Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:13, курсовая работа
Развитие малого предпринимательства имеет большой влияние на развитие экономики страны и может стать реальным фактором стабилизации российской экономики. Малое предпринимательство имеет важное социально-экономическое значение, так как содействует поддержанию на должном уровне конкуренции, гибкой перестройке производства, ускорению инновационных процессов, формированию социальной направленности рыночных отношений и росту занятости. Поэтому в последнее время все большее внимание уделяется проблемам стимулирования и поддержки развития малого предпринимательства, которое в России сталкивается с рядом специфических трудностей.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Малое предпринимательство как специфический сектор экономики………….4
1.1 Сущность и исторические аспекты развития малого предпринимательства……………………………………………………………………………………..4
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства………………...10
1.3 Роль малого предпринимательства в социально-экономической среде…………………………………………………………………………………….12
1.4 Малое предпринимательство и активизация инновационных процессов……………………………………………………………………………………15
2 Развитие малого предпринимательства в России………………………………22
2.1 Анализ динамики малого предпринимательства……………………………..22
2.2 Анализ отраслевой структуры малого предпринимательства………………25
3 Государственное регулирование малого предпринимательства и его совершенствование……………………………………………………………………….33
3.1 Проблемы малого предпринимательства в России…………………………..33
3.2 Основные направления по решению проблем малого предпринимательства……………………………………………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………………42
К числу не менее значимых проблем следует отнести финансово-кредитное обеспечение малого бизнеса. Причем здесь речь идет не только о финансовой поддержке государства. Текущее положение дел в сфере государственной финансовой поддержки весьма плачевной. В 1994-1997 гг. в федеральном бюджете предусматривались средства на поддержку субъектов малого бизнеса и финансирования одной Федеральной программы поддержки малых предприятий. [1;307 ]
Однако исполнение бюджета шло с большим опозданием и далеко не в полном объеме. Начиная с 1998 г. в федеральных бюджетах не предусматривались средства на развитие малого производства. К настоящему времени Федеральным фондом государственной поддержки малого предпринимательства профинансировано 78 региональных программ, отчисления по которым составили около 150 млн. руб. Кроме того, еще 140 и 40 млн. руб. были выделены соответственно на финансирование более 100 проектов малых предприятий из 38 регионов России и свыше 30 проектов, касающихся современных финансовых механизмов. При неоспоримом положительном значение этих отчислений, объемы государственного финансирования малого бизнеса приходится признать незначительными.[1;352 ]
В сфере обеспечения малых предприятий финансовыми ресурсами без помощи бюджета государства также имеется целый ряд проблемных моментов. В условиях российской экономики мелким фирмам постоянно приходится сталкиваться с проблемой недостатка кредитно-финансовых ресурсов, и это обусловлено не только слабой политикой государства в этом направлении. Помимо бюджетных средств, небольшим предприятиям для осуществления нужна помощь со стороны коммерческих кредитных организаций, в первую очередь коммерческих банков. В настоящее время процесс кредитования малого бизнеса негосударственными структурами развит слабо. Банковский сектор российской экономики занят крупными проектами и не уделяет должного внимания малым хозяйственным единицам. Несмотря на то, что у российских банков имеются необходимые финансовые ресурсы, а ставка рефинансирования в последний период была снижена, банкиры предпочитают иметь дело с крупными клиентами, и требуют очень серьезные гарантии возвращения денег. Впрочем, несмотря на всю значимость риска, связанного с кредитным обеспечением сферы малого предпринимательства, банки осознают всю значимость данной клиентуры. Не последнюю роль в том, что банки медленно, но, тем не менее, развивают сотрудничество с малыми предприятиями, играет высокая возвратность средств, направляемых на кредитование субъектов малого предпринимательства. Но здесь возникает проблема принципиально иного типа. При том, что многие кредитные институты постепенно приходят к заключению о выгодности предоставления финансово-кредитных ресурсов предприятиям малого бизнеса, и готовы осуществлять такое кредитование, сами российские предприниматели не настроены, обращаться за поддержкой к негосударственным кредитным учреждениям. Это связано с высокими процентами обеспечения займов, значительную документную базу доступа к кредитным ресурсам и проблемы обеспечения кредитов. Как правило, предприниматели предпочитают не рисковать личным имуществом, используя его как гарантии по кредитным обязательствам.
