Лизинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:59, реферат

Описание

Лизинг как своеобразная форма аренды, существенно отличается от других ее форм, от сдачи в наем , продажи в кредит и от проката.
Термин «лизинг» происходит от английского глагола «to lease», что в переводе означает «нанимать», «брать в аренду». Возможности лизинга объясняются «раздвоением» функции собственности, т.е. отделением владения имуществом (владельца) и применением специальной системы финансирования. Лизинг - специфическая форма финансирования приобретения различных видов оборудования.

Работа состоит из  1 файл

lizing.doc

— 222.00 Кб (Скачать документ)

Переломным этапом становления  и развития лизинговых  отношений  стало второе полугодие и январь  1998 года, если были приняты  основные законодательные акты, которые регулируют этот вид деятельности, в частности Закон Украины "О лизинге". [14-62]

Итак,  рынок лизинга  в Украине находится  на чрезвычайно  ранней стадии  развития. Украинская лизинговая  ассоциация была формально  основана в июне 1997 года. К ней  вошло 16  лизинговых  компаний  с  общим  количеством  100 человек. По данным  ассоциации,  количество лизинговых  компаний  возрастает, причем некоторые из  них основанные, но лизинговой  деятельностью не занимаются. Те же компании, которые функционируют, большей частью выполняют роль агентов или посредников между поставщиками оборудования и конечными потребителями. Объем местных лизинговых операций,  которые финансируются из внутренних источников, довольно низкий и оценивается  равным 10 млн. долларов США. Все другие операции, связанные с лизингом или подобные к нему, финансируются международными поставщиками оборудования.

В последнее время  процесс внедрения лизинга в  Украине заметно  оживился, появились новые компании как государственного, так и коммерческого направления. Неподдельный интерес к новой  рыночной  структуре начали проявлять банки,  страховые компании. Разумеется, это те финансовые учреждения, которые могут стать реальными  катализаторами процесса утверждение лизинга.

"В Украине одним  из  первых банков,  который  начал проведение лизинговых  операций -  АКБ "Украина". Поскольку  лизинговая операция принадлежат  к  операциям с  высокой  степенью  риска, здесь  применяются  традиции английской банковской системы, а именно: созданная специализированная структура - "Финансово-лизинговый дом" банка "Украина", что аккумулирует риск, связанный с  проведением  этих  операций. Таким образом, вне риска остаются две главных банковских функции: сберегательная и расчетная.

Банком сформирована "Программа развития новых  производств",  что предусматривает  его финансовое участие  в приобретении отечественных  и иностранных технологий и оборудования,  целостных производственных комплексов. Уже действует лизинговый договор на снабжение в Украину микроавтобусов СП "IVECO-краз" на сумму 3 миллионы долларов.

По данным  специалистов  банка "Украина", сегодня стоимость  лизинговых  операций для лизингополучателя  состоит из  таких  затрат (в  зависимости от  вида лизинга  и стоимости кредитных ресурсов цифры могут  отличаться):

    1. Привлечение иностранных кредитов для лизинговой операции-7-9% годовых.
    2. Стоимость гарантии банка 3-5% (гарантия выдается заграничному учреждению под  кредит).
    3. Маржа лизинговой  компании-7-8%.

Общая стоимость  операции-17-22% годовых.

   Прежде чем  банк выдаст  кредит,  лизинговая  компания разрабатывает для клиента  наиболее эффективные условия   торговой  операции, финансовые схемы   ее обеспечения, осуществляет  страхование имущества и заключает  лизинговый договор.                               

"Сегодня банки   не занимаются непосредственно  этой весьма  нужной  для нашей   страны  формой  бизнеса из-за  ряда объективных  причин:

-     они не  могут  предоставлять услуги  долгосрочного  характера;

  • банкам разрешено  покупать объекты лизинга для дальнейшей  передачи их лизингополучателю лишь за собственные средства;
  • банки  должны владеть недвижимым имуществом общей  стоимостью до 10% от объема собственного уставного капитала;
  • установлены  высокие процентные ставки на кредиты   Национального  банка;
  • для банков - лизингодателей не предусмотрены  инвестиционные  льготы.

Учитывая указанные  факторы, украинские банки  предоставляют  преимущество опосредствованному участию  в лизинговом бизнесе - создают лизинговые компании. То есть  речь идет о косвенном участии банковского капитала в лизинговом бизнесе. Но, даже  избрав такой путь, банк наталкивается на довольно ощутимую  преграду: сумма, которую он  имеет  право  инвестировать, не должна превышать 25% от  его собственного капитала. Затем  небольшие и низколиквидные коммерческие банки  не  в состоянии принимать участие в лизинговой деятельности.

