Малое предпринимательство: сущность, роль, условия и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:13, курсовая работа

Описание

Развитие малого предпринимательства имеет большой влияние на развитие экономики страны и может стать реальным фактором стабилизации российской экономики. Малое предпринимательство имеет важное социально-экономическое значение, так как содействует поддержанию на должном уровне конкуренции, гибкой перестройке производства, ускорению инновационных процессов, формированию социальной направленности рыночных отношений и росту занятости. Поэтому в последнее время все большее внимание уделяется проблемам стимулирования и поддержки развития малого предпринимательства, которое в России сталкивается с рядом специфических трудностей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Малое предпринимательство как специфический сектор экономики………….4
1.1 Сущность и исторические аспекты развития малого предпринимательства……………………………………………………………………………………..4
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства………………...10
1.3 Роль малого предпринимательства в социально-экономической среде…………………………………………………………………………………….12
1.4 Малое предпринимательство и активизация инновационных процессов……………………………………………………………………………………15
2 Развитие малого предпринимательства в России………………………………22
2.1 Анализ динамики малого предпринимательства……………………………..22
2.2 Анализ отраслевой структуры малого предпринимательства………………25
3 Государственное регулирование малого предпринимательства и его совершенствование……………………………………………………………………….33
3.1 Проблемы малого предпринимательства в России…………………………..33
3.2 Основные направления по решению проблем малого предпринимательства……………………………………………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………………42

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по малому предпринимательству(полностью готовая)2.doc

— 245.00 Кб (Скачать документ)

К числу не менее значимых проблем следует отнести финансово-кредитное обеспечение малого бизнеса. Причем здесь речь идет не только о финансовой поддержке государства. Текущее положение дел в сфере государственной финансовой поддержки весьма плачевной. В 1994-1997 гг. в федеральном бюджете предусматривались средства на поддержку субъектов малого бизнеса и финансирования одной Федеральной программы поддержки малых предприятий. [1;307 ]

Однако исполнение бюджета  шло с большим опозданием и далеко не в полном объеме. Начиная с 1998 г. в федеральных бюджетах не предусматривались средства на развитие малого производства. К настоящему времени Федеральным фондом государственной поддержки малого предпринимательства профинансировано 78 региональных программ, отчисления по которым составили около 150 млн. руб. Кроме того, еще 140 и 40 млн. руб. были выделены соответственно на финансирование более 100 проектов малых предприятий из 38 регионов России и свыше 30 проектов, касающихся современных финансовых механизмов. При неоспоримом положительном значение этих отчислений, объемы государственного финансирования малого бизнеса приходится признать незначительными.[1;352 ]

В сфере обеспечения  малых предприятий финансовыми  ресурсами без помощи бюджета государства также имеется целый ряд проблемных моментов. В условиях российской экономики мелким фирмам постоянно приходится сталкиваться с проблемой недостатка кредитно-финансовых ресурсов, и это обусловлено не только слабой политикой государства в этом направлении. Помимо бюджетных средств, небольшим предприятиям для осуществления нужна помощь со стороны коммерческих кредитных организаций, в первую очередь коммерческих банков. В настоящее время процесс кредитования малого бизнеса негосударственными структурами развит слабо. Банковский сектор российской экономики занят крупными проектами и не уделяет должного внимания малым хозяйственным единицам. Несмотря на то, что у российских банков имеются необходимые финансовые ресурсы, а ставка рефинансирования в последний период была снижена, банкиры предпочитают иметь дело с крупными клиентами, и требуют очень серьезные гарантии возвращения денег. Впрочем, несмотря на всю значимость риска, связанного с кредитным обеспечением сферы малого предпринимательства, банки осознают всю значимость данной клиентуры. Не последнюю роль в том, что банки медленно, но, тем не менее, развивают сотрудничество с малыми предприятиями, играет высокая возвратность средств, направляемых на кредитование субъектов малого предпринимательства. Но здесь возникает проблема принципиально иного типа. При том, что многие кредитные институты постепенно приходят к заключению о выгодности предоставления финансово-кредитных ресурсов предприятиям малого бизнеса, и готовы осуществлять такое кредитование, сами российские предприниматели не настроены, обращаться за поддержкой к негосударственным кредитным учреждениям. Это связано с высокими процентами обеспечения займов, значительную документную базу доступа к кредитным ресурсам и проблемы обеспечения кредитов. Как правило, предприниматели предпочитают не рисковать личным имуществом, используя его как гарантии по кредитным обязательствам.

