Малое предпринимательство: сущность, роль, условия и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:13, курсовая работа

Описание

Развитие малого предпринимательства имеет большой влияние на развитие экономики страны и может стать реальным фактором стабилизации российской экономики. Малое предпринимательство имеет важное социально-экономическое значение, так как содействует поддержанию на должном уровне конкуренции, гибкой перестройке производства, ускорению инновационных процессов, формированию социальной направленности рыночных отношений и росту занятости. Поэтому в последнее время все большее внимание уделяется проблемам стимулирования и поддержки развития малого предпринимательства, которое в России сталкивается с рядом специфических трудностей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Малое предпринимательство как специфический сектор экономики………….4
1.1 Сущность и исторические аспекты развития малого предпринимательства……………………………………………………………………………………..4
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства………………...10
1.3 Роль малого предпринимательства в социально-экономической среде…………………………………………………………………………………….12
1.4 Малое предпринимательство и активизация инновационных процессов……………………………………………………………………………………15
2 Развитие малого предпринимательства в России………………………………22
2.1 Анализ динамики малого предпринимательства……………………………..22
2.2 Анализ отраслевой структуры малого предпринимательства………………25
3 Государственное регулирование малого предпринимательства и его совершенствование……………………………………………………………………….33
3.1 Проблемы малого предпринимательства в России…………………………..33
3.2 Основные направления по решению проблем малого предпринимательства……………………………………………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………………42

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по малому предпринимательству(полностью готовая)2.doc

— 245.00 Кб (Скачать документ)


Федеральное агентство  по образованию РФ.

Байкальский Государственный  Университет

Экономики и Права

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине «Макроэкономика»

 

Малое предпринимательство:

сущность, роль, условия и тенденции развития

 

 

 

 

Исполнитель                                                         Юшкова Е.О.

Группа ЭП и ПД – 06 – 01

 

Руководитель                                                        Демина М.П

Д-р экон. наук, профессор

 

г. Иркутск,  2007г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Малое предпринимательство как  специфический сектор экономики………….4

1.1 Сущность и исторические  аспекты развития малого предпринимательства……………………………………………………………………………………..4

1.2 Преимущества и недостатки  малого предпринимательства………………...10

1.3 Роль малого предпринимательства в социально-экономической среде…………………………………………………………………………………….12

1.4 Малое предпринимательство и  активизация инновационных процессов……………………………………………………………………………………15

2 Развитие малого предпринимательства  в России………………………………22

2.1 Анализ динамики  малого предпринимательства……………………………..22

2.2 Анализ отраслевой  структуры малого предпринимательства………………25

3 Государственное регулирование  малого предпринимательства и  его совершенствование……………………………………………………………………….33

3.1 Проблемы малого предпринимательства в России…………………………..33

3.2 Основные направления  по решению проблем малого предпринимательства……………………………………………………………………………………..38

Заключение………………………………………………………………………….41

Список литературы…………………………………………………………………42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Опыт экономического и социального развития передовых стран дает наглядно убедиться, что малое предпринимательство является важнейшим экономическим  элементом. Развитие малого предпринимательства имеет большой влияние на развитие экономики страны и может стать реальным фактором стабилизации российской экономики. Малое предпринимательство имеет важное социально-экономическое значение, так как содействует поддержанию на должном уровне конкуренции, гибкой перестройке производства, ускорению инновационных процессов, формированию социальной направленности рыночных отношений и росту занятости. Поэтому в последнее время все большее внимание уделяется проблемам стимулирования и поддержки развития малого предпринимательства, которое в России сталкивается с рядом специфических трудностей.

Это и послужило поводом  для выбора курсовой работы, целью  которой является выявление основных проблем имеющих место в российском малом предпринимательстве и  предложение путей их преодоления. Для этого в курсовой работе рассматриваются следующие вопросы: сущность малого предпринимательства, его преимущества и недостатки, роль малого предпринимательства в социально-экономической среде, малое предпринимательство как инновационный фактор, развитие малого предпринимательства в России: его масштабы и динамики, его отраслевая структура, а также проблемы малого предпринимательства. 

 

 

 

 

 

 

 

1 Малое предпринимательство как элемент экономики

1.1Сущность и исторические аспекты развития малого предпринимательства.

Понятия «Малый бизнес»  и «Малое предпринимательство» охватывают различные типы и разновидности предпринимательской деятельности. В любой отрасли экономики существуют хозяйствующие субъекты  различной величины, которые в своей деятельности дополняют друг друга, образуя производственные цепочки.

В индустриально развитых странах  малый бизнес является важнейшим  сектором экономики, оказывающим заметное влияние на экономический рост и структуру Валового Национального Продукта.

Малое предпринимательство  – это особый сектор экономики, представляющий собой совокупность малых предприятий, которые имеют определенные специфические черты, обусловливающие их поведение в условиях рынка. Термин «малое предпринимательство» у российских экономистов понимается как деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. 

Основным критерием, на основании которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников занятых за отчетный период на предприятии (в организации). Еще одним критерием отнесения хозяйствующих субъектов к малому предпринимательству выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др.

