Макроэкономика в рыночной и административно-командной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:16, курсовая работа

Описание

Итак, целью курсовой работы является:
рассмотрение характеристик рыночной и административно-командной экономической систем;
определение проблем перехода от административно-командной к рыночной системе;
рассмотрение экономической модели Республики Беларусь, её особенностей, проблем и перспектив развития.

Содержание

Введение 3
1. Рыночная и административно-командная системы 4
1.1.Сравнительная характеристика двух типов экономических
систем: рыночной и административно-командной. 4
1.2.Границы государственного вмешательства в рыночной экономике. 12
2. Хозяйственный механизм Республики Беларусь. 18
2.1. Белорусская экономическая модель: сущность и этапы
построения. Анализ основных инструментов её существования. 18
2.2. Сравнительная характеристика экономической модели
Республики Беларусь и характерных моделей рыночной экономики. 25
2. Проблемы перехода Республики Беларусь от плановой к
рыночной экономике. 31
3.1. Переходная экономика: сущность, задачи и пути их решения. 31
3.2. Анализ экономического состояния Республики Беларусь как
страны с переходной экономикой. 37
Заключение. 42
Список использованных источников. 43
Приложения . 45

Работа состоит из  1 файл

курсовая по макро готовая.docx

— 81.84 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра экономической теории и маркетинга

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По макроэкономике

 

На тему: « Макроэкономика в административно-командной и рыночной системах»

 

 

 

Выполнила

Студентка гр.2Мн-22 Пашенчук Королина Андреевна

Руководитель: Селезнёва Ю.М.

 

 

 

ВИТЕБСК

2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

  1. Рыночная и административно-командная системы                                   4

1.1.Сравнительная характеристика двух типов экономических

систем: рыночной и административно-командной.                                        4

1.2.Границы государственного  вмешательства в рыночной экономике.    12

2. Хозяйственный механизм  Республики Беларусь.                                     18

2.1. Белорусская экономическая модель: сущность и этапы

построения. Анализ основных инструментов её существования.               18

2.2. Сравнительная характеристика  экономической модели 

Республики Беларусь и  характерных моделей рыночной экономики.       25

  1. Проблемы перехода Республики Беларусь от плановой к

рыночной экономике.                                                                                  31

3.1. Переходная экономика:  сущность, задачи и пути их  решения. 31 
3.2. Анализ экономического состояния Республики Беларусь как

страны с переходной экономикой.                                                                  37

Заключение.                                                                                                      42

Список использованных источников.                                                            43

Приложения .                                                                                                   45

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       Республика  Беларусь и другие постсоциалистические  страны в ходе экономических  реформ переходят от административно-командной  системы к современной рыночной  экономике. Вначале преобладала  точка зрения, что этот период  займет годы. Теперь становиться  ясно, что этот переход растянется  на десятилетия. В постсоциалистических  странах ещё долгое время будет  существовать своеобразная, так  называемая переходная экономическая  система, или экономика переходного  периода. Это некая совокупность  элементов административно-командной  и современной рыночной систем. В ряде стран к этому добавляются  элементы рыночной экономики  свободной конкуренции и традиционной  хозяйственной системы.

       В процессе  длительной эволюции во всех  странах мира утвердилось господство  рыночной экономики как основной  и наиболее эффективной формы  ведения хозяйства. Её основу  составляет товарное производство. Под ним понимается производство  продуктов отдельными, частными, обособленными  производителями, каждый из которых  специализируется на выработке  одного какого-либо продукта, поэтому  для удовлетворения общественных  потребностей необходима купля-продажа  продуктов на рынке, их обмен.

Итак, целью курсовой работы является:

  • рассмотрение характеристик рыночной и административно-командной экономической систем;
  • определение проблем перехода от административно-командной к рыночной системе;
  • рассмотрение экономической модели Республики Беларусь, её особенностей, проблем и перспектив развития.

1 РЫНОЧНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМЫ

    1. Сравнительная характеристика двух типов экономических систем: рыночной и административно-командной

 

Рыночная система - это способ организации  экономической жизни, при котором  капитал и земля находятся  в частной собственности, а распределение  ресурсов, производство, обмен и  потребление товаров и услуг  осуществляются на основе спроса и  предложения. Рыночная экономика опирается  на принципы свободы предпринимательства  и выбора.

