Лекции по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:04, курс лекций

Описание

Тема 1. Предмет мировой экономики.

Мировая экономика как система.
Предмет мировой экономики.
Основные формы международных экономических отношений.
Субъекты мирового хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

Конспект лекций по МЭ.doc

— 261.00 Кб (Скачать документ)

      2. Таможенным союзом называется следующая — после зоны свободной торговли — стадия интеграционного сотрудничества, на которой государства, образующие этот союз, идут дальше, договариваясь не только об устранении взаимных торговых барьеров, но и об учреждении единой системы внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению ко всем третьим странам. В этом случае таможенные службы и органы, действующие на «внутренних» границах стран-участниц такого союза, постепенно упраздняются, передавая свои функции таможенным службам на его внешних границах, которые отныне становятся как бы общими границами единого таможенного пространства, формируемого этими странами. Примером успешной деятельности такого таможенного союза может служить Европейское экономическое сообщество, или ЕЭС (прежнее название Европейского союза), которое в течение довольно длительного периода, начиная с конца 60-х годов, находилось еще именно на этой стадии взаимодействия, постепенно развиваясь в сторону полноценного общего рынка.

      Именно  на стадии таможенного союза начинают функционировать наднациональные органы экономической группировки, наделенные решением стран-участниц определенными координирующими и распорядительными функциями, а также контрольными правами. Таким образом, имеет место добровольное делегирование государствами некоторой части своих суверенных полномочий специально созданным межгосударственным структурам в интересах лучшей координации и продвижения интеграционных процессов. Принципиальное значение этих особых органов в том, что их решения, принятые в установленном порядке, являются обязательными для исполнения соответствующими национальными организациями и органами управления стран — участниц интеграционного объединения (содружества, сообщества). С дальнейшим развитием интеграционного процесса, по мере перехода к следующим, более высоким его стадиям значение наднациональных органов возрастает.

      На  этой же стадии возникает и общий бюджет интеграционного объединения, формируемый на основе регулярных отчислений стран-участниц и используемый для общеинтеграционных нужд — совместной реализации намеченных целей сотрудничества.

      3. Общий рынок является следующей стадией интеграционного взаимодействия и характеризуется тем, что участвующие в нем государства договариваются о свободном перемещении через национальные границы уже не только товаров, но и всех других факторов производства (услуг, капиталов и рабочей силы), тем самым завершая формирование общего рыночного пространства. В качестве примера можно назвать Европейское экономическое сообщество.

      4. Высшая стадия интеграционного сотрудничества (иногда ассоциируется с полным экономическим союзом) предполагает, что государства, в него вступающие, довариваются не только о взаимной отмене пошлин или организации взаимных платежей, но и о проведении совместной торговой, а вслед за ней и общей экономической политики по отношению к третьим странам, а также уже и об известной унификации всей своей государственной экономической политики. Кроме того, происходит постепенное формирование единого (целостного) социального пространства, в ходе которого:

      -  сближаются основы проводимой  в странах — членах интеграционного  объединения социальной политики и национальных законодательств в части определения «базисных» для всего объединения социально-экономических гарантий населению;

      - начинается целенаправленное сближение  уровней социального развития  различных стран, входящих в  данное интеграционное объединение; 

      - создается механизм определенного  перераспределения финансовых ресурсов интеграционного объединения в пользу не только наименее развитых стран, входящих в него, но и их отдельных частей (административных регионов).

      С последним тесно связано и  проведение единой региональной политики интеграционного сообщества (объединения), основы которой закладываются еще на стадии перехода к общему рынку. Цель ее — постепенная унификация процесса структурно-технологической перестройки хозяйства на всей территории интегрирующихся стран. На высшей стадии интеграционного сотрудничества такая унифицированная региональная политика становится по-настоящему единой, включая в себя, помимо чисто структурно-технологических аспектов, и новое содержание. Речь уже идет о выравнивании социально-экономического положения стран-участниц в целом и их административных регионов, а также о создании условий для развития их в будущем как единого хозяйственного организма.

