Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:13, курсовая работа
Развитие малого предпринимательства имеет большой влияние на развитие экономики страны и может стать реальным фактором стабилизации российской экономики. Малое предпринимательство имеет важное социально-экономическое значение, так как содействует поддержанию на должном уровне конкуренции, гибкой перестройке производства, ускорению инновационных процессов, формированию социальной направленности рыночных отношений и росту занятости. Поэтому в последнее время все большее внимание уделяется проблемам стимулирования и поддержки развития малого предпринимательства, которое в России сталкивается с рядом специфических трудностей.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Малое предпринимательство как специфический сектор экономики………….4
1.1 Сущность и исторические аспекты развития малого предпринимательства……………………………………………………………………………………..4
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства………………...10
1.3 Роль малого предпринимательства в социально-экономической среде…………………………………………………………………………………….12
1.4 Малое предпринимательство и активизация инновационных процессов……………………………………………………………………………………15
2 Развитие малого предпринимательства в России………………………………22
2.1 Анализ динамики малого предпринимательства……………………………..22
2.2 Анализ отраслевой структуры малого предпринимательства………………25
3 Государственное регулирование малого предпринимательства и его совершенствование……………………………………………………………………….33
3.1 Проблемы малого предпринимательства в России…………………………..33
3.2 Основные направления по решению проблем малого предпринимательства……………………………………………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………………42
Бизнес-инкубатор - структура, которая берет на себя решение организационных и методических задач, необходимых для успешного создания и развития бизнеса, с помощью внутренних ресурсов персонала, а также через сеть внешних контактов учреждения.
Бизнес-инкубаторы, оказывающие начинающим предпринимателям широкий спектр услуг, необходимых на стадии становления собственного предприятия, являются одним из ключевых элементов инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Возрастает интерес к деятельности бизнес-инкубаторов со стороны местных властей, общественных организаций, объединений и фондов, что свидетельствует об успешном выполнении бизнес-инкубаторами своих задач и важности выполняемых функций. По состоянию на 1 января 2003 года в Российской Федерации создано более 80 бизнес-инкубаторов и иных организаций, выполняющих функцию бизнес-инкубирования; во многих регионах началась работа по их созданию. Действующие на территории РФ бизнес-инкубаторы различны по организационно-правовой форме, составу учредителей, профилю, комплексу услуг, предоставляемых предпринимателям. Главная задача бизнес-инкубатора - не столько предоставление помещений в аренду, сколько содействие успешному развитию фирм, которые в дальнейшем смогут оставить бизнес-инкубатор и работать без его поддержки. Предприниматели, работающие в бизнес-инкубаторе, создают новые рабочие места, развивают технологии и тем самым укрепляют местную и национальную экономику. В России эта форма поддержки малого бизнеса особенно актуальна из-за специфических условий развития бизнеса (инфляция, законодательный кризис, неразумные налоги и т.д.).[10]
Следующий шаг развития национальной инновационной инфраструктуры, который можно отнести к середине 90-х гг. прошлого века, обусловлен появлением первых технопарков, к настоящему времени их насчитывается около ста.
Эти структуры (к которым относятся также бизнес-инкубаторы, инновационные центры, инжиниринг-центры и др.) призваны обслуживать начинающих предпринимателей, ученых, разработчиков, инженеров с целью обеспечить быстрое и прямое внедрение разработок и бизнес-планов. Специфика технопарка — научные, конструкторские и технологические разработки, связанные с высокими технологиями (hi-tech).
Их образование шло, как правило, на базе государственных научных центров. Технопарки имели помещения, некоторую финансовую поддержку от региональных и федеральных властей. Нацелены они были на производство наукоемкой продукции. И что особенно важно, они довольно успешно создавали и развивали в своих стенах малые инновационные предприятия. В 2004 г. в России были разработаны основные положения о развитии так называемых государственно-частных партнерств в научно-информационной сфере. Было реанимировано намерение о создании национальных особых экономических зон, что на практике реализуется через создание до 2010 г. четырех технопарков: в Дубне, Черноголовке, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Томск рассматривается как возможный кандидат.[5;254]
Следующим элементом инновационной инфраструктуры являются инновационно-технические центры (ИТЦ). Первые ИТЦ появились еще в начале 90-х гг. прошлого столетия и носили единичный характер. В начале нынешнего века Минпромнауки России была создана уже сеть ИТЦ, общее количество которых в 2004 г. составило 61. В настоящее время в стране действует 63 ИТЦ. На основе наиболее мощных ИТЦ создаются инновационно-промышленные комплекса. ИТЦ исходят из приоритета мобильности и конкурентоспособности товара, а не имеющегося научного задела, как в НИИ. Главной функцией ИТЦ является поддержка уже сформировавшихся и окрепших малых предприятий. В отличие от технопарков, которые должны были создаваться при вузах и выполнять задачу инкубирования малых инновационных предприятий, ИТЦ должны обеспечивать устойчивые связи промышленности и малых инновационных предприятий и поэтому создаются, как правило, при высокотехнологичных предприятиях или при научно-производственных комплексах. Такие центры являются также базой для появления малых инновационных предприятий, обеспечивающих организацию производства по новым разработкам или доводящие научные идеи до производственного применения.
