Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:30, курс лекций
Тема 1
ПРЕДМЕТ КУРСА. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА: СТРУКТУРА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
1.1. Предмет, методология и структура курса «Международная
экономика».
1.2. Объекты и субъекты .международной экономики.
1.3. Структура международной экономики. Группы стран в миро¬
вой экономике.
1.4. Международное разделение труда и факторов производства.
1.5. Тенденции развития международной экономики. Открытая
экономика.
1.6. Глобализация международной экономики.
1.1. Предмет, методология и структура курса «Международная экономика»
Прежде чем дать определение предмета курса «Международная экономика», следует выяснить сущность понятий «ми¬ровое хозяйство» и «международная экономика».
Характерной чертой глобализации в экономике стало сочетание процессов автономизации и интеграции. С одной стороны, государства стремятся к политической независимости и самоуправлению, а с другой - к формированию экономических союзов.
Процессы глобализации в экономической, информационной и культурной сферах идут в тесной связи с процессами национальной идентификации. В экономике - это разрыв традиционных связей внутри страны, деградация неконкурентоспособных производств, обострение проблем безработицы. В области культуры и идеологии — это агрессивное проникновение чуждых данному обществу идей, ценностей, моделей поведения. Ответная реакция на эти процессы - воинствующий национализм и религиозный фундаментализм. Именно в этом кроются в значительной степени истоки этнических и религиозных конфликтов, разгорающихся в различных регионах планеты и порождающих международный терроризм.
Крах социалистической командно-административной системы еще не означает, что рыночный капитализм в его современной форме является единственно правильным путем развития цивилизации. Слабая эффективность существующих регулирующих механизмов создает условия для дестабилизации экономической и политической ситуации в отдельных странах и в мировом сообществе в целом. Это выражается, прежде всего, в мировых финансовых кризисах. То, что процессы глобализации получили наибольшее развитие именно в финансовой сфере, не случайно. Компьютеризация системы электронных счетов и кредитных карт, спутниковая и оптико-волоконная связь позволяют практически мгновенно перемещать финансовую информацию, заключать сделки, переводить средства с одних счетов на другие независимо от расстояния и государственных границ. Это явилось одним из основных факторов образования мирового финансового рынка.
Другой фактор - изменение внешних и внутренних условий деятельности финансовых институтов. Крах Бреттон-Вудской валютной системы в 1971 году и отмена режима фиксирования валютных курсов привели к размыванию границ прежде замкнутых национальных финансовых пространств, стимулировали экспансию иностранного капитала на национальные финансовые рынки.
Произошли изменения и на мировом рынке банковских услуг. Формирование сети оффшорных банковских институтов, функционирующих в льготном режиме (льготы по налогам на прибыль, освобождение от страховых взносов, снятие контроля над валютными операциями) сделало оффшорные банки притягательными для отмывания «грязных денег».
Процессы глобализации финансовой сферы привели не только к свободному, неконтролируемому перемещению огромных денежных масс через национальные границы и формированию глобального финансового рынка, но и к изменению функций денег в мировой экономике. Финансовый рынок стал играть независимую от рынка товаров и услуг роль. Деньги сами превратились в товар, а спекуляции на изменении курса валют - в наиболее выгодную рыночную операцию.
Глобализация в современных условиях ведет к усилению диспропорций в международной экономике, порождая такие новые явления как:
21
Тема 2
ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
2.1. Современный мировой рынок. Конъюнктура мирового рынка
История знает четыре этапа формирования мирового хозяйства. Первый этап возник на доиндустриальной стадии производства. Его результатом стал регулярный обмен между разными государствами. С образованием сословия купцов начала развиваться международная торговля. На втором этапе в результате развития рыночных отношений и крупного машинного производства внешняя торговля превратилась в неотъемлемую составляющую практически всякой национальной экономики. Возник мировой рынок. Третий этап - это этап образования глобальной экономики. Он наступил на рубеже XIX-XX вв. Возникла мировая система хозяйства. С 60-х годов, когда большинство колониальных стран освободилось от политической зависимости, наступил четвертый (современный) этап развития мирового хозяйства. На этом этапе появились новые тенденции прогрессивных изменений мировой экономики. Сформировалось мировое рыночное пространство. Многие отсталые в экономическом отношении страны, имевшие натуральное или полунатуральное производство, переходят к рыночной экономике. Постсоциалистические государства, входившие в замкнутые блоки, становятся странами с открытой экономикой. Формируется современный мировой рынок.
СОВРЕМЕННЫЙ МИРОВОЙ РЫНОК представляет собой сферу устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанную на международном разделении труда (МРТ).
К основным чертам мирового рынка относят:
Одной из основных характеристик мирового рынка является его конъюнктура. КОНЪЮНКТУРА МИРОВОГО РЫНКА - это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на мировом рынке. Она характеризуется условиями продажи товаров, соотношением спроса и предложения на товары данного вида, уровнем и соотношением цен, тенденциями их изменений.
