Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:13, курсовая работа
Развитие малого предпринимательства имеет большой влияние на развитие экономики страны и может стать реальным фактором стабилизации российской экономики. Малое предпринимательство имеет важное социально-экономическое значение, так как содействует поддержанию на должном уровне конкуренции, гибкой перестройке производства, ускорению инновационных процессов, формированию социальной направленности рыночных отношений и росту занятости. Поэтому в последнее время все большее внимание уделяется проблемам стимулирования и поддержки развития малого предпринимательства, которое в России сталкивается с рядом специфических трудностей.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Малое предпринимательство как специфический сектор экономики………….4
1.1 Сущность и исторические аспекты развития малого предпринимательства……………………………………………………………………………………..4
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства………………...10
1.3 Роль малого предпринимательства в социально-экономической среде…………………………………………………………………………………….12
1.4 Малое предпринимательство и активизация инновационных процессов……………………………………………………………………………………15
2 Развитие малого предпринимательства в России………………………………22
2.1 Анализ динамики малого предпринимательства……………………………..22
2.2 Анализ отраслевой структуры малого предпринимательства………………25
3 Государственное регулирование малого предпринимательства и его совершенствование……………………………………………………………………….33
3.1 Проблемы малого предпринимательства в России…………………………..33
3.2 Основные направления по решению проблем малого предпринимательства……………………………………………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………………42
Федеральное агентство по образованию РФ.
Байкальский Государственный Университет
Экономики и Права
Курсовая работа
По дисциплине «Макроэкономика»
Малое предпринимательство:
сущность, роль, условия и тенденции развития
Исполнитель
Группа ЭП и ПД – 06 – 01
Руководитель
Д-р экон. наук, профессор
г. Иркутск, 2007г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Малое предпринимательство как специфический сектор экономики………….4
1.1 Сущность и исторические
аспекты развития малого
1.2 Преимущества и недостатки
малого предпринимательства…………
1.3 Роль малого предпринимательства
в социально-экономической среде…………………………………………………………………
1.4 Малое предпринимательство и
активизация инновационных
2 Развитие малого
2.1 Анализ динамики
малого предпринимательства…………
2.2 Анализ отраслевой
структуры малого
3 Государственное регулирование
малого предпринимательства и
его совершенствование………………………
3.1 Проблемы малого предпринимательства в России…………………………..33
3.2 Основные направления
по решению проблем малого предпринимательства……………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Опыт экономического и социального развития передовых стран дает наглядно убедиться, что малое предпринимательство является важнейшим экономическим элементом. Развитие малого предпринимательства имеет большой влияние на развитие экономики страны и может стать реальным фактором стабилизации российской экономики. Малое предпринимательство имеет важное социально-экономическое значение, так как содействует поддержанию на должном уровне конкуренции, гибкой перестройке производства, ускорению инновационных процессов, формированию социальной направленности рыночных отношений и росту занятости. Поэтому в последнее время все большее внимание уделяется проблемам стимулирования и поддержки развития малого предпринимательства, которое в России сталкивается с рядом специфических трудностей.
Это и послужило поводом
для выбора курсовой работы, целью
которой является выявление основных
проблем имеющих место в
1 Малое предпринимательство как элемент экономики
1.1Сущность и исторические аспекты развития малого предпринимательства.
Понятия «Малый бизнес» и «Малое предпринимательство» охватывают различные типы и разновидности предпринимательской деятельности. В любой отрасли экономики существуют хозяйствующие субъекты различной величины, которые в своей деятельности дополняют друг друга, образуя производственные цепочки.
В индустриально развитых странах малый бизнес является важнейшим сектором экономики, оказывающим заметное влияние на экономический рост и структуру Валового Национального Продукта.
Малое предпринимательство – это особый сектор экономики, представляющий собой совокупность малых предприятий, которые имеют определенные специфические черты, обусловливающие их поведение в условиях рынка. Термин «малое предпринимательство» у российских экономистов понимается как деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.
Основным критерием, на основании которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников занятых за отчетный период на предприятии (в организации). Еще одним критерием отнесения хозяйствующих субъектов к малому предпринимательству выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др.
В то же время, независимо от того, какие критерии и с какими целями устанавливаются для определения малого предпринимательства в различных государствах, малому бизнесу объективно присущи экономические черты (качественные критерии), выделяющие его в отдельный сектор экономики. Джозеф Муглер в своей работе «Экономика малых и средних предприятий» приводит наиболее всеобъемлющий каталог признаков, отличающих малые предприятия от крупных компаний, который был разработан немецкими экономистами Пфолем и Келлервесселем. Также Д. Муглер приводит мнение других зарубежных экономистов – Грушки и Плейтнера, которые выделяют меньший набор признаков:
Английские ученые Стэнворт и Куррэн дополняют этот список:
Российские экономисты И.В. Баранова и Н.В. Фадейкина проводили систематизацию характеристик, признаков и критериев, присущих малому бизнесу. И на основании анализа его внешней и внутренней среды, сформировали 4 группы устойчивых черт, обусловленных следующими факторами:
Количественные критерии для определения статуса малого предпринимательства зависят от степени экономического развития страны, отраслевой структуры экономики, целей государственной политики и прочих факторов. Они применяются для обобщающей характеристики размеров экономического субъекта. Сравнительная характеристика количественных критериев, определенных в 90-е годы XX в. и действующих до сих пор в странах с развитой экономикой и в бывших социалистических странах, представлена в таблице 1.