В то же время, независимо от того, какие критерии и с какими целями устанавливаются для определения малого предпринимательства в различных государствах, малому бизнесу объективно присущи экономические черты (качественные критерии), выделяющие его в отдельный сектор экономики. Джозеф Муглер в своей работе «Экономика малых и средних предприятий» приводит наиболее всеобъемлющий каталог признаков, отличающих малые предприятия от крупных компаний, который был разработан немецкими экономистами Пфолем и Келлервесселем. Также Д. Муглер приводит мнение других зарубежных экономистов – Грушки и Плейтнера, которые выделяют меньший набор признаков:

  1. построение деятельности малых предприятий на личных контактах владельца с клиентами и поставщиками;
  2. выполнение специфических положений клиентов, работа «на заказ»;
  3. не формальность отношений между руководителем и работниками предприятия;
  4. чувствительность ко всем изменениям рыночной среды;[6;21 ]

Английские ученые Стэнворт и Куррэн дополняют этот список:

  1. хозяйственная независимость малых предприятий от других компаний (предприятия не должны работать в рамках концерна и т.п.);
  2. обеспечение предприятием потребностей покупателей только в небольшом сегменте рынка.[6;25 ]

Российские экономисты И.В. Баранова и Н.В. Фадейкина проводили систематизацию характеристик, признаков и критериев, присущих малому бизнесу. И на основании анализа его внешней и внутренней среды, сформировали 4 группы устойчивых черт, обусловленных следующими факторами:

  1. характером производственного процесса;
  2. спецификой системы управления и руководства;
  3. состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.);
  4. особенностями внешних воздействий.[6;27]

  Количественные критерии для определения статуса малого предпринимательства зависят от степени экономического развития страны, отраслевой структуры экономики, целей государственной политики и прочих факторов. Они применяются для обобщающей характеристики размеров экономического субъекта. Сравнительная характеристика количественных критериев, определенных в 90-е годы XX в. и действующих до сих пор в странах с развитой экономикой и в бывших социалистических странах, представлена в таблице 1.

Табл. 1

Количественные  критерии, определяющие статус малого предприятия в различных странах [ 10]

Наименование страны

Численность занятых

Объем оборота

Объем годового дохода

Структура уставного  капитала

Размер активов

США

+

+

+

-

+

Япония

+

+

-

-

+

Германия

+

+

-

+

-

Великобритания

+

+

-

-

-

Франция

+

+

-

-

-

Италия

+

-

-

-

+

Канада

+

+

-

-

-

Швеция

+

-

-

-

-

Бельгия

+

+

-

-

-

Украина

+

-

-

-

-

Белоруссия

+

-

-

-

-

Казахстан

+

-

-

+

+

Чехия

+

-

-

-

-

Молдова

+

-

-

+

-

Россия

+

-

-

+

-


 

Из приведенной таблицы  видно, что критерий численности  занятых является наиболее применяемым: он используется как в развитых странах, так и в государствах с рыночной экономикой в стадии становления. Этот критерий достаточно объективен, так как реально отражает масштабы предприятия. На втором месте по степени распространенности стоит такой критерий, как объем оборота в денежном выражении. Очевидно, что ему отдают предпочтение страны, имеющие стабильную валюту, курс которой не подвержен резким инфляционным колебаниям.

В Российской Федерации  же критерии отнесения хозяйствующего субъекта к малым предприятиям недостаточно отработаны. В соответствии с действующим законодательством установлены критерии, при соответствии которым предприятие является малым (таблица 2). [8]

Вид

предприятия

Численность

Стоимостные показатели

Структура капитала

отрасль

Максимальное число занятых

Малое предприятие

Промышленность

Транспорт

Строительство

Сельское хозяйство

Научно-техническая сфера

Оптовая торговля

Розница и бытовое обслуживание

Другие отрасли

 

 

 

 

 

100

100

100

60

 

60

50

 

30

50

 

 

 

 

 

Ограничения по объему выручки нет, однако по доле в совокупной выручке определяется основной вид деятельности более 70%.

 

 

 

 

 

 

Не более 25% может находиться в государственной или муниципальной собственности, принадлежать религиозным организациям, благотворительным и иным фондам, юридическим.

Все отрасли, за исключением определенных главой 26.2 части второй НК РФ

100

Выручка не более 15 млн. руб. в год, стоимость амортизируемого имущества не более 100 млн. руб.

Доля участия других организаций в уставном капитале не более 25%, за исключением организаций, уставный капитал которых полностью формируют общественные организации инвалидов, при соблюдении доли инвалидов работников не менее 50% и их доли в фонде оплаты труда не менее 25%  


   

Очевидно, что в Российской Федерации стоимостные критерии применяются исключительно для определения статуса малого предприятия в целях налогообложения. Например, стоимостные ограничения по объему выручки предусмотрены также при уплате налога на прибыль (кассовый метод исчисления налога могут применять предприятия со средним объемом выручки не более 1 млн. руб. в квартал) и НДС (возможность получить освобождение от обязанностей плательщика НДС могут предприятия, у которых выручка не превышает за три последовательных месяца в совокупности 1 млн. руб.).

Изучая сущность малого предпринимательства, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малое предпринимательство играло основную роль в распространении цивилизации, но его история ранее никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малое предпринимательство все больше признается как созидательная сила экономики.

В течение 1980-х годов  престиж малого предпринимательства  в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и  создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы. В советский период, с тенденциями к гигантомании,  малое предпринимательство, практически, отсутствовало, как, впрочем, и предпринимательство вообще, не считая теневого цехового производства. 

В российской истории  малого предпринимательства в пост советский период можно выделить ряд этапов.

Для первого этапа (1985 – 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать «экспериментальным».

Во время второго этапа (1987 – 1988 гг.) сфера деятельности малого предпринимательства расширяется, количество людей, принимающих в нем участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого предпринимательства является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом «кооперативного движения». Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Третий этап (1989 – 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению, так называемой малой, приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Для четвертого этапа (1991 – 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного предпринимательства. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

Информация о работе Малое предпринимательство: сущность, роль, условия и тенденции развития