Лекции по национальной экономике РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:43, курс лекций

Описание

Республика Беларусь — молодое независимое государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику.

Национальная экономика - это исторически сложившаяся система общественного воспроизводства в определенных территориальных границах, включающая все отрасли, виды деятельности, территориальные комплексы, объединенные системой общественного разделения и кооперации труда (общественным трудом).

Национальная экономика — это отрасль науки, изучающая становление национальной экономики, ее экономический потенциал, хозяйственные комплексы страны и национальный рынок, место страны в мировой экономике.

Содержание

1.1. Понятие национальной экономики.

1.2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики.

1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции НЭ.

1.4. Типы национальных хозяйственных систем.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций по Национальной экономике Беларуси.doc

— 655.50 Кб (Скачать документ)

Республикой Беларусь, первой из стран СНГ, была разработана и в 1997 году одобрена Правительством Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) страны на период до 2010 года. В 2004 г. завершена разработка и утверждена Правительством Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. 

    8.2. Экономическая безопасность  Республики Беларусь.

Экономическая безопасность – это такое состояние национальньой экономики, которое позволяет обеспечить ее устойчивое функционирование в условиях воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов, достаточное удовлетворение общественных потребностей, необходимую обороноспособность, защиту национальных интересов.

Основными внутренние факторы, создающими угрозу экономической безопасности Республики Беларусь:

1) недостаточная  конкурентоспособность национальной  экономики, обусловленная технологической  отсталостью ряда отраслей, высокой  энерго- и материалоемкостью, высокими издержками производства;

2)изношенность  производственных мощностей;

3) недостаточно  эффективная система внедрения  результатов исследований и разработок  в экономику;

4) малый  объем инвестиций в реальный  сектор экономики;

 Внешние факторы, создающих угрозу экономической безопасности Республики Беларусь:

1) принятие другими государствами мер, ставящих в невыгодные условия белорусских товаропроизводителей, установление жестких барьеров и условий для осуществления экспортно-импортных операций;

2) возрастание цен на импортируемые товары, ресурсы и услуги;

3) вытеснение белорусских товаропроизводителей с традиционных рынков сбыта продукции;

4) нарушение экономических соглашений странами-партнерами;

5) применение дискриминационных мер другими государствами и их сообществами во внешнеэкономических отношениях с Республикой Беларусь;

6) непредсказуемые изменения конъюнктуры мирового рынка, негативно влияющие на экономику страны;

7) ужесточение технических и экономических стандартов и требований. 

Экономическая безопасность страны представляет собой сложную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности:

1) производственная;

2)финансовая;

3) продовольственная; 

4) энергетическая;

5) инфраструктурная;

6) инновационная; 

7) внешнеэкономическая. 

  Производственная  безопасность определяется способностью реального сектора экономики обеспечить производство необходимой продукции для удовлетворения потребности страны с учетом внешнеэкономических связей.

  Для повышения производственной безопасности необходимо:

  • структурная модернизация экономики путем приоритетного развития наукоемких высокотехнологичных экспортоориентированных и импортозамещающих производств с высокой долей добавленной стоимости;
  • повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции;
  • ускоренное развитие сферы услуг.
 

  Финансовая  безопасность определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, банковской системы и национальной валюты, золотовалютным запасом, размером внешнего и внутреннего долга, нормализацией финансовых потоков.

  На 01.01.2010 года нешний государственный долг Республики Беларусь составил  16,5 % ВВП при пороговом значении экономической безопасности 50 % ВВП.

  Основная  задача обеспечения финансовой безопасности Беларуси - улучшение финансового состояния организаций реального сектора экономики, уменьшение числа убыточных производств. 

  Продовольственная безопасность предполагает, чтобы совокупные потребности в сельскохозяйственной продукции и продовольствии покрывались в основном за счет собственного производства.

Для обеспечения  продовольственной безопасности национальное агропромышленное производство должно удовлетворять не менее 85 % спроса и предложения сельскохозяйственной продукции и занимать не менее 80 % внутреннего рынка продовольствия. По таким важнейшим продуктам, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйцо, хлебопродукты, картофель, нашей стране важно иметь 100 % обеспеченность, а по другим (масло растительное, сахар, рыба и рыбопродукты, овощи и фрукты) - не менее 70 %.

На внутренний потребительский рынок для расширения ассортимента и развития конкурентной среды должна поступать также продукция, аналогичная производимой в Беларуси. Особое внимание должно быть уделено производству зерна и укреплению кормовой базы животноводства, повышению качества продовольственных товаров.

  Энергетическая  безопасность предполагает достаточное и надежное снабжение страны топливно-энергетическими ресурсами для устойчивого функционирования экономики и обеспечения комфортных условий проживания населения.

  Для энергетической безопасности Республики Беларусь важна не столько минимизация энергетической зависимости, сколько сокращение связанных с ней рисков. Энергетическая безопасность определяется как долей собственных топливно-энергетических ресурсов в общем энергобалансе, так и их разнообразием.

      Энергетическая  безопасность Беларуси зависит не только от бесперебойных поставок энергоресурсов, но и от эффективности энергосбережения, обеспечения строгого режима экономии топливно-энергетических ресурсов.

      Одним из перспективных направлений экономии топливных ресурсов является перевод  котельных в мини-ТЭЦ. Комбинированная  выработка электрической и тепловой энергии на таких теплоэлектроцентралях  позволяет вдвое эффективнее  использовать топливо по сравнению с обыкновенными котельнями. 

