- административно-властные отношения между органами местного самоуправления и субъектами муниципальной экономики по поводу социально-экономического развития территорий;
- экономические отношения между органами местного самоуправления, с одной стороны, и субъектами хозяйствования, представленными органами государственной власти, предпринимательскими структурами всех форм собственности и другими муниципальными образованиями, с другой стороны.
Таким образом, детальный анализ социально-экономических
отношений современной муниципальной
экономики позволил ее представить
как особый способ воспроизводства
материальных и духовных благ. Производственная
деятельность в системе местного
самоуправления осуществляется на основе
муниципального хозяйства, представляющего
собой совокупность предприятий и учреждений,
осуществляющих на территории муниципального
образования хозяйственную деятельность,
направленную на удовлетворение коллективных
(общественных) потребностей населения.
Управление муниципальной экономикой
представляет собой регулирование финансовых
и социально-экономических показателей
ее функционирования посредством предусмотренных
законодательством правовых норм и форм
экономических взаимоотношений между
собственниками и пользователями муниципального
имущества. Анализ показал, что право самостоятельного
распоряжения муниципальным имуществом
и местными финансами является экономической
основой местного самоуправления. Составной
частью местных финансов является городской
бюджет. Дефицитный характер муниципального
бюджета определяется действующим законодательством,
в соответствии с которым осуществляется
централизация финансовых средств в федеральном
и субфедеральном бюджетах. В этих условиях
перед муниципальными органами управления
стоит задача разработки и реализации
рациональной финансовой и экономической
политики.
Заключение
Общественные блага обладают
следующим специфическими чертами:
- отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;
- неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться в определенное время по просьбе определенного человека. Он может только использовать или же не использовать это благо;
- нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;
- тотальным и неисключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население — нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.
По критерию масштаба распространения
в рамках национальной экономики
выделяют следующие виды благ:
- общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности;
- местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение.
В зависимости от степени
доступности выделяют следующие
виды общественных благ:
- исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения. Например, вход в музей может осуществляться по билетам, а следовательно получателей этого блага можно ограничить, но характеристики блага от этого не пострадают;
- неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.
Так как количество населения,
потребляющего общественные блага,
большое, а взимание платы за его
предоставление затруднено, то в этом
случае единственным эффективным производителем
благ может быть государство.
основных задач муниципалитетов
является контроль за производством так
называемых общественных благ
Функция муниципалитета состоит
в выявлении потребностей населения
в товарах и услугах и разработке стратегических
проектов их удовлетворения.
Еженедельно осуществляется
согласованный мониторинг оптовых и розничных
цен на производимую ими продукцию. Организован
«телефон доверия» для получения информации
от населения о нарушениях в ценообразовании
на предприятиях торговли города для принятия
оперативных мер.
Администрацией ведется работа
по поддержке предприятий города и Ростовской
области по увеличению доли производимых
ими продуктов питания в крупноформатных
и сетевых торговых предприятиях
Оказывается приоритетная поддержка
развития стационарной инфраструктуры
торговли и общественного питания
Для обеспечения населения
благами, потребляемыми совместно,
органы местного самоуправления непосредственно
организуют их производство. Как правило,
оно является малорентабельным и
требует существенных затрат на его
поддержание.
В городе реализуется Городская
целевая программа развития спасательных
сил города на базе Поисково-спасательной
службы муниципального учреждения «Управление
по делам ГО и ЧС города Ростова-на-Дону».
Расходы на эти мероприятия заложены
в городском бюджете.
В 2012 году всеми видами отдыха
и оздоровления охвачено 95% детей
школьного возраста. Число оздоровленных
детей возросло на 14,5 процента.
С 2010 года отсутствует очередность
в дома-интернаты общего типа, организуются
приемные семьи для пожилых и
инвалидов. Создано 45 приемных семей.
Проводится мониторинг уровня
заработной платы, своевременность
ее выплаты.
Принят Областной закон
от 27.06.2012 №889-ЗС "О ведомственном
контроле за соблюдением трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, в Ростовской области",
Потребительская корзина, утвержденная
постановлением Законодательного Собрания
Ростовской области от 22.11.2005 № 1151, определяется
для основных социально-демографических
групп населения
Можно говорить о том, что
город динамично развивается.
Список использованных источников
- Конституция Российской Федерации. М., 1993
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1. М., 1994
- Бюджетный кодекс Российской Федерации. М., 1998.
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.1. М., 1999.
- Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ // Российская газета. 1995. 1 сентября.
- Закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ // Российская газета. 1997. 30 сентября.
- Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. М 131-Ф3 // Российская газета. 2003. 8 октября.
- Каменев Н.А. Развитие конкуренции в сфере производства локальных благ. Автореферат дисс. на… к.э.н., 2011
- Гранберг AT. Основы региональной экономики. - М.: ГУ ВШЭ, 2008
- Гребнев Л.С. Экономика. Курс основ / Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. - М.: Вита-Пресс, 2008.
- Гутман Г.В., Дигшина О.Б., Звягинцева О.П. Общественные блага в транзитивной экономике. - М. ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2009
- Региональная экономика. Учебное пособие / коллектив авторов; под обд. Ред. В.Г. Глушковой, Ю.А. Симагина. – М.: КНОРУС, 2012
- Государственное регулирование национальной экономики : учебное пособие / Е.В. Харченко, Ю.В. Вертакова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2011
- Харченко Е.В., Вертакова Ю.В. Система государственного и муниципального управления.М.: КНОРУС, 2008
- Кожурин Ф.Д. Совершенствование регионального управления. М.: Знание, 2008
- Кузьбожаев Э.Н., Харченко Е.В. Управление стурктурно1й динамикой экономики региона. Курск : изд-во КШТУ, 2008
- Леонтьев В. Межотраслевая экономика / пер. с англ. – 3-е изд., перераб. идоп. М.: Экономика. 2009
- Курнышев В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2011
- Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: ГЕЛИОСАРВ, 2008
- Материалы официального сайта администрации Ростова-на-Дону. http://www.rostov-gorod.ru
- www.donland.ru
1 Государственное регулирование
национальной экономики : учебное пособие
/ Е.В. Харченко, Ю.В. Вертакова. – 5-е изд.,
перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2011
2
1В соответствии с Распоряжением Мэра
города Ростова-на-Дону «О создании комиссии
по мониторингу и стабилизации цен на
продукты питания первой необходимости»
от 15.10.2007 № 250.
3Ростовская
область себя прокормит. 21 июня в Ростове-на-Дону
состоялось заседание круглого стола
на тему «Рост цен и мировой продовольственный
кризис», организованное Центром социально-консервативной
политики в ЮФО // Новости и анонсы сайта. www.donland.ru
4
Гуманитарные и социальные науки 2013. № 3