Локальный общественные блага

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:04, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ производства локальных общественных благ (на примере Ростова-на-Дону).
Для достижения цели решались следующие задачи:
- рассмотреть теоретическую сущность общественных благ;
- рассмотреть специфику их поизводства;
- рассмотреть особенности производства общественных благ на примере Ростова-на-Дону
- произвести анализ производства локальных общественных благ на примере Ростова-на-Дону

Содержание

Введение
1.Теоретическая сущность общественных благ
1.1. Понятие, свойства и классификация общественных благ
1.2. Специфика производства общественных благ
2.Особенности производства общественных благ на примере Ростова-на-Дону
2.1.Общая характеристика и особенности Ростова-на-Дону
2.2.Анализ производства локальных общественных благ (в динамике)
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 125.32 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

3

1.Теоретическая сущность общественных  благ

4

1.1. Понятие, свойства и классификация  общественных благ

4

1.2. Специфика производства общественных  благ

12

2.Особенности производства общественных  благ на примере  Ростова-на-Дону

18

2.1.Общая характеристика и особенности  Ростова-на-Дону

18

2.2.Анализ производства локальных  общественных благ (в динамике)

20

Заключение

37

Список использованных источников

40


 

 

Введение

Производство общественных благ в современных условиях приобретает  особое не только экономическое, но и  политическое, социальное значение. Усиление всеобщей интеграции, взаимозависимости  на всех уровнях проявляет новые  общественные потребности и, как  следствие, проблемы, в разрешении которых  определяющая роль отводится сфере  производства общественных благ. В  современной России проблема развития исследуемых экономических отношений  обостряется, прежде всего, по двум причинам. Во-первых, Россия, как держава глобального  масштаба, имеет многоаспектные интересы и объективно не может самоустраниться от решения межгосударственных мировых общественных проблем. Во-вторых, трансформации экономических отношений в российской экономике существенно изменили не только механизмы и объемы производства и распределения, общественных благ, но и наполнили новым содержанием базовые экономические категории.

Актуальность темы обусловлена  тем, что локальные блага создаются в естественно монопольном сегменте. Эти блага рассматриваются как специфические для конкретного региона.

Целью настоящей работы является анализ производства локальных общественных благ (на примере Ростова-на-Дону).

Для достижения цели решались следующие задачи:

- рассмотреть теоретическую  сущность общественных благ;

- рассмотреть специфику  их поизводства;

- рассмотреть особенности  производства общественных благ  на примере  Ростова-на-Дону

- произвести  анализ производства  локальных общественных благ  на примере Ростова-на-Дону

Работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения и списка литературы.

 

1.Теоретическая сущность общественных  благ 

1.1. Понятие, свойства и классификация  общественных благ

 

В обобщенном смысле блага — это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.

В национальной экономике  существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой  принадлежности и определяются их сущностные характеристики.

По характеру потребления  выделяют следующие основные виды благ1:

  • общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;
  • индивидуальные (частные блага),отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.

В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага.

Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно  может быть использовано всеми членами  общества только ограниченно.

Общественные блага — это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.

Ключевыми характеристиками общественного блага независимо от уровня распространения эффекта  потребления являются, во-первых, неконкурентность ( неделимость),  под которой  понимается, что отдельный индивид не может выбирать тот или иной объем потребления благ. Изменение количества потребителей блага не влияет на количество полезности, получаемой каждым из них;

во-вторых, это неприсвояемость (неисключаемость) в потреблении, означающая отсутствие физических или экономических ограничений при потреблении данного блага. Такое благо доступно всем, и никто не может быть исключен из потребления на основании назначения слишком высокой цены или ограничения доступа к благу.

Все блага можно разделить на частные и общественные.

В случае чистых частных  благ предполагается, что все затраты  на их производство полностью несет  продавец товара, а все выгоды достаются  только непосредственному покупателю, никакие затраты и выгоды не могут  быть переложены на любое третье лицо, не участвующее в сделке. Как видно  из этого определения, существование  чистого блага предполагает отсутствие внешних эффектов. Лишь немногие товары и ресурсы в реальном мире соответствуют этому предположению. Если, например, вы выпили стакан "кока-колы", это может вызвать отрицательные эмоции у страдающего от жажды человека, на глазах которого это произошло. Это приведет к снижению его полезности, т. е. вызовет отрицательный внешний эффект. И напротив, выгоду от того, что качество и состав "кока-колы" абсолютно одинаковы, получают все индивиды, а с прибавлением дополнительного потребителя выгода, получаемая остальными покупателями, не снижается. По сути дела чистые частные блага - идеальная конструкция, такая же, как например совершенная конкуренция.