Табл. 1
Количественные критерии, определяющие статус малого предприятия в различных странах [ 10]
Наименование страны |
Численность занятых |
Объем оборота |
Объем годового дохода |
Структура уставного капитала |
Размер активов |
США |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
Япония |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
Германия |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
Великобритания |
+ |
+ |
- |
- |
- |
Франция |
+ |
+ |
- |
- |
- |
Италия |
+ |
- |
- |
- |
+ |
Канада |
+ |
+ |
- |
- |
- |
Швеция |
+ |
- |
- |
- |
- |
Бельгия |
+ |
+ |
- |
- |
- |
Украина |
+ |
- |
- |
- |
- |
Белоруссия |
+ |
- |
- |
- |
- |
Казахстан |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
Чехия |
+ |
- |
- |
- |
- |
Молдова |
+ |
- |
- |
+ |
- |
Россия |
+ |
- |
- |
+ |
- |
Из приведенной таблицы видно, что критерий численности занятых является наиболее применяемым: он используется как в развитых странах, так и в государствах с рыночной экономикой в стадии становления. Этот критерий достаточно объективен, так как реально отражает масштабы предприятия. На втором месте по степени распространенности стоит такой критерий, как объем оборота в денежном выражении. Очевидно, что ему отдают предпочтение страны, имеющие стабильную валюту, курс которой не подвержен резким инфляционным колебаниям.
В Российской Федерации же критерии отнесения хозяйствующего субъекта к малым предприятиям недостаточно отработаны. В соответствии с действующим законодательством установлены критерии, при соответствии которым предприятие является малым (таблица 2). [8]
Вид предприятия |
Численность |
Стоимостные показатели |
Структура капитала | |
отрасль |
Максимальное число занятых | |||
Малое предприятие |
Промышленность Транспорт Строительство Сельское хозяйство Научно-техническая сфера Оптовая торговля Розница и бытовое обслуживание Другие отрасли
|
100 100 100 60
60 50
30 50
|
Ограничения по объему выручки нет, однако по доле в совокупной выручке определяется основной вид деятельности более 70%.
|
Не более 25% может находиться в государственной или муниципальной собственности, принадлежать религиозным организациям, благотворительным и иным фондам, юридическим. |
Все отрасли, за исключением определенных главой 26.2 части второй НК РФ |
100 |
Выручка не более 15 млн. руб. в год, стоимость амортизируемого имущества не более 100 млн. руб. |
Доля участия других организаций в уставном капитале не более 25%, за исключением организаций, уставный капитал которых полностью формируют общественные организации инвалидов, при соблюдении доли инвалидов работников не менее 50% и их доли в фонде оплаты труда не менее 25% |
Очевидно, что в Российской Федерации стоимостные критерии применяются исключительно для определения статуса малого предприятия в целях налогообложения. Например, стоимостные ограничения по объему выручки предусмотрены также при уплате налога на прибыль (кассовый метод исчисления налога могут применять предприятия со средним объемом выручки не более 1 млн. руб. в квартал) и НДС (возможность получить освобождение от обязанностей плательщика НДС могут предприятия, у которых выручка не превышает за три последовательных месяца в совокупности 1 млн. руб.).
Изучая сущность малого предпринимательства, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малое предпринимательство играло основную роль в распространении цивилизации, но его история ранее никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малое предпринимательство все больше признается как созидательная сила экономики.
В течение 1980-х годов престиж малого предпринимательства в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы. В советский период, с тенденциями к гигантомании, малое предпринимательство, практически, отсутствовало, как, впрочем, и предпринимательство вообще, не считая теневого цехового производства.
В российской истории малого предпринимательства в пост советский период можно выделить ряд этапов.
Для первого этапа (1985 – 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать «экспериментальным».
Во время второго этапа (1987 – 1988 гг.) сфера деятельности малого предпринимательства расширяется, количество людей, принимающих в нем участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого предпринимательства является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом «кооперативного движения». Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.
Третий этап (1989 – 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению, так называемой малой, приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
Для четвертого этапа (1991 – 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного предпринимательства. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.
Информация о работе Малое предпринимательство: сущность, роль, условия и тенденции развития