Лекции по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:04, курс лекций

Описание

Тема 1. Предмет мировой экономики.

Мировая экономика как система.
Предмет мировой экономики.
Основные формы международных экономических отношений.
Субъекты мирового хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

Конспект лекций по МЭ.doc

— 261.00 Кб (Скачать документ)

     Согласно  разработанной МОТ классификации, современная международная трудовая миграция включает пять типов:

  1. работающие по контракту;
  2. профессионалы;
  3. нелегальные иммигранты – лица, выезжающие в принимающую страну или остающиеся в ней на незаконных основаниях.
  4. переселенцы – лица, переезжающие в другую страну на постоянное место жительства.
  5. беженцы, вынужденные миграции – лица, перемещающиеся за пределы национальных границ по вынужденным обстоятельствам.

     Причины миграции обусловлены воздействием экономических и не экономических  факторов.

     Экономические факторы:

     - различие в уровне экономического  развития отдельных стран;

     - наличие национальных различий  в размере заработной платы;

     - состояние национального рынка труда;

     - структурная перестройка экономики;

     - развитие НТП;

     - развитие ТНК, которые либо  осуществляют движение рабочей  силы к капиталу, или же перемещение  капитала в трудоизбыточные регионы.

     К не экономическим факторам относятся пилитико-правовые, национальные, религиозные, семейные, экологические факторы.

     В мировой практике сложилась следующая  классификация форм миграции рабочей  силы.

     1. По направлениям:

  • из развивающихся стран и бывших социалистических стран в ПРС (промышленно-развитые страны);
  • между развивающимися странами;
  • из развивающихся стран в бывшие социалистические страны;
  • перемещение высококвалифицированных специалистов из ПРС в развивающиеся страны.

     2. По территориальному охвату:

  • межконтинентальная;
  • внутриконтинентальная;

     3. По времени:

  • безвозвратная;
  • временная;
  • сезонная;
  • маятниковая;

     4. По уровню квалификации мигрантов:

  • высококвалифицированная рабочая сила;
  • низкоквалифицированная рабочая сила;

     5. По степени законности:

  • легальная;
  • нелегальная.
 

     Вопрос 2.

     Первое  массовое перемещение рабочей силы было в XVII – XVIII веке и представляло собой целенаправленный завоз рабов из Африки в Америку.

     Обычно  выделяют следующие волны миграции.

     40 года XIX века эмиграция из Ирландии в США вследствие так называемого картофельного бунта.

     80 года XIX века эмиграционная волна из Италии и стран западной Европы в США. Миграция была связана с падением цен на европейскую пшеницу и как следствием этого аграрным перенаселением в этих странах.

     20 года XX века новая волна миграции из Европы в США, толчком послужили экономические трудности послевоенной жизни в Европе.

     Конец 40 – х начало 50 годов включило в себя 3 потока:

  1. поток высококвалифицированных специалистов вследствие проводимой в США политики по привлечению высококвалифицированных кадров;
  2. поток беженцев из Венгрии (1956 г) и Вьетнама (1970 г);
  3. наплыв рабочей силы из Мексики и стран Карибского бассейна.

     Характерной особенностью современных миграционных процессов является миграция рабочей  силы из Китая в страны юго-восточной  Азии и северной Америки. В Европе после второй мировой войны отмечались интенсивные миграционные процессы. Рабочая сила из Испании, Португалии, Югославии, Греции активно использовалась развитыми Европейскими государствами.

     Международные миграционные процессы оказывают большое влияние (как положительное, так и отрицательное) на экономику стран.

     Положительные эффекты трудовой международной  миграции:

     а) для стран реципиентов.

     - повышение конкурентоспособности  национальных товаров;

     - мультипликационный эффект, связан  с расширением производства;

     - экономия на затратах на образование  и профессиональную подготовку  при импорте квалифицированной  рабочей силы;

     - поддержание социальной стабильности  вследствие кризисов и безработицы;

     - поддержание социальных программ  на более высоком уровне.

     б) для стран доноров.

     - приток в страну свободно конвертированной  валюты;

     - уменьшение давления избыточных  трудовых ресурсов и социального  напряжения в стране;

     - бесплатное для страны обучение  рабочей силы новым профессиональным  навыкам, экономия средств на подготовку и переподготовку своих граждан;

     - участие международных экономических  организаций и стран реципиентов  (стран экспортеров рабочей силы) в финансировании социально-экономических  программ стран доноров, нацеленных  на создание новых рабочих  мест.

     Негативные  эффекты трудовой международной  миграции:

     а) для стран реципиентов.