Основу этой системы составляют: право частной собственности, частная  хозяйственная инициатива, рыночная организация распределения ресурсов.

Создание именно тех благ, в которых  нуждается общество, осуществляется системой рынков, на каждом из которых  продаются и покупаются блага  и ресурсы определенного типа (существуют рынок земли, рынок капитала, рынок труда, рынки товаров и  услуг, которые непосредственно  потребляются людьми).

Рынок определяет степень успешности той или иной хозяйственной инициативы, формирует величину доходов, которые  собственность приносит своим владельцам, диктует пропорции распределения  ограниченных ресурсов между альтернативными  сферами их использования.

Благосостояние каждого человека в рыночной системе определяется тем, насколько успешно он может  продать на рынке товар, которым  владеет: свою рабочую силу, навыки, собственные изделия, земельный  участок, умение проводить коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям  лучший товар и на более выгодных условиях, открывает себе дорогу к  росту собственного благосостояния.

Достоинство рыночного механизма состоит в том, что он заставляет думать об интересах покупателей, тем самым продавец добивается собственной выгоды. Но и покупатель вынужден считаться с интересами продавца — он может получить желаемый товар, лишь уплатив за него сложившуюся на рынке цену. Анализируя механизм рыночного согласования интересов продавцов и покупателей, выдающийся английский ученый- экономист Адам Смит писал в своей знаменитой книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776): «Каждый человек мыслит лишь о собственной выгоде, но невидимая рука, которая его направляет, как и во многом другом, приведет его к результату, о котором он сам и не помышлял».

Под «невидимой рукой» рынка, позволяющей  рыночной экономической системе  координировать деятельность сотен  миллионов людей со времен Адама  Смита, экономисты подразумевают механизм цен. Именно цены, складывающиеся в  процессе конкуренции на рынке, служат для всех продавцов и покупателей  главным источником информации о  соотношении предложения товаров  и спроса на них.

Рынки, основанные на конкуренции, являются самым эффективным из известных  человечеству способов распределения  ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ.

Достоинство конкуренции состоит  в том, что только с помощью  производства лучших по своим качествам  товаров или менее затратных  товаров, можно победить конкурентов. В конкуренции покупателей за дефицитный товар с наименьшими  затратами одерживают верх те, чья  собственная деятельность ценится  рынком особенно высоко и лучше оплачивается, что позволяет предложить за товар  наивысшую цену.

Рыночная система в силу особенностей своего функционирования обладает также  рядом недостатков, называемых в  экономической теории провалами (слабостями) рынка.

Основными недостатками рыночной системы  являются: значительный разрыв между  доходами различных слоев населения, неспособность в рамках системы  производить достаточное количество так называемых общественных благ, возможная монополизация рынка  и др.

Рыночная система функционирует  в качестве механизма, посредством  которого индивидуальные решения и  предпочтения предаются гласности  и координируются. Тот факт, что  товары и услуги производятся, а  ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, означает, что существует много самостоятельно действующих  покупателей и продавцов каждого  продукта и ресурса. В результате экономическая власть широко рассеяна. Решающим условием экономического прогресса  стала свобода предпринимательской  деятельности тех, кто имел капитал. Был достигнут новый уровень развития

«человеческого фактора», главной  производительной силы общества. Наемный  работник и капиталист-предприниматель  выступали как     юридически равноправные агенты рыночных отношений. Понятие «свободный наемный работник» предполагает право свободного выбора покупателя рабочей силы, места ее продажи, т.е. свободу передвижения в пределах рынка труда. Подобно всякому товаровладельцу, реализовавшему свой товар и получившему за него деньги, наемный работник обладал свободой выбора предметов и способов удовлетворения потребностей. Обратной стороной свободы выбора стала личная ответственность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, за правильность принятого решения, за соблюдение условий трудового соглашения [2].