При анализе состояния мирового рынка исследуют:
Следует заметить, что выше указанные уровни конъюнктуры мирового рынка взаимосвязаны. Поэтому, исследуя один ее уровень, надо знать другие уровни конъюнктуры. Например, исследуя конъюнктуру отдельного товара, надо располагать информацией об отраслевой конъюнктуре.
По временным критериям выделяют конъюнктуры: текущую, краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную.
Конъюнктура мирового рынка не является статичной. Она изменяется под воздействием конъюнктурообразующш факторов: экономических, научно-технических, социальных, политических. Эти факторы, в свою очередь, подразделяются на временные и постоянные, циклические и нециклические, стимулирующие развитие мирового рынка и сдерживающие его, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Основным методом исследования конъюнктуры мирового рынка является метод прогнозирования, основанный на экстраполяции (предположении), экспертных оценках наиболее авторитетных ученых, экономико-математических методах.
2.2. Теории международной торговли
Каждая из стран стремится оптимизировать свои торговые отношения с другими странами. Этому способствуют теории международной торговли, описывающие ее выгоду для той или иной страны на основе факторных преимуществ.
Попытка определить смысл внешней торговли, сформулировать ее цели сделана в экономическом учении меркантилистов на стадии заката феодализма и зарождения капиталистических отношений (XV-XVIII вв.). В соответствии с тезисом об определяющей роли сферы обращения, лежавшим в основе их взглядов, богатство страны заключается во владении ценностями, прежде всего, в виде золота и драгоценных металлов. Представители меркантилизма Т. Мэн, А. Монкретьен считали, что умножение золотых запасов - важнейшая задача государства, а внешняя торговля должна, прежде всего, обеспечивать получение золота. Достигается это превышением экспорта товаров над их импортом, активным торговым балансом.
Основные теории международной торговли были заложены в конце XVIII - начале XIX вв. Адамом Смитом и Давидом Ри-кардо.
Теория абсолютного преимущества А. Смита
А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) сформулировал теорию абсолютного преимущества и показал, что страны должны быть заинтересованы в свободном развитии международной торговли, поскольку могут выигрывать от нее независимо от того, являются они экспортерами или импортерами.
Суть теории абсолютного преимущества состоит в следующем: если какая-либо страна может производить того или иного товара больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Эти абсолютные преимущества могут, с одной стороны, порождаться естественными факторами - особыми климатическими условиями или наличием огромных природных ресурсов. С другой стороны, преимущества в производстве различной продукции (прежде всего, в отраслях обрабатывающей промышленности) зависят от сложившихся производственных условий: технологии, квалификации работников, организации производства и т. д. В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и такое их количество, которое она производит. Цены этих товаров на рынке определяются национальными издержками их производства.
Иначе обстоят дела при наличии внешней торговли. В силу различий в обеспеченности факторами производства, используемых технологий, квалификации рабочей силы и т. д., внутренние цены на одни и те же товары в разных странах всегда различны. Чтобы внешняя торговля была выгодной, цена товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена на тот же товар в стране-экспортере. Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приросте потребления, которое может быть обусловлено специализацией производства.
Вывод: каждая страна должна специализироваться на производстве того товара, по которому она обладает исключительным (абсолютным) преимуществом.
Теория относительного преимущества Д. Рикардо
Д. Рикардо в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.) доказал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества.
Для
иллюстрации относительных
преимуществ Рикардо брал две страны
- Англию и Португалию, два товара - вино
и сукно, и в расчет принимал лишь один
фактор - национальные различия в стоимостях,
обусловленные затратами труда. Издержки
производства он условно измерял рабочим
временем.
|
Португалия | Англия |
1 ед. вина | 1 рабочий день | 3 рабочих дня |
1 ед. сукна | 2 рабочих дня | 4 рабочих дня |
В данном примере производство вина и сукна в Португалии абсолютно более эффективно, чем в Англии. Опираясь на логику здравого смысла, можно утверждать, что если производство в данной стране (Португалии) более эффективно, товары более дешевы, то нет резона покупать более дорогие товары в стране (Англии), где их производство обходится дороже. Однако это на первый взгляд. Если же следовать принципу сравнительных преимуществ, то мы должны сравнивать не абсолютный, а относительный эффект. В Португалии издержки на производство сукна составляют 2:1 затрат на производство вина, а в Англии -4:3, то есть относительно меньше.
С вином - ситуация противоположная. Эффективность производства вина в Португалии в сравнении с производством сукна выше, чем в Англии (1/2 < 3/4). Следовательно, Португалии из соображений эффективности национальной экономики выгодней сосредоточить труд и капитал в виноделии, заменив производство сукна на его импорт из Англии. Англии по тем же соображениям выгоднее специализироваться на производстве сукна, импортируя вино из Португалии.