  Для повышения энергетической безопасности страны планируется выполнить следующее:

  1. диверсифицировать импортные поставки топливно-энергетических ресурсов по видам топлива и его поставщикам (Для обеспечения энергетической безопасности в Европейском союзе введено правило — покупать не более 40 % газа, нефти и электроэнергии у одной страны. В Беларуси в настоящее время импорт природного газа и нефти осуществляется из России, Венесуэллы, Туркменистана.
  2. Повысить долю собственных энергоресурсов в топливно-энергетическом балансе до 25-30%;
  3. Модернизировть старые и вводить в эксплуатацию новые тепловые электростанции;
  4. Повсеместно внедрять энергосберегающие технологии и оборудование.
 

  Инфраструктурная  безопасность предполагает развитие производственной (транспорт, связь, электро-, газо- водоснабжение и др.) и социальной ифраструкутры (торговля, ЖКХ, система здравоохранения и образования, предприятия бытового обслуживания и др.). Для РБ, учитывая географическое положение и открытый характер экономики, прриоритетное значение имеют транспорт и связь. 

  Инновационная безопасность предполагает вложение существенных средств в развитие науки и внедрение новых технологий.

  Инновационная безопасность имеет для Беларуси первостепенное значение, так как в государствах с ограниченными природными ресурсами роль научно-технической и инновационной деятельности является решающей в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности в целом.

  В РБ доля затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте (наукоемкость ВВП) составляет в 2009 году 0,77%, что на 0,06% меньше, чем в 2008 году. 

  Внешнеэкономическая безопасность должна обеспечить сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентоспособности национальной экономики и защиту интересов белорусских производителей с учетом изменений мировых экономических процессов.

  Для укрепления внешнеэкономической безопасности Беларуси важное значение имеют реализация Договора о создании Союзного государства с Российской Федерацией, расширение сотрудничества с Европейским союзом, вступление во Всемирную торговую организацию, а также заключение двусторонних соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве с отдельными странами. 

ИНФОРМАЦИОННАЯ  ЧАСТЬ

  1. Основная литература

1.Бункина М.К. Национальная экономика: учеб. Для вузов/ - М.: Логос, 2003.

2.Национальная экономика Беларуси: учеб./ В. Н. Шимов и др.;

Под ред. Д-ра эк. н., проф. В. Н. Шимова – 2-е изд., перераб. И доп. – Минск: БГЭУ, 2006.

3.Семенова  Л. М. Размещение производительных сил:курс лекций / Л. М. Семенова, Т. А. Голубева – Гомель: Бел. торгово-экон. ун-т потребит. кооп., 2008.

4. Национальная экономика Беларуси: практикум для студентов эк. спец. И слушателей системы переподготовки кадров: С. Н. Лебедева и др. – Гомель: УО «Белорусский торгово-эк. ун-т потребит. кооперации», 2009.

5.Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. Мн.: БГЭУ, 2003.                                 6.Экономика региона: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Борисеви-ча. Мн.: БГЭУ, 2002.                                                                                              7.Ясинский Ю.М. Денежно-кредитная система и банковский контроллинг. Мн.: БГУ, 2000.

  1. Дополнительная литература

8. Беларусь и  страны мира: стат. Сб. – Минск:  М-во статистик и анализа РБ, 2009.

9. Беляцкая Н. Рынок продовольствия: необходимость государственного регулирования. // Агроэкономика. – 2006. - № 4. – с.10-14

10. Борисевич  В. И. Планирование национальной  экономики, отраслей и регионов, предприятий: справ. Пособие / В. И. Борисевич – Минск: Соврем. шк., 2008.

11. Ведущие отрасли социальной сферы Республики Беларусь: состояние и актуальные проблемы развития // Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. Мн.: Администрация Президента РБ, 2003.            12. Гусаков В.Г., Котковец Н.Н.  Состояние, перспективы развития и государственной поддержки сельского хозяйства РБ на пути вступления в ВТО. // Белорусское сельское хозяйство.-2005. - № 7. – с.3-6                            13. Ильина З. Продовольственная безопасность: современные аспекты проблемы. // Агроэкономика. – 2005. - № 5.

14. Инвестиции  в строитенльство в Р: стат. Сб. – Минск: М-во статистики и анализа РБ, 2009.

15. Комплексный прогноз научно-технического прогресса в Республике Беларусь на 2001—2020 годы: В V т.   Мн.: НАН Беларуси, 2000. Т. V.  .                                                16.Концепция национальной продовольственной безопасности. Мн.: ГНУ «Институт аграрной экономики НАН Беларуси», 2004.                        17.Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001—2010 гг. Мн.: Национальный банк Республики Беларусь, 2001.

18.Кучевский Н.Г. Транспорт Беларуси: интеграционные процессы. Мн.: ИООО «Право и экономика», 2003.                                                      19.Национальная безопасность Республики Беларусь. Современное состояние и перспективы / М.В. Мясникович, П.Г. Никитенко, В.В. Пузиков и др. Мн.: ИООО «Право и экономика», 2003.                                                    20.Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Мн.: Юнипак, 2004.

21. РБ  в цифрвх: стат.сб. – Минск: М-во статистики и  анализа РБ, 2009.

22. Экономическая  и национальная безопасность: чеб.  Пособие для вузов/ под ред.  Л. П. Гончаренко – М.: Экономика, 2008. 

Нормативные правовые акты.

Информация о работе Лекции по национальной экономике РБ