Локальный общественные блага

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:04, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ производства локальных общественных благ (на примере Ростова-на-Дону).
Для достижения цели решались следующие задачи:
- рассмотреть теоретическую сущность общественных благ;
- рассмотреть специфику их поизводства;
- рассмотреть особенности производства общественных благ на примере Ростова-на-Дону
- произвести анализ производства локальных общественных благ на примере Ростова-на-Дону

Содержание

Введение
1.Теоретическая сущность общественных благ
1.1. Понятие, свойства и классификация общественных благ
1.2. Специфика производства общественных благ
2.Особенности производства общественных благ на примере Ростова-на-Дону
2.1.Общая характеристика и особенности Ростова-на-Дону
2.2.Анализ производства локальных общественных благ (в динамике)
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 125.32 Кб (Скачать документ)

Для городских властей приоритетным направлением социальной политики является оказание адресной помощи малообеспеченным и нетрудоспособным горожанам. Среди реализуемых мер социальной поддержки населения -  предоставление бесплатного горячего питания и учебников в школах, льготы, субсидии, различные социальные выплаты. Начиная с 2002 года, органами соцзащиты населения города осуществляются функции предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг малоимущим семьям с использованием персонифицированных социальных счетов.

В 2008 году на реализацию социальной политики в Ростове-на-Дону из бюджетов разных уровней было направлено около 13 млрд. рублей. По итогам года 390 тыс. ростовчан  получали помощь по 19 нормативным актам, включая 10 - федеральных, 7 – областных  и 2 – городских. Одним из важнейших  направлений адресной соцподдержки, на которую было направлено более 4 млрд. рублей стали жилищные субсидии, которые гарантируют доступность оплаты услуг ЖКХ гражданам с низкими доходами. В общей сложности компенсации за услуги ЖКХ в 2008 году получили около 210 тыс. ростовчан на сумму  866 млн рублей.

Адресный подход используется и  в работе с ветеранами, которых  в городе проживает 

более 20 тысяч. Им оказывается практическая помощь по ремонту жилья, приобретению бытовой техники и т.п. С целью  улучшения жилищных условий инвалидов  и участников Великой Отечественной  войны построен, не имеющий аналогов в России, комплекс специализированных домов для проживания 350 человек, в котором расположены помещения для общественного питания, бытового, медицинского, социально-консультативного, культурно-досугового обслуживания.

В Ростове-на-Дону сегодня насчитывается  более 800 объектов культурного наследия, в том числе 470 памятников архитектуры, 55 памятников археологии, 106 памятников монументального искусства и  воинской славы. Особенно насыщен зданиями-памятниками архитектуры исторический центр Ростова.

 

 

2.2.Анализ производства  локальных общественных благ (в  динамике)

 

Как известно, одной из основных задач муниципалитетов является контроль за производством так называемых общественных благ. Цель, которую при этом преследуют муниципалитеты - удовлетворение потребностей населения муниципального образования, в том числе повышение их благосостояния. Функция муниципалитета состоит в выявлении потребностей населения в товарах и услугах и разработке стратегических проектов их удовлетворения. В этом случае задачи органов местного самоуправления сводятся к установлению контактов с частными предпринимательскими структурами по вопросам контроля качества предоставляемых ими товаров, корпоративной политики, соблюдения санитарных и экологических норм, централизованных закупок для малообеспеченных районов и т. п. В г. Ростове-на-Дону для обеспечения населения личными благами, потребляемыми индивидуально, были выявлены основные производители и дистрибьюторы продукции по перечню, утвержденному постановлением Администрации Ростовской области «О мерах по стабилизации цен на социально значимые продукты питания» от 17.10.2007 № 4051. Еженедельно осуществляется согласованный мониторинг оптовых и розничных цен на производимую ими продукцию. Организован «телефон доверия» для получения информации от населения о нарушениях в ценообразовании на предприятиях торговли города для принятия оперативных мер. Оказывается содействие в привлечении производителей сельскохозяйственных товаров для участия в еженедельных ярмарках, им предоставляются торговые места на рынках города по льготным расценкам. Графики проведения сельскохозяйственных ярмарок систематически доводятся до жителей города через средства массовой информации и интернет- портал Администрации города. Ведется работа по системе «Забота» с предприятиями торговли, общественного питания и бытового обслуживания в части предоставления бесплатных продовольственных наборов и услуг для социально-незащищенной категории граждан. Разрабатываются меры по оптимизации работы логистических служб предприятий-производителей продовольственной группы для обеспечения прямых поставок товаров в предприятия розничной торговли города.

Проводимые муниципальной  властью мероприятия приводят к  положительным результатам (табл. 1)2:

 

Таблица 1 - Динамика основных показателей рынка потребительских благ

г. Ростова-на-Дону

Показатели

Единицы измерения

2010 г.

