Макроэкономика в рыночной и административно-командной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:16, курсовая работа

Описание

Итак, целью курсовой работы является:
рассмотрение характеристик рыночной и административно-командной экономической систем;
определение проблем перехода от административно-командной к рыночной системе;
рассмотрение экономической модели Республики Беларусь, её особенностей, проблем и перспектив развития.

Содержание

Введение 3
1. Рыночная и административно-командная системы 4
1.1.Сравнительная характеристика двух типов экономических
систем: рыночной и административно-командной. 4
1.2.Границы государственного вмешательства в рыночной экономике. 12
2. Хозяйственный механизм Республики Беларусь. 18
2.1. Белорусская экономическая модель: сущность и этапы
построения. Анализ основных инструментов её существования. 18
2.2. Сравнительная характеристика экономической модели
Республики Беларусь и характерных моделей рыночной экономики. 25
2. Проблемы перехода Республики Беларусь от плановой к
рыночной экономике. 31
3.1. Переходная экономика: сущность, задачи и пути их решения. 31
3.2. Анализ экономического состояния Республики Беларусь как
страны с переходной экономикой. 37
Заключение. 42
Список использованных источников. 43
Приложения . 45

Работа состоит из  1 файл

курсовая по макро готовая.docx

— 81.84 Кб (Скачать документ)

Конкретное страновое содержание этим блокам придают целевая ориентация, ценностные установки, "философия" перехода к рынку, принципы экономической и социальной политики государства, направление общественного развития [7].

В основу построения социальной рыночной экономики Беларуси положены такие  общепризнанные подходы, как: создание правовых гарантий личных прав и свобод граждан, обеспечение приоритетного  стремления человека к приумножению личного благосостояния своим трудом; создание системы сильной социальной защиты; обеспечение свобод предпринимательства  и либерализация всех различных  сфер экономической деятельности в  рамках, не противоречащих устойчивому  развитию; развитие конкурентной среды и противодействие недобросовестной деятельности на рынке; равное и единое отношение ко всем формам собственности; создание равных благоприятных условий жизнедеятельности населения на всей территории страны; содействие международному разделению труда и поддержке продвижения белорусских товаров и услуг на мировой рынок; рациональное вмешательство государства в экономические процессы - применение методов прямого государственного регулирования только в тех сферах, где рыночная саморегуляция неэффективна или рыночные критерии принципиально неприемлемы; развитие финансовой и кредитно-денежной системы в направлении максимального обеспечения ей роста социально-экономической эффективности народного хозяйства; создание механизмов ускоренного научно-технического развития страны и привлечения внешних и внутренних инвестиций; проведение глубокой коммерциализации и реструктуризации предприятий; обеспечение экономической безопасности путем последовательного создания системы защиты национальных экономических интересов.

Перед государственными органами управления ставятся такие крупные цели, как  обеспечение роста благосостояния народа, финансовой стабилизации, высокой  занятости, благоприятности для  жизни окружающей среды. При этом указывается, что в условиях переходного  периода к рынку роль государства  не снижается. Для обеспечения устойчивого  развития страны свое функционирование государство должно направлять на слежение за социальными, экологическими и экономическими индикаторами, на смягчение возникающих  негативных явлений и процессов, на содействие экономическому и социальному  развитию в целях обеспечения  потребностей нынешних и будущих  поколений населения Беларуси при  обязательном учете интересов других государств.

Выбор модели социально ориентированной  рыночной (смешанной) экономики в  качестве перспективной был осуществлен  в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы. Это было не простое заимствование  зарубежного опыта, а стратегическое решение, основанное на учете специфических  особенностей Беларуси, ее истории, национального  характера и менталитета народа, истории государства и общества, традиций хозяйствования и, конечно, опыта  развитых рыночных стран. Ключевую роль в выборе сыграли следующие факторы:

- длительная принадлежность к социалистической системе однозначно обусловила социальную ориентацию рыночной экономики, отвечающую коллективистским традициям солидарности и народным ожиданиям;

-историческая вера в необходимость сильного государства, защищающего народ, сохраняет ведущую роль государства в рыночных преобразованиях;

  • традиционная сдержанность, терпеливость, осмотрительность народа Беларуси обусловили взвешенный подход к рыночным реформам, выбор эволюционного (а не "шокового") пути преобразований;

 

  • неприятие народом ложных ценностей определило отказ от массовой приватизации, неправедного обогащения немногих за счет большинства населения.

Социально ориентированная модель рыночной экономики требует последовательного  реформирования всей системы социально-экономических  отношений в стране. И хотя в  Беларуси в условиях централизованной экономики существовали сильные  институты социальной поддержки  населения, многие их них реформируются, поскольку меняется механизм их функционирования, и уточняются функции, отвечающие рыночным основам хозяйствования. Идеальная  социально ориентированная модель экономики не может быть одномоментно реализована для Беларуси по той  причине, что обеспечение всей гаммы  социальных гарантий для населения  невозможно в силу недостаточного развития и низкой эффективности производства. Поэтому на первой стадии формирования новой модели экономики могут  быть обеспечены лишь минимальные социальные гарантии, объем которых будет  расширяться по мере развития рыночного  производства. Такой подход хотя и  заставляет ограничить удовлетворение некоторых потребностей общества, однако создает условия для развития производства и, следовательно, для  более высокого благосостояния будущих поколений Беларуси [8].

 

3 ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

3.1 Переходная экономика: сущность, задачи, и пути их решения.