"Крайностью", противоположной чистым частным товарам, являются чистые общественные блага. Они обладают двумя важнейшими свойствами - несоперничеством и неисключаемостью в потреблении.

Несоперничество означает, что прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных. Фонарь на улице светит двум прогуливающимся под ним индивидам так же ярко, как и трем. Данное свойство, очевидно, не будет выполняться для частного блага. Например, если два человека решат выпить бутылку "кока-колы", то прибавление в компанию третьего снизит их полезность.

Формально условие несоперничества в потреблении можно представить в следующем виде: если чистое частное благо в количестве x может быть распределено среди различных индивидов (1, 2, ... , s) следующим образом:

то для общественного  блага в количестве y одновременно для каждого i-того индивида выполняется условие:

y = y, i = 1, ... , s.

Условие равного потребления  общественного блага всеми индивидами в свою очередь связано с неделимостью блага, а также с наличием внешних  эффектов.

Неделимость блага в потреблении  означает, что индивид не может  непосредственно выбирать объем  потребления блага. Мы неизбежно  пользуемся всем объемом услуг по обороне страны. Ни один человек  не имеет возможности выбрать, какие  именно из развернутых армий должны защищать его самого, а какие - соседа, какие самолеты поднимутся в воздух на его защиту, а какие должны обеспечить прикрытие супруге. Население  пользуется всем объемом предоставляемого на данной территории чистого общественного  блага. Подчеркнем, что речь идет о  неделимости в потреблении, а  не в производстве и предоставлении общественных благ. Общество безусловно может выбрать необходимый уровень национальной обороны (численность войск, их материальное обеспечение, объем финансирования), что приводит к разному объему предоставления блага. Неделимость блага предполагает лишь совместное предложение общественного блага (joint supply) - весь объем услуг по национальной обороне предоставляет Неделимость блага в потреблении означает, что индивид не может непосредственно выбирать объем потребления блага. Мы неизбежно пользуемся всем объемом услуг по обороне страны. Ни один человек не имеет возможности выбрать, какие именно из развернутых армий должны защищать его самого, а какие - соседа, какие самолеты поднимутся в воздух на его защиту, а какие должны обеспечить прикрытие супруге. Население пользуется всем объемом предоставляемого на данной территории чистого общественного блага. Подчеркнем, что речь идет о неделимости в потреблении, а не в производстве и предоставлении общественных благ. Общество безусловно может выбрать необходимый уровень национальной обороны (численность войск, их материальное обеспечение, объем финансирования), что приводит к разному объему предоставления блага. Неделимость блага предполагает лишь совместное предложение общественного блага (joint supply) - весь объем услуг по национальной обороне предоставляет государство; все уличные фонари предоставляются муниципалитетом и финансируются из одного источника - конкуренция между частными владельцами отдельных фонарей на одной и той же улице попросту невозможна.

Наличие положительных или  отрицательных внешних эффектов - невозможность отразить в рыночных ценах полные общественные затраты, возникшие в связи с производством  и потреблением товара, - одна из основных причин государственного вмешательства  в экономику. Именно внешние эффекты  являются причиной неисключаемости общественных благ.

Под неисключаемостью в потреблении понимается невозможность путем установления рыночных цен исключить отдельные фирмы или отдельных индивидов из числа получателей по крайней мере части выгод (или части затрат), прямо связанных с производством и потреблением определенного товара. Невозможно, к примеру, запретить пешеходу пользоваться светом горящего фонаря, а индивиду, имеющему радиоприемник, принимать радиопередачи.

