Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:13, курсовая работа
Развитие малого предпринимательства имеет большой влияние на развитие экономики страны и может стать реальным фактором стабилизации российской экономики. Малое предпринимательство имеет важное социально-экономическое значение, так как содействует поддержанию на должном уровне конкуренции, гибкой перестройке производства, ускорению инновационных процессов, формированию социальной направленности рыночных отношений и росту занятости. Поэтому в последнее время все большее внимание уделяется проблемам стимулирования и поддержки развития малого предпринимательства, которое в России сталкивается с рядом специфических трудностей.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Малое предпринимательство как специфический сектор экономики………….4
1.1 Сущность и исторические аспекты развития малого предпринимательства……………………………………………………………………………………..4
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства………………...10
1.3 Роль малого предпринимательства в социально-экономической среде…………………………………………………………………………………….12
1.4 Малое предпринимательство и активизация инновационных процессов……………………………………………………………………………………15
2 Развитие малого предпринимательства в России………………………………22
2.1 Анализ динамики малого предпринимательства……………………………..22
2.2 Анализ отраслевой структуры малого предпринимательства………………25
3 Государственное регулирование малого предпринимательства и его совершенствование……………………………………………………………………….33
3.1 Проблемы малого предпринимательства в России…………………………..33
3.2 Основные направления по решению проблем малого предпринимательства……………………………………………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………………42
2.2Анализ отраслевой структуры малого предпринимательства
Российский малый бизнес, как и малый бизнес в любой другой стране, многолик и включает в себя разные типы и формы предпринимательства. Самый тонкий “верхний” слой его – это немногочисленные, малые по числу занятых, но вполне капиталообеспеченные, работающие на основе интенсивных передовых технологий, освоившие российский рынок и делающие успешные шаги на международном рынке фирмы. Отрадно, что к их числу принадлежат и некоторые предприятия, работающие в сфере высоких технологий – такие как малые предприятия, хорошо известные ныне софтверные фирмы, относящиеся уже к среднему бизнесу, как производящая бухгалтерскую программу “1С” фирма Б. Нуралиева, или специализирующиеся на правовых базах данных “Гарант” и “Консультант-Плюс”, или на антивирусных программах “Лаборатория Касперского” Они начинали свою деятельность буквально с нуля (если не считать хорошей бизнес-идеи). Есть и примеры – правда, весьма немногочисленные – успеха в области продвижения российскими малыми предприятиями биологических, медицинских, химических технологий. Это – своего рода элита малого бизнеса, обладающая большим потенциалом, перспективами быстрого роста объемов продаж, капитализации и... покидания сферы собственно малого предпринимательства.
В России сейчас уже немало относительно крепких, потихоньку развивающихся, осваивающих рынки смежных регионов малых предприятий, перспективы которых не столь радужны, но тоже вполне определенны: постепенный рост продаж, обрастание собственной сетью клиентов, увеличение, а затем стабилизация численности сотрудников, появление кредитной истории, а далее – более или менее продолжительная жизнь (последнее зависит от того, насколько прочно они смогут занять и удерживать какую-либо востребованную нишу в производстве и предложении уникальных изделий или услуг). Возможно, именно в этом сегменте сложатся какие-нибудь знаменитые “Иванов и сыновья” или “Петров и Сидоров”, которые когда-нибудь будут гордиться именно тем, что уже несколько столетий производят один и тот же – хотя и постоянно совершенствуемый – продукт, пользующийся заслуженным успехом у потребителя. Здесь будут заложены традиции почтенных семейных предприятий, чей товарный знак будет стоить не меньше, чем прочие их активы.
Наконец, за ними идет уже гораздо более широкий слой малых и мелких фирм, жизнь которых – непрерывная борьба за выживание. Среди них – всякого рода небольшие магазинчики, пекарни, ателье, парикмахерские, туристические бюро, ресторанчики, благополучие которых зависит от слишком многих факторов: наличия или отсутствия аналогичных фирм-конкурентов поблизости, изменчивости вкусов покупателей, благосклонности местной администрации и представителей многочисленных проверяющих органов. Горизонт видения перспективы развития бизнеса у руководителей таких предприятий очень узок - заедает текучка, постоянные нелады с поставщиками и персоналом, а вечные проблемы с уплатой налогов и арендной платы порой не дают даже просчитать рентабельность бизнеса. О развитии в этих условиях можно мечтать, но его нельзя планировать.
