Лекции по "Международным экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:30, курс лекций

Описание

Тема 1
ПРЕДМЕТ КУРСА. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА: СТРУКТУРА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
1.1. Предмет, методология и структура курса «Международная
экономика».
1.2. Объекты и субъекты .международной экономики.
1.3. Структура международной экономики. Группы стран в миро¬
вой экономике.
1.4. Международное разделение труда и факторов производства.
1.5. Тенденции развития международной экономики. Открытая
экономика.
1.6. Глобализация международной экономики.
1.1. Предмет, методология и структура курса «Международная экономика»
Прежде чем дать определение предмета курса «Международная экономика», следует выяснить сущность понятий «ми¬ровое хозяйство» и «международная экономика».

Работа состоит из  1 файл

Международная_экономика.doc

— 712.50 Кб (Скачать документ)

  Основополагающими принципами и правшами ВТО являются: взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

  Важнейшими  функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.

  Все страны - члены ВТО принимают обязательства  по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения».

  КОНФЕРЕНЦИЯ ООН ПО ТОРГОВЛЕ И РАЗВИТИЮ была создана в 1964 г. в качестве органа Генеральной Ассамблеи ООН. Это представительная многосторонняя торгово-экономическая организация, членами которой являются 186 государств. Местопребывание ЮНКТАД - г. Женева (Швейцария).

  Членство  в ЮНКТАД открыто для любого государства - члена ООН, специализированных учреждений ООН и Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

  Основными задачами ЮНКТАД являются: поощрение международной торговли, прежде всего между развитыми и развивающимися странами; разработка рекомендаций по вопросам развития международных экономических отношений; согласование политики правительств и региональных экономических организаций в сфере торговли и связанных с ней аспектах экономического развития; координация деятельности других учреждений ООН по вопросам международной торговли.

  Отличие ЮНКТАД от ВТО заключается в следующем: ЮНКТАД вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остаются в основном чисто торговые вопросы; решения, принимаемые ЮНКТАД, не являются юридически обязательными в отличие от решений ВТО.

  Высшим  руководящим органом ЮНКТАД является Конференция, состоящая из представителей государств-членов. Исполнительный орган ЮНКТАД - Совет по торговле и развитию, обеспечивающий непрерывность работы организации в период между сессиями Конференции. Совет проводит две сессии ежегодно (весной и осенью). Он представляет доклады Генеральной Ассамблее ООН через Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС).

  Секретариат ЮНКТАД, возглавляемый Генеральным секретарем, является частью Секретариата ООН. В его состав входят Службы координации политики и внешних сношений, девять отделов (сырьевые товары, экономическое сотрудничество между развивающимися странами и специальные программы, взаимозависимость, транснациональные корпорации и инвестиции, наука и техника, наименее развитые страны, услуги в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ). Помимо этого, Секретариат обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС - Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

  МЕЖДУНАРОДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (МТО) учреждена в 1952 г. как Совет таможенного сотрудничества (СТС). В настоящее время она объединяет 139 государств, в том числе почти все бывшие республики СССР.

  Главная задача организации - разработка и распространение  единых таможенных «правил игры» с целью ускорения мирового товарооборота, унификация и облегчение перемещения товаров и физических лиц через таможенные границы при обеспечении контрольных и фискальных функций таможни.

  Представительными органами МТО являются Совет, состоящий из председателя, шести вице-председателей, которые одновременно являются представителями регионов, Политическая комиссия, Финансовый комитет и технические комитеты.

  Высший  орган Совета - ежегодная встреча  глав таможенных служб государств-членов, на которой рассматриваются материалы, подготовленные Политической комиссией и Финансовым комитетом, и принимаются решения и рекомендации по стратегическим направлениям деятельности МТО. Постоянно действующим исполнительным органом организации является Секретариат, который располагается в г. Брюсселе (Бельгия).

  Одним из основных направлений деятельности МТО является выработка рекомендаций по толкованию и применению соглашений, конвенций, по пересмотру и актуализации документов и их адаптации к изменениям в мировой экономике.

  МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ ПАЛАТА (МТП) была основана как  неправительственная организация  в 1919 г. Это наиболее авторитетная в мире организация частного предпринимательства, объединяющая свыше 6 тыс. компаний, 1,5 тыс. национальных союзов предпринимателей, имеющая зарубежные представительства более чем в 50 странах мира. МТП располагается в г. Париже (Франция).

  Основными целями МТП являются: содействие развитию предпринимательства путем поощрения торговли, инвестиций и открытых рынков, свободного движения капиталов; принятие эффективных и последовательных мер в экономической и правовой сферах в целях содействия гармоничному развитию и свободе международной торговли; защита системы частного предпринимательства.

  Высшим  руководящим органом МТП является Совет, который собирается, как правило, дважды в год. Члены Совета назначаются национальными комитетами и группами. Исполнительный совет, в состав которого входят от 15 до 21 представителя государств-членов, избирается Советом МТП. Он несет ответственность за проведение политики МТП. Исполнительный совет проводит не менее трех сессий в год. Генеральный секретарь, избираемый Советом МТП, является также секретарем Исполнительного совета.

  Международная штаб-квартира, возглавляемая генеральным  секретарем, координирует всю деятельность МТП. Она состоит из пяти основных департаментов: Международного арбитражного суда; Международного бюро торговых палат; Института права и практики в сфере бизнеса; служб МТП по борьбе с экономической преступностью; Всемирного совета по вопросам окружающей среды.