В свою очередь те субъекты малого бизнеса, которые в состоянии  предоставить гарантии по полученным средствам, недовольны суммами кредита, находя их недостаточными и несоответствующими столь строгим условиям выдачи. По некоторым данным, малое предприятие может заработать в среднем от 5 до 15% годовых в валюте, в то время как ставки по кредитам не опускаются ниже 14%.  Плюс к этому сроки кредитов российских банков невелики, и предприятие не успевает использовать эти средства оптимальным образом, в современных условиях окупаемость кредита составляет 3-4 года. Еще одна чисто российская проблема сферы кредитования малого бизнеса – отсутствие достоверной информации о финансовых показателях работы предприятия. Как уже отмечалось выше, пробелы нормативно-правового регулирования налогового законодательства провоцируют массовый уход субъектов малого предпринимательства в сектор теневой экономики, заставляет их занижать реальные показатели своей работы. Банки, особенно иностранные, при выдаче кредитов руководствуются главным образом именно показателями постоянной стабильности оборота, и эти показатели необходимо демонстрировать, что могут сделать далеко не все малые предприятия. Как следствие – отказ банков в выдаче займов. 

3.2 Основные направления мер по решению проблем малых предприятий в России.

В области проблем связанных с взаимоотношениями субъектов малого предпринимательства и государственной власти логичным и эффективным решением выглядит формирование и дальнейшее развитие в России системы общественных объединений. Предпринимательские объединения, союзы, ассоциации и другие виды сообществ малых предприятий должны выполнять функцию заполнения пустот, существующих в настоящий момент между всеми уровнями государственной власти и представителями малого бизнеса. Нередко необдуманность решений государства, касающихся малых предприятий и приводящих к известным проблемам для их развития, порождается тем, что такого рода меры предпринимаются без предварительной консультации с предпринимательскими сообществами. Игнорирование информации от самих участников малого предпринимательства подчас приводит к тому, что принятые решения наносят ущерб мелким хозяйственным единицам. Создаваемые общественные организации должны воздействовать на государство для получения гарантий стабильности предпринимательской деятельности в России. Эти институты призваны учитывать интересы мелких фирм, добиваясь своевременного принятия соответствующих нормативно-правовых актов. В области системы государственной поддержки малых предприятий приоритетными направлениями должны стать следующие задачи.

Во-первых, совершенствование  нормативно-правовых актов. Правовая основа должна быть научно обоснованной и  проверенной на практике. Необходимо устранить прецеденты противоречия друг другу отдельных нормативно-правовых актов. В свою очередь эти законодательные акты должны не только декларировать, но и реально гарантировать выполнение поставленных целей и задач политики государственной поддержки сектора малого предпринимательства, должны быть четко определены функции, права и ответственность всех элементов экономической системы.

Во-вторых, необходимо рациональное сочетание всех существующих мер поддержки малого предпринимательства, как прямых, так и косвенных.

В-третьих, необходима разработка эффективных программ развития малых предприятий на всех уровнях экономической структуры государства. Эти программы должны реализоваться в следующих направлениях:

  1. формирование инфраструктуры поддержки – одновременно на всех уровнях государственной власти;
  2. внесение в установленном порядке предложений о налоговых льготах для малых предприятий и ежегодное выделение средств из соответствующих бюджетов на осуществление государственной  поддержки;
  3. передача малым предприятиям результатов НИОКР и инновационных разработок;
  4. передача в собственность малым предприятиям на льготных условиях незавершенных и пустующих объектов, а также нерентабельных предприятий;
  5. обеспечение возможности первоочередного выкупа арендуемых малыми предприятиями объектов недвижимости.

