Макроэкономическая нестабильность и безработица в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 00:10, курсовая работа

Описание

Цель работы - исследование понятия безработицы и ее особенностей в национальной экономике Республики Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Понятие безработицы. Формы и виды безработицы. Естественная безработица. Социально-экономические последствия безработицы. Инфляция и безработица. Кривая Филлипса. Методы борьбы с нестабильностью на рынке труда.
ГЛАВА 2 Особенности безработицы в Республике Беларусь. Пассивная и активная политика государства в сфере занятости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Тема 22 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА.docx

— 63.37 Кб (Скачать документ)

Иначе обстоит дело с функцией предложения труда (рис. 1.3).

Рис. 1.3 - Функция предложения труда

Она также зависит от величины заработной платы, получаемой за производительные услуги. Предложение рабочей силы - это потребность различных групп  трудоспособного населения в  получении работы по найму и на этой основе - источника средств  существования.

Как правило, продавцы на рынке  труда в условиях совершенной  конкуренции стремятся увеличить  предложения в условиях роста  заработной платы. Поэтому кривая предложения  труда принимает иной вид, чем  кривая спроса на труд.

Кривая предложения показывает, что при повышении реальной заработной платы возрастает предложение труда, а при ее снижение предложение труда уменьшается.

В количественном выражении  предложение рабочей силы равно  числу лиц, выходящих на открытый рынок труда и обращавшихся по вопросам найма в службу занятости  или непосредственно на предприятия  и в организации. На перспективный  период оно должно включать в себя лиц, не занятых трудовой деятельностью  и ищущих работу, а также лиц, которые  выйдут на рынок труда в течение  прогнозируемого периода [5]. К последним относятся:

высвобождаемые работники;

увольняемые работники (по причинам текучести и в связи с окончанием срока договора);

выпускники общеобразовательных  учреждений;

лица, прибывшие из других территорий;

лица, выходящие на рынок  труда из домашнего и личного  подсобного хозяйства.

Предложение рабочей силы следует определять с учетом статистической информации о численности и половозрастной структуре трудовых ресурсов, экономической  активности различных категорий  населения, уровня занятости лиц  старших возрастов и подростков.

Принципиальную роль и  особое место в регулировании  труда и в трудовых отношениях занимают вопросы оплаты труда. Проблема оплаты труда - одна их самых трудноразрешимых в экономике любого типа. К тому же это не только экономическая, но не в меньшей степени социальная проблема, источник социальных напряжений в обществе.

Оплата труда рассматривается  многими экономистами как основной инструмент побуждения и непрерывного поддержания интереса работника  к высокопроизводительной отдаче своих  трудовых усилий. Механизм этой связи  по замыслу прост: «больше и лучше  работаешь - больше платят, а если больше платят - работаешь еще больше и  лучше». В итоге должно возникать  самопобуждение роста производительности труда, ограниченное разве что предельной, высшей производительностью, поднять которую при данном уровне техники и технологии невозможно, сколько не плати. Таков мудрый замысел, который практически не просто воплотить в жизнь.

Заработная плата образует большую часть доходов потребителей и поэтому оказывает существенное влияние на потребительские товары и на их цены.

Современная экономическая  теория определяет заработную плату  как цену труда. В узком смысле слова под зарплатой понимается ставка заработной платы, то есть цена, выплачиваемая за использование  единицы труда в течение определенного  времени - часа, дня и так далее.

Различают номинальную и  реальную заработную плату.

Под номинальной заработной платой понимается сумма денег, которую получает наемник рабочего труда за свой дневной, недельный, месячный труд. По величине номинальной зарплаты можно судить об уровне заработка, дохода, но не об уровне потребления и благосостояния человека. Для этого надо знать, какова реальная зарплата.

Реальная заработная плата - это та масса жизненных благ и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной зарплаты и в обратной - от уровня цен на предметы потребления и платные услуги.

Следует учитывать, что даже приняв решение о предложении рабочей силы, индивид может варьировать ее количеством, то есть величину отрабатываемых человеко-часов. Если до определенного момента индивид склонен увеличивать количество человеко-часов вместе с ростом заработной платы (так называемый «эффект замены» ), то в дальнейшем он уступает место «эффекту дохода», согласно которому при росте ставки заработной платы может происходить сокращение предложения труда, ибо для индивида вследствие увеличившегося дохода возрастает ценность досуга. Для совокупности индивидов на рынке труда в целом зависимость предложения от ставки вознаграждения будет иметь классический вид, поскольку уровень зарплаты, за которым следует эффект дохода, сугубо индивидуален.

