Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:43, курс лекций
Республика Беларусь — молодое независимое государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику.
Национальная экономика - это исторически сложившаяся система общественного воспроизводства в определенных территориальных границах, включающая все отрасли, виды деятельности, территориальные комплексы, объединенные системой общественного разделения и кооперации труда (общественным трудом).
Национальная экономика — это отрасль науки, изучающая становление национальной экономики, ее экономический потенциал, хозяйственные комплексы страны и национальный рынок, место страны в мировой экономике.
1.1. Понятие национальной экономики.
1.2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики.
1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции НЭ.
1.4. Типы национальных хозяйственных систем.
Республикой
Беларусь, первой из стран СНГ, была
разработана и в 1997 году одобрена Правительством
Национальная стратегия устойчивого развития
(НСУР) страны на период до 2010 года. В 2004
г. завершена разработка и утверждена
Правительством Национальная стратегия
устойчивого социально-экономического
развития Республики Беларусь на период
до 2020 года.
8.2. Экономическая безопасность Республики Беларусь.
Экономическая безопасность – это такое состояние национальньой экономики, которое позволяет обеспечить ее устойчивое функционирование в условиях воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов, достаточное удовлетворение общественных потребностей, необходимую обороноспособность, защиту национальных интересов.
Основными внутренние факторы, создающими угрозу экономической безопасности Республики Беларусь:
1) недостаточная
конкурентоспособность
2)изношенность производственных мощностей;
3) недостаточно
эффективная система внедрения
результатов исследований и
4) малый объем инвестиций в реальный сектор экономики;
Внешние факторы, создающих угрозу экономической безопасности Республики Беларусь:
1) принятие другими государствами мер, ставящих в невыгодные условия белорусских товаропроизводителей, установление жестких барьеров и условий для осуществления экспортно-импортных операций;
2) возрастание цен на импортируемые товары, ресурсы и услуги;
3) вытеснение белорусских товаропроизводителей с традиционных рынков сбыта продукции;
4) нарушение экономических соглашений странами-партнерами;
5) применение дискриминационных мер другими государствами и их сообществами во внешнеэкономических отношениях с Республикой Беларусь;
6) непредсказуемые изменения конъюнктуры мирового рынка, негативно влияющие на экономику страны;
7) ужесточение
технических и экономических стандартов
и требований.
Экономическая безопасность страны представляет собой сложную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности:
1) производственная;
2)финансовая;
3) продовольственная;
4) энергетическая;
5) инфраструктурная;
6) инновационная;
7) внешнеэкономическая.
Производственная безопасность — определяется способностью реального сектора экономики обеспечить производство необходимой продукции для удовлетворения потребности страны с учетом внешнеэкономических связей.
Для повышения производственной безопасности необходимо:
Финансовая безопасность определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, банковской системы и национальной валюты, золотовалютным запасом, размером внешнего и внутреннего долга, нормализацией финансовых потоков.
На 01.01.2010 года нешний государственный долг Республики Беларусь составил 16,5 % ВВП при пороговом значении экономической безопасности 50 % ВВП.
Основная
задача обеспечения финансовой безопасности
Беларуси - улучшение финансового состояния
организаций реального сектора экономики,
уменьшение числа убыточных производств.
Продовольственная безопасность предполагает, чтобы совокупные потребности в сельскохозяйственной продукции и продовольствии покрывались в основном за счет собственного производства.
Для обеспечения продовольственной безопасности национальное агропромышленное производство должно удовлетворять не менее 85 % спроса и предложения сельскохозяйственной продукции и занимать не менее 80 % внутреннего рынка продовольствия. По таким важнейшим продуктам, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйцо, хлебопродукты, картофель, нашей стране важно иметь 100 % обеспеченность, а по другим (масло растительное, сахар, рыба и рыбопродукты, овощи и фрукты) - не менее 70 %.
На внутренний
потребительский рынок для
Энергетическая безопасность предполагает достаточное и надежное снабжение страны топливно-энергетическими ресурсами для устойчивого функционирования экономики и обеспечения комфортных условий проживания населения.
