Макроэкономическая нестабильность и безработица в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 00:10, курсовая работа

Описание

Цель работы - исследование понятия безработицы и ее особенностей в национальной экономике Республики Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Понятие безработицы. Формы и виды безработицы. Естественная безработица. Социально-экономические последствия безработицы. Инфляция и безработица. Кривая Филлипса. Методы борьбы с нестабильностью на рынке труда.
ГЛАВА 2 Особенности безработицы в Республике Беларусь. Пассивная и активная политика государства в сфере занятости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Тема 22 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА.docx

— 63.37 Кб (Скачать документ)

С 1991 г. правовые, экономические, социальные и организационные основы регулирования занятости населения  определял Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» с последующими изменениями  и дополнениями. В июне 2006 г. принят новый Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь»,

В соответствии с Законом  о занятости с 1992 года в Республике Беларусь ежегодно разрабатываются  Государственная и региональные программы занятости населения. Это позволило поддержать стабильную и управляемую ситуации на рынке  труда, удержать уровень безработицы  в социально-приемлемых пределах, а  также обеспечить в полном объеме гражданам социальные гарантии и  компенсации, предусмотренные законодательством. Проблемы занятости решались, исходя, прежде всего, из необходимости обеспечения  сбалансированности спроса и предложения  рабочей силы на рынке труда с  учетом профессиональных и трудовых интересов каждого конкретного  человека.

За 2009 г. в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве  обратилось 261,6 тыс. человек (103,1 процента к соответствующему периоду 2008 года), из них зарегистрированы безработными 161,8 тыс. человек (104,1 %).

С учетом граждан, состоявших на учете на начало года, в трудоустройстве  нуждалось 317,0 тыс. человек (100,1 % от уровня 2008 года), в том числе 199,1 тыс. безработных (99,8 % к 2008 году) [15].

В рамках реализации Плана  мероприятий на 2009 год по выполнению Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь в 2009 г. достигнуты следующие результаты:

- республиканскими и местными  органами государственного управления  обеспечено (по оперативным данным) создание новых рабочих мест, на которые трудоустроено 120,2 тыс. человек, в том числе  1,9 тыс. безработных - на рабочие  места, созданные с выделением  бюджетных ссуд;

- на созданные рабочие  места и имевшиеся вакансии  трудоустроено на постоянную  работу 149,2 тыс. человек, из них  96,3 тыс. - безработных;

- направлено на профессиональную  подготовку, переподготовку и повышение  квалификации 19,8 тыс. безработных,  из них 9,1 тыс. - женщин, 13,2 тыс. - молодежи  в возрасте 16-29 лет, в том числе  2,0 тыс. - несовершеннолетних;

- трудоустроено 1,2 тыс.  безработных из числа выпускников  высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования,  а также прошедших профессиональное  обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики»;

- на постоянную работу  трудоустроено 13,1 тыс. безработных,  не способных на равных условиях  конкурировать на рынке труда;

- организована адаптация  к трудовой деятельности 391 безработного  из числа инвалидов;

- оказана финансовая поддержка  в организации собственного дела 2,1 тыс. безработных;

- на новое место жительства  и работы переселено 353 семьи безработных;

- в оплачиваемых общественных  работах приняли участие 74,7 тыс.  человек, в том числе 39,6 тыс.  безработных;

- организована временная  занятость в свободное от учебы  время 35,5 тыс. человек из числа  учащейся и студенческой молодежи.

За счет всех источников финансирования на селе создано 14,8 тыс. рабочих мест, из них 0,7 тыс. - в агрогородках [15].

За 2009 г. в сельской местности  трудоустроено 19,7 тыс. безработных, оказана  финансовая поддержка для организации  собственного дела 332 безработным, направлено на профессиональное обучение 4,3 тыс. безработных, в оплачиваемых общественных работах  приняли участие 52,0 тыс. человек, в  том числе 19,8 тыс. - безработных.

Особое внимание уделяется  стабилизации ситуации на рынке рабочей  силы в малых городах. За 2009 г. в  них создано 22,9 тыс. рабочих мест, в том числе 1,1 тыс. - с использованием бюджетных ссуд.

В Брестской области создано 3,9 тыс. рабочих мест, в Витебской - 3,8 тыс., в Гомельской - 2,8 тыс., Гродненской - 4,6 тыс., Минской области - 4,0 тыс., Могилевской  области - 3,8 тыс. рабочих мест.

В 2009 г. развитие рынка труда  малых городов происходило в  соответствии с общереспубликанской  тенденцией изменения численности  зарегистрированных безработных.