В свою очередь те субъекты малого бизнеса, которые в состоянии предоставить гарантии по полученным средствам, недовольны суммами кредита, находя их недостаточными и несоответствующими столь строгим условиям выдачи. По некоторым данным, малое предприятие может заработать в среднем от 5 до 15% годовых в валюте, в то время как ставки по кредитам не опускаются ниже 14%. Плюс к этому сроки кредитов российских банков невелики, и предприятие не успевает использовать эти средства оптимальным образом, в современных условиях окупаемость кредита составляет 3-4 года. Еще одна чисто российская проблема сферы кредитования малого бизнеса – отсутствие достоверной информации о финансовых показателях работы предприятия. Как уже отмечалось выше, пробелы нормативно-правового регулирования налогового законодательства провоцируют массовый уход субъектов малого предпринимательства в сектор теневой экономики, заставляет их занижать реальные показатели своей работы. Банки, особенно иностранные, при выдаче кредитов руководствуются главным образом именно показателями постоянной стабильности оборота, и эти показатели необходимо демонстрировать, что могут сделать далеко не все малые предприятия. Как следствие – отказ банков в выдаче займов.
3.2 Основные направления мер по решению проблем малых предприятий в России.
В области проблем связанных с взаимоотношениями субъектов малого предпринимательства и государственной власти логичным и эффективным решением выглядит формирование и дальнейшее развитие в России системы общественных объединений. Предпринимательские объединения, союзы, ассоциации и другие виды сообществ малых предприятий должны выполнять функцию заполнения пустот, существующих в настоящий момент между всеми уровнями государственной власти и представителями малого бизнеса. Нередко необдуманность решений государства, касающихся малых предприятий и приводящих к известным проблемам для их развития, порождается тем, что такого рода меры предпринимаются без предварительной консультации с предпринимательскими сообществами. Игнорирование информации от самих участников малого предпринимательства подчас приводит к тому, что принятые решения наносят ущерб мелким хозяйственным единицам. Создаваемые общественные организации должны воздействовать на государство для получения гарантий стабильности предпринимательской деятельности в России. Эти институты призваны учитывать интересы мелких фирм, добиваясь своевременного принятия соответствующих нормативно-правовых актов. В области системы государственной поддержки малых предприятий приоритетными направлениями должны стать следующие задачи.
Во-первых, совершенствование нормативно-правовых актов. Правовая основа должна быть научно обоснованной и проверенной на практике. Необходимо устранить прецеденты противоречия друг другу отдельных нормативно-правовых актов. В свою очередь эти законодательные акты должны не только декларировать, но и реально гарантировать выполнение поставленных целей и задач политики государственной поддержки сектора малого предпринимательства, должны быть четко определены функции, права и ответственность всех элементов экономической системы.
Во-вторых, необходимо рациональное сочетание всех существующих мер поддержки малого предпринимательства, как прямых, так и косвенных.
В-третьих, необходима разработка эффективных программ развития малых предприятий на всех уровнях экономической структуры государства. Эти программы должны реализоваться в следующих направлениях:
Другим направлением
совершенствования
В области кредитно-финансового
обеспечения следует принять це
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в работе отмечены преимущества малых предприятий, их высокая роль в экономике любой страны, вместе с тем выявлены проблемы и особенности российского малого предпринимательства, среди которых можно выделить проблемы в финансировании малых предприятий, низкую платежеспособность потребителей, проблемы, связанные со снижением спроса на продукцию, с высокими федеральными законами, проблемы нестабильности законодательства и другие.
Несмотря на сдерживающие факторы, предпринимательских потенциал достаточно высок, что способствует неуклонному числу самих малых предприятий и количеству занятых на них работников.
Можно отметить неудовлетворительную структуру малого предпринимательства, в которой наибольшую долю занимают торговля, а именно более половины из всего распределения отраслевой структуры.
В работе отмечены перспективность малого предпринимательства в сфере разработки новых технологий, необходимость стимулирования венчурного инвестирования и функционирование малых предприятий на условии аутсорсинга. В связи с этим стоит проблема связанная с необходимостью развития фондового рынка. Это позволит рассосредотачивать риск предпринимательской деятельности между большим количеством ценных бумаг.
В работе предлагаются меры
государственной поддержки
Список литературы
Информация о работе Малое предпринимательство: сущность, роль, условия и тенденции развития