      Кроме того, при переходе к этой стадии взаимодействия общая экономическая политика по отношению к окружающему миру постепенно дополняется и согласованной внешней политикой, что, в свою очередь, предоставляет еще более широкие возможности взаимовыгодного объединения сил и средств сторон в интересах экономического развития. На этой наиболее высокой стадии интеграционного взаимодействия роль наднациональных органов становится еще более значимой; внутри их окончательно завершается процесс своеобразного разделения межгосударственных властей — на законодательные, исполнительные и судебные органы интеграционного сообщества с жестко очерченными функциями. 

     Вопрос 2.

     В последние годы некогда развивавшийся в считанном количестве регионов мира интеграционный процесс охватил уже практически все континенты и субконтиненты и привел к образованию многочисленных региональных и субрегиональных торгово-экономических блоков, большая часть которых провозглашает в качестве конечной цели своей деятельности именно выход на интеграционную стадию экономического сотрудничества. Можно сказать, что современное мировое экономическое пространство все больше превращается в определенном аспекте в территорию, фактически «поделенную» на межгосударственные интеграционные группировки, число которых постоянно возрастает. К настоящему времени в мире с разной степенью эффективности действуют около 100 региональных (субрегиональных) торговых и экономических соглашений и договоренностей. Далеко не за всеми из них стоят прочные, устоявшиеся межгосударственные объединения; в ряде случаев (это особенно относится к союзам, провозглашенным некоторыми африканскими и латиноамериканскими странами) интеграционное сотрудничество не продвинулось дальше бумаги, на которой написан соответствующий договор. Например, по данным Всемирного банка, лишь 23 межгосударственных объединения являются по-настоящему интеграционными по характеру реального сотрудничества между входящими в них странами. Тем не менее, можно сказать, что интеграция на региональном и субрегиональном уровне становится доминирующей тенденцией развития международных экономических отношений, характеризуется многообразием форм и углублением сотрудничества в ранее возникших основных группировках. К этому объективно побуждает нарастающая конкурентная борьба за рынки сбыта и источники сырья, делающая необходимой кооперацию вначале материально-финансовых, а затем и производственных усилий государств-соседей, что позволяет экономить на таможенных сборах, дополнительных издержках производства и обращения, а также выступать единой силой против конкурентов на мировом рынке.

     На  новые рубежи вышел Европейский  союз, представляющий сейчас своего рода эталон развития экономической интеграции. В настоящее время 12 из входящих в состав ЕС 15 государств Западной, Северной и Центральной Европы образовали экономический и валютный союз (так называемую «зону евро»), предполагающий, помимо прочего, проведение скоординированной международной экономической политики; остальные 3 страны — участницы ЕС (Великобритания, Дания и Швеция) по различным причинам не вошли пока в «зону евро». Важнейшая роль в этой конструкции отводится именно валютной составляющей. Введенная с 1 января 1999 года новая единая европейская валюта — евро должна постепенно полностью заменить в обращении национальные валюты и стать полноценным платежным средством на территории Евросоюза. Начал свою деятельность единый Центральный Европейский банк с резиденцией во Франкфурте-на-Майне (Германия), который стал эмиссионным центром всего Евросоюза; центральные банки государств — членов ЕС станут его филиалами. За всем этим, по мнению ряда экспертов и специалистов, уже просматриваются реальные контуры будущей западноевропейской политической конфедерации.

     В середине 90-х годов начали действовать  два крупных объединения на Аме-риканском  континенте — Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), объединившая три страны — США, Канаду и Мексику, и торговый пакт «Меркосур» в Южной Америке в составе Аргентины, Бразилии и Уругвая (впоследствии к нему присоединился Парагвай), имеющий конечной целью образование полноценной зоны свободной торговли, а впоследствии — таможенного союза. В декабре 1999 года страны—участницы «Меркосур» обнародовали меры по постепенному введению единой валюты. Активизировали взаимное сотрудничество и страны — участницы «Андского пакта» (Венесуэла, Колумбия, Перу, Чили и Эквадор).