Темп роста к 2009 г. %

2011 г.

Темп роста к 2010 г. %

2012 г.

Темп роста к 2011 г. %

Объем розничного товарооборота

млрд. руб.

150

125

215

143,3

198

92,0

Оборот общественного питания

млрд. руб.

   

10,5

202

9,4

89,5

Объем платных бытовых услуг  населению

млрд. руб.

   

7,4

 

6,2

83,7




 

Основные показатели устойчиво  росли до 2011 г., при этом в 2011 г. оборот розничной торговли превысил 200 млрд. руб., что опережает показатели большинства  городов-миллионников, как в абсолютных значениях, так и в пересчете на душу населения. На территории города реализуются мероприятия по упорядочению мелкорозничной торговли. Количество объектов мелкорозничной сети составляло на 1 января 2009 г. более 4000 единиц, в течение 2009 г. оно сокращено на 14%. Сокращение осуществлялось преимущественно на территориях, имеющих развитую стационарную торговую сеть, что позволило сохранить необходимый объем предоставления услуг торговли населению города. Кроме стационарной розничной сети в городе постоянно функционирует 22 тысячи торговых мест мелкорозничной сети (с учетом 18 тысяч торговых мест на действующих 19 рынках города). Доля товаров, производимых в г. Ростове-на-Дону и Ростовской области, в ассортиментных перечнях реализуемой продукции составляет:

  • в гипермаркетах - 20-25% (с учетом общего ассортимента до 25 тысяч наименований);
  • супермаркетах и сетевых магазинах - 25-30%.

При этом администрацией ведется работа по поддержке предприятий города и Ростовской области по увеличению доли производимых ими продуктов  питания в крупноформатных и  сетевых торговых предприятиях. В  городе проводятся следующие мероприятия, способствующие обеспечению населения  личными благами:

    1. Оказывается приоритетная поддержка развития стационарной инфраструктуры торговли и общественного питания, сетевых форм организации торгового обслуживания и крупноформатных магазинов (гипер-, супермаркетов), сети общедоступных предприятий общественного питания, в том числе объектов «быстрого» питания с учетом оптимизации размещения стационарной и передвижной мелкорозничной торговли.
    2. Формируется социально-ориентированная система торгового обслуживания, обеспечивающая ценовую доступность товаров и услуг для

всех социальных групп населения, в т.ч. магазинов сниженных цен (дискаунтеров).

    1. Реализуется система мер по реформированию рыночной торговли, направленная на преобразование капитальных рынков в современные торговые комплексы с преобладанием магазинных форм торговли.
    2. Заключены соглашения с крупными оптовыми поставщиками о создании неснижаемых запасов продуктов первой необходимости, в том числе не производимых в Ростовской области (соль, сахар, моющие средства и т.п.) в целях бесперебойного снабжения населения города этими благами.
    3. Обеспечивается контроль качества ввозимых и реализуемых в городе продуктов питания, соблюдением санитарных норм и повышением культуры обслуживания на предприятиях торговли, общественного питания и рынках города.

Продукты питания в Ростовской области производят три группы хозяйствующих субъектов аграрно-промышленного комплекса: сельскохозяйственные предприятия (СП) - более 2 тыс.; личные подсобные хозяйства (ЛПХ) - 525 тыс.; и крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) - 14,1 тыс. Из всех посевных площадей 70% земель обрабатывается СП, 26,8% - КФХ и 3,2% - хозяйствами населения или ЛПХ.3

В структуре производства продукции растениеводства по категориям хозяйств основная доля собранного зерна  и подсолнечника приходится на сектор крупного предпринимательства. Картофель  и плодоовощная продукция выращивается в основном в личных подсобных и фермерских хозяйствах населения, и их производство устойчиво растет.

Для обеспечения населения благами, потребляемыми совместно, органы местного самоуправления непосредственно организуют их производство. Как правило, оно  является малорентабельным и требует  существенных затрат на его поддержание. Как было отмечено выше, к традиционным отраслям муниципальной экономики  относятся снабжение населения  водой, газом, теплом, электроэнергией; канализация и переработка сточных  вод, вывоз и переработка мусора, городской и пригородный пассажирский транспорт, общественное питание, социальные услуги. Производство данных благ муниципалитетом осуществляется за счет налогов. Доходная база городского бюджета включает в себя следующие основные источники (табл. 2)4:

Таблица 2

 

Структура доходов бюджета  г. Ростова-на-Дону, 2012 год1 (тыс. руб.)

