Лекции по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:04, курс лекций

Описание

Тема 1. Предмет мировой экономики.

Мировая экономика как система.
Предмет мировой экономики.
Основные формы международных экономических отношений.
Субъекты мирового хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

Конспект лекций по МЭ.doc

— 261.00 Кб (Скачать документ)

     В соответствии с этой теорией страны должны специализироваться на производстве тех товаров, в производстве которых  у них есть преимущества, и торговать  ими в обмен на те товары, в производстве которых преимуществом обладают другие страны. Абсолютное преимущество означает, что страна производит товар с наименьшими издержками, чем другая страна.

     Теория  абсолютных преимуществ была развита  Давидом Рикардо в теорию сравнительных преимуществ. Торговля выгодна каждой из двух стран и в том случае, если ни одна из них не обладает абсолютным преимуществом в производстве какого-либо товаров, а страны специализируются на торговле теми товарами, в производстве которых они имеют относительное преимущество.

     В результате мировой торговли на основе сравнительных преимуществ, каждая страна получает положительный экономический  эффект, называемый выигрышем от торговли.

     Смит  и Риккардо считали, что главным  фактором производства является труд, но в действительности надо исходить из существования нескольких факторов: из оценки факторов производства, их соотношений и взаимосвязанности других факторов. 

     Вопрос 2.

     Крупным прорывом в теории мировой торговли стало созданное в 20-30 года ХХ века теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина. Эта теория в качестве основы международной торговли рассматривает различную относительную обеспеченность стран факторами производства. Каждая страна экспортирует те товары, для производства которых она обладает относительно-избыточными факторами производства и импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Иначе говоря, специализацию страны определяет различная фактороинтенсивность и факторонасыщаемость.

     Фактороинтенсивность показывает относительные затраты факторов производства на создание определенного товара.

     Факторонасыщаемость показывает относительную обеспеченность страны факторами производства.

     Самуэльсон, опираясь на предпосылки теоремы Хекшера-Олина, сформулировал теорему выравнивания цен на факторы производства, в соответствии с которой, международная торговля приводит к выравниванию относительных цен не только на товары, но и на однотипные факторы производства в торгующих странах.

     Наиболее  известным исследователем не подтвердившем  выводы Хекшера-Олина и Самуэльсона  является парадокс Леонтьева. Используя данные о структуре экспорта и импорта США (одной из самых богатых и капиталонасыщенных стран с относительно высокой по сравнению с другими странами оплатой труда) он получил следующий результат: трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, а капиталонасыщенные экспортируют трудоемкую продукцию.

     Английский  экономист Рыбчинский в 1955 г. обратил внимание на то, что быстрое развитие одних отраслей промышленности не резко угнетающе влияет на развитие других отраслей, и доказал это. Теория Рыбчинского говорит, что расширение производства на экспорт, с помощью относительно избыточного фактора производства, приведет к падению производства в других отраслях, для которых данный товар не является относительно избыточным, и поэтому в этих отраслях возникает потребность в импортных товарах, и напротив, расширение производства с помощью относительно недостаточного фактора производства приведет к росту производства в импортозамещающих отраслях.

     Теория  конкурентных преимуществ Портера.

     Портер  попытался ответить на вопрос: Почему фирмы конкурентных стран приобретают  конкурентные преимущества в отдельных  отраслях?

     В конце 80 – х годов он провел исследование в 10 крупнейших странах, на которых приходилась половина мирового экспорта. В результате он показал, что в современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с естественными преимуществами страны, а с приобретаемыми в ходе конкурентной борьбы, и следовательно, на мировом рынке конкурируют не страны, а фирмы.

     Портер  выделяет 4 главных параметра, определяющих развитие современной внешней торговли:

     1. обеспеченность факторами производства;

     2. параметры внутреннего спроса на продукцию данной отрасли.

     3. наличие в стране конкурентных  отраслей-поставщиков и родственных  отраслей, производящих взаимозаменяющую  продукцию. 

     4. национальные особенности стратегии  фирмы, т. е. условия в которых  она функционирует.

     Теория  жизненного цикла продукта Вернана Уэльса Киндельберга отразила реальную действительность 60 – х годов, когда разработанные на основе научных разработок для американского рынка товары, стали постепенно распространяться в другие развитые страны. В США новые товары появляются не потому, что там наиболее квалифицированные разработчики, а так как здесь значительно выше спрос на новейшие товары.

     Заграницей  обеспеченные группы населения также  предпочитают покупать дорогие импортные  товары. В этом случае, американские фирмы, разрабатывающие новейшие товары, начинают экспорт заграницу – первый этап экспорта.

     По  мере роста спроса на ввозимые товары начинает развиваться национальное производство – это второй этап экспорта из США, он характеризуется замедлением его роста и развитием национального производства в ранее импортируемый данный товар в этой стране. Национальные производители начинают вытеснять американских производителей на рынках третьих стран.