Сегодня, кроме  "Финансово-лизингового  дома" банка "Украина" в Украине  действуют также  лизинговые компании  "Аваль-лизинг" (основанная на базе банка "Аваль" ), "Укрексімлізінг" (созданная Укрексімбанком 1997 года ) и Харьковская региональная лизинговая  компания "Реал банк".

Заключив договор  с Государственным лизинговым фондом (ГЛФ), компания работает частично  на полученные от  него бюджетные средства. [14-62]

 

РАЗДЕЛ 3

 ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  ЛИЗИНГА В УКРАИНЕ

 

3.1.Причины сдерживания развития лизинга

Развитие лизинга в  Украине сдерживается по многим  причинам  общего характера. Прежде всего  дают о себе знать:  отсутствие государственной  программы  развития лизинга, низкая квалификация специалистов, которые обслуживают  рынок этих  услуг. Лизинговые компании  финансово слабые, поскольку зависят от основателей, им часто не хватает средств для приобретения именно того оснащения, которое  интересует  производителей как потенциальных  лизингополучателей. Так средства транспорта стоят десятки тысяч долларов США за единицу, оснащение для пищевой промышленности (скажем, мельница)- 200-700 тысяч долларов, линия для производства  стеклянной  тары -8 млн. долларов  и т.д.

Кроме этого, сдерживание объемов лизинговых операций осуществляется также  через  несовершенство  украинского законодательства.  Главным  недостатком  законодательства  относительно лизинга есть то, что основным регулирующим параметром в лизинговых  соглашениях  установлен  срок амортизации, которая и есть  главным  тормозом.  В этом вопросе закон "О лизинге" противоречит  действующему закону "О налогообложении прибыли предприятий", согласно  которому оперативный и финансовый лизинг  могут быть использованы на срок, который не превышает  срока их  полной  амортизации  (ст. 1.18), то есть, по  сути, для финансового лизинга нижняя граница срока есть  нулевой.

Порядок начисления амортизации  по закону " О налогообложении прибыли предприятий" устанавливает минимальный срок  договора финансового лизинга свыше пяти  лет для третьей группы  основных  фондов  и около трех  лет- для второй, что никак  не привлекает  лизингодателей: ресурсы среднесрочного и долгосрочного кредитования в стране найти непросто,  а стоят они  дорого.

Здесь уместно воспользоваться  опытом России, которая перешла к  международным  нормам  лизинговых  операций,  определив коэффициент  ускоренной  амортизации, которая  равняется  трем. После этого лизинговые компании  начали зявлятися очень быстро. Ныне их  количество  достигло 400.

Не замортизованнюу по договору финансового  лизинга стоимость лизингового  оборудования согласно  закону  "О лизинге" необходимо  выкупить. А это - остаточные 40 % при выполнении минимального  объема лизинга в 60% стоимости, и выкуп их для лизингополучателя  становится  довольно  затрудненным. При продлении соответствующего  договора речь  может идти только об  оперативном лизинге, но здесь возникают проблемы  защиты лизингодателя. Возникает также много  разногласий в системе налогообложения прибыли как  лизингодателя, так и лизингополучателя вместе с составом  их  валовых затрат.

В законе  "О  лизинге" совсем  не нашла отображения  проблема сублизинга, что сдерживает реализацию международных  лизинговых  проектов. Мировой лизинговый бизнес не может эффективно  внедряться в Украине путем договоров  с украинскими лизинговыми  компаниями, которые потом  сами могли бы  выступать по  лизинговым  объектам  лизингодателями.

Такая схема была распространена на начальном этапе развития лизинга в соседних  странах, например,  в Беларусии. И это  правильная схема, поскольку  лизинговые компании, которые возникают  на постсоветской территории, немногочисленны, маломощны и не владеют в достаточной мерой техникой  управления лизингом. Отечественным лизинговым компаниям также необходима операция сублизинга, поскольку при отсутствии заказов лизингополучатель вынужден сам прибегать к сублизингу.

К этому следует  добавить, что не направленные на поддержку этого дела таможенное законодательство. Так закон "О налоге на добавленную стоимость" содержит  очевидные разногласия. В статьи 1 указано, что лизинг - это  продажа услуг, выступающая объектом обложения налогом на добавленную стоимость; а согласно  статье 3 передача  имущества в пользование и выплата лизиногового платежа не входят  в перечень операций, которые облагаются НДС (лишь в случае финансового лизинга).  Вместе с тем соответственно  этому же закону, если  взятый в лизинг товар пересекает таможенную территорию государства, он все же облагается налогами НДС. Такая неопределенность обходится недешево. Учитывая то, что объектами международного лизинга есть производственное оснащение, автотранспорт и т.п., приходится платить значительные суммы. Поэтому международный лизинг на территории Украины не скоро приобретет желательного  расцвета.

