Локальный общественные блага

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:04, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ производства локальных общественных благ (на примере Ростова-на-Дону).
Для достижения цели решались следующие задачи:
- рассмотреть теоретическую сущность общественных благ;
- рассмотреть специфику их поизводства;
- рассмотреть особенности производства общественных благ на примере Ростова-на-Дону
- произвести анализ производства локальных общественных благ на примере Ростова-на-Дону

Содержание

Введение
1.Теоретическая сущность общественных благ
1.1. Понятие, свойства и классификация общественных благ
1.2. Специфика производства общественных благ
2.Особенности производства общественных благ на примере Ростова-на-Дону
2.1.Общая характеристика и особенности Ростова-на-Дону
2.2.Анализ производства локальных общественных благ (в динамике)
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 125.32 Кб (Скачать документ)

Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.

Производство и распределение  общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидациичрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.

Относительно механизма  производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны — они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство — государственный аппарат.

Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными  благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов. Налоги — это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением.

 

 

 

 

1.2. Специфика производства общественных  благ

 

Основной особенностью общественных благ выступает граница, в рамках которой они потребляются. От этого  зависит специфика производства, распределения и потребления  благ.

Важнейшей характеристикой  общественных благ является территориальная  граница их потребления. По сути требуется найти то сообщество, которое потребляет данное благо. Границы этого сообщества могут не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего благо. С точки зрения дифференциации границ потребления и предоставления выделяются международные, общенациональные (общегосударственные) и местные общественные блага.

Международные общественные блага либо доступны всем жителям планеты (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, международная стабильность и т. п.), либо предоставляются жителям определенного региона Земли, нескольким странам. К числу общественных благ, в том числе международных, в наши дни экономисты относят стандарты, сокращающие трансакционные затраты, в том числе меры длины и веса, язык, денежную систему, результаты фундаментальных научных исследований, международную и региональную стабильность.

Анализ столь необычных  для традиционной экономической  науки благ представляет значительные трудности. Отдельного внимания в этой связи удостоился вопрос о том, кто  именно предоставляет международные  общественные блага (международного правительства  не существует, его заменяет целый  ряд межправительственных и общественных организаций), как влияет на объем  их предоставления отсутствие единого  правительства.

Последнее десятилетие отмечено бурным развитием интеграции в рамках ЕС, когда многие общественные блага  перестают быть национальными, становясь  общеевропейскими. Как следствие, совершенствуются и изменяются функции многих институтов ЕС, возникают новые механизмы принятия решений, в том числе касающиеся предоставления общеевропейских общественных благ, решаются вопросы об изменении компетенции национальных правительств и институтов сообщества. Все эти процессы представляют особый интерес для России с точки зрения взаимодействия федеральных и региональных властей, а также роли, которую играет Россия в СНГ.

К общегосударственным общественным благам относятся национальная оборона, поддержание общего правопорядка, деятельность федеральных исполнительных, законодательных и судебных властей и мн. др.

Под местными общественными благами понимаются любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет не все население страны, а лишь некоторая географическая часть (несколько регионов, один регион, город, район и т. д.). Диапазон конкретных примеров местных общественных благ весьма широк: от региональных экологических программ до уличного освещения и городского парка.

Таким образом, общественные блага  имеют разный эффект потребления, он зависит в первую очередь от географического  ареала потребления. Если эффект потребления  распространяется на всех жителей страны независимо от места их проживания, то мы говорим об общенациональном общественном благе, решение об объемах  его выпуска принимает федеральное  правительство на основе общенационального  коллективного выбора. Производство такого блага финансируется за счет средств государственного бюджета.

Под локальными благами понимаются такие общественные блага, доступ к  которым ограничен определенными  географическими границами. Эти  блага рассматриваются как специфические  для конкретного региона, города, поселка, а потребители при принятии решения о выборе местожительства  берут в расчет количество и типы предоставляемых локальных благ. Таким образом, локальные общественные блага чаще всего являются общественными благами более или менее делимыми (неделимость является исключением); наделенными пространственными эффектами, более или менее вписанными в определенную территорию; с более или менее переменным качеством обслуживания, зависящим от интенсивности их использования.

Локальные общественные блага  чаще всего соответствуют услугам, спрос на которые в существенной степени убывает с ростом расстояния. Для локального общественного блага эффект потребления распространяется только на определенное географически локализованное сообщество (область, город, район и т.д.). Такие блага более эффективно производить на местном уровне. Это связано с тем, что местные органы власти обладают большей информацией о вкусах и предпочтения потребителей и, следовательно, имеют большие возможности добиться оптимального соотношения налогового бремени и количества общественных благ. понятие локальных общественных благ является основным инструментом  теории локального общественного сектора, которая оставаясь в рамках исходной теории общественного сектора, сформировалась как самостоятельная экономическая дисциплина.  Она изучает локально производимые  и  потребляемые  с  более  или  менее  ограниченными внешними пространственными эффектами общественные блага,  которыми распоряжаются администрации соответствующих территориальных единиц, принимая на себя ответственность за финансирование производства этих благ. Для нее характерно рассмотрение двух совокупностей характеристик экономических благ и агентов: во-первых, она отдает предпочтение пространственным характеристикам локальных общественных благ (ЛОБ): положение (локализация), расстояние до потенциального пользователя, пространственные внешние эффекты (например, эффекты перелива) и т.д.; во-вторых, она интересуется взаимоотношениями между экономическими агентами: территориальными единицами различного уровня (от города до наднациональных регионов), организованных по иерархическому или сетевому принципу.