Современная классическая экономическая  теория изучает зрелое состояние  рыночной экономики с позиций  устойчивости и равновесия, упорядоченности  и однородности, делающей акцент на развитии как поступательном процессе. В последней четверти XX в. в связи  с трансформацией индустриального  общества в постиндустриальное, обусловленной революционным скачком в развитии производительных сил, стала формироваться новая наука транзитология — теория экономической трансформации. Транзитология (экономика переходного периода) — экономическая научная дисциплина, предметом которой являются проблемы трансформации хозяйственных систем, а объектом — экономика страны иди стран, находящихся в процессе перехода от одного состояния социально-экономической системы к качественно иному состоянию.

Переходные экономические отношения  характеризуются тем, что в этот момент они соединяют в себе черты  как прежнего, так и нового устройства общества. Переходная экономика представляет собой преобразование всей системы  экономических отношений, а не только реформирование их отдельных элементов.

Переходная экономика — промежуточное  состояние экономики в результате социально-экономических преобразований; это переходное состояние от одной  социально-экономической системы  к другой.

Экономика переходного периода  обладает рядом специфических характеристик, отличающих её от экономики, находящейся  в относительно стационарном состоянии  и развивающейся на собственной  основе.

Во-первых, переходная экономика многоукладна. Экономический уклад — особый тип экономических отношений. Многоукладность  — наличие ряда секторов хозяйства, характеризующихся различными формами  производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические  отношения обеих экономических  систем — и уходящей и формирующейся.

Во-вторых, неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эволюции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика  характеризуется сочетанием как  старых, так и новых экономических  форм и отношений. Поэтому она  объективна, не целостна, а следовательно, и неустойчива. Переходная экономика предполагает поиск новых более эффективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное движение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуацию.

В-третьих, альтернативность развития. Итоги развития переходной экономики  могут быть вариантны. Экономические реформы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожиданий. Многие экономические преобразования либо не дали положительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяйственного уклада, которые представляют разные варианты развития, эволюции общества.

В-четвертых, особый характер противоречий. В условиях переходной экономики  экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения).

В-пятых, историчность, т. е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы.

Длительность преобразований в  переходной экономике объясняется  как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней  системы хозяйствования (невозможностью быстро изменить технологический базис  и структуру народного хозяйства, создать новые экономические  институты, обучить кадры и пр.).

Переходный период — исторически  непродолжительный срок, во время  которого происходит ликвидация или  коренное преобразование одной экономической системы и формирование другой.

Существуют 2 концепции перехода к  рыночной экономике: градуализм и шоковая  терапия. Различие между ними заключается  в сроках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, объёме регулирующих функций государства и др. Однако ни одна модель не может быть реализована  в чистом виде.

Выражение «шоковая терапия» заимствовано из медицины и не является строгим  научным термином для обозначения  экономических процессов. Однако оно  удачно описывает характерные особенности  радикальных рыночных преобразований и поэтому широко употребляется  в кономической литературе.

Градуализм - это экономическая  концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и  отводит государству главную  роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для  создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики рыночными отношениями. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения.

«Шоковая терапия» - это экономическая  концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию  цен, резкое сокращение государственных  расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной  рыночной теории, который был разработан американским ученым, лауреатом Нобелевской  премии Милтоном Фридманом и его  последователями.

Монетаризм исходит из того, что  рынок - это самая эффективная  форма экономической деятельности. Рынок способен к самоорганизации. Поэтому монетаристы утверждают, что преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства.

В отличие от большинства республик, выбравших «шоковый» вариант  реформы, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований (градуализм). Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль [9].

Сложность состояния экономики  к началу переходных процессов и  грандиозность проблем по реформированию экономической системы предопределили необходимость одновременного решения  многообразных и разноплановых  задач:

  • во-первых, задач чрезвычайного характера, связанных с кризисным состоянием экономики и других сфер общественной жизни;
  • во-вторых, задач перехода от плановой системы хозяйствования к рыночной;
  • в-третьих, задач перспективного стратегического развития в направлении создания социально ориентированной экономики.

Сочетание этих задач определяет своеобразие  содержания переходной экономики следующие пути их решения:

    • осуществление финансово-кредитной стабилизации экономики посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики, разгосударствление и приватизация экономики и развитие на этой основе предпринимательства и конкуренции. От темпов преобразования отношений собственности зависит процесс развития конкуренции в переходной экономике.
    • демонополизация экономики, являющаяся важнейшей предпосылкой для развития рыночной конкуренции. Ее эффективное проведение в рамках переходной экономики предполагает: во-первых, разработку системы ограничений наслияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ослаблению конкуренции; во-вторых, проведение разукрупнения сложившихся предпринимательских монополий; в-третьих, создание конкуренции в монополизированных отраслях, поощрение действующих предприятий в других отраслях к производству монополизированных видов продукции, поощрение импорта такой продукции и др.
    • либерализация цен, переход к их формированию в соответствии с рыночным механизмом. Свободные рыночные цены уравновешивают спрос и предложение, ликвидируют состояние дефицита, создавая условия для усиления конкурентной борьбы.

Существуют два основных способа  перехода к рыночному ценообразованию: а) радикальный, т.е. быстрая и широкомасштабная, полная либерализация цен, выступающая  основным элементом реализации так называемых шоковых экономических реформ; б) постепенный, т.е. поэтапная и рассчитанная на длительный период времени либерализация цен.

  • формирование рыночной инфраструктуры - системы экономических институтов (предприятий и организаций), призванных постоянно обслуживать развивающийся механизм рыночных связей производства и потребления;
  • создание сильной системы социальной защиты на-селения. S достижение социальной переориентации экономики на основе активной структурно-инвестиционной политики в направлении опережающего развития производства потребительских товаров и услуг [7].

Информация о работе Макроэкономика в рыночной и административно-командной системе