В законодательном оформлении нуждается и механизм страхования  лизинговых  операций. На государственном  уровне следует решать также проблему защиты инвестора (лизингодателя).

Лизинг  развивается  в Украине как-то однобоко. Так, договоры  оперативного лизинга почти не заключаются, так как этот вид лизинга приносит низкие прибыли. Должным образом  не оценен в нашей стране паевой лизинг. Требует решения и проблемная ситуация, из-за которой субъктам лизингового  соглашения в Украине не может быть физическое лицо. В странах Европы и в США такие договоры, заключенные компаниями с физическими лицами, в особенности распространенны на рынках недвижимости и легковых  автомобилей.

Важной проблемой  на пути развития лизинга в Украине, по мнению вице-президента Украинской финансовой группы доктора экономических  наук  В.П. Николаева, отсутствие нормального  менеджмента на всех уровнях  хозяйственного управления, в том числе и на уровне предприятий. В Украине большинство кредитов не возвращается. 50% кредитов предприятия не возвращают вцелом, а из остатка 50%, может, 70% отдают, но не за счет реализации проектов, предусмотренных бизнес-планами. А если план не сходится с фактом, это означает, что не работает система менеджмента.

Существенным препятствием на пути развития лизинга в Украине  становится, как не удивительно, психологический  аспект. Морально не готовые к восприятию лизинга как лизингодатели, так и лизингополучатели. Из-за неимения достаточной информации, лизинговые компании  воспринимаются многими хозяйственниками как посреднические структуры, которые якобы только то и делают, что сознательно "накручивают" стоимость операций, связанных с кредитованием.

Кроме того, с точки зрения лизинговых отношений, важное значение приобретает использование вторичного  оборудования. Поскольку в Украине отсутствующий рынок вторичного оборудования, возникает проблема выкупа имущества лизингополучателем. Этот вопрос намного усложняется, если речь идет об оперативном лизинге. Бесспорно, что создание вторичного  рынка разрешит сделать лизинговые соглашения  более мобильными и  более привлекательными в финансовом плане.[20-30]

 

3.2. Направления развития лизинга в Украине

Просмотр  банками  кредитной  политики  происходил под  влиянием отрицательных  явлений  в сфере кредитования и прежде  всего  серьезных  трудностей,  которые возникли в связи с несвоевременным возвращением  большого  количества кредитов  и накоплением большого  количества проблемных  и почти безнадежных долгов. В связи с этим банки  вынуждены были повысить требования к финансовой экспертизе проектов, к гарантиям ликвидности имущественных  залогов. Усилился контроль за целевым использованием  кредитов. Банки  начали ответственнее относиться к юридическому оформлению кредитного  отношения с  клиентами. Однако  все эти действия  сузили значительно  сузили круг клиентов, которые могут  претендовать на получение кредита. Оказалось,  что кредитовать почти некого[12-25].

Во-первых,  большинству клиентов  не удается выполнить условие обязательного  собственного  участия в финансировании проектов в соотношении как  30:70 из-за  отсутствия  свободного  собственного  средства,  которые в самом деле сложно  аккумулировать в условиях  экономической нестабильности.

Во-вторых, клиенты,  в  особенности предприятия аграрного  сектора, как  правило, не имеют возможности  обеспечить займы, которые им выдаются, высоколиквидным имущественным  залогом в необходимом объеме. Последнее поясняется нерешенностью  вопроса  собственности на землю и свободного ее продажи, браком необходимого для залога  имущества в наиболее  инвестиционно  активных  новых частных  и коллективных предприятиях маленького и среднего бизнеса.Не лучшая ситуация и на государственных и таких, что находятся  в процессе приватизации, предприятиях - их  имущество  в основном низколиквидное, большей частью это  устаревшее технологическое оснащение,  употребляемые транспортные средства и недвижимость.

В-третьих,  самая процедура  залогового имущества и нотариального оформления соглашений залога во многих  случаях неприемлема  для клиентов за сроками  и стоимостью.

Учитывая  все это, банки усматривают в применении лизинговой  схемы  финансирования не столько возможности расширения спектра предоставление услуг,  сколько  выход  из  нынешней  ситуации  с  кредитованием. Выход  этот - в постепенном наращивании объемов  лизинговых  операций,  которые вытесняют менее надежно обеспеченные,  а потому очень рискованные инвестиционные кредиты. В первую очередь банками предполагается использовать финансовый лизинг.

Информация о работе Лизинг