Макроэкономика в рыночной и административно-командной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:16, курсовая работа

Описание

Итак, целью курсовой работы является:
рассмотрение характеристик рыночной и административно-командной экономической систем;
определение проблем перехода от административно-командной к рыночной системе;
рассмотрение экономической модели Республики Беларусь, её особенностей, проблем и перспектив развития.

Содержание

Введение 3
1. Рыночная и административно-командная системы 4
1.1.Сравнительная характеристика двух типов экономических
систем: рыночной и административно-командной. 4
1.2.Границы государственного вмешательства в рыночной экономике. 12
2. Хозяйственный механизм Республики Беларусь. 18
2.1. Белорусская экономическая модель: сущность и этапы
построения. Анализ основных инструментов её существования. 18
2.2. Сравнительная характеристика экономической модели
Республики Беларусь и характерных моделей рыночной экономики. 25
2. Проблемы перехода Республики Беларусь от плановой к
рыночной экономике. 31
3.1. Переходная экономика: сущность, задачи и пути их решения. 31
3.2. Анализ экономического состояния Республики Беларусь как
страны с переходной экономикой. 37
Заключение. 42
Список использованных источников. 43
Приложения . 45

Работа состоит из  1 файл

курсовая по макро готовая.docx

— 81.84 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Анализ экономического состояния Республики Беларусь как страны с переходной экономикой

 

С древнейших времен и до наших  дней между различными слоями общества идет борьба за то, чтобы подчинить  механизм общественного производства себе на пользу. Взглянем под этим углом  на события в Беларуси.

Различные экономисты выделяют три  возможные модели развития общества:

1. Охлократическая, когда общественная  жизнь подчинена интересам "простых"  людей. Такое в истории не  раз происходило. Например, когда  народные восстания имели успех.  К счастью, как отмечал Н.  Бердяев, такие ужасные периоды  в истории редки и быстро  заканчиваются. С точки зрения  распределения общественного богатства, "простые" люди заинтересованы  в распределении по труду, при  этом имеются в виду затраты  труда физического, то есть  того "простого" труда, которым  они и занимаются. При этом  талант или труд духовный, результаты  которого могут иметь колоссальную  пользу (или вред) для общества, не  ценятся. Потому что распределение  "по результатам труда" не  в интересах "простых" людей.  Поэтому в обществе, где правит  масса, доходы талантливого ученого  или директора предприятия от  доходов пролетариев отличаются  незначительно. Все подогнано под посредственность ("охлократия" в переводе с греческого - власть худших).

Политические ценности массы в  большой степени соответствуют "естественному" устройству власти: иерархия с вождем во главе. Ценности демократии, восприятие которых требует умственных усилий, в эту модель политического устройства не укладываются. Зачем власть закона, если слово вождя и есть закон? Еще одно отличие от демократии - игнорирование прав меньшинств. Во имя интересов "простых" людей экономические и политические отношения в белорусском обществе приобретают форму охлократической модели.

  1. Олигархическая модель. Распределение доходов и богатства осуществляется в пользу относительно небольшой группы лиц, получающих свои доходы не в конкурентной борьбе за предоставление товаров и услуг обществу, а за счет использования отношений власти. Данная модель соответствует интересам властных структур (бюрократии) и крупного бизнеса.
  2. Либерально-демократическая модель. Именно эта модель преобладает сегодня в экономически развитой части мира, обеспечив там свободу и высокий уровень жизни граждан, отсутствие войн. Эта модель отражает интересы среднего класса, Кто же он, этот третий класс?

Воспользуемся белорусскими данными, отметим, что к среднему классу относят  тех, кто обеспечивает свое благосостояние своим умом, талантом, энергией, У  сегодняшнего белорусского среднего класса, например, социологи отмечают готовность к рынку, уверенность в том, что  из сложной ситуации можно найти  выход. Их главной ценностью является личная свобода, возможность самостоятельно определять свою судьбу. А сильнее  всего протестуют "средние русские" против необходимости соответствовать  представлениям консервативной части  социальных групп.[18]

В общем, "средний гражданин" - это тот, чей талант, предприимчивость и энергия могут дать обществу много. Но он, соответственно, хочет  иметь и хороший доход, а не зарплату "по количеству и качеству затраченного труда".

