Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:30, курс лекций
Тема 1
ПРЕДМЕТ КУРСА. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА: СТРУКТУРА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
1.1. Предмет, методология и структура курса «Международная
экономика».
1.2. Объекты и субъекты .международной экономики.
1.3. Структура международной экономики. Группы стран в миро¬
вой экономике.
1.4. Международное разделение труда и факторов производства.
1.5. Тенденции развития международной экономики. Открытая
экономика.
1.6. Глобализация международной экономики.
1.1. Предмет, методология и структура курса «Международная экономика»
Прежде чем дать определение предмета курса «Международная экономика», следует выяснить сущность понятий «ми¬ровое хозяйство» и «международная экономика».
В мировой практике существуют две системы правовой охраны интеллектуальной собственности авторов нововведений: романо-германская и англо-саксонская. В странах романо-гер-манской правовой системы изобретение принадлежит тому, кто первым подал заявку на получение охранного документа. В странах с англо-саксонской системой права действует «принцип первого изобретателя», т.е. по факту преждепользования.
Значительная роль в защите интеллектуальной собственности принадлежит Всемирной торговой организации (ВТО), представляющей своего рода кодекс правовых норм, регулирующих не только международный обмен товарами и услугами, но и объектами интеллектуальной собственности. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) как приложение к Соглашению об образовании ВТО стало всеобъемлющим соглашением в области интеллектуальной собственности, которое привело систему охраны прав интеллектуальной собственности в рамки общих международных правил.
2.7. Внешняя торговля Республики Беларусь и тенденции ее развития
В современном мире состояние внешней торговли государства — это показатель уровня развития, индикатор признания страны международным сообществом. Высокая доля внешнеторгового товарооборота в ВВП означает высокую зависимость благосостояния граждан от внешней торговли. Для Беларуси увеличение объемов экспорта было и остается важнейшим приоритетом государственной политики, ибо Республика Беларусь не имеет в достаточном количестве собственных природных ископаемых и зависима от внешнего рынка. Производственный комплекс республики закупает сырье за рубежом, после чего производит продукцию и продает ее. Благополучие страны и народа полностью зависит от эффективной работы ориентированных на экспорт предприятий и грамотной внешнеторговой политики.
Республика Беларусь поддерживает отношения более чем со 130 странами мира. В структуре внешнеторгового оборота около 2/3 объема приходится на страны СНГ, доля России в котором достигает почти 50%. На втором месте — развитые страны Западной Европы. Далее - европейские страны с переходной экономикой, развивающиеся страны Азии, страны Северной Америки, Южной Америки, Африки, Ближнего Востока, развитые страны Азии, Карибского бассейна, Австралии и Океании.
В товарной структуре белорусского экспорта преобладают машины, оборудование, транспортные средства, продукты химической промышленности. Республика Беларусь ежегодно в среднем экспортирует: тракторов - 24 тыс. штук (97% от их производства); грузовых автомобилей - 11,3 тыс. штук (74% от их производства); телевизоров - 408 тыс. штук (65% от их производства); холодильников, морозильников - 655 тыс. штук (76% от их производства); химических волокон и нитей — в среднем в год 148 тыс. тонн (70% от их производства); калийных удобрений - свыше 3 млн тонн (83% от их производства); азотных удобрений- 353 тыс. тонн (58% от их производства). В экспорте Республики Беларусь значатся и «минеральные продукты». В основном это продукты переработки нефти. Их доля в группе превышает 80%. Ежегодно экспортируется около 7,5 млн тонн нефтепродуктов.
Далее идут: черные и цветные металлы и изделия из них; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного); текстиль и текстильные изделия; древесина и целлюлозно-бумажные изделия; кожевенное сырье и изделия из него; прочее.
В товарной структуре белорусского импорта преобладают минеральные продукты, машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности, черные и цветные металлы.
Ежегодно Республика Беларусь в среднем импортирует около: 2 млн тонн черных и цветных металлов; 12 млн тонн сырой нефти; 0,7 млн тонн нефтепродуктов; 17,5 млрд куб. метров природного газа; 430 тыс. тонн угля; 7,5 млрд кВт/ч электроэнергии; 104 тыс. тонн растительного масла; 1300 тыс. тонн зерновых культур.
Одной из проблем экономики республики является ее высокая зависимость от энергоносителей: нефти, газа, угля, а также проката черных и цветных металлов.
Экспорт и импорт услуг составляют довольно скромную долю в общем объеме товарооборота. Так, доля экспорта услуг в общем товарообороте колеблется в пределах 12%, а доля их импорта - около 7 %. Среди экспортных услуг основными являются: транспортные; строительные; услуги связи; туристические; аренда; финансовые. Среди импортных услуг выделяются туристические; транспортные; услуги связи; аренда; строительные; финансовые.
Негативным показателем в торговле Республики Беларусь является постоянное в течение последних лет превышение импорта над экспортом. Так коэффициент покрытия импорта экспортом Республики Беларусь за последние 5 лет составил 83%, что негативно отражается на ее платежном балансе.
Основные направления внешней торговли Республики Беларусь на ближайшие годы определены «Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы». В соответствии с этой программой главным направлением внешнеэкономической деятельности на перспективу станет осуществление эффективной единой промышленной, внешнеторговой и -макроэкономической политики, обеспечивающей динамичное развитие внешнеэкономического комплекса страны и защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и иностранной конкуренции. Приоритетными направлениями должны стать: активизация государственной поддержки модернизации экспортоориентированных производств по выпуску наукоемкой высокотехнологичной продукции; поиск альтернативных источников необходимых стране ресурсов; развитие инфраструктуры экспорта; расширение номенклатуры и увеличение экспорта товаров и услуг; рационализация структуры импорта.