  МТП наделена консультативным статусом в ООН с тем, чтобы иметь возможность представлять взгляды деловых кругов развитых и развивающихся стран. Она поддерживает отношения с основными межправительственными и неправительственными международными экономическими организациями.

3.6. Внешнеторговая политика Республики Беларусь

  Исторически так сложилось, что экономика Республики Беларусь всегда была ориентирована на внешние рынки. Высокая внешнеторговая квота (отношение объема внешнего товарооборота к ВВП) в Республике Беларусь колеблется от 50 до 62%, что является объективным свидетельством важного значения внешней торговли и внешнеторговой политики для белорусского государства.

  Внешнеторговая  политика Республики Беларусь строится на основе международных норм и демократических стандартов, соблюдения международных договоренностей, многовек-торности и либерализации внешнеторговых связей. Основная цель внешнеэкономической политики Республики Беларусь — эффективное участие в международном разделении труда на основе использования конкурентных преимуществ страны для повышения уровня и качества жизни населения посредством реализации достижений научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы. В связи с этим важнейшими задачами должны стать: создание политических, экономических и правовых условий для закрепления позиций белорусских товаропроизводителей на имеющихся и новых рынках сбыта; расширение торгово-экономических связей с различными странами, региональными союзами и международными экономическими организациями; участие страны в международном сотрудничестве по решению проблем перехода к устойчивому развитию.

  Основные  принципы формирования внешнеторговой политики нашего государства заложены в «Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы». Они включают меры регулирования внешней торговли, а также государственную поддержку развития экспорта и продвижения белорусских товаров на внешние рынки. Для их решения необходимо осуществить комплекс основных мероприятий:

  • активизировать участие Республики Беларусь в организации международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию;
  • продолжить курс на либерализацию внешней торговли при 
    условии обеспечения экономической безопасности и защиты 
    национальных интересов во внешнеэкономической деятельности;
  • проводить в рамках общепринятых процедур политику разумного протекционизма в отношении отечественных товаропроизводителей;
 
  
  • обеспечить  реализацию конкурентных преимуществ  страны при осуществлении внешней торговли;
  • создать условия для привлечения зарубежных и отечес-твенных инвестиций в перспективные программы и проекты, 
    обеспечивающие   выпуск  конкурентоспособной   наукоемкой 
    продукции, соответствующей международным нормам и экологическим стандартам;
 
  
  • способствовать  приоритетному развитию тех форм международного сотрудничества, от которых зависит технико-экономический и технологический уровень экономики страны;
  • разработать меры по более широкому привлечению инос транного капитала к решению долгосрочных социально-экономических проблем страны, а также к участию в реализации международных проектов, направленных на развитие энергетики, транспорта, информационных и коммуникационных технологий;

  -развивать  инфраструктуру внешней торговли, включающую товаропроводящие сети, современные системы информационно-маркетинговой поддержки и электронной торговли, глобальные телекоммуникационные сети.

  - привести национальное законодательство в соответствие с международными нормами и принципами;

  — обеспечить развитие систем сертификации и качества экспортной продукции, признаваемых зарубежными партнерами.

  Реализация  вышеперечисленных мероприятий  позволит Республике Беларусь глубже интегрироваться в систему мирохозяйственных связей. Это будет способствовать ее вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), развивать внешнеторговые отношения с другими странами на долговременной стабильной основе, отстаивать и защищать национальные интересы в торгово-экономических отношениях с партнерами на общепринятых в мировой практике правовых положениях и сложившихся традициях.

Тема 4 

МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА

    4.1. Международная миграция капитала: понятие, причины, пос- 
    ледствия.

  1. Формы движения капитала.
  2. Прямые иностранные инвестиции и их классификация.
  3. Теории прямых иностранных инвестиций.
  4. Международные компании и их классификация. ТНК и МНК.
  5. Портфельные инвестиции: понятие, виды.
  6. Миграция ссудного капитала. Рынок международного кредита.

    4.8. Международные финансовые  центры.   Транснациональные 
    банки.

4.9. Международный рынок генных бумаг.

  1. Внешнеинвестиционная политика государства. Свободные 
    экономические зоны.
  2. Международные и региональные финансовые институты.

4.1. Международная миграция капитала: понятие, причины, последствия

  В эпоху свободной конкуренции, когда  международное разделение труда определялось в основном природно-климатическими различиями стран, господствующее положение в международных экономических отношениях занимала международная торговля товарами. С появлением машинного производства международное разделение труда приобрело некоторые специфические черты. Международная конкурентоспособность во многом стала определяться быстротой разработки и внедрения в процесс производства научно-технических и технологических новшеств. Период индустриального развития общества стал характеризоваться борьбой между государствами за привлечение иностранных инвестиций. Вывоз капитала становится одной из основных форм международных экономических отношений.

  До  середины XX столетия капитал мигрировал, как правило, из промышленно развитых стран в слаборазвитые и носил ограниченный характер. Этот этап движения капитала характеризовался термином «вывоз капитала». С середины 50-60-х гг. XX столетия вывоз капитала приобрел устойчивый и масштабный характер. Вывозить капитал стали не только экономически развитые страны, но и развивающиеся, включая государства, образовавшиеся после распада СССР. Многие страны мира стали и экспортерами и импортерами капитала. Движение капитала стало сопровождаться огромными финансовыми потоками в виде доходов на вложенный капитал: предпринимательской прибыли, процентов по ссудам, дивидендов. Вывоз капитала превратился в одну из форм международных экономических отношений (МЭО) и стал характеризоваться термином «международная миграция капитала».

Информация о работе Лекции по "Международным экономике"