Лекции по "Международным экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:30, курс лекций

Описание

Тема 1
ПРЕДМЕТ КУРСА. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА: СТРУКТУРА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
1.1. Предмет, методология и структура курса «Международная
экономика».
1.2. Объекты и субъекты .международной экономики.
1.3. Структура международной экономики. Группы стран в миро¬
вой экономике.
1.4. Международное разделение труда и факторов производства.
1.5. Тенденции развития международной экономики. Открытая
экономика.
1.6. Глобализация международной экономики.
1.1. Предмет, методология и структура курса «Международная экономика»
Прежде чем дать определение предмета курса «Международная экономика», следует выяснить сущность понятий «ми¬ровое хозяйство» и «международная экономика».

Работа состоит из  1 файл

Международная_экономика.doc

— 712.50 Кб (Скачать документ)

  Теория, основанная на преимуществах компаний и несовершенствах рынка, позднее была дополнена Даннингом и Портером (теория конкурентных преимуществ).

Теория  олигополистической защиты

  Сторонники  этой теории исходят из того, что  в отраслях с высокой конкуренцией поведение лидера может определять процесс и скорость транснационализации конкурентов. На основе изучения международной деятельности 187 американских корпораций за период с 1948 по 1967 гг. Никкербоккер (1973) показал, что в олигополистических отраслях за лидерами, инвестирующими капитал за рубеж, автоматически следуют их домашние конкуренты. В течение трех лет с момента первичного зарубежного инвестирования средств лидером в 45% случаев за ним следовали его домашние конкуренты, а в течение семи лет - в 75% случаев.

  В отраслях с чрезвычайно высоким  уровнем концентрации капитала (энергетика, металлургия) подобные стратегии ПИИ более редки, поскольку вместо прямой конкурентной борьбы лидеры предпочитают простой раздел рынка.

  В последующем Грэм (1978) несколько  усовершенствовал эту модель на основе изучения инвестиционного поведения европейских ТНК в Соединенных Штатах Америки. Их целью являлось в большей мере сопротивление стратегиям американских компаний в Европе, чем «сражение» со своими европейскими конкурентами в США. Отражая «американскую угрозу» на домашних рынках, европейцы форсировали свои усилия по интернализации. Таким образом, ПИИ не всегда определяются видимыми причинами экономической выгоды. Они в значительной мере могут рассматриваться как контрмеры, направленные на сдерживание своих основных конкурентов дома и за рубежом.

Теория  интернализации

  Теория  интернализации (от англ. internalization - объединение всех технологий и ноу-хау внутри компании) устанавливает связь между ПИИ крупных корпораций и их внутренней организацией, отражающей иерархическую интеграцию бизнес-функций. Она предполагает наличие несовершенств рынка и была сформулирована во второй половине 70-х гг. двумя экономистами из Редингского университета (Великобритания) — Бак-кли и Кассоном.

  Согласно  теории Баккли и Кассона (1976), крупные  фирмы могут расширять свою деятельность при наличии целостной внутренней структуры, исключая конкурентов на их ноу-хау. Они упрекали предыдущие теории (в частности, теории Хай-мера, Киндльбергера) за чрезмерное акцентирование внимания на производственной функции и пренебрежении прочими уникальными преимуществами (умение лидировать, международная организация деятельности, маркетинговые и снабженческие ресурсы, развитие человеческого капитала и здоровый финансовый менеджмент), которые позволяют компаниям выходить в лидеры и распространять свои операции на другие рынки и отрасли. Настоящие международные операторы получают свое конкурентное преимущество отнюдь не вследствие использования одного-единственного специфического фактора в одной определенной функциональной сфере, а из-за своей способности интернализировать свое ноу-хау, вместо того, чтобы передавать его другим (внешним) организациям.

  Практически во всех промышленных секторах - там, где высоки затраты на НИОКР и присутствует капиталоемкое производство (химическая промышленность, автомобилестроение) и большое количество промежуточных товаров в виде компонентов и полуфабрикатов (бытовая электроника, фармацевтика), существует интернализация.

Теория «летящих гусей»

  Теория  «летящих гусей» была разработана в  конце 30-х гг. японским ученым К. Акамацу как обобщенная теория экономического развития. По его представлению, существуют три фазы развития отрасли:

  Фаза 1: Продукция поступает в экономику  через импорт от зарубежных производителей.

