Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:30, курс лекций
Тема 1
ПРЕДМЕТ КУРСА. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА: СТРУКТУРА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
1.1. Предмет, методология и структура курса «Международная
экономика».
1.2. Объекты и субъекты .международной экономики.
1.3. Структура международной экономики. Группы стран в миро¬
вой экономике.
1.4. Международное разделение труда и факторов производства.
1.5. Тенденции развития международной экономики. Открытая
экономика.
1.6. Глобализация международной экономики.
1.1. Предмет, методология и структура курса «Международная экономика»
Прежде чем дать определение предмета курса «Международная экономика», следует выяснить сущность понятий «ми¬ровое хозяйство» и «международная экономика».
ИМПОРТ ТОВАРОВ (от лат. importare - ввозить) - ввоз товаров из-за границы для реализации их на внутреннем рынке ввозящей страны. Импорт одной страны всегда соответствует экспорту другой страны. Предметами импорта являются товары иностранного происхождения, ввозимые непосредственно из страны-производителя или страны-посредника с целью потребления или последующего вывоза из страны.
Структура импорта материальных ценностей (видимый импорт) определяется особенностями природных условий, структуры экономики страны и ее ролью в международном разделении труда. Страны, прежде всего, импортируют те виды минерального, сельскохозяйственного сырья и продовольствия, которые в силу природных условий не могут производить сами.
В импорте промышленно развитых стран высока доля промышленных товаров, в том числе машин и оборудования, что объясняется углублением международной специализации и кооперирования производства. Развивающиеся страны, для которых импорт машин и оборудования крайне важен для индустриализации экономики, вынуждены в то же время ввиду отсталости сельского хозяйства ввозить и некоторые виды продовольствия.
Импорт в большей степени, чем экспорт, подвергается государственному воздействию, которое особенно усиливается в периоды ухудшения экономической конъюнктуры на мировых рынках и обострении проблемы платежного баланса. Импорт регулируется таможенными пошлинами, количественными ограничениями, системой лицензирования и другими нетарифными барьерами (см. тему 3). В условиях формирования национальной экономики и перевода ее на рыночные рельсы государство использует рычаги ограничения импорта для защиты интересов национальной экономики.
Сумма экспорта и импорта товаров называется товарооборотом. Соотношение (разница) между экспортом страны и ее импортом составляет ТОРГОВЫЙ БАЛАНС. Если экспорт превышает импорт, то образуется «положительное сальдо торгового баланса». Если же импорт превышает экспорт, то возникает внешнеторговый дефицит, или «отрицательное сальдо торгового баланса». Последнее говорит о том, что экспорт товаров недостаточен для оплаты импорта товаров. Финансирование этого дефицита осуществляется либо за счет зарубежных займов (путем залезания в долги), либо за счет сокращения собственных активов (вывоза золота, валюты, продажи земли, недвижимости и др.).
Для анализа динамики МТТ используются показатели стоимостного и физического объема внешней торговли. Стоимостный объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах анализируемых лет с использованием текущих валютных курсов. Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять ее реальную динамику.
На международные товарные потоки могут оказывать влияние следующие факторы: научно-технический прогресс, меняющий структуру мировой торговли; либерализация международной торговли; экономическая интеграция; активная деятельность транснациональных и межнациональных корпораций на мировом рынке; мировые кризисы и др.
2.5. Международная торговля услугами
Наряду
с международной торговлей
Услуги в отличие от товаров производятся и потребляются, как правило, одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим зачастую требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. Выделяется четыре способа международной торговли услугами:
4.
Присутствие на территории
Услуги очень разнообразны, а сфера их применения расширяется с каждым годом. В соответствии с положениями ВТО все услуги подразделяют на 12 секторов:
I) услуги
для бизнеса;
2)строительные услуги;
9) туристические
услуги;
10)рекреационные услуги;
II) услуги по охране окружающей среды;
12) услуги,
в другом месте не
Для либерализации и регулирования международной торговли услугами в рамках ВТО действует Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Оно содержит:
4) определенные
принципы использования национального
режима и режима наибольшего благоприятствования
в сфере
МТУ.
