Макроэкономика в рыночной и административно-командной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:16, курсовая работа

Описание

Итак, целью курсовой работы является:
рассмотрение характеристик рыночной и административно-командной экономической систем;
определение проблем перехода от административно-командной к рыночной системе;
рассмотрение экономической модели Республики Беларусь, её особенностей, проблем и перспектив развития.

Содержание

Введение 3
1. Рыночная и административно-командная системы 4
1.1.Сравнительная характеристика двух типов экономических
систем: рыночной и административно-командной. 4
1.2.Границы государственного вмешательства в рыночной экономике. 12
2. Хозяйственный механизм Республики Беларусь. 18
2.1. Белорусская экономическая модель: сущность и этапы
построения. Анализ основных инструментов её существования. 18
2.2. Сравнительная характеристика экономической модели
Республики Беларусь и характерных моделей рыночной экономики. 25
2. Проблемы перехода Республики Беларусь от плановой к
рыночной экономике. 31
3.1. Переходная экономика: сущность, задачи и пути их решения. 31
3.2. Анализ экономического состояния Республики Беларусь как
страны с переходной экономикой. 37
Заключение. 42
Список использованных источников. 43
Приложения . 45

Работа состоит из  1 файл

курсовая по макро готовая.docx

— 81.84 Кб (Скачать документ)

Второй атрибут - структура системы, совместимость входящих в нее  элементов. Система устойчива и  функционирует эффективно при совместимости  частей, взаимодействие которых обеспечивает развитие системы. Этот признак имеет  особое значение для разработки проблем  трансформации экономических систем. Разрушение основного элемента системы приводит к разрушению прежней системы, а не основных элементов - к постепенному преобразованию (шоковая терапия или градуализм при проведении реформ).

Третий важнейший признак сложной  системы имеет внутреннюю структуру  взаимосвязанных элементов ее целенаправленность, ее стремление достичь определенной цели. Вместе со средствами достижения цели - этот признак составляет функциональный аспект системы. Отсюда следует, что  трансформация экономической системы - не самоцель, а средство решения  определенной целевой функции.

Следующий, четвертый, признак связан с тем, что система функционирует во внешней по отношению к ней среде, с которой связана множеством коммуникации. Целевая направленность системе передается из системы более высокого порядка. По отношению к экономической системе это означает, что данное общество ставит перед ней определенные цели и в зависимости от этого оценивает данную систему посредством определенного набора показателей.

И, наконец, есть управленческий аспект системы, без которого система не может целенаправленно развиваться. Независимо от того, объективны или  субъективны управленческие решения, сама системность предполагает наличие  этого атрибута.

Характеристика сложных целостных  систем может быть намного больше, но я ограничивалась данными атрибутами, которые в достаточной степени  показывают возможные направления  поисков в экономической теории. В заключение отмечу, что при сознательной трансформации экономической системы  главным условием недопущения окончательного ее распада является «плавное» изъятие  «лишних» элементов и введение новых; чтобы дать возможность им адаптироваться в новой среде и избежать несовместимости  элементов в данной конкретной экономической  системе. На основе проведенного исследования составлено приложение 1, в котором сведены основные отличительные черты командно-административной и экономических систем [4].

 

 

1.2. Границы  государственного вмешательства  в рыночной экономике.

 

Необходимость вмешательства государства  в экономику вытекает, с одной  стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной  справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности  современных общественных систем, требующей  институционального представления  общих для всех субъектов интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях современной  НТР, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усиления интернационализации экономической  жизни.

Рассмотрим границы необходимого вмешательства государства в  экономику. Прежде всего это области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции, и требуется срочное вмешательство государства.

  1. Во-первых, это правильная организация денежного обращения.
  2. Во вторых, предоставление государством общественных товаров.

Механизм свободного рынка позволяет  удовлетворять потребности, которые  выражаются в денежной форме, через  спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах  и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования : национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и т. д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

  1. В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов.

В процессах рыночного производства и потребления могут возникать  своеобразные дефекты, не имеющие денежного  выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают  неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство  государства в экономику.

Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.

Если обратиться к реальному  конкурентному рынку, то обнаружатся  новые области экономической  жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым  более широкое участие государства  в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально  допустимые границы вмешательства  в экономику. Кратко обозначим эти  сферы.

Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной  конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности  вложения факторов. В обществе же есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (нетрудоспособные, неимущие). Они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Существуют и люди, не имеющие работу, но трудоспособные, они не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение  доходов неприменимо к тем, кто  занят производством общественных товаров, их содержание становится задачей  государства, а не рынка. Во всех вышеперечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов, ибо то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе. Государство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики.

Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного  статуса частным предприятиям, определение  прав частной собственности и  гарантирование соблюдения контрактов. Правительство устанавливает также  законные «правила игры», регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства государство  выполняет функции арбитра в  области экономических связей.

Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают применение милицейских сил  для поддержания общественного  порядка, введение стандартов измерения  веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающий обмен  товаров и услуг.

Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в экономике. При конкуренции индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и упрочение их позиций; уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и в конечном счете банкротство. Рост монополий резко изменяет эту ситуацию.

Государство пытается регулировать ситуацию двумя способами. Оно образовывает государственные комиссии для регулирования  цен и устанавливает стандарты на предоставляемые услуги. Федеральное правительство также использует антимонопольные законы. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Заметим, что обеспечение указанного права не аналогично наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы, по ряду причин в рыночной системе неизбежна безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места [17].

Монополизм и инфляция - это две  тяжелые "хронические болезни" рыночной экономики, которая нуждается  в проведении антимонопольной и  антиинфляционной профилактики.

Суть государственной антициклической политики, или регулирования

хозяйственной конъюнктуры, состоит  в том, чтобы во время кризисов и

депрессий стимулировать спрос  на товары и услуги, капиталовложения и

занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные

финансовые льготы, увеличиваются  государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над

предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В  такой ситуации задача государственного регулирования экономики – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем. Развитие фундаментальных научных исследований с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь государство стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс. Да и рынок более эффективно работает при коммерческом освоении перспективных видов новой техники и технологии.

Государство проводит региональную политику, решая вопросы, возникающие при  воздействии на рыночную экономику  исторических, национальных, демографических  и других нерыночных факторов. Региональная политика осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных  капиталовложений, которые обеспечивают привилегированное положение отдельным  отраслям и регионам. В одних случаях  поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся  в состоянии затяжного кризиса; в других - поощряется развитие новых  отраслей и видов производств - носителей  научно - технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным  изменениям внутри отраслей, между  отраслями и во всем народном хозяйстве  в целом, к повышению его эффективности  и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Реализация национальных интересов  в мировой экономике (регулирование  внешнеэкономических связей) предполагает проведение государством соответствующей  внешнеторговой политики, контроль над  международной миграцией капиталов  и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.

Таковы в общих чертах верхние  максимально допустимые пределы  государственного вмешательства в  рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный симбиоз государственного регулирования  и эффективно работающего механизма  рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества. Если же государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, — продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, ведет фискальную налоговую политику, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради которых государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

2.1 Белорусская экономическая модель: сущность и этапы построения. Анализ основных инструментов  ее осуществления

 

Теоретическая модель социально-экономического развития - это совокупность принципов, целей, элементов и требований, предъявляемых  к системе народного хозяйства  и к социальной сфере общества, к его социальной и институциональной  структуре, к эффективности функционирования властно-управленческой организации, к качеству населения.

Каждое государство создает  собственную модель национально-экономического развития, которая формируется на базе синтеза региональных тенденций  и мирового опыта. Впервые четкую формулировку основных особенностей белорусской  модели дал в марте 2002 г. Президент  РБ А.Г. Лукашенко в выступлении  на заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских  и местных государственных органов. Ее особенности заключаются в  следующем:

  1. построение сильного и эффективного государства. Сильная и авторитетная государственная власть рассматривается как гарант недопущения олигархического беспредела, разграбления народных богатств, разрушения национальной экономики и прорыва криминала к рычагам системы управления. Сильная государственная власть понимается как обязательное условие для обеспечения политической стабильности, социальной справедливости и экономической эффективности, а также как залог национальной безопасности, территориальной целостности и суверенитета страны;
  2. обеспечение равноправия всех форм собственности, всех форм хозяйствования. Это означает создание одинаково благоприятных социально- экономических и правовых условий для развития государственного и частного секторов. При этом главным приоритетом для предприятий всех форм собственности должны быть национальные интересы;
  3. осуществление индивидуальной, продуманной приватизации, которая должна быть нацелена на повышение эффективности производства. Приватизация рассматривается, прежде всего, как средство формирования эффективно действующего собственника. При этом руководство Беларуси считает необходимым сохранять государственную собственность на стратегически важные предприятия, осуществлять государственную поддержку приоритетных, с точки зрения усиления их позиций на мировом рынке, производств;
  4. развертывание широких интеграционных процессов со странами СНГ, прежде всего с Россией, в сфере экономики, здравоохранения, образования, науки, обороны, культуры. Однако Беларусь готова поддерживать интеграцию только в рамках Союза равноправных государств и не согласна поступаться чем-либо в области своего суверенитета и независимости;
  5. многовекторность внешнеэкономических связей. Беларусь должна присутствовать в тех регионах мира, где это экономически выгодно и отвечает ее национальным интересам;
  6. проведение сильной социальной политики государства. Сегодня только социально ориентированная экономика может пониматься как эффективная. При этом социальная ориентация экономики подразумевает приоритетное инвестирование в сферу образования, здравоохранения, культуры, а также оказание адресной социальной помощи экономически уязвимым слоям населения. Основная задача – обеспечить достойный материальный уровень жизни как для всего общества, так и для отдельных его групп.

Информация о работе Макроэкономика в рыночной и административно-командной системе