Лекции по "Международным экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:30, курс лекций

Описание

Тема 1
ПРЕДМЕТ КУРСА. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА: СТРУКТУРА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
1.1. Предмет, методология и структура курса «Международная
экономика».
1.2. Объекты и субъекты .международной экономики.
1.3. Структура международной экономики. Группы стран в миро¬
вой экономике.
1.4. Международное разделение труда и факторов производства.
1.5. Тенденции развития международной экономики. Открытая
экономика.
1.6. Глобализация международной экономики.
1.1. Предмет, методология и структура курса «Международная экономика»
Прежде чем дать определение предмета курса «Международная экономика», следует выяснить сущность понятий «ми¬ровое хозяйство» и «международная экономика».

Работа состоит из  1 файл

Международная_экономика.doc

— 712.50 Кб (Скачать документ)

   • учреждение операционного отделения  за рубежом в той или иной организационной форме (заграничного филиала, агентства, дочернего или совместного банка) для осуществления полной или ограниченной деятельности на территории пребывания и для международных операций.

  Особое  место среди организационных  структур занимают зарубежные филиалы ТНБ. В настоящее время крупные транснациональные банки имеют филиалы почти на каждом иностранном денежном рынке и обязательно - в международных финансовых центрах. Многие филиалы предлагают полный набор банковских услуг не только для национальных и международных компаний, но и для физических лиц.

  Среди филиалов ТНБ особое место занимают оффшорные банки. Они создаются не для общей банковской деятельности, а для специальной цели - служить своеобразной оболочкой для проведения международных валютных операций. Данные операции чаще всего осуществляются в головном офисе банка или в крупном зарубежном филиале. Данные филиалы, как правило, имеют небольшой персонал, а в некоторых случаях управляются лишь уполномоченным местным банкиром или адвокатом. Такие оффшорные филиалы располагаются в странах с благоприятным налоговым климатом, что дает возможность банку получать экономию на налоговых платежах.

4.9. Международный рынок ценных бумаг

  ЦЕННЫЕ  БУМАГИ в международных отношениях - это надлежащим образом оформленные  документы, выражающие имущественные  отношения между субъектами этих отношений, подтверждающие право на какое-то имущество или денежную сумму, которые не могут быть реализованы или переданы другому лицу без наличия и предъявления соответствующего документа. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ - это часть финансового рынка (помимо рынка банковских ссуд), на котором осуществляется купля-продажа ценных бумаг. Регулярные операции по купле-продаже однотипных ценных бумаг образуют соответствующий рынок. Так, существуют рынки акций, облигаций, казначейских векселей и т.д. Каждый из этих рынков имеет специфический круг участников и обслуживается соответствующими институтами. Акции, например, обращаются преимущественно на фондовой бирже, тогда как облигации лишь частично продаются через биржу, а большей частью реализуются через банковскую систему.

  Задачей рынка ценных бумаг является обеспечение  более полного и быстрого перелива сбережений в инвестиции по цене, устраивающей покупателя и продавца.

  Посредниками  на рынке ценных бумаг выступают  брокеры и инвестиционные дилеры. БРОКЕРЫ - это посредники, действующие на фондовой бирже от своего имени и заключающие сделки по продаже и покупке ценных бумаг по поручению своих клиентов и за их счет. В роли брокеров могут выступать как отдельные лица, так и брокерские фирмы, зарегистрированные на биржах и представляющие интересы своих клиентов. ДИЛЕРЫ - члены фондовой биржи (отдельные лица и фирмы) и банки, занимающиеся куплей-продажей ценных бумаг, валют, драгоценных металлов. Они действуют от своего имени и за собственный счет и могут заключать сделки между собой, с брокерами, а также непосредственно с клиентами.

Основными функциями рынка ценных бумаг являются:

  а) мобилизация денежных средств вкладчиков для целей организации и расширения производства;

  б) информационная, которая состоит в том, что ситуация на рынке ценных бумаг сообщает инвесторам информацию об экономической конъюнктуре и дает ориентиры для вкладывания своих капиталов.