ИТЦ создаются для оперативной разработки и выведения на рынок новой наукоемкой продукции. Работа на одной площадке множества фирм, по преимуществу малых и средних, в рамках ИТЦ позволяет наиболее эффективно использовать инфраструктуру и обеспечивать повышенную эффективность деятельности таких фирм за счет возникновения синергетического эффекта.[5;255]
Перечень услуг,
предоставляемых инновационно-
1) Предоставление
2) Информационные услуги малым предприятиям
3) Консультационные услуги в области бизнес-планирования
4) Содействие выполнению НИОКР и реализации их результатов
5) Подготовка и переподготовка
кадров для научно-
6) Организация семинаров, выставок, конференций и других мероприятий
7) Оценка и правовая
защита интеллектуальной
8) Разработка и реализация
программ приоритетного
9) Помощь в поиске
инвестиций и получении
10) Содействие
11) Предоставление стипендий
12) Создание центров коллективного пользования оборудованием
13) Создание новых предприятий
по конкретным направлениям
Еще к новым формам малого предпринимательства относится аутсорсинг. Аутсорсинг - это способ оптимизации деятельности предприятия за счет выполнения сторонней организацией определенных задач, бизнес-функций или бизнес-процессов, обычно не являющихся частью основной деятельности компании, но, тем не менее, необходимых для полноценного функционирования бизнеса. Под это понятие не подпадают одноразовые работы, выполняемые подрядчиком по контрактам или субконтрактам, поскольку аутсорсинг - это стратегия управления компанией, а не просто вид партнерского взаимодействия, он предполагает определенную реструктуризацию внутрикорпоративных процессов и внешних отношений компании.
Сущность аутсорсинга
Практика аутсорсинга помогает компаниям решить проблемы функционирования и развития в рыночной экономике путем сокращения издержек, ускорения адаптации к условиям внешней среды, улучшения качества продукции и услуг, уменьшения рисков. Малые аутсорсинговый компании берут на себя функции в том числе по созданию новых продуктов, технологически разработок и рекламных процедур. В связи с этим появился термин «аутсорсинг инноваций». Передача крупными компаниями малым предприятиям таких функций связано с преимуществами малых предприятий, о которых говорилось в первой главе. Кроме того это позволяет крупным предприятиям не отвлекать управленческие усилия от основного вида деятельности. Таким образом, аутсорсиег инноваций может стать перспективной тенденцией а российской экономики. На малых предприятиях создание инноваций, как показывает мировой опыт, обходится дешевле. [16]
Также в последние
годы широкое распространение
Важнейшим механизмом контроля
деятельности финансируемой компании
выступает поэтапная схема
Жизненный цикл инвестиций в венчурный бизнес обычно не превышает 5 – 7 лет. В течение этого времени компания должна добиться таких экономических результатов, которые позволили бы венчурным инвесторам полностью вернуть средства и выйти из бизнеса с прибылью.
Но развитие венчурного инвестирования не возможно без развития фондового рынка, функционирование которого позволит рассосредотачивать инновационные риски между большим числом держателей ценных бумаг инновационной фирмы. [13]
2.1 Анализ динамики малого предпринимательства
На рубеже веков России удалось в значительной мере преодолеть негативные тенденции, связанные с переходом к рыночным формам хозяйствования. На повестку дня практически поставлен вопрос не только о необходимости экономического роста, но и о его достаточно высоких темпах.
Предпринимательство как инициативная самостоятельная экономическая деятельность граждан или их добровольных объединений, направленная на получение прибыли (дохода), осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность, является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Малое предпринимательство - одна из важнейших ее составных частей.
