовом отношении является независимым. Как специализированное учреждение Агентство входит в систему ООН. МАГИ создано для оказания помощи развивающимся странам в привлечении частных иностранных инвестиций посредством предоставления инвесторам гарантий от политических рисков.

  ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ (ОЭСР) - межгосударственная экономическая организация стран, активно сотрудничающих в валютно-финансовой сфере. В нее входят все промышленно развитые страны. Она заменила с сентября 1961 г. Организацию европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), созданную после 2-й мировой войны в связи с осуществлением плана Маршалла. Штаб-квартира ОЭСР - в Париже.

  Организация экономического сотрудничества и развития призвана: содействовать экономическому развитию стран-членов, добиваясь полной занятости и повышения жизненного уровня при поддержании финансовой устойчивости; способствовать подъему экономики развивающихся стран, расширению международной торговли на многосторонней недискриминационной основе; выявлять тенденции в экономическом развитии стран-членов, влияние внутренних действий в сфере экономики на платежные балансы других стран.

  БАНК  МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ создан в 1930 г. в Базеле (Швейцария). Он объединяет Центральные банки практически всех европейских государств, Канады, Австралии, Японии и группу коммерческих банков США. Более 70 Центральных банков хранят свои резервные валютные средства на счетах БМР. Разработанные в 1992 г. в его комитетах и структурах правила государственного регулирования и надзора за банковской деятельностью стали обязательными для всех коммерческих банков стран - членов ОЭСР.

  Из  региональных финансовых институтов, играющих определенную роль в мировой экономике, выделяют: Европейский инвестиционный банк; Европейский банк реконструкции и развития; Азиатский банк развития; Африканский банк развития; Исламский банк развития; Межамериканский банк развития.

  Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) начал свою деятельность как финансовый институт Европейского экономического сообщества (ныне Европейского союза) в 1958 г. Место нахождения - Люксембург. Все государства ЕС являются акционерами ЕИБ. Банк предоставляет кредиты не только странам -членам ЕС, но и другим европейским странам, а также странам, расположенным в других регионах. 
 
 
 

Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР) осуществляет операции в 27 государствах Восточной, Центральной Европы и бывшего СССР. Совладельцами банка стали 60 стран, в том числе Россия, а также две международные организации -Европейское экономическое сообщество (ныне Европейский союз) и Европейский инвестиционный банк. Членами ЕБРР является также ряд неевропейских государств. Основная цель ЕБРР - содействие странам в переходе к рыночной экономике. Банк работает в основном с частными компаниями.

  Азиатский банк развития (АзБР) осуществляет операции в странах Азиатского региона. Членами банка являются не только страны региона, но и европейские государства, а также США и Канада.

  Высшим  административным органом АзБР является Совет управляющих (по одному от каждой страны - члена банка).

  Африканский банк развития (АфБР) действует на Африканском континенте. Утвержден в 1964 г. Штаб-квартира — в столице Кот-д'Йвуара Абиджане. Членами банка являются африканские и неафриканские государства, расположенные в Азии, Европе, Северной и Южной Америке. Основная цель банка - кредитование мелкого и среднего бизнеса.

Исламский банк развития (ИБР) начал свою деятельность в 1975 г. в соответствии с решением конференции министров финансов мусульманских стран. Официальная цель деятельности - содействие экономическому развитию и социальному прогрессу стран-членов и мусульманских общин. Основным условием для вступления в банк является членство в Организации Исламская конференция.

  ИБР действует в соответствии с исламскими принципами банковского дела, запрещающими взимание процентов за кредит. Он предоставляет беспроцентные займы, получая вознаграждение за обслуживание. Банк осуществляет вложения в капитал промышленных и сельскохозяйственных объектов, принимает участие в финансировании предприятий в виде соглашений о разделе прибыли, а также получает доход от участия в совместных прибыльных операциях.

  Межамериканский банкразвития (МаБР) создан по инициативе латиноамериканских стран. Членами МаБР являются как латиноамериканские страны, так и страны с развитой рыночной экономикой (США, Япония, Канада, Израиль и некоторые европейские страны). Высшим административным органом в МаБР является Совет управляющих (по одному от каждой страны — члена банка). Операциями банка руководит Совет исполнительных директоров.

  МаБР  предоставляет кредиты как на обычных, рыночных условиях, так и  на льготных условиях из Фонда специальных  операций. 

Тема 5 

МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

    5. /. Международная миграция трудовых ресурсов: понятие, причины, виды, последствия.

  1. Формы и методы регулирования внешней трудовой миграции.
  2. Миграционная политика Республики Беларусь.

5.1. Международная миграция

трудовых ресурсов: понятие, причины, виды,

последствия

  Одной из форм современных международных  экономических отношений является МИГРАЦИЯ рабочей силы, под которой понимается перемещение, переселение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы и лучших условий жизни.

  Внешний рынок рабочей силы предполагает мобильность рабочей силы между фирмами на общемировом уровне. Здесь механизм его регулирования охватывает более широкий круг экономических, юридических, социальных и иных факторов, определяющих функционирование этого рынка. Эти отношения регулируются на основе международных норм и соглашений, определяющих условия и порядок перемещения рабочей силы через границу, трудоустройство иностранных граждан, их юридическую и социальную защиту в стране пребывания и др.

  Внешний рынок рабочей силы формируется под воздействием двух потоков - эмиграции и иммиграции рабочей силы. ЭМИГРАЦИЯ - это выезд работников данной страны на работу в другие страны. ИММИГРАЦИЯ - это обратный процесс, то есть въезд иностранных рабочих на работу в данную страну.

  Основной  экономической причиной внешней трудовой миграции является уровень развития стран, определяющий разную степень занятости населения и размер заработной платы. Последние порождают и так называемую «голодную» миграцию. Другие причины миграции рабочей силы - политические и религиозные преследования, природные и техногенные катастрофы, войны, личностные мотивации - относят к неэкономическим.

  Базовой формой организации внешней трудовой миграции, принятой в международной практике, являются двусторонние соглашения между заинтересованными государствами, где, в частности, оговариваются социальное и трудовое равноправие между иммигрантами и гражданами страны пребывания. Важное значение для внешней трудовой миграции имеет закон о въезде и выезде, который принимается каждым отдельным государством в целях защиты внутреннего рынка рабочей силы. Так, ряд экономически развитых стран ввели количественные ограничения (ежегодные квоты) на въезд иностранцев в страну. Более того, некоторые из них определяют круг профессий и квалификацию рабочих-иммигрантов, устанавливают возрастные ограничения, определяют другие условия въезда в страну. Ограничению въезда иностранцев в страну способствуют и такие факторы, как: незнание иностранного языка; непризнание статуса отечественного диплома об образовании; незнание культуры и обычаев страны планируемого пребывания; отсутствие национальных законов, гарантирующих защиту прав ее граждан за рубежом и по возвращении на родину и др.

  В международной практике управления миграционными процессами функции найма рабочей силы в стране эмиграции (иммиграции) обычно выполняет частный агент. Поскольку выбор места жительства и работы относятся к числу основных прав человека, то гражданин вправе заключать индивидуальный трудовой контракт с любым работодателем зарубежного государства, а миграционная служба должна оказать ему в этом содействие.

Информация о работе Лекции по "Международным экономике"