Макроэкономика в рыночной и административно-командной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:16, курсовая работа

Описание

Итак, целью курсовой работы является:
рассмотрение характеристик рыночной и административно-командной экономической систем;
определение проблем перехода от административно-командной к рыночной системе;
рассмотрение экономической модели Республики Беларусь, её особенностей, проблем и перспектив развития.

Содержание

Введение 3
1. Рыночная и административно-командная системы 4
1.1.Сравнительная характеристика двух типов экономических
систем: рыночной и административно-командной. 4
1.2.Границы государственного вмешательства в рыночной экономике. 12
2. Хозяйственный механизм Республики Беларусь. 18
2.1. Белорусская экономическая модель: сущность и этапы
построения. Анализ основных инструментов её существования. 18
2.2. Сравнительная характеристика экономической модели
Республики Беларусь и характерных моделей рыночной экономики. 25
2. Проблемы перехода Республики Беларусь от плановой к
рыночной экономике. 31
3.1. Переходная экономика: сущность, задачи и пути их решения. 31
3.2. Анализ экономического состояния Республики Беларусь как
страны с переходной экономикой. 37
Заключение. 42
Список использованных источников. 43
Приложения . 45

Работа состоит из  1 файл

курсовая по макро готовая.docx

— 81.84 Кб (Скачать документ)

Белорусская модель получила название социально ориентированной многоукладной  рыночной экономики. Приоритетное значение в ее рамках придается развитию наукоемких, интеллектуально насыщенных производств  с одновременным обеспечением принципов  социальной справедливости и честного выполнения работниками своего служебного долга.

Развитие белорусской экономики  находит свое отражение в идеологии  белорусского государства. Ее главные  ориентиры, стратегические направления  и приоритеты воплощены в таких программных документов как: Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года; Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года; Концепция и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года; Комплексном прогнозе до 2020 года и др.

Белорусская модель гарантирует высокий  уровень благосостояния добросовестно  работающим членам общества, достойное  социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов. Она  базируется на принципах конституционных  гарантий прав и свобод граждан, свободы  предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и  места работы, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования  в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей. Помимо этих, типичных для развитых стран с рыночной экономикой черт и принципов, белорусская модель включает специфические черты, отражающие историю страны, традиции народа, его менталитет с преобладанием таких черт, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость. Она исключает такие составляющие как эгоцентризм, эксплуатация чужого труда, обвальная безработица, резкая социальная дифференциация населения по доходам.

Сложившиеся тенденции, глобальный и  национальный императивы определяют стратегическую цель устойчивого развития Республики Беларусь как динамичное повышение  уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и  духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих  поколений. Основными источниками  устойчивого развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные  ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными приоритетами - «высокий интеллект - инновации - благосостояние».

Достижение этой цели предполагает поэтапное развитие экономики Республики Беларусь. В Национальной стратегии  устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. выделены следующие этапы  и их задачи:

  • основной целью первого этапа (до 2010 г.). является дальнейшее повышение качества и уровня жизни на основе развития и рационального использования человеческого потенциала, повышения эффективности экономики и роста ее конкурентоспособности.
  • целью второго этапа (2011-2020 гг.) является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие должно обеспечиваться за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширение частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов будет базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.

Республика Беларусь обладает совокупностью  благоприятных факторов и условий, которые способствуют ее переходу к  устойчивому развитию. Это, прежде всего: выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитая система транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры в целом; значительные земельные, водные и лесные ресурсы, наличие ряда полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.); высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров; значительный научно-технический потенциал.

Сегодня республика все больше интегрируется  в мирохозяйственные связи, где  ведущими тенденциями стали глобализация, гуманизация и экологизация социально-экономических процессов, становление постиндустриального общества, формирование транснациональных корпораций и региональных интеграционных объединений стран. Поэтому, несмотря на существенные достижения в развитии экономической сферы общества, сегодня представляется совершенно очевидным необходимость проведения новых качественных преобразований. На III Всебелорусском собрании президентом были не только подведены итоги прошедшего периода, но также определены цели, задачи и пути развития Беларуси в предстоящем пятилетии.