Малые предприятия в России оказались наиболее динамичной структурой в приспособлении хозяйства к новым формам взаимосвязи производства и потребления в ходе рыночных реформ. Благоприятствовало созданию малых предприятий наличие неудовлетворенного спроса населения, а также значительные объемы неиспользуемых или неэффективно используемых производственных ресурсов в плановой системе.
Развитие малого предпринимательства в России как частной хозяйственной деятельности началось с 1987 года, а создание в России в конце 1980-х - первой половине 1990-х годов даже минимальных благоприятных правовых условий для развития малого предпринимательства привело к его быстрому росту в эти годы. В 1992-1994 гг. число малых предприятий увеличилось с 266,7 тыс. до 865,0 тыс. Но к началу 1995 г. этот темп роста снизился в связи с финансовыми потрясениями и политической нестабильностью, а в 1996 г. наступил даже некоторый спад (на 3%).
Динамика развития малого предпринимательства в России [ 14]
В 90-е годы наиболее привлекательными сферами приложения капиталов для российских предпринимателей стали торговля (42,7% от общего числа предприятий в 1996г.), строительство (16,6%), промышленность (14,7%), наука, научное обслуживание (5,6%) и коммерческая деятельность по обеспечению функций рынка (4,8%). Торговлей, строительством и промышленной деятельностью занимались 74% малых предприятий.[14 ]
Снижение числа малых предприятий в начале 1997 г. до 841,7 тыс. с 877 тыс. в начале 1996 г., было связано с изменением в 1996 г. критерия, по которому предприятие относилось к категории малых (по численности работников). В ряде отраслей такой показатель был значительно снижен, например, в промышленности и строительстве в два раза (с 200 до 100 чел.)
На численность малых предприятий не оказал существенного влияния дефолт августа 1998 года, имевший для них двоякие последствия. С одной стороны, малые предприятия, как и все прочие субъекты хозяйственной деятельности, вынуждены были реагировать на обвал спроса на товары и услуги, на уменьшение покупательной способности, стали испытывать трудности при получении оплаты от клиентов. Увеличилось и давление на их денежный оборот. С другой стороны, дефолт создал новые возможности для малого бизнеса. С начала 90-х годов многие российские рынки были в значительной степени монополизированы, что затрудняло проникновение на них новых фирм. После августа 1998 г. у малого бизнеса появилась возможность занять на рынке ниши, оставшиеся после ухода с него более крупных предприятий, особенно тех, чья деятельность основывалась на местных ресурсах.
До последнего времени основная часть малых предприятий России функционирует по-прежнему в торговле и общественном питании (47,9% в 2005 г.), промышленности (13 % в 2005 г.) и строительстве (18% в 2005 г.). В этих отраслях и сейчас занято 3/4 всех малых предприятий (74,6% в 2005 г.)[13]
По данным Госкомстата России [12], объем произведенных на малых предприятиях продукции, работ и услуг в 2005 г. составил 1159,9 млрд. руб. Основной объем деятельности (78 %) был сосредоточен в тех же трех отраслях экономики. В промышленности было произведено продукции на 291,8 млрд. руб. (25,2%), в торговле и общественном питании - на 325,8 млрд. руб. (28,1%), в строительстве - на 286,5 млрд. руб. (24,7%).
На малых предприятиях занята значительная часть трудоспособного населения страны. В 2005 г. среднесписочная численность работников этих предприятий составила 7220,3 тыс. чел., а с учетом численности совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера - 7976,1 тыс. чел. При этом среднесписочная численность работников, занятых на предприятиях торговли и общественного питания, составила 2812,8 тыс. чел. (39,0%), на промышленных предприятиях - 1445,7 тыс. чел. (20,0%), на строительных предприятиях - 1342,4 тыс. чел. (18,6%).[13]
Данные о развитии и состоянии малого предпринимательства в России позволяют говорить, что в стране после нескольких лет реформ малое предпринимательство становится самостоятельным и важным сектором национальной экономики.
В то же время приходится констатировать целый ряд затруднений в развитии малого предпринимательства, которые будут рассмотрены далее. И только после успешного решения этих проблем может быть реализован весь немалый потенциал малого предпринимательства, а этот сектор экономики сможет сыграть свою роль в обеспечении в России устойчивого экономического роста.
Информация о работе Малое предпринимательство: сущность, роль, условия и тенденции развития