Качественно новый уровень функционирования экономики позволит проводить политику внешнеторговой экспансии путем избирательного ее применения как к отдельным государствам, так и к группам стран или союзам.
Важным фактором снижения дефицита внешнеторгового баланса послужит наращивание экспорта услуг как наименее капиталоемкого пути развития экспортного потенциала. Исходя из географического положения Беларуси, расширение объемов транспортных услуг будет наиболее реальным источником валютных поступлений.
Реализация
поставленных задач позволит сбалансировать
внешнеторговый оборот и выйти на положительное
сальдо внешней торговли.
НАЦИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ
3.3. Тарифные
и нетарифные методы
регулирования внешней
торговли. Виды таможенных
тарифов.
3.4. Демпинг: разновидности и условия для применения.
3.5. Международные
торгово-экономические
организации. Все
мирная торговая организация.
3.6. Внешнеторговая политика Республики Беларусь.
3.1. Внешнеторговая политика: сущность и цели
Международная торговля, учитывая ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику, подвергается значительному воздействию со стороны государства. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА - это деятельность государства, направленная на регулирование торговых отношений с другими государствами.
Международная координация в этой сфере предполагает выработку договоренностей, определяющих нормы, правила и процедуры, которых обязуются придерживаться договаривающиеся стороны. В сфере торгового обмена эти нормы и правила вырабатываются, прежде всего, в рамках Всемирной торговой организации (см. вопрос 3.5).
Основными
целями внешнеэкономической и
Во внешнеторговой политике переплетаются интересы различных субъектов международных отношений: государств, интеграционных объединений, монополий, финансовых, торговых, профессиональных и других групп. Поэтому современная внешнеторговая политика-это сложная система, формирующаяся под влиянием национальных, экономических и политических факторов. Она подвергается воздействию процессов, происходящих во всей системе международных экономических отношений и, в первую очередь, научно-технической революции, которая резко усилила взаимозависимость хозяйств отдельных государств. Интернационализация экономики породила интеграционные процессы, оказывающие огромное воздействие на формирование современной внешнеторговой политики. В результате деятельности интеграционных группировок происходит формирование единой для них системы регулирования внешнеэкономических связей, получившей название коллективного протекционизма. Характерной для него является более или менее полная либерализация взаимной торговли при одновременном проведении согласованной единой протекционистской политики. В формировании внешнеторговой политики активное участие принимает государство, монополистические группировки и созданные ими различные ассоциации, объединения, комитеты и т.п. В большинстве стран существуют крупные объединения национального капитала: национальные ассоциации промышленников, отраслевые объединения предпринимателей, торговые палаты и другие организации, воздействующие на формирование внешнеторговой политики страны.
Современная внешнеторговая политика осуществляется с помощью целого ряда средств, контролирующих, регулирующих и стимулирующих внешнеторговые связи. К ним относятся таможенные тарифы, количественные ограничения, разного рода препятствия для сбыта и потребления товаров на рынке страны-импортера. Одновременно с помощью экспортных кредитов и государственных гарантий по ним, кредитов международных финансовых организации, экспортных премий товарного и валютного демпинга, возврата пошлин и налогов, других налоговых льгот осуществляется стимулирование экспорта товаров. Важную, роль в качестве средства расширения экспорта играет вывоз капитала.
В
сложном комплексе торгово-
44
регулирования ввоза и вывоза и, таким образом, дополняют традиционные методы пограничного контроля. Филиалы и дочерние фирмы транснациональных компаний (ТНК), крупные компании и их отделения связаны между собой системой соглашений о распределении рынков, ценах и условиях продажи, защите торговых марок и патентов. Эти соглашения заключаются на межфирменном уровне и сведения о них, как правило, гласности не придаются. Таким образом, хотя ТНК и «не возводят торговополитических барьеров», упомянутые соглашения создают препятствия для импорта не менее ощутимые, чем те, которые образуются с помощью обычных торгово-политических барьеров. Этот частномонополистический протекционизм, являющийся одной из специфических черт современной внешнеторговой политики, получил название ограничительной практики монополий.
Внешнеторговая политика - один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны.
3.2. Виды внешнеторговой политики. Протекционизм и свободная торговля
Основными видами внешнеторговой политики являются: меркантилизм, протекционизм и свободная торговля.
Меркантилизм - это политика, направленная на стимулирование экспорта для превышения его над импортом с целью привлечения денег в страну. Он, как правило, приводит к снижению экономической активности, падению жизненных стандартов внутри страны, ограничению импорта. В современной внешнеторговой практике этот вид политики практически не используется.
Основными видами современной внешнеторговой политики являются протекционизм и свободная торговля.
Под протекционизмом следует понимать экономическую политику государства, направленную на поощрение развития национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции путем установления высоких таможенных пошлин на те товары, которые внутри страны производятся в достаточном количестве. Основными целями протекционизма являются: защита от иностранной конкуренции отраслей отечественной экономики, имеющих стратегическое значение; временная защита недавно созданных отраслей отечественной экономики; расширение внешнего рынка.
Барьеры, используемые государством для защиты националь-юй экономики, делят на экономические и неэкономические.
К экономическим барьерам относят: таможенные пошлины, предназначенные для защиты местных производителей от инос-транной конкуренции; импортные квоты, устанавливающие максимальные объемы товаров, которые могут быть ввезены в страну за какой-то период времени; экспортные ограничения (аналогично импортным квотам), когда фирмы ограничивают свой экспорт в отдельные страны.