Другим направлением совершенствования государственной политики в отношении малого бизнеса должна стать борьба с негативной административной политикой. Необходимо пресечь неконтролируемую коррупцию среди чиновников, обеспечить защиту субъектов малого предпринимательства от злоупотреблений должностных лиц, а также упростить систему регистрации малых предприятий, ослабить неоправданную нагрузку проверяющих инстанций.

В области кредитно-финансового  обеспечения следует принять целый ряд мер по исправлению негативной обстановки, сложившейся в этой сфере. Целесообразным выглядит принятие ЦБРФ нормативного документа, предусматривающего сокращение размера фонда обязательных резервов на сумму кредитов, выданных малым предприятиям. Очень важно осуществлять меры, поощряющие коммерческое кредитование малого бизнеса. Государству необходимо обеспечить финансовую реализацию уже существующих программ, целесообразно также расширить финансирование данного сектора экономики. Главным направлением политики, осуществляемой в этой сфере, должно стать задействование наиболее актуальных и современных источников, связанных с лизингом, кредитной кооперацией, а также налаживанием непосредственного кредитования малых предприятий зарубежными экономическими структурами. В дополнение к этому необходимо следить за собранием нормы госзаказов, размещенных на предприятиях малого бизнеса.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в работе отмечены преимущества малых предприятий, их высокая роль в экономике любой страны, вместе с тем выявлены проблемы и особенности российского малого предпринимательства, среди которых можно выделить проблемы в финансировании малых предприятий, низкую платежеспособность потребителей, проблемы, связанные со снижением спроса на продукцию, с высокими федеральными законами, проблемы нестабильности законодательства и другие.

Несмотря на сдерживающие факторы, предпринимательских потенциал  достаточно высок, что способствует неуклонному числу самих малых предприятий и количеству занятых на них работников.

Можно отметить неудовлетворительную структуру малого предпринимательства, в которой наибольшую долю занимают торговля, а именно более половины из всего распределения отраслевой структуры.

В работе отмечены перспективность малого предпринимательства в сфере разработки новых технологий, необходимость стимулирования венчурного инвестирования и функционирование малых предприятий на условии аутсорсинга. В связи с этим стоит проблема связанная с необходимостью развития фондового рынка. Это позволит рассосредотачивать риск предпринимательской деятельности между большим количеством ценных бумаг.

В работе предлагаются меры государственной поддержки малого предпринимательства. А именно совершенствование нормативно-правовых актов, рациональное сочетание всех существующих мер поддержки малого предпринимательства, как прямых, так и косвенных; разработка эффективных программ развития малых предприятий на всех уровнях экономической структуры государства, также необходимо осуществлять поощрение коммерческого кредитования малых предприятий.

 

 

 

Список литературы

  1. Лапуста М. Г., Старостин Ю.Л. «Малое предпринимательство», М.: ИНФРА-М,2004г.
  2. Солодков В.Т., Светник Т.В. «Экономика инвестиций и инновационная деятельность предприятия», Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004г.
  3. Крутик А.Б., Горенбургов М.Д. «Малое предпринимательство и бизнес-коммуникации», СПб.: «Изд. дом «Бизнгес-пресса», 1998г.
  4. Чапек В. Н. «Малое предпринимательство в России», Ростов и/Д.: Феникс, 2006г.
  5. Демина М. П., Колесников М, Ю. «Малый бизнес как фактор инновационного развития экономики», Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005г.
  6. Довгая О., Миронова И. «Малое предприятие: понятие, критерии, роль в экономике», М.: Вестник ХГАЭП, 2005Г.
  7. Марков М. «Малый бизнес и экономическая безопасность России», Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика, Вып. 4., 2005г.
  8. http://www.opora.ru
  9. http://www.allmedia.ru/content/document_r_675BA4F9-5754-4D74-A92C-ACC261DEFCF0.html
  10. http://www.sbras.nsc.ru/np/vyp2002/kon04.htm
  11. http://www.allmedia.ru/customize/srchform.asp?wt=40
  12. http://www.economy.gov.ru
  13. http://www.GKS.ru
  14. http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=19323
  15. http://www.raexpert.ru/researches/technopark/part3/
  16. 1http://www.kiasoft.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=33&Itemid=70

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Малое предпринимательство: сущность, роль, условия и тенденции развития