  Различают первичный и вторичный рынок  ценных бумаг. Первичный рынок обслуживает первичное размещение ценных бумаг. На нем эмитент получает необходимые ему финансовые средства. На вторичном рынке ценных бумаг производится купля-продажа ранее выпущенных акций и облигаций. На нем уже не происходит аккумулирования новых финансовых средств для эмитента, а осуществляется лишь перераспределение ресурсов среди последующих инвесторов.

  Существуют  две организационные формы рынка ценных бумаг:

  а) биржевой рынок (фондовая биржа), который  доступен только для солидных корпораций;

  б) внебиржевой рынок, доступный практически  любой компании и действующий на основе телефона, телекса, компьютерной сети, объединяющих проводами связи в единый организм тысячи инвестиционных фирм.

  Международный рынок ценных бумаг (МРЦБ) сформировался в результате массового вывоза капитала, прежде всего из стран, которым принадлежат основные транснациональные корпорации и банки. Формирование его было ускорено современной научно-технической революцией, породившей множество грандиозных проектов, осуществление которых требует использования капитала разных стран. МРЦБ является фактором, ускоряющим мировой процесс экономического роста и облегчающим различным субъектам экономики доступ к международному рынку свободных капиталов.

  Международный рынок ценных бумаг - это, прежде всего, первичный рынок. Поэтому под МЕЖДУНАРОДНЫМ РЫНКОМ ЦЕННЫХ БУМАГ понимается совокупность собственно международных и иностранных эмиссий ценных бумаг1.

  Отличительными  особенностями современного мирового рынка ценных бумаг являются:

  • необычайно возросшая скорость осуществления биржевых сделок на основе использования современных информационных технологий;
  • колоссальный рост оборотов, когда миллиардные суммы переводятся с одного рынка на другой в считанные секунды;
  • секыотеризация - тенденция превращения все большей массы капитала в форму ценных бумаг;
  • глобальный характер этого рынка. Если до Второй миро- вой войны рынок ценных бумаг ограничивался масштабами развитых стран Европы и Северной Америки, то сегодня в него втянуты почти все страны мира.

  Развитию  современного мирового рынка ценных бумаг присущи и специфические тенденции. Во-первых, тенденции концентрации и централизации капиталов имеют два аспекта по отношению к рынку ценных бумаг. С одной стороны, на рынок приходят все новые участники, для которых данная деятельность становится основной, а с другой стороны — идет процесс

   'Иностранные  эмиссии ценных бумаг — выпуск  ценных бумаг иностранными эмитентами на национальном рынке других стран.

выделения крупных, ведущих профессионалов рынка  на основе как увеличения их собственных  капиталов (концентрация капиталов), так и путем их слияния в еще более крупные структуры рынка ценных бумаг (централизация капиталов). В результате этого на фондовом рынке появляются торговые системы типа NASDAQ (National Association of Securities Dealers Automated Quotations), SEAQS (Stock Exchange Automated Quotation System) или других организаторов рынка, а также несколько наиболее известных площадок для торговли ценными бумагами (фондовые компании: New York Stock Exchange, Tokyo Stock Exchange, London International Stock Exchange, Frankfurt Stock Exchange), которые обслуживают большую часть всех операций на международном рынке ценных бумаг. Интернационализация фондового рынка означает, что национальный капитал переходит границы стран, формируется мировой рынок ценных бумаг, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными. Инвестор из любой страны получает возможность вкладывать свои свободные средства в ценные бумаги, которые обращаются в других странах.

4.10. Внешнеинвестиционная политика государства. Свободные экономические зоны

  ВНЕШНЕИНВЕСТИЦИОННАЯ  ПОЛИТИКА представляет собой систему мероприятий государства по регулированию экспорта и импорта капитала. Государство реализует эту политику с помощью регулирующих, контролирующих и стимулирующих функций. Основу государственного регулирования международного движения капитала составляют национальные законы, постановления и административные процедуры.

  Инвестиционная  деятельность в Республике Беларусь регламентируется Инвестиционным кодексом Республики Беларусь и нормативными правовыми актами соответствующих государственных структур. Инвестиционный кодекс определяет общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности и направлен на ее стимулирование и государственную поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь.