В 21 малом городе, включенном в Государственную программу, численность  безработных уменьшилась на 55 человек (2,7 процента) с 2037 человек на 01.01.2009 до 1982 человек - на 01.01.2010 г. Снижение численности  безработных произошло в 14 малых  городах, рост показателя - в шести  малых городах (г. Вилейка - с 115 до 147 человек, р.п. Речица - с 25 до 32 человек, г. Василевичи - с 30 до 37 человек, г. Кировске - с 18 до 49 человек, г. Мосты - с 112 до 115 человек, г. Лепель - с 136 до 139 человек).

Продолжается работа по трудоустройству  граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном  обеспечении (далее - обязанные лица).

В органы по труду, занятости  и социальной защите в 2009 г. обратилось 3168 обязанных лица, из них трудоустроено  на постоянную работу 4039 человек, в  том числе в счет брони 3175 человек.

В полном объеме обеспечивается предусмотренная законодательством  социальная поддержка безработных.

Количество вакансий в  сравнении с январем снизилось  и составило на 1.12.2009 г. 42,8 тыс. (62 процента к уровню 2008 года).

По-прежнему сохраняется  структурный и территориальный  дисбаланс спроса и предложения  рабочей силы. Структура спроса на рабочую силу существенно не изменилась. Рынок труда в основном ориентирован на рабочие профессии, которые составили 75,6 процента от общего количества заявленных нанимателями вакансий (81,4 процента в 2008 году).

В январе-апреле 2010 г. в экономике  республики было занято 4617,5 тыс. человек, что на 0,8% больше, чем в январе-апреле 2009 г. В общей численности населения, занятого в экономике, 3469,6 тыс. человек, или 75,1%, составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства  негосударственной формы собственности). Кроме того, на условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях привлекалось 137,5 тыс. человек.

В январе-апреле 2010 г. 131,2 тыс. работников организаций (3,8% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной  неполной занятости (в январе-апреле 2009 г. - 6,3%). В апреле 2010 г. по сравнению  с мартом 2010 г. численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), уменьшилась  на 13,2% и составила 23,9 тыс. человек, численность  работников, которым были предоставлены  отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась на 11,3% и составила 22,1 тыс. человек. Отпуска без сохранения заработной платы в апреле 2010 г. были предоставлены по инициативе нанимателя 11,5 тыс. человек, или 51,8% от общей численности  работников, имевших вынужденные  отпуска.

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец мая 2010 г. составила 40,8 тыс. человек, что на 5,6% меньше, чем в мае 2009 г. и на 5,3% меньше, чем в апреле текущего года. Уровень зарегистрированной безработицы на конец мая текущего года, как и 2009 года составил 0,9% от экономически активного населения [15].

Низкий национальный уровень  заработной платы, с одной стороны, стимулирует сверхзанятость населения  в ущерб свободному времени, с  другой -- обнаруживается «эффект отчаявшегося работника». Продолжается «утечка мозгов», т. е. научных работников и высококвалифицированных специалистов в сопредельные страны. Имеет место массовая миграция сезонных рабочих в Россию, прельщаемых более высоким заработком.

Низкий уровень социальных пособий не позволяет подобным выплатам оказывать отрицательное воздействие  на стимулы к труду.

Сокращается официальная  миграция уроженцев Беларуси из регионов СНГ. Одновременно сохраняются нелегальные  потоки иностранной рабочей силы, привлеченные возможностью монополизации  определенных сфер предпринимательской  деятельности (рыночная торговля), а  также соседством республики со странами ЕС.

Не соблюдается норма  ухода на пенсию при достижении соответствующего возраста. Наоборот, время от времени  воспроизводится идея увеличения самого возраста ухода на пенсию.

Используется практика сокращения продолжительности «стандартной»  рабочей недели, а также лицензирования и оформления допуска к определенным видам трудовой деятельности.

Позитивным моментом является то, что население Беларуси широко использует открывшуюся возможность  получения высшего образования  через систему негосударственных  учебных заведений. Инвестиции в  человеческий капитал рассматриваются  как возможность (сегодня и в  будущем) избежать безработицы и  как надежную форму социального  страхования на перспективу.

По линии спроса на рабочую  силу можно прогнозировать сокращение скрытой безработицы вслед за назревшей рационализацией производства, широкомасштабное проведение которой  лишь дело времени.

Динамика занятости населения  в Беларуси будет изменяться с  учетом ранее отложенных, но крайне необходимых структурных сдвигов  в национальной экономике. Можно  прогнозировать возрастание спроса на научно-исследовательских работников, инженеров и проектировщиков, высококвалифицированных  экономистов, специалистов в сфере  информационных технологий и психологов; сокращение спроса -- на бухгалтеров и экономистов низкой квалификации, банковских служащих, охранников и менеджеров широкого профиля [6, с. 243]

Будет обостряться межотраслевая  конкуренция за привлечение высококвалифицированной  рабочей силы (торговля -- промышленность; бизнес -- наука; медицина -- бизнес).

Низкий уровень оплаты труда  и снижение конкурентоспособности  экономики по этой важной позиции  обусловливает необходимость реформирования национальной системы регулирования  заработной платы.