  Фаза 2: Для удовлетворения растущего  национального спроса посредством ПИИ открываются новые (в т.ч. смежные) местные производства.

  Фаза 3: Развивается национальная экономика, и страна из импортера продукции  превращается в ее экспортера.

  Акамацу построил свою модель на основе наблюдения за текстильной промышленностью Японии и ее развитием в течение 40-50 лет, начиная с конца XIX века. Он показал, что последовательность «импорт товаров - развитие местного производства - экспорт» графически напоминает формирование стаи диких гусей. Такая модель развития национальной экономики позволяет из импортера продукции превратиться в ее экспортера.

  Позднее эта модель была применена в новоиндустриальных (например, Южная Корея, Тайвань) и развивающихся странах (например, Таиланд, Малайзия), где многие капиталоемкие отрасли развивались вызванными ПИИ трансфертами ноу-хау и передовых технологий.

  Из  теории «летящих гусей» правительства  могут использовать три важных факта при разработке планов экономического развития страны:

  1. Международная экономическая интеграция позволяет переходным экономикам догонять и даже перегонять передовые.
  2. Страна должна оставаться открытой для внешнего мира и, 
    в частности, для ПИИ иностранных ТНК.
  3. Необходима выработка разумной ПИИ-политики для ускорения процесса экономического развития.

  Следует отметить, что вызванное ПИИ экономическое  развитие в стране-лидере может оказать влияние на соседние страны, особенно если их действия скоординированы. 

Теория  конкурентных преимуществ наций

  В работе о конкурентном преимуществе наций Майкл Портер (1990) представил результаты своего исследования, проведенного в десяти ведущих промышленно развитых странах. Он изучил конкурентоспособность более чем в ста отраслях, на долю которых приходилась значительная часть экспорта соответствующих стран. В своем анализе он попытался ответить на следующие вопросы:

  • почему корпорации, относящиеся к определенным отраслям, были более успешны в проникновении на зарубежные 
    рынки, чем другие?
  • почему отдельные страны смогли привлекать ПИИ в отрасли с высокой добавленной стоимостью, а в другие отрасли - нет?
  • почему инвестиции ТНК в отдельные страны и сектора существенно повышали технологическую и организационную эффективность местных компаний, и почему в других случаях промышленной модернизации не происходило?

  На  основе сделанного анализа он определил  четыре фактора конкурентного преимущества наций:

  Фактор 1: Корпоративная стратегия фирмы: управление и искусство лидерства, цели корпорации, организация бизнеса и т.д.

  Фактор 2: Состояние факторов производства: физических, человеческих, капитала, инфраструктуры.

  Фактор 3: Составляющие спроса: объем спроса в стране, темпы его роста, сегментация потребителей, характеристики потребителей (потребности, уровень покупательской способности, международная мобильность и т.п.).

  Фактор 4: Наличие сопутствующих и поддерживающих отраслей для вхождения ТНК на рынок принимающей страны.

  Эклектическая парадигма, или парадигма  ОLI-преиму-ществ Дж. Даннинга

  Эта теория объединяет отдельные элементы, взятые из различных предшествующих теорий транснационализации. Согласно ей выделяют три группы факторов, определяющих транснационализацию и объемы иностранных активов:

  • специфические особые конкурентные преимущества иностранных инвесторов (ТНК) перед местными компаниями (О-преимущства);

  выгодные  местные факторы, предлагаемые принимающими странами для ТНК и позволяющие наилучшим образом рас 
крыть их конкурентные преимущества на локальных рынках 
этих стран (L-преимущества);

  • степень возможной интернализации, то есть контроля за 
    собственными конкурентными преимуществами, возможность 
    оставить свое ноу-хау внутри корпорации, не передавая их за 
    рубежным партнерам (1-преимущества).

  В 1994 г. Даннинг вместе с голландским ученым Наруллой предложили теорию путей инвестиционного развития. Согласно ей развитие страны происходит через пять этапов (фаз), классификационными признаками которых является готовность принимать и экспортировать ПИИ. Базой анализа служит эклектическая теория ОLI-преимуществ.

