Лекции по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:04, курс лекций

Описание

Тема 1. Предмет мировой экономики.

Мировая экономика как система.
Предмет мировой экономики.
Основные формы международных экономических отношений.
Субъекты мирового хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

Конспект лекций по МЭ.doc

— 261.00 Кб (Скачать документ)

     5. Типы экономического роста.

     Различают:

  • Экспорторасширяюший тип экономического роста.
  • Импортозамещающий тип экономического роста.
 

     Вопрос  3.

     В теории мировой экономики особое значение имеет проблемы конкурентоспособности  поставляемой на мировой рынок продукции. Она рассматривается на нескольких уровнях.

     - конкурентоспособность товара;

     - конкурентоспособность производителя;

     - отраслевая конкурентоспособность;

     - страновая конкурентоспособность.

     Конкурентоспособность товара представляет собой комплекс потребительских, ценовых, качественных характеристик товара, определяющий успех данного товара на рынке. Конкурентоспособность обычно определяют в сравнении с аналогичным товаром.

     Конкурентоспособность производителя складывается из следующих  конкурентных преимуществ:

     - рентабельность производства;

     - характер инновационной деятельности;

     - уровень производительности труда;

     - эффективность стратегического  планирования и управления фирмой;

     - способность фирмы к адаптации.

     Отраслевая  конкурентоспособность. Развитие международного разделения труда привело к определенной специализации стран в зависимости  от степени конкурентоспособности той или иной страны. Например, в США наиболее конкурентоспособными являются авиационная, аэрокосмическая промышленность, автомобилестроение; в Японии – электрическая, электротехническая промышленность.

     Страновая конкурентоспособность определяется агрегированным синтетическим показателем, который объединяет конкурентоспособность товара, производителя и отрасли. Этот показатель может характеризовать положение страны на мировом рынке. 

     Вопрос 4.

     Услуги  – полезная деятельность, направленная на удовлетворение определенных потребностей населения и общества.

     Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) под услугой понимает любую услугу, предоставляемую на коммерческой основе. На долю услуг приходится более 60% современного мирового продукта.

     Услуга имеет ряд особенностей:

    1. неосязаемость;
    2. неделимость от источника, т. е. торговля услугами связана с их производством;
    3. услуга не имеет овеществленной формы;
    4. непостоянство качества;
    5. несохраняемость;
    6. нетранспортабельность.

     Мировой рынок услуг отличается большой территориальной привязанностью и локализованностью обслуживания по сравнению с рынком товаров. Во всем мире возрастает роль сектора услуг.

     Изменение роли услуг в системе общественного  производства получило название софтонолизация.

     Существуют  различные виды услуг. В статистике СНС приводится следующая классификация услуг:

  • потребительские (рестораны, гостиницы);
  • социальные (образование, медицина);
  • производственные (жилищно-коммунальные, финансово-кредитные, консультативные);
  • распределительные (торговля, транспорт).

     МВФ выделяет 4 вида услуг:

  • фрахт;
  • остальные транспортные услуги;
  • туризм;
  • прочие услуги.

     На  основе подхода МВФ все услуги делят на торгуемые и неторгуемые. В торгуемую группу относят те услуги, которые пригодны для широкого вовлечения международной торговли. Во вторую, те которые преимущественно используются на внутреннем рынке.

     Существует  несколько традиционных механизмов совершения сделок по международной  торговле услугами.

     Мобильность покупателя

     Мобильность продавца

     Одновременная мобильность продавцов и покупателей и мобильный характер самой услуги.

     Мировой рынок услуг регулируется различными международными организациями, среди  основных можно выделить приблизительно около 40 организаций: ВТО, конференция  ООН по торговле и развитию (ЮНГТАНГ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и др. 

     Тема 5. Регулирование  внешней торговли.

     1. Сущность внешнеторговой  политики.

     2. Тарифные методы  регулирования.

     3. Нетарифные методы регулирования. 

     Вопрос 1.

     Внешняя торговая политика – это совокупность государственных средств и методов регулирования внешней торговой политики. Она служит основой регулирования экспорта и импорта с целью успешного развития национальной экономики и реализации максимальной выгоды страной.

     Выделяют 2 основных типа внешней торговой политики:

      1. Протекционизма;
      2. Свободной торговли.

     Политика  протекционизма представляет собой  теорию и практику регулирования  внешней торговли, направленной на защиту национальных производителей, как на внутреннем, так и на внешнем  рынке.