Для энергетической безопасности Республики Беларусь важна не столько минимизация энергетической зависимости, сколько сокращение связанных с ней рисков. Энергетическая безопасность определяется как долей собственных топливно-энергетических ресурсов в общем энергобалансе, так и их разнообразием.
Энергетическая
безопасность Беларуси зависит не только
от бесперебойных поставок энергоресурсов,
но и от эффективности
Одним
из перспективных направлений
Для
повышения энергетической безопасности
страны планируется выполнить
Инфраструктурная
безопасность
предполагает развитие производственной
(транспорт, связь, электро-, газо- водоснабжение
и др.) и социальной ифраструкутры (торговля,
ЖКХ, система здравоохранения и образования,
предприятия бытового обслуживания и
др.). Для РБ, учитывая географическое положение
и открытый характер экономики, прриоритетное
значение имеют транспорт и связь.
Инновационная безопасность предполагает вложение существенных средств в развитие науки и внедрение новых технологий.
Инновационная безопасность имеет для Беларуси первостепенное значение, так как в государствах с ограниченными природными ресурсами роль научно-технической и инновационной деятельности является решающей в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности в целом.
В
РБ доля затрат на исследования и разработки
в валовом внутреннем продукте (наукоемкость
ВВП) составляет в 2009 году 0,77%, что на 0,06%
меньше, чем в 2008 году.
Внешнеэкономическая безопасность должна обеспечить сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентоспособности национальной экономики и защиту интересов белорусских производителей с учетом изменений мировых экономических процессов.
Для
укрепления внешнеэкономической
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
1.Бункина М.К. Национальная экономика: учеб. Для вузов/ - М.: Логос, 2003.
2.Национальная экономика Беларуси: учеб./ В. Н. Шимов и др.;
Под ред. Д-ра эк. н., проф. В. Н. Шимова – 2-е изд., перераб. И доп. – Минск: БГЭУ, 2006.
3.Семенова Л. М. Размещение производительных сил:курс лекций / Л. М. Семенова, Т. А. Голубева – Гомель: Бел. торгово-экон. ун-т потребит. кооп., 2008.
4. Национальная экономика Беларуси: практикум для студентов эк. спец. И слушателей системы переподготовки кадров: С. Н. Лебедева и др. – Гомель: УО «Белорусский торгово-эк. ун-т потребит. кооперации», 2009.
5.Шимов
В.Н. Экономическое развитие Беларуси
на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы.
Мн.: БГЭУ, 2003.
8. Беларусь и страны мира: стат. Сб. – Минск: М-во статистик и анализа РБ, 2009.
9. Беляцкая Н. Рынок продовольствия: необходимость государственного регулирования. // Агроэкономика. – 2006. - № 4. – с.10-14
10. Борисевич
В. И. Планирование
11. Ведущие
отрасли социальной сферы Республики
Беларусь: состояние и актуальные проблемы
развития // Материалы постоянно действующего
семинара руководящих работников республиканских
и местных государственных органов. Мн.:
Администрация Президента РБ, 2003.
12. Гусаков В.Г., Котковец Н.Н. Состояние,
перспективы развития и государственной
поддержки сельского хозяйства РБ на пути
вступления в ВТО. // Белорусское сельское
хозяйство.-2005. - № 7. – с.3-6
14. Инвестиции в строитенльство в Р: стат. Сб. – Минск: М-во статистики и анализа РБ, 2009.
15. Комплексный
прогноз научно-технического прогресса
в Республике Беларусь на 2001—2020 годы:
В V т. Мн.: НАН Беларуси, 2000. Т. V. .
18.Кучевский
Н.Г. Транспорт Беларуси: интеграционные
процессы. Мн.: ИООО «Право и экономика»,
2003.
21. РБ в цифрвх: стат.сб. – Минск: М-во статистики и анализа РБ, 2009.
22. Экономическая
и национальная безопасность: чеб.
Пособие для вузов/ под ред.
Л. П. Гончаренко – М.: Экономика,
2008.
Нормативные правовые акты.