  Первая  фаза пути инвестиционного развития страны происходит при практическом отсутствии OLI-преимуществ. В стране развиты только низкотехнологические производства, а государство активно защищает внутренний рынок от импорта и ПИИ. Во второй фазе начинается медленный прирост ПИИ, растет местный рынок, повышается конкурентоспособность местных фирм, частично либерализуется ПИИ-политика. В третьей фазе начинается экспорт ПИИ, существенно увеличиваются L-преимущества местных фирм. Государственная ПИИ-политика становится либеральной, а экономика экспортно-ориентированной. В четвертой фазе экспорт ПИИ опережает импорт, страна захватывает лидерство в некоторых высокотехнологичных отраслях. В пятой фазе экспорт и импорт ПИИ начинают расти, утверждается мировое лидерство при либеральной ПИИ-политике и стимулировании экспорта ПИИ.

4.5. Международные компании и их классификация. ТНК и МНК

  МЕЖДУНАРОДНАЯ КОМПАНИЯ - это объединение субъектов хозяйствования, которые монополизируют производство того или иного продукта и делят на этой основе мировые рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала.

  По  уставным различиям международные компании представлены четырьмя основными видами: картелями, синдикатами, трестами и концернами.

  Международный картель представляет собой объединение, в котором его участники сохраняют производственную и коммерческую самостоятельность, но договариваются между собой (заключают соглашение) об установлении единых цен на продаваемые товары, о распределении рынков сбыта, о квотах (доле каждого участника в производстве продукции).

  Международный синдикат — это союз корпораций различных стран, связанных соглашением о создании единой сбытовой организации. При такой форме союза его участники не имеют права продавать свои товары на внешнем рынке и сдают их специальному акционерному обществу, которое реализует всю продукцию синдиката на мировом рынке.

  Международный трест объединяет собственность на все вошедшие в его состав предприятия, а владельцы последних получают прибыль как пайщики по сумме вложенных капиталов.

  Международный концерн объединяют предприятия различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, банков, страховых компаний, причем многочисленные предприятия и компании различных стран подчинены одному финансовому центру, сосредоточивающему в своих руках контрольные пакеты их акций.

  По  источникам формирования ресурсов международные корпорации делятся на:

  • транснациональные (ТНК),
  • межнациональные (МНК).

  ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ корпорации создаются субъектами одной страны и распространяют сферы своих действий на многие страны. Обычно это компании крупных развитых стран. Они опираются на поддержку и защиту своих интересов со стороны национальных правительств, их дипломатических и административных структур. ТНК - это компании, однонациональные по составу ядра акционерного капитала и контролю, но международные по сфере своей деятельности. В основе формирования транснациональных корпораций лежат в первую очередь процессы концентрации и централизации производства и капитала первоначально в национальных рамках с их последующим выходом на международный уровень. Важную роль в образовании ТНК играет вывоз капитала. Наличие активов за рубежом, возникающих на основе прямых инвестиций, является отличительной особенностью этих компаний. Захватив значительную часть производства соответствующих товаров в других странах, ТНК получает возможность контролировать их мировые рынки и реально участвовать в экономическом разделе мира. Создавая межнациональные производственные комплексы, ТНК получают возможность полнее использовать преимущества современного международного разделения труда и расширять международную кооперацию производства, ставить себе на службу природные и людские ресурсы, научно-технический потенциал других стран, проникать на их рынки «изнутри», минуя таможенные барьеры. Имея свои филиалы в разных странах, ТНК легче может приспосабливать свои производственные и сбытовые программы к специфическим условиям различных национальных рынков и проводить соответствующую оптимизацию своей деятельности в международных масштабах. Координируя операции своих предприятий в различных странах, ТНК имеют возможность гибкого производственного маневра, сосредоточивая те или иные процессы в странах с более низкими издержками и, прежде всего там, где имеются дешевые рабочая сила и сырье.

  В сегодняшнем развитии ТНК происходят существенные изменения, затрагивающие не только их корпоративные интересы, но и влияющие на мирохозяйственные отношения вообще. Так, до невиданных ранее масштабов возросла их инвестиционная деятельность, на базе которой фактически возник существенный по своим масштабам сектор международного производства.

Информация о работе Лекции по "Международным экономике"