     Политика свободной торговли – теория и практика не вмешательства государства в международную торговлю.

     В чистом виде ни та, ни другая политика не встречаются. В реальности политика свободной торговли сводится к минимальному вмешательству государства в  указанные процессы.

     К основным методам регулирования  внешней торговли относят таможенно-тарифное регулирование и нетарифное регулирование. 

     Вопрос 2.

     Основным  инструментом регулирования внешней  торговой политики выступает таможенный тариф. Он имеет несколько определений.

     Таможенный  тариф – это систематизирующий  перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары, перемещаемые через  таможенную границу.

     Таможенный  тариф – конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа совпадает с понятием таможенной пошлины.

     Таможенные  тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределенных по соответствующей схеме.

     Таможенная  пошлина – это:

      - вид косвенного налога, увеличивающего  цену товара;

      - обязательный взнос, взимаемый  таможенными органами при пересечении  товарами границы.

     Таможенная  пошлина выполняет следующие  функции:

     1. протекционистская или защитная  функция.

     2. балансировочная (регулирующая) функция.

     3. фискальная функция.

     По  способу взимания таможенные пошлины  бывают:

  • Специфические пошлины, которые устанавливаются в зависимости от объема вывозимого товара.
  • Адвалорная пошлина – процентная надбавка к стоимости товара.
  • Комбинированная пошлина – сочетаются две вышесказанные пошлины.

     По  объекту обложения пошлины бывают:

  • Экспортные, которыми облагаются экспортные товары;
  • Импортные, которыми облагаются импортные товары;
  • Транзитные – все в мире относятся с пониманием необходимости прохождения экспортно-импортных товаров по чужим территориям, и поэтому транзитные пошлины вводятся редко.

     По  способу вычисления:

  • Номинальные, рассчитываются исходя из номинальных ставок;
  • Эффективные;

     По  характеру:

  • Сезонные.
  • Антидемпинговые.
  • Компенсационные.

     Аргументы против применения тарифной политики:

  1. тарифы заменяют экономический рост;
  2. применение тарифов часто приводит к возникновению торговых воин, от которых несут экономические потери все страны участники;
  3. применение тарифов увеличивает налоговую нагрузку на потребителя, т. к. они вынуждены покупать товары по более высоким ценам;
  4. использование тарифов косвенно подрывает экспорт страны и тем самым ухудшается ситуация с платежным балансом.
  5. использование тарифов ведет к сокращению общего уровня занятости.

     Аргументы в пользу применения тарифов:

     1. с помощью импортных пошлин  можно защищать молодые отрасли  национальной экономики, хотя  бы на период их становления;

     2. использование импортных пошлин  способствует стимулированию отечественного  производства, тарифы служат нейтралитетом пополнения доходов государственного бюджета.

     3. таможенный тариф замещает национальную  безопасность, международный престиж  страны , ее культуру, традиции. 

     Вопрос 3.

     К основным методам нетарифного регулирования  относятся:

  1. Квотирование – определяется доля в стоимостном натуральном выражении конкретного вида продукции, разрешенной к вводу/выводу в определенный период времени.
  2. Добровольные экспортные отношения. Особо распространялись с 80-х годов. Представляет собой добровольное ограничение страны-экспортера на поставку конкретной продукции в определенное государство.
  3. Экспортные субсидии. – каждое государство старается расширить свой экспорт и для того, чтобы сделать товар более конкурентным применяет экспортные субсидии. Они бывают прямыми и косвенными.
  4. Демпинг – это метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешнем рынке за счет снижения экспортных цен ниже уровня цен, существующего в экспортной стране.

     Типы демпинга:

  • Устойчивый;
  • Преднамеренный (хищнический);
  • Случайный (спорадический).
  1. Международный картель – союз стран экспортеров в производствах однородной продукции, и осуществляющих постоянный контроль за объемом производства и поддержания уровня ее цены на выгодных для картеля условиях. 

     МОДУЛЬ 3. Международное движение капитала и рабочей силы 

     Тема 6. Международное  движение капитала.

     1.Сущность  и причины вывоза  капитала.

     2.Основные  формы вывоза капитала.

     3.Особенности  современной миграции  капитала.

     4.Свободные  экономические зоны, их сущность и  разновидности.

Информация о работе Лекции по "Мировой экономике"