Статья дохода

Сумма

Налоговые и неналоговые  доходы

8984206,5

Безвозмездные поступления

5480037,3

Доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности

493550,9

Всего доходов

14957794,7


 

Из общей суммы доходов  г. Ростова-на-Дону за 2009 г., представленных в таблице, составившей 14957794,7 тыс. руб., налоговые платежи составляют 8984206,5 тыс. руб. или 60%, субсидии и субвенции  от других бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации - около 37%, а доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - около 3%. Нормативы  отчислений налоговых и неналоговых  доходов в бюджет г. Ростова-на-Дону устанавливаются решением городской Думы.

С 2008 г. к налоговым доходным источникам города также отнесены отчисления от налога на имущество организаций  и транспортный налог. Важнейшим общественным благом, производимым местными властями, являются услуги жилищно-коммунального хозяйства, систем инженерно-энергетического обеспечения города. С принятием Президентом РФ решения о создании государственной системы софинансирования жилищных расходов - фонда реформирования ЖКХ повысилась степень участия населения в предоставлении этих благ: участие собственников в финансировании ремонта позволяет как повысить их ответственность за содержание жилья, так и осуществлять прямой контроль качества выполняемых работ, избежать различного рода злоупотреблений.

Реализованы следующие мероприятия  Программа социально-экономического развития города на 2008-2011 гг.:

  • в сфере образовательных услуг: строительство детских садов в микрорайонах всего на 1430 мест; строительство общеобразовательных школ на 3250 мест, детской школы искусств, детской музыкальной школы, концертного зала в школе;
  • в сфере услуг здравоохранения: строительство больницы, поликлиник в микрорайонах, реконструкцию трех больниц;
  • в спортивной сфере: реконструкция стадиона «Труд», спорткомплексов «Локомотив», «Дон» (на Гребном канале), строительство спорткомплекса в Северном жилом районе, физкультурно-оздоровительных комплексов и плавательных бассейнов, строительство ледового катка и ряд других объектов;
  • в сфере культуры и отдыха: обустройство парков, реконструкция здания детской художественной галереи по пр. Чехова, 60, являющегося объектом культурного наследия; капитальный ремонт городских мемориальных комплексов и памятников, малых архитектурных форм и фонтаны, установка остановочных павильонов, стильных скамеек, цветочных ваз и урн, подсветка зданий и многое другое.

В городе реализуется Городская  целевая программа развития спасательных сил города на базе Поисково-спасательной службы муниципального учреждения «Управление по делам ГО и ЧС города Ростова-на-Дону».

Расходы на эти мероприятия  заложены в городском бюджете. Бюджет формируется на три года, что позволяет  обеспечить преемственность и предсказуемость  финансовой политики, повышает обоснованность планирования бюджетных расходов и эффективность использования бюджетных средств. При этом появится возможность заключения трехлетних муниципальных контрактов, а также заблаговременной подготовки процедур торгов.

В 2012 году исполнены все  социальные гарантии для 1,4 млн. человек. Объем расходов по министерству - 23,2 млрд. рублей, почти 95% из них - в рамках реализации областных долгосрочных целевых программ: «Социальная поддержка  и социальное обслуживание населения  Ростовской области», «Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни пожилых людей в Ростовской области» и «Доступная среда».

Значительная часть средств (11,4 млрд. руб.) направлена на  предоставление жилищных субсидий и ежемесячных денежных выплат по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, что компенсировало расходы более 1 млн. человек на эти цели.

Жителям 26 муниципальных  образований (72,9 тыс. семей) предоставлены  выплаты для компенсации роста  тарифов на оплату водоснабжения  и водоотведения. Денежную компенсацию  по оплате расходов на газификацию  жилья получили 1698 человек.

Более 14,3 тыс. семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, получили адресные социальные пособия.

В 2012 году свыше 210 тыс. семей  получили различные выплаты и  пособия (всего 15 видов) на детей, в том  числе детские пособия, ежемесячные  денежные выплаты на детей первого-второго  года жизни из малоимущих семей, детей  из многодетных семей. Компенсация  расходов на оплату коммунальных услуг предоставлена 64,5 тыс. членов многодетных семей.

С 2012 года с целью стимулирования рождения третьего и последующих  детей, введен региональный материнский  капитал -  100 тыс. рублей (с ежегодной индексацией). Сертификаты выданы 632 семьям. Беременным женщинам из малоимущих семей, кормящим матерям и детям в возрасте до 3 лет из малоимущих семей предоставлены ежемесячные денежные выплаты на полноценное питание.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической  политики Российской Федерации» с 1 января 2013 года установлена ежемесячная  денежная выплата (6535 рублей) при рождении третьего или последующих детей  до достижения ребенком возраста 3 лет. При рождении одновременно трех и  более детей семьям предоставляется  единовременная денежная выплата - 50 тыс. рублей на каждого ребенка.

Информация о работе Локальный общественные блага