     - обострение ситуации на национальном  рынке труда;

     - вследствие роста предложения  труда усиливается тенденция  к снижению цены рабочей силы;

     - провоцирование национальных и  этнических конфликтов между коренным населением и иммигрантами;

     б) для стран доноров.

     - экономический ущерб от потери  части трудовых ресурсов в  наиболее трудоспособном возрасте  и как следствие старение населения;

     - потеря затрат на образование  и профессиональную подготовку эмигрантов. 

     Вопрос 3.

     Развитие  мирового хозяйства привело к  возникновению мировых центров  притяжения рабочей силы.

     Традиционными центрами притяжения являются:

  • США и западная Европа.

     Трудовые  ресурсы в США исторически  сложились за счет иммигрантов. В 40-50 годы в США стали проводить политику привлечения высококвалифицированной рабочей силы, также в США привлекают малоквалифицированную рабочую силу, в основном из Мексики. Миграционные процессы в западной Европе в целом стабильны.

  • В 60-70 годы возникли новые центры притяжения рабочей силы.

     К ним относятся в основном нефтедобывающие  и нефтеперерабатывающие страны. Это страны ближнего Востока, такие  как объединенные Арабские Эмираты, Кувейт.

  • Австралия.

     Приток  рабочей силы в стране стал заметен во второй половине 90-х годов. Австралия проводит политику ассимиляции, также как и США.

     Политика  ассимиляции – политика, направленная на то, чтобы эмигранты связали  свою жизнь с государством.

  • Южная Африка.

     Использование иностранной рабочей силы для  ее также было характерно со второй половины 90-х годов. Рабочую силу принимают из других африканских государств, и эти миграционные потоки связаны, прежде всего, с активизацией деятельности ТНК в африканских государствах.

     С конца 80-х годов начинают формироваться центры притяжения рабочей силы в юго-восточной Азии, например в середине 90-х годов в Тайване собралось более 10 000 рабочих и 20 000 специалистов. 

     Вопрос 4.

     Процессы  международной трудовой миграции регулируются как государством, так и международно-правовыми актами. В основе регулирования этого процесса лежат две противоположные тенденции. С одной стороны, следование принципам открытой экономики требует от государства соблюдения принципа свободного перемещения трудовых ресурсов и населения, а с другой – реальная обстановка в стране заставляет применять разного рода запреты и ограничения.

     Государственное регулирование экспорта рабочей  силы направлено как на защиту прав интересов трудящихся-мигрантов  в странах, применяющих иностранную  рабочую силу, так и на возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за рубеж. Основой эмиграционной политики является регулирование трех фаз эмиграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов:

     - обеспечение прав работников  на свободу перемещения и трудоустройство; 

     - гарантии возвращения мигрантов  на родину;

     - обеспечение поступления в страну  и эффективного использования  валютных переводов трудящихся-мигрантов;

     - содействие смягчению безработицы,  благодаря выезду тех работников, профессии которых не пользуются  спросом; 

     - ограничение выезда занятых в  тех секторах экономики, потребности  которых в рабочей силе не  удовлетворены; 

     - совершенствование внутреннего рынка труда посредством приема репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходимые для развития народного хозяйства;

     - предоставление социальных гарантий  трудящимся-эмигрантам. Большинство  развитых стран вводят в миграционную  политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальную экономику.

     Одним из важных методов регулирования  иммиграции работников  является заключение   международных   соглашений,   которые   могут   быть   дву-   и многосторонними.  Их   основная   цель   состоит   в   том,   чтобы   ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции.

        Двухсторонние  соглашения  принимают   вид  межправительственных   или межведомственных  договоров.  Большинство  принимающих  стран  используют  селективный  подход  при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том,  что  государство  не препятствует  въезду  тех  категорий  работников,  которые  нужны  в  данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень  желательных  иммигрантов варьируется от страны  к  стране,  но  обычно  они  относятся  к  данной  из следующих категорий:

     -  работники,  готовые  за  минимальную   плату  выполнять   тяжелую,  вредную, грязную и  неквалифицированную   работу, 

     -  строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;

     - специалисты для новых и   перспективных  отраслей  –   программисты, узкоспециализированные  инженеры, банковские служащие;

     - представители редких профессий  – огранщики  алмазов,  реставраторы  картин, врачи, практикующие нетрадиционные  методы лечения;

     -  специалисты  с  мировым   именем  –  музыканты,  артисты,  ученые, спортсмены, врачи, писатели;

     - крупные бизнесмены, переносящие  свою  деятельность  в  принимающую  страну, инвестирующие капитал и  создающие новые рабочие места.

Информация о работе Лекции по "Мировой экономике"