Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 00:10, курсовая работа
Цель работы - исследование понятия безработицы и ее особенностей в национальной экономике Республики Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Понятие безработицы. Формы и виды безработицы. Естественная безработица. Социально-экономические последствия безработицы. Инфляция и безработица. Кривая Филлипса. Методы борьбы с нестабильностью на рынке труда.
ГЛАВА 2 Особенности безработицы в Республике Беларусь. Пассивная и активная политика государства в сфере занятости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С 1991 г. правовые, экономические,
социальные и организационные основы
регулирования занятости
В соответствии с Законом
о занятости с 1992 года в Республике
Беларусь ежегодно разрабатываются
Государственная и региональные
программы занятости населения.
Это позволило поддержать стабильную
и управляемую ситуации на рынке
труда, удержать уровень безработицы
в социально-приемлемых пределах, а
также обеспечить в полном объеме
гражданам социальные гарантии и
компенсации, предусмотренные
За 2009 г. в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 261,6 тыс. человек (103,1 процента к соответствующему периоду 2008 года), из них зарегистрированы безработными 161,8 тыс. человек (104,1 %).
С учетом граждан, состоявших на учете на начало года, в трудоустройстве нуждалось 317,0 тыс. человек (100,1 % от уровня 2008 года), в том числе 199,1 тыс. безработных (99,8 % к 2008 году) [15].
В рамках реализации Плана мероприятий на 2009 год по выполнению Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь в 2009 г. достигнуты следующие результаты:
- республиканскими и местными
органами государственного
- на созданные рабочие места и имевшиеся вакансии трудоустроено на постоянную работу 149,2 тыс. человек, из них 96,3 тыс. - безработных;
- направлено на
- трудоустроено 1,2 тыс.
безработных из числа
- на постоянную работу
трудоустроено 13,1 тыс. безработных,
не способных на равных
- организована адаптация к трудовой деятельности 391 безработного из числа инвалидов;
- оказана финансовая поддержка
в организации собственного
- на новое место жительства и работы переселено 353 семьи безработных;
- в оплачиваемых общественных работах приняли участие 74,7 тыс. человек, в том числе 39,6 тыс. безработных;
- организована временная
занятость в свободное от
За счет всех источников финансирования на селе создано 14,8 тыс. рабочих мест, из них 0,7 тыс. - в агрогородках [15].
За 2009 г. в сельской местности трудоустроено 19,7 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка для организации собственного дела 332 безработным, направлено на профессиональное обучение 4,3 тыс. безработных, в оплачиваемых общественных работах приняли участие 52,0 тыс. человек, в том числе 19,8 тыс. - безработных.
Особое внимание уделяется стабилизации ситуации на рынке рабочей силы в малых городах. За 2009 г. в них создано 22,9 тыс. рабочих мест, в том числе 1,1 тыс. - с использованием бюджетных ссуд.
В Брестской области создано 3,9 тыс. рабочих мест, в Витебской - 3,8 тыс., в Гомельской - 2,8 тыс., Гродненской - 4,6 тыс., Минской области - 4,0 тыс., Могилевской области - 3,8 тыс. рабочих мест.
В 2009 г. развитие рынка труда малых городов происходило в соответствии с общереспубликанской тенденцией изменения численности зарегистрированных безработных.
В 21 малом городе, включенном в Государственную программу, численность безработных уменьшилась на 55 человек (2,7 процента) с 2037 человек на 01.01.2009 до 1982 человек - на 01.01.2010 г. Снижение численности безработных произошло в 14 малых городах, рост показателя - в шести малых городах (г. Вилейка - с 115 до 147 человек, р.п. Речица - с 25 до 32 человек, г. Василевичи - с 30 до 37 человек, г. Кировске - с 18 до 49 человек, г. Мосты - с 112 до 115 человек, г. Лепель - с 136 до 139 человек).
Продолжается работа по трудоустройству граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее - обязанные лица).
В органы по труду, занятости и социальной защите в 2009 г. обратилось 3168 обязанных лица, из них трудоустроено на постоянную работу 4039 человек, в том числе в счет брони 3175 человек.
В полном объеме обеспечивается
предусмотренная
Количество вакансий в сравнении с январем снизилось и составило на 1.12.2009 г. 42,8 тыс. (62 процента к уровню 2008 года).
По-прежнему сохраняется структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Структура спроса на рабочую силу существенно не изменилась. Рынок труда в основном ориентирован на рабочие профессии, которые составили 75,6 процента от общего количества заявленных нанимателями вакансий (81,4 процента в 2008 году).
В январе-апреле 2010 г. в экономике
республики было занято 4617,5 тыс. человек,
что на 0,8% больше, чем в январе-апреле
2009 г. В общей численности населения,
занятого в экономике, 3469,6 тыс. человек,
или 75,1%, составляли работники организаций
(кроме субъектов малого предпринимательства
негосударственной формы
В январе-апреле 2010 г. 131,2 тыс. работников организаций (3,8% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в январе-апреле 2009 г. - 6,3%). В апреле 2010 г. по сравнению с мартом 2010 г. численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), уменьшилась на 13,2% и составила 23,9 тыс. человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась на 11,3% и составила 22,1 тыс. человек. Отпуска без сохранения заработной платы в апреле 2010 г. были предоставлены по инициативе нанимателя 11,5 тыс. человек, или 51,8% от общей численности работников, имевших вынужденные отпуска.
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец мая 2010 г. составила 40,8 тыс. человек, что на 5,6% меньше, чем в мае 2009 г. и на 5,3% меньше, чем в апреле текущего года. Уровень зарегистрированной безработицы на конец мая текущего года, как и 2009 года составил 0,9% от экономически активного населения [15].
Низкий национальный уровень заработной платы, с одной стороны, стимулирует сверхзанятость населения в ущерб свободному времени, с другой -- обнаруживается «эффект отчаявшегося работника». Продолжается «утечка мозгов», т. е. научных работников и высококвалифицированных специалистов в сопредельные страны. Имеет место массовая миграция сезонных рабочих в Россию, прельщаемых более высоким заработком.
Низкий уровень социальных
пособий не позволяет подобным выплатам
оказывать отрицательное
Сокращается официальная миграция уроженцев Беларуси из регионов СНГ. Одновременно сохраняются нелегальные потоки иностранной рабочей силы, привлеченные возможностью монополизации определенных сфер предпринимательской деятельности (рыночная торговля), а также соседством республики со странами ЕС.
Не соблюдается норма ухода на пенсию при достижении соответствующего возраста. Наоборот, время от времени воспроизводится идея увеличения самого возраста ухода на пенсию.
Используется практика сокращения
продолжительности «
Позитивным моментом является
то, что население Беларуси широко
использует открывшуюся возможность
получения высшего образования
через систему
По линии спроса на рабочую
силу можно прогнозировать сокращение
скрытой безработицы вслед за
назревшей рационализацией
Динамика занятости населения
в Беларуси будет изменяться с
учетом ранее отложенных, но крайне
необходимых структурных
Информация о работе Макроэкономическая нестабильность и безработица в Республике Беларусь