Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:13, курсовая работа
Развитие малого предпринимательства имеет большой влияние на развитие экономики страны и может стать реальным фактором стабилизации российской экономики. Малое предпринимательство имеет важное социально-экономическое значение, так как содействует поддержанию на должном уровне конкуренции, гибкой перестройке производства, ускорению инновационных процессов, формированию социальной направленности рыночных отношений и росту занятости. Поэтому в последнее время все большее внимание уделяется проблемам стимулирования и поддержки развития малого предпринимательства, которое в России сталкивается с рядом специфических трудностей.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Малое предпринимательство как специфический сектор экономики………….4
1.1 Сущность и исторические аспекты развития малого предпринимательства……………………………………………………………………………………..4
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства………………...10
1.3 Роль малого предпринимательства в социально-экономической среде…………………………………………………………………………………….12
1.4 Малое предпринимательство и активизация инновационных процессов……………………………………………………………………………………15
2 Развитие малого предпринимательства в России………………………………22
2.1 Анализ динамики малого предпринимательства……………………………..22
2.2 Анализ отраслевой структуры малого предпринимательства………………25
3 Государственное регулирование малого предпринимательства и его совершенствование……………………………………………………………………….33
3.1 Проблемы малого предпринимательства в России…………………………..33
3.2 Основные направления по решению проблем малого предпринимательства……………………………………………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………………42
Пятый этап (1993 – 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого предпринимательства в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе еще не было обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.
Тем не менее, заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности, позволили в очередной – шестой этап (с 1995г.) развития предпринимательства изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов.
В настоящее же время малое предпринимательство объективно существует и развивается как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики, имеющий определенные преимущества и недостатки в сравнении с крупным бизнесом.
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства.
Анализируя опыт развития малого предпринимательства, можно отметить, что у этого сектора экономики есть как свои достоинства, так и недостатки.
Малый бизнес имеет следующие преимущества перед средним и крупным:
Собственники малых предприятий более склонны к сбережению и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников. Малые предприятия способствуют росту занятости безработного населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний.
Однако, как показывает практика, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых:
Большинство неудач малых
фирм связано с менеджерской неопытностью
или профессиональной некомпетентностью
собственников малых предприяти
Недостатком в деятельности малого предпринимательства является и их «уход в тень», что не позволяет объективно оценить результат деятельности. Следовательно, для сферы малого предпринимательства свойственно наличие теневой экономики. Главной причиной «ухода в тень» является необходимость рационализации поведения в сложившихся экономических условиях, в частности необходимость преодоления сложностей налоговой системы. Малые предприятия «уводят в тень» такие показатели, как выручка, фонд оплаты труда, оплата аренды помещений, суммы платежей поставщиками, суммы сделок, не отражаемые в отчетности. Причем доля теневого оборота тем выше, чем меньше размер хозяйствующего субъекта.
На предприятия малого бизнеса возложены вполне определенные функции, которые не выполняются или выполняются в недостаточной степени другими хозяйствующими субъектами. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.
Роль малого предпринимательства в экономике страны определяются следующими факторами:
Небольшие фирмы играют роль фундамента рыночной экономики, связывают воедино все ее звенья. Эта функция малых предприятий предотвращает явление так называемой «лоскутной экономики», при которой изобилие одних товаров имеет место наряду с дефицитом других. Другая важнейшая функция мелких фирм – поддержание конкуренции, что обеспечивается их многочисленностью, гибкостью, большей свободой ценовой политики. Малые предприятия ускоряют заполнение товарного рынка требующимися потребителям товарами и внедрение несложных научно-технических достижений.