Каков механизм решения фундаментальных  задач экономического развития в  рассматриваемой экономической  системе? Они решаются опосредованно, через цены и рынок. Колебание цен, их более высокий или низкий уровень служат индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, уровень и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке.

Защитники чистого капитализма  утверждают, что такая экономическая  система благоприятствует эффективности  использования ресурсов, стабильности производства и занятости, быстрому экономическому росту. Вот почему здесь  очень мала или вовсе отсутствует  необходимость в правительственном  планировании, в правительственном  контроле и вмешательстве в экономический  процесс.

Представляет ли собой рыночная система наилучший способ нахождения ответов на поставленные выше фундаментальные вопросы? Это тоже сложный вопрос: любой полный ответ на него неизбежно выходит за пределы фактов и вступает в царство ценностных суждений. Но отсюда следует, что научного ответа на такой вопрос не существует. Сам по себе факт, что имеется много альтернативных способов распределения редких ресурсов, то есть много разных экономических систем, служит ярким свидетельством расхождения в оценках эффективности рыночной системы.

Командная система экономики - это  способ организации экономической  жизни, при котором капитал и  земля находятся в собственности  государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям  центральных органов управления и в соответствии с планами.

Рождение командной системы  явилось следствием ряда социалистических революций, идеологическим знаменем которых  был марксизм. Конкретная же модель командной системы была разработана  В. И. Лениным и И. В. Сталиным [3].

В соответствии с марксистской теорией  предусматривалось резкое повышение  благосостояния страны и устранение различий в индивидуальном благополучии граждан путем ликвидации частной  собственности, а также ведение  всей хозяйственной деятельности на основе единого общеобязательного (директивного) плана, который разрабатывается  руководством государства на научной  основе.

Командная система предполагает полную ликвидацию частной собственности  и ее замену на государственную. Основные экономические вопросы решаются государственными органами управления и реализуются с помощью обязательных для исполнения распоряжений и планов. Для этого государство вынуждено регулировать все аспекты экономической жизни общества, включая установление цен и заработной платы. В результате доходы людей и предприятий перестают зависеть от того, насколько рационально они используют ресурсы, насколько в продуктах их труда действительно нуждается общество. Оценка результатов деятельности осуществляется по формальным критериям, которые часто не совпадают с реальными нуждами общества. В сочетании с уравнительной системой оплаты труда и ростом коррумпированности чиновников это приводит к потере людьми интереса к труду.

Административно-командная экономика - это хозяйство, в котором господствует государственная форма собственности  и основные, а также менее значимые экономические решения принимаются  на высшем уровне управления и административно, в виде команд, обязательных для  выполнения, доводятся до каждой экономической  единицы. Методы и механизмы товарного  производства и рыночной экономики  не применяются или применяются  в ограниченном, а иногда и в  искажённом виде. Централизованная бюрократическая  система управления использует в  основном нерыночные рычаги выполнения директивных заданий и решений.

Хозяйственная самостоятельность  предприятий и организаций в  административно-командной экономике  в значительной мере ограничена. Действуют  плановые задания, которые детально определяют доводимые до каждого  предприятия в виде подробной  росписи натуральные и стоимостные  показатели. Распределение материально-технических  средств (машин, оборудования, сырья  и материалов) и реализация готовой  продукции также строго регламентированы.

Ценообразование осуществляется исключительно  административным путём. Все товары продаются и покупаются по ценам, установленным специальными государственными органами.

В целом административно-командная  экономика - хозяйство малоэффективное, трудно реформируемое и характеризуется  постоянным дефицитом производственных ресурсов и товаров для потребления  населения.

Непременной принадлежностью экономических систем являются компоненты, части, то есть то, из чего она состоит и без чего она невозможна. Компонентов экономической системы очень много и данная характеристика системы имеет решающее значение при сравнительном анализе различных систем. Национальные экономические системы могут иметь различные компоненты, а при типизации экономических систем данная характеристика имеет решающее значение. Например, при плановой экономике просто не было необходимости в валютной системе или сети коммерческих банков. Хотя проблема и остается дискуссионной, этот признак является решающим при классификации экономических систем.

Информация о работе Макроэкономика в рыночной и административно-командной системе