Неисключаемость может возникнуть как в результате невозможности физически исключить кого-либо из пользования данным благом (как в случае пешеходов, гуляющих по освещенной улице), так и вследствие чрезвычайно высоких затрат на исключение в сравнении с возможными выгодами продавца. В принципе можно снабжать радиоприемники специальными декодерами для приема отдельных программ, но потенциальные выгоды будут крайне невелики в сопоставлении со стоимостью этого проекта. Поскольку рынок радиопрограмм высококонкурентен (одновременно предлагается множество взаимозаменяемых программ), потребители просто настроят свои приемники на другие радиостанции. Отметим, что на рынке телепрограмм потенциальные выгоды, напротив, вполне сопоставимы с затратами на исключение и это стимулирует развитие коммерческих каналов телевидения (вспомним сеть "НТВ плюс" в России). После того как потребители преодолели порог исключения, благо становится для них неисключаемым (можно смотреть коммерческий канал круглые сутки без какой-либо дополнительной оплаты).

Эту же ситуацию можно интерпретировать и иначе, как одновременную покупку  двух разных благ: права приема телепрограмм (эта услуга является исключаемой, нужно  заплатить за декодер на определенный срок) и собственно времени просмотра (в рамках данного срока время  просмотра неограниченно). Время  просмотра выступает в роли неисключаемого блага, если только не вводится повременная оплата просмотра, что вполне возможно в случае кабельного телевидения.

Подведем итоги обсуждения понятия чистого общественного  блага и его характеристик.

Чистое общественное благо, так же как и его противоположность - чистое частное благо, является теоретической  конструкцией, экстремальным случаем (как, например, совершенная конкуренция  и чистая монополия). Чистое общественное благо характеризуется несоперничеством в потреблении, что связано с его неделимостью, и неисключаемостью, причина которой - внешние эффекты.

Смешанные блага

Если чистое частное и  чистое общественное блага признаются исключительно теоретическими конструкциями, то весь реальный мир должен был  бы попасть в категорию смешанных  благ. Однако это неудобно для анализа, поскольку очевидно, что реальные товары и услуги сильно отличаются друг от друга степенью несоперничества и неисключаемости. По этой причине обычно выделяются только две категории смешанных благ - перегружаемые, или переполняемые, (свойство несоперничества в потреблении выполняется только до определенного момента) и исключаемые (не выполняется условие неисключаемости). Важно отметить, что и эти две группы смешанных благ также теоретические, в реальном мире существует огромное множество вариаций свойств несоперничества и неисключаемости. Продолжая аналогию с анализом рыночных структур, напомним, что и критерии выявления монополистической конкуренции и олигополии достаточно расплывчаты, а конкретных вариантов поведения предприятий в рамках данных структур бесконечно много.

В приведенном выше примере  с теле- и радиопрограммами возможность и целесообразность исключения потребителей из пользования благом никак не влияют на свойство несоперничества, которое сохранялось во всех рассмотренных случаях. Телепрограммы, общественный транспорт, городские парки с возможностью взимания платы за вход - примеры исключаемых благ.

Типичный пример перегружаемого блага - автомобильная дорога. Будем  считать, что полезность, получаемая водителем транспортного средства, зависит только от скорости его движения. Увеличение числа машин не влияет на полезность водителей автомашин, уже передвигающихся по дороге, но лишь до определенного уровня. Рано или поздно рост интенсивности движения приведет к возникновению внешних эффектов - снижению скорости движения и, следовательно, к убыванию полезности водителей. Предельные общественные затраты, начиная с момента перегрузки, будут расти на величину предельных внешних эффектов, в то время как для чистого общественного блага предельные общественные затраты на предоставление данного объема блага каждому дополнительному потребителю после первого будут равны нулю (рис. 1). На рис. 1,б точка перегрузки обозначена РС (point of congestion).

 
Рис. 1. Предельные общественные затраты на предоставление чистого общественного (а) и перегружаемого (б) блага.

 

Среди свойств общественных благ можно выделить следующие:

  1. Могут потребляться в независимости от оплаты.
  2. Потребление может носить вынужденный или необходимый характер.
  3. Потребление связанно с положительными внешними эффектами: как только благо произведено — оно доступно для всех.
  4. Рыночный механизм ценообразования или не возможен, или затруднён.
  5. Объём индивидуального потребления не поддаётся измерениям.
  6. Появление новых потребителей не ограничивает возможности «старых».
  7. Невозможно запретить потребителям пользоваться благами.

Информация о работе Локальный общественные блага