     Одновременно  масштабные процессы транстихоокеанского  экономического сотрудничества зарождаются в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), где образована организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Созданная в 1989 году, эта группировка объединяет в настоящее время 21 государство, имеющее выход к Тихому океану (отсюда название). В их числе — США, крупнейшей в мире зоны свободной торговли по обоим берегам Тихого океана, которая бы охватывала системой договоров и соглашений не менее 50 процентов всего мирового товарооборота.

     Непосредственно в Азии в крупный политический и экономический конгломерат превратилась Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в количестве десяти государств — Брунея, Вьетнама, Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура, Таиланда, Камбоджи, Лаоса и Мьянмы (бывшая Бирма). Многие из стран этой группировки вплоть до кризиса 1997—1998 гг. демонстрировали чуть ли не самые высокие в мире среднегодовые темпы экономического роста. Долгое время ограничиваясь лишь организацией разовых мероприятий по облегчению взаимных торго-во-экономических контактов, в последнее время страны-участницы серьезно продвинулись в выработке долгосрочной модели интеграционного развития в регионе, в качестве которой определено построение «общего рынка Восточной Азии». Участники ежегодного саммита АСЕАН, состоявшегося в ноябре 1999 года в столице Филиппин Маниле, высказались за постепенное и последовательное создание в регионе таможенного союза, общего рынка и введение «единой азиатской валюты» наподобие евро.

     С 1995 года предпринимаются попытки  оживить высказывавшиеся еще в 80-е годы идеи региональной интеграции в Южной Азии. Длительные переговоры увенчались подписанием в Дели принципиального соглашения о создании Южноазиатской зоны свободной торговли, участниками которой согласились стать Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Бангладеш, Непал и Мальдивские острова. Страны-участницы договорились начать взаимное введение ряда таможенных льгот в рамках преференциального торгового соглашения. В то же время развитию интеграционного сотрудничества в полной мере в Южной Азии препятствуют напряженные политические отношения между Индией и Пакистаном.

     На  Африканском континенте наиболее успешные примеры развития стабильных межгосударственных отношений, позволяющих добиться существенного увеличения объемов взаимной торговли, демонстрируют Преференциальная торговая зона для Восточной и Южной Африки (ПТЗ) и Конфедерация по координации развития стран Южной Африки (САДКК).

     На  Среднем Востоке в 1981 году был  создан и функционирует Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), включающий в себя Саудовскую Аравию, Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Оман и называемый иногда «нефтяной шестеркой». Большинство из входящих в него стран являются одновременно членами Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК), но, в отличие от этого картеля, участники «шестерки» проводят довольно эффективную скоординированную политику не только по организации добычи и сбыта нефти, но и по созданию в регионе производственной и социальной инфраструктуры, которая бы способствовала формированию будущего единого производственного пространства.

     Наконец, в непосредственной близости от границ России в 1992 году было объявлено о  создании Организации экономического сотрудничества и развития центральноазиатских  государств (ОЭС—ЭКО). Инициаторами его выступили Иран, Пакистан и Турция.

     В 1991 году Российская Федерация рассматривала  экономическую интеграцию со своими ближайшими соседями в качестве важнейшего направления всей своей внешней и экономической политики. Можно предположить, что с аналогичных позиций оценивали сложившуюся ситуацию и другие бывшие союзные республики СССР, подписавшие в декабре 1991 года Договор о создании Содружества Независимых Государств и провозгласившие для себя в качестве задачи особой важности формирование новой системы экономических взаимоотношений, которая бы соединила в себе преимущества единого экономического пространства, сформированного за столетия совместного развития, единых кооперационно-технологических комплексов и одновременно новые экономические принципы взаимодействия (рыночный характер взаимоотношений, эквивалентность обмена и т.п.). Однако развитие интеграционных процессов стран содружества в силу ряда причин происходит противоречиво и сложно.

     Основными вопросами, требующими решения для углубления интеграционных процессов в рамках СНГ являются следующие: взаимная координация деятельности, единая промышленная политика, разрешение проблемы внешнего долга партнеров по СНГ России, активизация процесса формирования исполнительных органов СНГ.

Информация о работе Лекции по "Мировой экономике"