В соответствии с положениями ГАТС все члены ВТО должны придерживаться следующих принципов в области торговли услугами: обеспечивать прозрачность системы регулирования сферы услуг на своей территории; гарантировать доступ к национальным процедурам разрешения споров и, в особенности, к кассационным процедурам в отношении административных решений; не расширять круг ограничений в доступе на рынок услуг и следовать принципу национального режима, если такое обязательство было внесено в национальный список обязательств; соблюдать процедуры разрешения споров во всех областях, регулируемых ВТО; участвовать в переговорах о новых аспектах обмена в сфере услуг, а также о содержании национальных списков обязательств.
В то же время каждая страна имеет право: сохранять национальную монополию на предоставление некоторых услуг либо выделять одного или несколько услугодателей, которым предоставляются исключительные или специальные права; ужесточать регулирование сферы услуг в отношении всех услугодателей при соблюдении принципа недискриминации; сохранять исключения в определенных ситуациях, включая отступления от принципа наибольшего благоприятствования; применять ограничения в целях защиты платежного баланса; использовать различное трактование отечественных и заграничных субъектов, если это продиктовано интересами защиты потребителей, акционеров и т.п., т.е. применять так называемые правила предусмотрительности; участвовать в интеграционном объединении с более высоким уровнем либерализации в сфере торговли услугами.
2.6. Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности
В
экономической науке под «
Международным правовым актом - Конвенцией об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности— определено, что «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к: литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции; все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.
В законодательстве некоторых стран этот список расширен. В него стали включать: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения.
Традиционно все объекты интеллектуальной собственности разделяются на две родовые категории: промышленная собственность и авторское право. Критерием их разграничения служит предмет, являющийся продуктом интеллектуальной деятельности. Наиболее характерными объектами промышленной собственности являются полезные модели, промышленные образцы, изобретения, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и наименования мест происхождения товаров. К другой категории объектов интеллектуальной собственности относится авторское право. В данном случае речь идет о праве на такие продукты интеллектуальной деятельности, как произведения искусства, в том числе литературные и музыкальные, произведения кинематографии, а также научные произведения, к которым относятся, в частности, программы для ЭВМ.
В условиях глобализации мировой экономики для успешного распространения новых технологий важное значение имеет коммерческое использование интеллектуальной собственности. Растет лицензионная торговля, передача технологий, развиваются другие отношения рыночного характера в этой сфере. В этих условиях происходит формирование мирового РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, который представлен, главным образом, тремя рынками: наукоемкой продукции, информации и прав.
Наиболее быстрыми темпами развивается рынок наукоемкой продукции (технологические установки, фармацевтические препараты, вычислительная техника и т.п.), который развивается быстрыми темпами и приносит огромные прибыли ведущим компаниям и странам мира. Посредством интеллектуальной собственности на этом рынке охраняются определенные рыночные ниши, своеобразные зоны получения сверхприбыли. Здесь «территориальный» раздел происходит между США, Японией и ведущими странами Западной Европы — Германией, Францией и Великобританией.
На рынке информационной продукции и технологий идет товарообмен информацией, содержащейся как на бумажных носителях, так и на аудио- и видеокассетах, лазерных дисках, дискетах, серверах. Структура продукции этого рынка самая неопределенная и быстроменяющаяся. Тенденции таковы, что компьютерная техника и Интернет начинают вытеснять все остальные носители.
На рынке прав происходит перераспределение привилегий посредством выдачи патентов и приобретения лицензий. Патентная статистика является одним из основных показателей научно-технического прогресса. Защита патентов становится одной из стратегических целей как отдельно взятых компаний, так и государств.
Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности (ОИС) осуществляется для регулирования имущественных (экономических) и неимущественных (моральных) правоотношений, возникающих в связи с созданием и использованием ОИС. Регламентация этих отношений производится в основном в рамках двух традиционных ветвей права: патентного и авторского. Под действие первой из них подпадают отношения в связи с изобретениями, полезными моделями, товарными знаками и другими объектами промышленной собственности. Вторая - связана с правоотношениями, касающимися литературных, научных, художественных, музыкальных произведений и других объектов авторского права. Однако некоторые ОИС, получившие распространение сравнительно недавно, не поддаются регулированию в рамках двух упомянутых ветвей законодательства. Такие ОИС принято называть нетрадиционными, и для них используется специальное законодательство. К их числу относятся коммерческая тайна, топологии интегральных микросхем, селекционные достижения и др.