Эффект замены возникает, когда при высокой заработной плате свободное время рассматривается  как потенциальный избыток. Часы досуга все более дороги, и работник предпочитает вместо досуга работать. Это ведет к росту предложения  труда.

Эффект дохода возникает  тогда, когда высокая зарплата рассматривается  как источник возможности увеличить  свой досуг, свободное время. Рост же свободного времени уменьшает предложение  труда.

К основным рычагам саморегулирования  рынка труда относятся цена труда, соотношение платежеспособного  спроса на него и его предложение  и конкуренция.

Заработная плата привлекает на рынок труда ту часть населения, которая не имеет других источников к существованию. Повышение общего уровня реальной зарплаты повышает общий  уровень жизни работоспособных  наемных работников. Увеличиваются  налоговые поступления от заработной платы, страховые взносы и отчисления в разные фонды, что расширяет  возможности социальной защищенности населения. Опыт развитых стран показывает, что в значительной степени благосостояния их населения связано с высоким  уровнем заработной платы на рынке  труда.

Колебания цены труда в  сторону ее снижения приводят к обратным результатам: ограничивается приток рабочей  силы на рынок труда, уменьшается  его предложение, снижаются налоговые  поступления и так далее.

В процессе саморегулирования  рынка труда не менее важна  роль прибыли предпринимателя, который  является покупателем на рынке труда. Вполне естественно его стремление извлечь из наемного труда максимальную выгоду при минимальных затратах. Эта выгода воплощается в размерах нормы прибыли, которая показывает размеры дохода по отношению к  затратам предпринимателей. Предприниматель  будет стремиться туда, где норма прибыли выше, и покидать сферы, где она ниже. Однако в любом случае, создавая новую или расширяя старую фирму, предприниматель вовлекает в рынок труда новых работников, увеличивая его масштабы. Вместе с тем, стараясь уменьшить затраты на найм рабочей силы, он модернизирует производство, совершенствует организацию труда, следовательно с учетом повышенных требований усложняется система образования.

Регулирующей силой, повышающей или снижающей цену труда и  определяющей динамику рынка труда, является прибыль предпринимателя. Именно поэтому она становится объектом конкуренции между предпринимателями. Это тот самый экономический механизм, который регулирует движение нормы прибыли, определяющий цену труда. Последняя побуждает наемных работников переходить с одних фирм на другие, менять профессии и так далее.

Цена труда также колеблется от спроса и предложения труда  на рынке. Но здесь нужно учитывать  и то, что спрос на труд предприниматель  предъявляет, когда найм работников дает ему прирост после продажи произведенной продукции на рынке. Если данный прирост сокращается с насыщением рынка, то предприниматель осуществляет это через снижение прироста прибыли и ослабление конкурентоспособности фирмы. Поэтому он должен сокращать производство и персонал. Глубинные причины движения спроса и предложения труда на рынке - в стремлении предпринимателя выжить, увольняя часть работников и увеличивая тем самым предложение труда и резервируя одновременно некоторое число вакантных рабочих мест. В этом случае предложение рабочих рук на рынке труда возрастает при сохранении потенциального спроса на них со стороны зарезервированных рабочих мест.

Таким образом, механизм саморегулирования  рынка труда приводит его к  такому состоянию, когда рост общего уровня безработицы сочетается с  ростом удельного веса резерва производственных мощностей. При экономическом подъеме  резервные рабочие места поглощают  значительную часть безработных, но это порождает инфляцию, съедает  рост доходов наемных работников за счет быстрой потери деньгами покупательной  способности. Все меры по сдерживанию  инфляции ведут к росту безработицы.

Многие современные экономисты считают недопустимым глубокое вмешательство  государства в экономику. Помощь государства бедным глушит их трудовую активность, порождает социальное иждивенчество  и замедляет экономический рост. Налоговый пресс на доходы предпринимателей ограничивает средства на внедрение  новых технологий и новшеств, снижает  прибыльность производства и способствует оттоку капитала в другие страны. Поэтому  вполне естественно углубление неравенства  доходов, рост инфляции и безработицы, резервирование рабочих мест.