Говоря о рынке труда, не следует  забывать, что данная категория является отдельной. Ведь многие факторы все-таки влияют на рынок труда, а рынок  труда также имеет влияние  в экономике

Увязывая рынок труда с совокупным спросом и предложением, можно  проанализировать следующие показатели: объем денежной массы, ВВП, инфляция, процентная ставка, уровень инвестиций в ОФ, уровень розничного товарооборота, доходы населения в РБ.

При анализе данных показателей  использовались данные Национального  статистического комитета Республики Беларусь.

На протяжении 2001-2008 года в Республике Беларусь наблюдался стабильный рост ВВП (рис. 2.1). По 2008 года объем номинального ВВП Республики достиг 59.9 млрд. долларов и увеличился в 4.8 раза по сравнению 2001 годом. В 2008 рост реального ВВП  составил 10%. В 2005-2008 гг. среднегодовой  темп реального прироста ВВП Беларуси составлял 9.4%. Данные показатели росли  существенно выше среднемировых, а  также показателей соседних стран, например, в 2008 году рост экономики  России составил 6%, Украины - 2.1%, Казахстана - 3.1%, Польши - около 5.4%.

Необходимо отметить, что в четвертом  квартале 2008 наблюдалось существенное замедление роста основных компонентов  ВВП Республики Беларусь. В 2009 г. рост практически остановился и на конец года составил 0,5% [15]. Это связано, в первую очередь, с ситуацией  в мировой экономике. В условиях постоянно растущего внутреннего  и внешнего спроса, а также не до конца используемых ресурсов, совокупное предложение также росло. Однако здесь следует подчеркнуть, что  отрицательное внешнее сальдо, растущее из года в год говорит о недостаточном росте предложения, т.е. спрос опережал предложение и очень сильно.

Рис. 2.1 Динамика ВВП Республики Беларусь, 2001-2009 гг.

Одним из основных компонентов, влияющих на рост ВВП и, соответственно, совокупное предложение в Беларуси являются инвестиции в основной капитал, строительство. В 2009 году совокупный объем инвестиций в основной капитал и строительство  в Беларуси составил 17,4 млрд. долл. (рис. 2.2). В реальном выражении данный показатель увеличился по сравнению 2008 годом на 4,2%.

Рис. 2.2 Инвестиции в основной капитал в Республике Беларусь, 2001-2009 гг.

Как известно, совокупное предложение  немыслимо без потребительского, инвестиционного спроса. В 2009 году денежные доходы в расчете на душу населения  составили 755,3 тыс. руб. в месяц. По сравнению  с 2008 годом этот показатель вырос  на 2,9 %.

Основными источниками формирования денежных доходов населения в 2009 году стали оплата труда и социальные трансферты, которые в составили 77,3% от общей суммы денежных доходов (оплата труда работников - 57,1%; трансферты населению (пенсии пособия, стипендии) - 20,2%) [15].

Необходимо отметить, что по требованиям  МФВ, в связи с выделением кредита, в Беларуси был введен мораторий  на повышение зарплат и пенсий. Таким образом, в 2009 году рост реальных доходов существенно снизился, а  с учетом девальвации в начале 2009 г. доходы в долларовом эквиваленте  упали.

Высокая динамика роста доходов  населения оказывала непосредственное влияние на объем розничного товарооборота  в Республике в 2001-2009 гг. Так, по итогам 2009 года объем розничного товарооборота  через все каналы реализации составил 54736 млрд. руб. и увеличился по сравнению  с 2008 годом на 3,2% (рис. 2.3). В 2001-2008 году совокупный розничный товарооборот в номинальном выражении увеличился более, чем в 4,7 раза.

Тем не менее, в связи с замедлением  роста доходов населения и  объемов потребительского кредитования, уже с 4-го квартала 2008 года наблюдалось  падение спроса, следовательно, замедление роста товарооборота.

Рис. 2.3 Розничный товарооборот Республики Беларусь, 2001-2009 гг.

И наконец, ИПЦ находится также  в связи с инфляцией. По сути, для  борьбы с инфляцией достаточно производить  много качественных, конкурентоспособных  отечественных товаров. В условиях нулевой безработицы только так  возможно снизить инфляцию. В 2009 году рост ИПЦ в Беларуси составил 10,1% (декабрь к декабрю), что ниже показателя 2008 года в 13,3% (рис. 2.4). Однако, среднегодовой уровень инфляции достиг 14%, что является достаточно высоким показателем, оказывающим отрицательно влияние на макроэкономическую стабильность.

Это связано со следующими факто  рами:

1. Рост цен на поставляемые  энергоносители;

2. Рост цен импорта;

3. Высокий темп роста доходов  населении, опережающий рост производительности труда;

Информация о работе Макроэкономическая нестабильность и безработица в Республике Беларусь