Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:04, курс лекций
Тема 1. Предмет мировой экономики.
Мировая экономика как система.
Предмет мировой экономики.
Основные формы международных экономических отношений.
Субъекты мирового хозяйства.
В соответствии с этой теорией страны должны специализироваться на производстве тех товаров, в производстве которых у них есть преимущества, и торговать ими в обмен на те товары, в производстве которых преимуществом обладают другие страны. Абсолютное преимущество означает, что страна производит товар с наименьшими издержками, чем другая страна.
Теория абсолютных преимуществ была развита Давидом Рикардо в теорию сравнительных преимуществ. Торговля выгодна каждой из двух стран и в том случае, если ни одна из них не обладает абсолютным преимуществом в производстве какого-либо товаров, а страны специализируются на торговле теми товарами, в производстве которых они имеют относительное преимущество.
В результате мировой торговли на основе сравнительных преимуществ, каждая страна получает положительный экономический эффект, называемый выигрышем от торговли.
Смит
и Риккардо считали, что главным
фактором производства является труд,
но в действительности надо исходить из
существования нескольких факторов: из
оценки факторов производства, их соотношений
и взаимосвязанности других факторов.
Вопрос 2.
Крупным прорывом в теории мировой торговли стало созданное в 20-30 года ХХ века теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина. Эта теория в качестве основы международной торговли рассматривает различную относительную обеспеченность стран факторами производства. Каждая страна экспортирует те товары, для производства которых она обладает относительно-избыточными факторами производства и импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Иначе говоря, специализацию страны определяет различная фактороинтенсивность и факторонасыщаемость.
Фактороинтенсивность показывает относительные затраты факторов производства на создание определенного товара.
Факторонасыщаемость показывает относительную обеспеченность страны факторами производства.
Самуэльсон, опираясь на предпосылки теоремы Хекшера-Олина, сформулировал теорему выравнивания цен на факторы производства, в соответствии с которой, международная торговля приводит к выравниванию относительных цен не только на товары, но и на однотипные факторы производства в торгующих странах.
Наиболее известным исследователем не подтвердившем выводы Хекшера-Олина и Самуэльсона является парадокс Леонтьева. Используя данные о структуре экспорта и импорта США (одной из самых богатых и капиталонасыщенных стран с относительно высокой по сравнению с другими странами оплатой труда) он получил следующий результат: трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, а капиталонасыщенные экспортируют трудоемкую продукцию.
Английский экономист Рыбчинский в 1955 г. обратил внимание на то, что быстрое развитие одних отраслей промышленности не резко угнетающе влияет на развитие других отраслей, и доказал это. Теория Рыбчинского говорит, что расширение производства на экспорт, с помощью относительно избыточного фактора производства, приведет к падению производства в других отраслях, для которых данный товар не является относительно избыточным, и поэтому в этих отраслях возникает потребность в импортных товарах, и напротив, расширение производства с помощью относительно недостаточного фактора производства приведет к росту производства в импортозамещающих отраслях.
Теория конкурентных преимуществ Портера.
Портер попытался ответить на вопрос: Почему фирмы конкурентных стран приобретают конкурентные преимущества в отдельных отраслях?
В конце 80 – х годов он провел исследование в 10 крупнейших странах, на которых приходилась половина мирового экспорта. В результате он показал, что в современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с естественными преимуществами страны, а с приобретаемыми в ходе конкурентной борьбы, и следовательно, на мировом рынке конкурируют не страны, а фирмы.
Портер выделяет 4 главных параметра, определяющих развитие современной внешней торговли:
1.
обеспеченность факторами
2. параметры внутреннего спроса на продукцию данной отрасли.
3.
наличие в стране конкурентных
отраслей-поставщиков и
4.
национальные особенности
Теория жизненного цикла продукта Вернана Уэльса Киндельберга отразила реальную действительность 60 – х годов, когда разработанные на основе научных разработок для американского рынка товары, стали постепенно распространяться в другие развитые страны. В США новые товары появляются не потому, что там наиболее квалифицированные разработчики, а так как здесь значительно выше спрос на новейшие товары.
Заграницей обеспеченные группы населения также предпочитают покупать дорогие импортные товары. В этом случае, американские фирмы, разрабатывающие новейшие товары, начинают экспорт заграницу – первый этап экспорта.
По мере роста спроса на ввозимые товары начинает развиваться национальное производство – это второй этап экспорта из США, он характеризуется замедлением его роста и развитием национального производства в ранее импортируемый данный товар в этой стране. Национальные производители начинают вытеснять американских производителей на рынках третьих стран.
На третьем этапе экспорта из США, по мере того, как местное производство набирает силу и постепенно начинает поступать в Америку, где за счет более низких расходов постепенно вытесняет американские товары. В это время, американские компании переходят к производству нового, более современного, и дорогостоящего товара, осваивая новые технологические производства.
Некоторые
исследователи добавляют
Хронологические
показатели цикла жизни продукта
могут быть различными и длиться от
нескольких лет до десятилетий. Разбивка
производства на этапы условна, т. к. бывает,
что товар сразу с первого переходит на
четвертый этап.
Тема 4. Развитие международной торговли.
Вопрос 1.
Мировой рынок – это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и разделении факторов производства.
Основными
причинами существования
- МРТ (международное разделение труда);
- Взаимно выгодность обмена.
Основные черты мирового рынка:
Мировой
рынок выполняет следующие
Различают структуру мирового рынка по ряду критериев:
1. По объекту различают рынки: товаров, услуг, капитала, информации, технологий, рабочей силы;
2.
По региональному положению
Механизм мирового рынка представляет собой механизм взаимодействия основных элементов мирового рынка. Основными элементами мирового рынка выступает спрос, предложение и мировая цена. При этом, предложение определяется внутренним избыточном предложением, спрос определяется внутренним избыточном спросом, а мировая цена находится между минимальной и максимальной внутренними равновесными ценами.
На
мировом рынке формируется
Основной формой мирового рынка выступает мировая торговля. Она представляет собой перемещение за границу товарно-материальных ценностей в обмен на денежные потоки.
Современная мировая торговля имеет ряд особенностей:
В
теории мировой экономики выделяют
2 вида структуры международной
1. Географическая структура;
2. Товарная структура.
Вопрос 2.
Для анализа мировой торговли используются такие инструменты, как:
- условия торговли;
-
эластичность экспорта и
- эффекты дохода и замещения;
-
эффект перераспределения
- типы экономического роста.
1. Условия торговли характеризуют соотношение экспортных и импортных цен на определенный товар страны в целом или группы стран.
2. Эластичность экспорта – изменение предложения на экспорт, вытекающий из изменения условий торговли. В случае падения цены импорта, количественный объем экспорта увеличится, в случае роста цены импорта – сокращается.
Эластичность импорта - изменение спроса на импорт, вытекающий из изменения условий торговли. Если снижаются цены на импорт, то количественный объем импорта увеличится, а при росте цен – сокращается.
3. Эффекты дохода и замещения.
Если рассмотреть влияние роста импортных цен на спрос импорта, то оно происходит по трем направлениям:
В результате возрастания цен на импорт потребители будут замещать импортные товары более дешевыми отечественными товарами.
Более высокие цены на импорт сокращают реальные доходы потребителей, и спрос на импорт снижается.
В случае роста цен на импорт возможности импорта сокращаются, и ресурсы страны перемещаются в отечественные отрасли, происходит импорто-замещение.
4. Эффект перераспределения дохода.
Изменение
масштабов спроса происходит вследствие
перераспределения доходов