  Государственное регулирование предусматривает: прямое участие государства в инвестиционной деятельности; создание благоприятных  условий для развития инвестиционной деятельности. Государство гарантирует:

  • инвестору право собственности и иные вещные права, а 
    также имущественные права, приобретенные законным способом, и защищает эти права;
  • равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо 
    от их формы собственности при осуществлении инвестиционной деятельности, а также равную, без всякой дискриминации, 
    защиту прав и законных интересов инвесторов;
  • стабильность прав инвестора, установленных настоящим Кодексом, по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению;

  -иностранному  инвестору после уплаты им налогов и других обязательных платежей беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли, полученной на территории Республики Беларусь в результате осуществления инвестиционной деятельности, а также выручки от реализации инвестиционного имущества при прекращении инвестиционной деятельности;

  - инвестиции  не  могут  быть  безвозмездно  национали-зированы, реквизированы.

  В процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при реализации инвестиционных проектов, инвесторы имеют право получить государственную поддержку в виде: льгот по налоговым и таможенным платежам; гарантий Правительства Республики Беларусь; обязательство Республики Беларусь, от имени которой выступает Правительство Республики Беларусь, перед кредитором отвечать за исполнение обязательств заемщика (инвестора); централизованных инвестиционных ресурсов для оказания государственной поддержки инвестиционных проектов.

  Одним из условий, способствующих росту международного движения капиталов, является создание и функционирование свободных экономических зон.

  Под СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНОЙ (СЭЗ) понимается часть территории (экономического пространства) государства с особым, льготным режимом хозяйственной, внешнеторговой и инвестиционной деятельности.

Основными признаками СЭЗ являются:

  • определенная обособленность зоны от остальной территории страны в хозяйственном, внешнеторговом, инвестиционном,валютно-финансовом отношениях;
  • беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров;
  • создание льготных условий экономической деятельности и финансовых стимулов для иностранных инвесторов, вплоть до снятия каких-либо ограничений на их деятельность;
  • существенно более тесная связь с мировым рынком, чем у национальной экономики в целом.

  СЭЗ могут располагаться как на очень компактной, небольшой площади (это так называемые «точечные» зоны, типичным примером которых могут быть отдельные предприятия или магазины), так и занимать значительные по своим масштабам площади. В настоящее время в мире насчитывается несколько тысяч зон с особым режимом хозяйственной деятельности. При этом выделяются следующие виды таких зон:

  1. Зоны беспошлинной (или свободной) торговли. Они представляют собой исторически самый ранний тип СЭЗ. Первым историческим примером такого рода СЭЗ был «свободный порт» Генуя (с 1595 г.).
  2. Экспортные промышленные зоны (или свободные зоны поощрения экспорта). Целью такого рода зон является поощрение развития в данной стране экспортоориентированных современных производств.
  3. Зоны развития новых и высоких технологий. Яркими примерами такого вида зон являются современные технопарки в США, технополисы в Японии, «бизнес-инновационные цент- 
    ры» в странах ЕС. Основная цель этих СЭЗ - развитие наукоемких отраслей высоких технологий. Республика Беларусь находится на начальном этапе создания и функционирования СЭЗ 
    такого вида.
  4. Специальные экономические зоны. Это СЭЗ, которые создаются для развития конкретного, очень важного для данной 
    страны направления деятельности (например, туристские зоны).
  5. Комплексные, многоотраслевые и многофункциональные 
    зоны. Главное в них состоит в том, что они обладают практически всеми чертами других специальных зон.

  В Республике Беларусь на сегодняшний  день функционирует шесть свободных экономических зон: «Брест», «Минск», «Витебск», «Гродно-Инвест», «Могилев», «Гомель-Ратон». Создание и функционирование этих СЭЗ позволяет решать целый ряд важных для страны задач: повысить международную конкурентоспособность национального производства; увеличить приток в страну свободно конвертируемой валюты в результате наращивания экспорта отечественных товаров и услуг; ускорить развитие новых видов производств и изменить структуру национального производства; обеспечить научно-техническое развитие страны; решить многие социальные проблемы.

4.11. Международные и региональные финансовые институты

  Международные валютно-кредитные и финансовые организации в экономической науке условно объединяются в понятие «международные финансовые институты». Причинами их возникновения являются: усиление интернационализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, деятельность которых выходит за национальные границы; развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений; необходимость совместного решения проблем мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Информация о работе Лекции по "Международным экономике"