     На  третьем этапе экспорта из США, по мере того, как местное производство набирает силу и  постепенно начинает поступать в Америку, где за счет более низких расходов постепенно вытесняет американские товары. В это время, американские компании переходят к производству нового, более современного, и дорогостоящего товара, осваивая новые технологические производства.

     Некоторые исследователи добавляют четвертый  этап, связанный с расширением  экспорта в развивающиеся страны, особенно новые индивидуальные поставки из них в США.

     Хронологические показатели цикла жизни продукта могут быть различными и длиться от нескольких лет до десятилетий. Разбивка производства на этапы условна, т. к. бывает, что товар сразу с первого переходит на четвертый этап. 

     Тема 4. Развитие международной  торговли.

  1. Понятие мирового рынка. Функции и структура мирового рынка. Сущность мировой торговли.
  2. Анализ мировой торговли.
  3. Основы конкурентоспособности на мировом рынке.
  4. Понятие, вторичный характер и формы международной торговли услугами.
 

Вопрос 1.

      Мировой рынок – это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и разделении факторов производства.

     Основными причинами существования мирового рынка является:

      - МРТ (международное разделение  труда);

      - Взаимно выгодность обмена.

     Основные  черты мирового рынка:

  1. перемещение товаров и услуг между странами как главный внешний признак.
  2. первичность по отношению производителю и функционирование в качестве центральной категории мировой экономики.
  3. международное разделение труда и других факторов производства.
  4. действие основных экономических законов с одной стороны и различных коммерческих, торгово-политических факторов с другой стороны.
  5. множественность применяемых цен.
  6. структурированность.

     Мировой рынок выполняет следующие основные функции:

    • регулирующая;
    • информационная;
  • балансирующая;
  • санирующая функция.

     Различают структуру мирового рынка по ряду критериев:

     1. По объекту различают рынки:  товаров, услуг, капитала, информации, технологий, рабочей силы;

     2. По региональному положению различают  рынки: европейский, азиатский, южно – американский и др.

     Механизм  мирового рынка представляет собой  механизм взаимодействия основных элементов  мирового рынка. Основными элементами мирового рынка выступает спрос, предложение и мировая цена. При  этом, предложение определяется внутренним избыточном предложением, спрос определяется внутренним избыточном спросом, а мировая цена находится между минимальной и максимальной внутренними равновесными ценами.

     На  мировом рынке формируется спрос  и предложение и поддерживается стремление к рыночному равновесию.

     Основной  формой мирового рынка выступает  мировая торговля. Она представляет собой перемещение за границу  товарно-материальных ценностей в  обмен на денежные потоки.

     Современная мировая торговля имеет ряд особенностей:

  • Под влиянием НТР резко возрастает объем международной торговли;
  • Произошли изменения в товарной структуре мирового экспорта в сторону увеличения объема наукоемкой продукции и услугами;
  • Неравномерность развития внешнеторгового оборота, исчисленного на душу населения;
  • Появление новых отраслей и производств, растущая зависимость ряда стран от импорта некоторых видов продукции, наблюдается тенденция к увеличению импортной зависимости стран;
  • Превращение из простой реализации на внешнем рынке определенного излишка продукции в заранее согласованные поставки товаров между кооперирующими предприятиями разных стран.

     В теории мировой экономики выделяют 2 вида структуры международной торговли:

     1. Географическая структура;

     2. Товарная структура.

     Вопрос 2.

     Для анализа мировой торговли используются такие инструменты, как:

     - условия торговли;

     - эластичность экспорта и импорта;

     - эффекты дохода и замещения;

     - эффект перераспределения дохода;

     - типы экономического роста.

     1. Условия торговли характеризуют соотношение экспортных и импортных цен на определенный товар страны в целом или группы стран.

     2. Эластичность экспорта – изменение предложения на экспорт, вытекающий из изменения условий торговли. В случае падения цены импорта, количественный объем экспорта увеличится, в случае роста цены импорта – сокращается.

     Эластичность  импорта - изменение спроса на импорт, вытекающий из изменения условий  торговли. Если снижаются цены на импорт, то количественный объем импорта  увеличится, а при росте цен  – сокращается.

     3. Эффекты дохода и замещения.

     Если  рассмотреть влияние роста импортных цен на спрос импорта, то оно происходит по трем направлениям:

  • Эффект замещения и потребления.

     В результате возрастания цен на импорт потребители будут замещать импортные  товары более дешевыми отечественными товарами.

  • Эффект дохода.

     Более высокие цены на импорт сокращают  реальные доходы потребителей, и спрос  на импорт снижается.

  • Эффект производства.

     В случае роста цен на импорт возможности  импорта сокращаются, и ресурсы  страны перемещаются в отечественные  отрасли, происходит импорто-замещение.

     4. Эффект перераспределения дохода.

     Изменение масштабов спроса происходит вследствие перераспределения доходов между  государствами. Это может происходить  либо в результате предоставления финансовой помощи развитой страной развивающимся  странам, либо в случае выплаты послевоенных репараций побежденной страной победителю. Если доходы страны увеличились, то ее спрос на мировом рынке возрастает.

Информация о работе Лекции по "Мировой экономике"