Представитель среднего класса не может  существовать в условиях охлократической  модели. И, наоборот, появившись там, он взрывает эту модель изнутри. Для  того, чтобы хорошо зарабатывать и  сохранять личное достоинство, представителю среднего класса не нужно "прикрытие" госструктур, то есть ему не нужна "олигархическая1 модель. Он чувствует себя уютно и в конкурентной рыночной экономике.

Среднему классу объективно нужна  демократия. Потому что любой авторитарный режим или проводит популистскую политику, что продолжается недолго, или/и перерождается в олигархию  с ее коррупцией, всесилием бюрократии ("вертикали")и перераспределения доходов в свою пользу или в пользу тех немногих, кто пользуется ее покровительством. То есть для среднего класса в авторитарной модели места нет.

Охлократическая модель устройства общества генетически передается с глубокой древности. Дикари вели коллективный образ  жизни. Их соединяли в небольшие  группы инстинкты солидарности и  альтруизма, действовавшие только в  пределах малых групп.

После укрепления власти А. Лукашенко  политическая и хозяйственная жизнь  страны все больше трансформируется в охлократическую модель, исчезают зачатки среднего класса. Об этом можно  судить не только по состоянию предпринимательства, но и по количеству населения, принадлежащего к более обеспеченным слоям.

Количество бедных, то есть тех, чьи  доходы ниже прожиточного минимума, возрастает. В сельской местности за чертой бедности сегодня живет половина населения - 50,6%, Сдвиг населения в сторону  бедности расширяет опору сторонников  охлократической модели.

Но превратить Беларусь в цельную  охлократическую модель, подобную той, которая сложилась в Северной Корее, все-таки не удастся - "мафия" действительно сопротивляется. Но эта "мафия" -наиболее просвещенная и квалифицированная часть белорусского общества. Например, когда Указ № 285 (май 1999 г.) установил ограничения цен на все товары, "производимые на территории Беларуси", то Совет министров постепенно расширил круг товаров, на которые предельные индексы цен не устанавливаются. Сначала из сферы действия указа были выведены бриллианты, затем предметы роскоши, модной одежды и т.д.

В Беларуси проявляется тенденция  обострения инфляционных процессов. Это  одна из причин, препятствующих притоку  иностранных инвестиций в нашу страну. Все это приводит к снижению конкурентоспособности  отечественной продукции и услуг, которое усугубляется еще и наличием дискриминационных мер со стороны  отдельных государств-участников мировой  торговли, неразвитостью инфраструктуры внешней торговли и товаропроводящих сетей белорусских предприятий.

В реальном секторе экономики наблюдается  тенденция снижения важнейшего показателя экономической эффективности производства - рентабельности реализованной продукции, работ и услуг.

Экономика Беларуси очень чувствительна  к налоговым изменениям. Эта зависимость  в последние годы усиливается, о  чем говорят высокие значения налогового мультипликатора и его  рост.

Имеются проблемы и в банковской сфере. В связи с ужесточением денежно- кредитной политики углубилось противоречие между монетарной и  фискальной политикой. В сфере внешней  торговли наблюдается тенденция  сохранения высокого отрицательного сальдо, а также неустойчивости развития белорусско-российского рынка.

Финансовое положение предприятий  ухудшилось. Низкий уровень рентабельности, а также недостаточная инвестиционная база не позволили продвинуться предприятиям в решении проблем расширения рынков сбыта продукции и сокращения просроченной внешней задолженности. [10]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Под экономической системой понимают сложную, упорядоченную совокупность всех экономических отношений и  видов хозяйственной деятельности общества, осуществляющуюся в формах определенных производственных и социальных отношений и социальных институтов, целью которой является удовлетворение потребностей общества в материальных благах и услугах.

Идеальной" экономической системой является рыночная. Однако такая система в чистом виде никогда не существовала. Тем не менее, можно говорить о том, что в течение нескольких десятилетий второй половины 20в. экономика многих стран была приближена такой системы.

По теоретической части можно  сделать такой вывод: рыночная экономическая система благоприятствует эффективности использования ресурсов, стабильности производства и занятости, быстрому экономическому росту, вот почему здесь очень мала или вовсе отсутствует необходимость в правительственном планировании, в правительственном контроле и вмешательстве в экономический процесс; административно-командная система не так эффективна, как рыночная, т.к. здесь присутствует чрезмерный контроль экономики государством.