Поскольку любая экономическая система не идеальна и на практике приходится иметь дело с несовершенной конкуренцией, крупные компании стремятся монополизировать свою деятельность, установить контроль над рынком. В этих условиях существование небольших предприятий становится под угрозу. Обоснованность деятельности малого предпринимательства и его выживаемость в условиях рынка обуславливается следующим. Крупным корпорациям часто бывает не выгодно разорять малые предприятия, так как они зачастую не представляют прямой опасности для их функционирования. Нередко поглощение мелкой фирмы оказывается менее выгодным, чем деловое сотрудничество или даже помощь, так как малые предприятия в ряде случаев являются поставщиками для более крупных организаций. Помимо этого существует различие в сферах деятельности мелких и крупных фирм. Например, малые предприятия предпочтительнее в сфере инновационных технологий, освоения принципиально новых товаров и услуг, т.е. в случаях, когда направление деятельности сопровождается серьезным риском. Немногие крупные корпорации готовы рисковать вложениями в не обкатанные товары или услуги. Абсолютное господство имеют малые предприятия в тех ситуациях, в которых отсутствует необходимость в массовом производстве. Разделение труда между крупными и мелкими хозяйствующими субъектами позволяет повысить совокупную рентабельность производства и тех, и других. Кооперирование малого бизнеса с крупным бизнесом создает для первого устойчивый рынок сбыта, охраняет от неожиданной конкуренции, позволяет специализировать деятельность внутри фирмы. С другой стороны, большие корпорации освобождают себя от ряда затратных функций, так как получают необходимые элементы от малых предприятий.
Малый бизнес имеет также и большую социальную значимость.
Экономическая и социальная роль малого предпринимательства заключается в праве граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Для отдельного человека, малое предпринимательство – это:
Развитие сферы малого предпринимательства, таким образом, способствует решению многих социально-экономических проблем – создание среднего класса, снижение безработицы, формирование рациональной структуры экономики, рост доходной части бюджетов всех уровней и др. Чем больше сектор гибких и подвижных малых предприятий, и чем выше количество занятых в малом бизнесе, тем выше стабильность экономики.
Такие потенциальные возможности малого предпринимательства заставляют уделять серьезной внимание его развитию.
Инновационное поведение становится все более осознанным ключевым фактором развития малого предпринимательства. Малые фирмы вынуждены приспосабливаться к убыстряющимся изменениям запросов клиентов, к коротким жизненным циклам продукции и возрастающим темпам ее обновления. Часто малые предприятия создаются с целью реализации и продвижения на рынок новых товаров и технологий, в то время как крупные предприятия не готовы к тому, чтобы «ломать» сложившиеся технологические процессы и сложные взаимосвязи внутри организации и с внешними партнерами. Инновационность чего-либо можно установить лишь задним числом. Именно в этом заключаются шансы и скрываются опасности, а у предпринимателя должно быть развито инновационное чутье, позволяющее выбирать верные действия.
Вместе с тем, малое предприятие, как правило, не имея финансовых и иных возможностей, не может рисковать и осуществлять весь цикл исследований, разработки и реализации на рынке нового продукта, особенно в случае его особой сложности и высокого технологического уровня. Эти задачи под силу только крупным предприятиям, имеющим значительный финансовый потенциал. Более приемлемой для них является кооперационная стратегия, при которой сотрудничество малых предприятий может осуществляться на всех этапах инновационного процесса. Кооперация значительно снижает финансовые риски, повышает конкурентоспособность продукции и предприятий, поэтому она находит все более широкое применение при крупномасштабных инновациях. Сотрудничество может проходить в самой различной форме – стратегического альянса, кооперационных исследований, кооперационного производства или кооперационного маркетинга. В связи с этим в настоящее время появилась тенденция разукрупнения больших предприятий, с тем, чтобы повысить гибкость в управлении и получить возможность выбора более выгодных партнеров, способных предоставить необходимые услуги или комплектующие с заданными характеристиками.[2;222]
Новые формы малого предпринимательства
Создание инновационной инфраструктуры является одним из главных факторов инновационного пути развития национальной экономики и инновационного малого бизнеса как одной из важных ее составляющих.
Один из первых шагов формирования инновационной инфраструктуры в России было создание бизнес-инкубаторов, которые создавались на базе высших учебных заведений или научно-исследовательских институтов. Первые примеры относятся к началу 90-х гг. прошлого столетия, в Томске, Москве и области.[5;253]
Информация о работе Малое предпринимательство: сущность, роль, условия и тенденции развития