Основными экономическими ориентирами  новой пятилетки были названы:

    • усиленное развитие рыночной инфраструктуры, институтов предпринимательства, достижение оптимального сочетания механизмов государственного и рыночного регулирования, совершенствование системы налогообложения;
    • переход к ресурсосберегающему типу производства, при котором решающее значение приобретают не объемы израсходованного материала и затраченной энергии, а человеческий капитал - наука, образование, информация и творческий труд;
    • использование новейших технологий, опережающее развитие наукоемких отраслей, импортозамещающих и экспортно- ориентированных производств;
    • дальнейшее развитие жилищного строительства с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования - системы строительных сбережений и накоплений, ипотечного кредитования;
    • активизация структурной перестройки экономики на основе специализации, кооперирования и интеграции крупных и небольших предприятий, ускоренного развития наукоемких, ресурсосберегающих отраслей и производств, а также развитие сферы услуг;
    • развитие агропромышленного комплекса и сопряженных с ним отраслей (в Беларуси утверждена Государственная программа возрождения и развития села до 2010 года, которая предусматривает открытие новых производств, развитие гибких форм трудовых отношений, создание новых рабочих мест на основе кооперации труда между различными отраслями АПК, радикальное улучшение условий жизни сельчан путем строительства и обновления агрогородков, повышения зарплаты в сельском хозяйстве);
    • дальнейшая интеграция Беларуси в систему международного разделения труда, формирование эффективных межгосударственных и межрегиональных финансово-промышленных групп в рамках Союзного государства Беларуси и России, СНГ и других международных интеграционных образований.

Экономическая политика Беларуси создает  условия и предпосылки для  вывода республики на новый интеллектуально-инновационный  путь развития, напрямую связанный  с социализацией экономики, с  выходом ее на социальную ориентацию. Тем не менее, перед руководством республики сегодня стоит еще  множество актуальных проблем. Среди них: необходимость увеличения престижа науки и образования; создание системы стимулирования высококвалифицированного и качественного труда; снижение непроизводительных государственных расходов и уменьшение на этой основе налогового пресса; укрепление национальной денежной единицы; создание стимулирующего механизма инвестирования и ценообразования; завершение создания необходимой законодательно-правовой базы для реформирования экономики и повышения ее эффективности и др. [6].

2.2 Сравнительная характеристики экономической модели Республики Беларусь и характерных моделей рыночной экономики

Каждая страна стремится к общим  целям развития цивилизации, но идет к ним своим путем, исходя из национальных интересов, постоянно действующих  и долговременных факторов (территории, населения, природных ресурсов, климата  и др.), исторического пути, особенностей культуры, традиций, обычаев, психического склада, типа мировосприятия, или менталитета, народа, а также общей стратегии  развития.

Нужно отметить, что существующие рыночные системы и направленность их развития зависят:

  • от географического положения;
  • от наличия природных ресурсов;
  • от исторических условий развития;
  • от традиций населения и его обычаев;
  • от уровня развития производительных сил;
  • от социальной направленности общества.

Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности  рыночных условий хозяйствования. Вместе с тем во всех рыночных моделях  есть общие черты, к числу которых  относятся:

  • наличие многообразных форм собственности;
  • преобладание свободных цен на товары и услуги;
  • развитая система свободной конкуренции;
  • распространение предпринимательской деятельности;

- определенная система государственного  регулирования экономики.

Можно выделить несколько характерных  моделей рыночной экономики, используемых в современных условиях.

Американская модель построена  на системе всемерного поощрения  предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается  приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь  вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Японская модель характеризуется  определенным отставанием уровня жизни  населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается  снижение себестоимости продукции  и резкое повышение ее конкурентоспособности  на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно  высоком развитии национального  самосознания, приоритете интересов  нации над интересами конкретного  человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

Шведская модель отличается сильной  социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства  за счет перераспределения национального  дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках  государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных  расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП , причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название "функциональная социализация", при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфрастуктуры (транспорт, НИОКР) - на государство.

Белорусская модель развития формируется  в течение последних лет с  началом перехода от командно-административной системы к рыночным отношениям. И  хотя она находится на начальном (в историческом измерении) этапе  своего становления, но уже сегодня  достаточно ясно в ней проступают те компоненты и характеристики, которые  определяют ее общность с рыночными  и переходными к рынку моделями экономики и одновременно ее специфику, отражающую белорусский путь к общим  целям мировой цивилизации.

Общность определяется прежде всего едиными для всех стран цивилизационными целями и факторами (включая науку, образование, культуру, технику, экономику) и направленностью изменений следующих структурных компонентов, базовых блоков экономической системы:

  • политическим устройством государства (ростом демократии, защитой свобод и прав граждан);
  • отношениями (правами) собственности (укреплением института частной собственности, плюрализма форм собственности);
  • типичным поведением экономических субъектов (ростом свободы экономической деятельности и предприимчивости);
  • ролью государства в экономике (усилением регулирующей роли государства);
  • характером управления (регулирования) экономическими процессами (сочетанием прямых и косвенных методов регулирования с увеличением роли последних);
  • целями и средствами экономической политики (ориентацией на рост благосостояния населения);
  • характером внутреннего рынка (укреплением рынка "покупателя");
  • социальным фактором (степенью защиты принципов социальной справедливости и стабильности, различной в разных странах, но более высокой в социальном рыночном хозяйстве).

Информация о работе Макроэкономика в рыночной и административно-командной системе