В случае общественных благ вмешательство государства необходимо из-за неспособности рынка обеспечить размещение ресурсов в соответствии с данными индивидуальными предпочтениями, что предполагает соблюдение суверенитета потребителя. В противоположность этому достойные блага представляют собой случай, когда индивидуальные предпочтения не считаются более заданными, а сами являются объектом корректировки. Достойные блага удовлетворяют потребности, которые общество считает нужным поддерживать и которые у индивидов не сформированы должным образом, в основном из-за неполной информированности, а также из-за того, что "мы ленивы и нелюбопытны". Как следствие, индивиды выбирают меньший объем потребления этих благ, чем следовало бы. В качестве примеров можно привести бесплатное образование, школьные обеды и завтраки, театры и концертные залы, субсидируемое жилье для малообеспеченных семей. Противоположный случай - недостойные блага (merit bads), потребление которых общество считает нужным ограничивать. К ним относятся алкогольные напитки, табачные изделия, наркотики и т. п.

Беря на себя производство общественных благ, государство тем самым решает важнейшую проблему их потребления  — интегративность. Она состоит в том, что издержки, необходимые для взимания платы за использование большинства благ, превышают издержки на их производство. Например, невозможно себе представить, что было бы целесообразно брать плату за пользование уличным освещением. Одновременно с этим для производства благ необходимы финансовые средства. Государство с помощью налоговой системы может эффективно взимать плату за использование благ.

Одной из важнейших особенностей потребления общественных благ является сложность осуществления эффективного контроля за обеспечением населения ими, а также количественными объемами его производства. Обычно для этого используются социальные стандарты, в которых отражается качество и объемы общественных благ.

Одной из важнейших проблем потребления общественных благ является нежелание населения оплачивать их. Это является существенным препятствием в повышении качества общественных благ, а поэтому реальный спрос на благо занижается. Это обусловлено тем, что при большом количестве потребителей общественного блага доля в его использовании отдельного индивидуума незначительна, а поэтому он стремится уклониться от затрат, необходимых для производства благ. При уменьшении количества населения, использующего блага, можно эффективно рассчитать долю участия каждого человека в пользовании благом и возложить на него соответствующее бремя по его производству.

Другой особенностью потребления  общественных благ является уравнение. Вне зависимости от вклада каждого  конкретного человека в производство общественного блага он получает равное со всеми его количество.

Исключительно важное значение имеет обеспечение эффективного или оптимального объема производства общественных благ.

Совокупный спрос на общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося его наличного объема. Потребители должны потребить весь объем произведенного блага целиком. Совокупный спрос на частное благо получается путем сложения индивидуальных спросов, а совокупный спрос на общественное благо определяется путем суммирования индивидуальных предельных выгод, получаемых от имеющегося наличного объема блага. Кривая совокупного спроса на частное благо формируется путем суммирования индивидуальных кривых спроса вдоль горизонтальной оси (рис. 14.7), а кривая совокупного спроса на общественное благо — путем сложения индивидуальных кривых спроса по вертикали (рис. 14.8).

 

       

 

Рис. 2 – Спрос на частное      Рис. 3 -  Спрос на общественное

благо       благо

 

Специфика общественных благ заключается  в том, что их потребление всегда сопровождается положительными эффектами  для всех. Поэтому общество заинтересованно  в обеспечении подобными благами  всех потребителей. Следовательно, проблема общественных благ состоит не в распределении, а в обеспечении оптимального объема их производства. Решение проблемы обусловлено применением общего принципа: благо должно производиться в объеме, при котором предельные общественные выгоды, выраженные суммой предельных выгод всех потребителей, уравниваются с предельными общественными издержками его производства.

 

 

2.Особенности производства общественных благ на примере  Ростова-на-Дону

2.1.Общая характеристика  и особенности Ростова-на-Дону

 

Ростов-на-Дону – административный центр Ростовской области и Южного федерального округа России с населением более 1 млн человек. Город расположен на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, на берегах реки Дон, в 46 км от места ее впадения в Азовское море. Площадь города составляет 348,5 кв.км, расстояние до Москвы - 1076 км.

Позиционирование в качестве столицы  Юга России и локализация в  городе промышленных предприятий и структур южно-российского масштаба (штаб СКВО, управление СКЖД и др.) обусловливает дополнительную концентрацию в Ростове-на-Дону рабочих мест, обеспечивает повышенный уровень хозяйственной активности и инвестиционной привлекательности.

Фактором, благоприятствующим социально-экономическому развитию города, является и его  позиционирование в качестве «ядра» Ростовской агломерации с демографическим  потенциалом до 2 млн человек, формирующего крупнейший на Юге России локальный потребительский рынок, который концентрирует значительную часть научно-образовательного, индустриального и финансово-инвестиционного потенциала региона.

Только в 2008 году общий объем  инвестиций в экономику города составил порядка 65 млрд. рублей. Размер средней  заработной платы в Ростове-на-Дону в течение 2008 года увеличился на 31,5%, составив 17,4 тыс. руб. Индекс физического  объема производства по полному кругу  предприятий составил 113,5%. Лидирующие позиции продолжают сохранять такие  предприятия как «Роствертол», «Ростсельмаш», «Юг Руси», «Глория Джинс».

Экономический потенциал города неоднократно был отмечен на Всероссийском  конкурсе «Золотой рубль», который проводится  «Национальной корпорацией экономического развития» под патронатом Президента РФ и пропагандирует лучший опыт в области экономики, достигнутый регионами, городами и предприятиями России. По итогам 2008 года Ростов-на-Дону, согласно рейтингу Федерального делового журнала РБК, в котором учитывались показатели 64 из 75 городов России с населением от 250 тыс. человек, вошел в десятку самых привлекательных городов России для ведения бизнеса.

Информация о работе Локальный общественные блага