Фактически такой поход  к регулированию рынка труда  какой-либо страны с рыночной экономикой близок к теории социального дарвинизма, которая распространяет на общество принцип естественного отбора и  выживания сильнейшего. Это привлекательная  сторона рыночного саморегулирования, так как она ярко и образно  отражает те свойства рынка, которые  генерируют экономический прогресс. Однако такой принцип жизни растительного  и животного мира обществом применительно  к своей жизни полностью не может быть принят. Поэтому устранение нищеты, бедности и роста неравенства  является объективно необходимым фактором для достижения необходимого баланса  интересов и социальной стабильности в обществе.

Таким образом, по классификации  МОТ безработным считается тот, кто может и хочет работать, активно занимался поиском работы, но не смог трудоустроиться прежде всего из-за отсутствия свободных рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовки. В настоящее время различают пять видов безработицы: фрикционную, структурную, циклическую, сезонную, скрытую.

Безработица имеет неоднозначные  социально-экономические последствия  для национальной экономики. Безработица, как социальное явление, приводит к  обеднению населения, несет потерю постоянного и регулярно получаемого  источника средств существования, усиливает дифференциацию населения. Однако безработица - одно из важнейших  условий нормального и бесперебойного функционирования экономики. Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики, которая постоянно  предъявляет спрос на труд. Безработица  обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров, их сосредоточение в тех видах деятельности, которые  производят продукты и услуги, пользующиеся большим спросом. Экономические  последствия безработицы весьма многообразны и неоднозначны. Преимущественно  исследуются экономические потери, к которым относят: суммы пособий  и различных выплат по безработице, расходы на переподготовку кадров, открытие новых рабочих мест, уменьшение доходов лиц, оказавшихся безработными, и т.п. Кроме того, оцениваются  объем потенциальной продукции, которую могли бы произвести безработные, сокращение отчислений в бюджет (налоги) и в государственные фонды  страхования. Последствия безработицы  имеют и положительные результаты для предприятий. В результате сокращения штатов предприятие может обеспечить себе увеличение прибыли - экономия на зарплате, на налогах (в частности, подоходном).

Наблюдая за соотношением величин безработицы и инфляции, британский экономист А. У. Филипс в 1958 году установил, что между уровнем  безработице в стране и темпами  роста цен наблюдается обратно  пропорциональная зависимость. Кривая Филипса отражает тот факт, что  стремление сократить безработицу  на рынке труда путем расширения спроса и увеличения числа рабочих  мест приводит к ускоренному росту  инфляции.

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений  в согласовании интересов работодателей  и наемной рабочей силы. К основным рычагам саморегулирования рынка  труда относятся цена труда, соотношение  платежеспособного спроса на него и  его предложение и конкуренция. Многие современные экономисты считают  недопустимым глубокое вмешательство  государства в экономику. Помощь государства бедным глушит их трудовую активность, порождает социальное иждивенчество  и замедляет экономический рост.

2 Особенности безработицы  в Республике Беларусь. Пассивная  и активная политика государства  в сфере занятости

В Беларуси основные принципы политики занятости определены в  соответствующем Законе о занятости  населения (от 30. 05. 1991 г.):

- обеспечение равных возможностей  в трудоустройстве всем трудоспособным;

- обеспечение мер, направленных  на предотвращение безработицы;

- предоставление социальных  гарантий и компенсаций безработным;

- содействие и поощрение  граждан в развитии их способностей  к производительному и творческому  труду;

- принятие мер содействия  в трудоустройстве граждан с  ограниченной трудоспособностью;

- участие профсоюзов и  союзов предпринимателей в решении  проблем занятости при взаимодействии  с государственными органами;

- международное сотрудничество  в решении проблем занятости.

В действующей Программе  занятости в качестве главной  цели провозглашено обеспечение  содействия рациональной, свободно избранной  занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

- оказание материальной  помощи в трудоустройстве граждан;

- материальную поддержку  незанятого населения;

- профессиональную подготовку  и переподготовку незанятого  населения;

- бронирование, квотирование  и создание рабочих мест на  действующих предприятиях для  граждан, не способных на равных  конкурировать на рынке труда;

- содействие предпринимательству  и самозанятости как источникам создания новых рабочих мест;

- развитие республиканской  службы занятости [6, с. 241].

В Республике Беларусь принята  Программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы, предусматривающая  организационное переустройство села, реализацию комплекса мер по решению  проблемы сельской занятости, в том  числе по созданию новых рабочих  мест и стимулированию притока рабочей  силы в сельскую местность.

Информация о работе Макроэкономическая нестабильность и безработица в Республике Беларусь