По Практической части можно сделать вывод что, экономическая политика Беларуси создает условия и предпосылки для вывода республики на новый интеллектуально-инновационный путь развития, напрямую связанный с социализацией экономики, с выходом ее на социальную ориентацию.

По аналитической части можно сказать, что Социально-экономическое развитие Беларуси, как и других стран, может быть успешным только при проведении выработанного мировой практикой сценария налоговых реформ, направленных на широкое привлечение национальных и иностранных инвестиций. Достижение этой цели предполагает осуществление мер по кардинальному снижению налогового бремени, освобождению от налогов части дохода, идущей на сбережения, дальнейшему сокращению видов налоговых платежей, упрощению процедур их уплаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.Экономика: учебник/Под ред. А. С. Булатова. - М.: Издательство БЕК, 2004.-632 с.

2.Платонова. Е. Экономические системы и их трансформация.// МЭиМО, 1998, №7, -30-40с.

3.Популярная экономическая энциклопедия-К.:ОАО «Енисей Груп», 2005г.

4.Курс экономической теории/ Под ред. Чепурина М. Н. проф. Киселевой Е. А. Киров, 2004

5.[Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.invesior.ru/blog-;1365Q/5082 Дата доступа: 09.11.2011

6.[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://knowiedge.allbest.ru/economy/1 .html.  Дата доступа: 10.11.2011

7.Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.Н. Шимова. - Минск: БГЭУ, 2005. - 431 с.

8.[Электронный ресурс] / Режим доступа: www.ru.wikipcdia-org-'wiki

Дата доступа:11.11.2011.

9.[Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.mabico.ru/lib/.html Дата доступа: 10.11.2011

10.Основные направления социально-экономического развития республики Беларусь на период до 2010 г. /Белорусский экономический журнал №2, Мн. 2000г.

11.Аналитическое обозрение на январь 2011г. /Национальный Банк РБ, Минск 2011. -67с.

12.Макроэкономика: Учебн. Пособие / под общ. Ред. Э.Л. Лутохиной Мн.: ОДО «Равноденствие», 2004. -296 с

 

13.Платонова. Е. Экономические системы и их трансформация.// МЭиМО, 1998, № 7, с.З0-40.

14.Популярная экономическая энциклопедия–К.:ОАО «Енисей Груп», 2005г.

15.Николаева И.П. Экономика в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: Изд-во Проспект, 2006. – 336с

16.Герасимов В.Г. Экономическая система: генезис, структура, развитие науки – М.: ЮНИТИ, 2002.– 420с.

17.Экономика: Учебник. / Под ред. Липсиц И.В. – М.: Изд-во “Вита-Пресс”, 2000. – 560с.

18. Беларусь: между охлократией и олигархией. /Белорусский рынок,                                 2001г.                

19. [Электронный ресурс] / Режим доступа http://works.tarefer.ru/99/101012/index.html Дата доступа: 12.10.2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Основные черты

Рыночная экономика

Командно-административная экономика

Масштабы обобществления производства

Обобществление производства в  рамках предприятия

Насильственное объединение частных  товаропроизводителей в колхозы  и совхозы

Преобладающая форма собственности

Экономическая деятельность единоличных  предпринимателей-капиталистов

Господствует государственная  собственность

Форма бюджетного ограничения

Жесткая

Мягкая

Стимул к производительному  труду

Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.д.)

Социалистическое соревнование

Основной принцип производства

Принцип соответствия спроса и предложения

Воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения.

Регулирование экономики

Саморегулирование индивидуальных капиталов  на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства

жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику  и власть.

Конкуренция

Есть

Нет

Теневая экономика

Отсутствует

Присутствует

Координация

Роль координации действий экономических  субъектов и размещения благ в  экономике выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен.

Правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является, государство

Ценообразование

Ориентируется на предотвращение спада  в производстве.

Государство устанавливает постоянные (фиксированные) цены

Заработная плата

Устанавливается в процессе конкуренции  при соотношении спроса и предложения  на рынке труда

Административное установление заработной платы

Социальные гарантии

Социальная незащищенность граждан  в случаях безработицы, болезни  и старости

Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение

Информация о работе Макроэкономика в рыночной и административно-командной системе