Самый же нижний слой – это так называемые самозанятые. Сюда входят как небольшие семейные предприятия (муж и жена, отец и сыновья), которые заняты оказанием нехитрых бытовых и ремонтных услуг наименее обеспеченным группам населения, так и портнихи на дому, “помощницы по дому”, наконец, бабушки, торгующие своими овощами и пирожками на рынках и автотрассах. Некоторые из них носят гордое звание “предпринимателя без образования юридического лица” и даже платят некоторые налоги, а по случаю используют и наемный труд, большинство же – труженики “теневой” экономики. Эти малые предприниматели будут сильно удивлены, если определить их деятельность такими словами. Они просто “крутятся”, чтобы прокормить семью или чуть подзаработать к крохотной пенсии, и о большем не задумываются.
Говоря о конкретном
распределении предприятий
Как видно из диаграммы более половины малых предприятий функционируют в сфере торговли, менее 20% - в сфере строительства и 13% - промышленности, остальные отрасли в малом бизнесе имеют не значительные доли. Такую отраслевую структуру малого предпринимательства нельзя считать удовлетворительной.
Если же анализировать отраслевую структуру по статистическим данным, то можно отметить, что по итогам 2005г. в России функционировали 8562 тыс. хозяйствующих субъектов. На долю малого и среднего предпринимательства по европейскому стандарту выделения СП приходилось 93%, что в абсолютном выражении составляет 8 миллионов предприятий и индивидуальных предпринимателей (диаграмма 1). Эти цифры несколько возрастают при учете сектора МСП по критериям, действующим в США, по которым граница по численности занятых на средних предприятиях увеличивается до 500 человек. В этом случае сектор МСП включает 96% всех хозяйствующих субъектов, а в его границы попадает 8 240 тыс. предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Масштабы российского сектора МСП вполне сопоставимы с его размерами в Европе и США, где на его долю приходится 99,8% предприятий.
Диаграмма 1. Число МСП в разрезе федеральных округов, тыс., 2005г. (по европейскому критерию по числу занятых на СП)[11 ]
Порог отметки 90% по доле
числа МСП в экономике
Диаграмма 2.
Структура хозяйствующих субъек
Самый многочисленный субъект сектора МСП по России в целом и во всех без исключения федеральных округах – индивидуальное предпринимательство. Его доля в числе хозяйствующих субъектов варьирует от 44,5% (Центральный ФО) до 63,1% (Приволжский ФО). Столь высокое присутствие индивидуального предпринимательства в двух названных округах определяется многими факторами, в том числе особенностью и спецификой хозяйственного развития региона, в то же время следует отметить, что именно в этих округах - самые низкие денежные доходы населения и один из самых высоких уровней безработицы. Второй по распространенности субъект в структуре – средние предприятия. В целом минимальный вес имеют крестьянские (фермерские) хозяйства, однако в Южном ФО их доля достаточно высока (8,7%), что вполне согласуется с их отраслевой ориентированностью в этом округе. Доля малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов колеблется от 7,0% (Южный ФО) до 13,9% (Северо-Западный ФО).
Для более наглядного и комплексного представления распределения числа хозяйствующих субъектов и их структуры по России в целом представим числовую информацию в виде круговой диаграммы.
Диаграмма 3. Число и структура хозяйствующих субъектов по России в целом в 2005г., тыс. и в %. (по европейскому критерию по числу занятых на СП)[11]
Плотность распространения малого и среднего предпринимательства
Наиболее наглядно о распространении малого и среднего предпринимательства говорит такой показатель, как число МСП на 1000 человек из числа экономически активного населения. В среднем по России этот показатель составил 113 единиц (при отнесении к средним предприятий с численностью занятых до 250 чел). При использовании ценза США цифра увеличивается до 116. То есть, на 8-9 человек из экономически активного населения приходился один субъект МП, что говорит о достаточно широком распространении малого бизнеса в России.
Диаграмма 4. Плотность распространения МСП /число субъектов МСП на 1000 человек из экономически активного населения/, ед., 2005 (по европейскому критерию по числу занятых на СП)[11]
Региональный анализ показывает неравномерность распространения МП по территории России. При этом на уровне субъектов Федерации эта неравномерность усиливается. Так, число субъектов этого сектора в расчете на 1000 человек из экономически активного населения в 2005 г. колеблется от 47 (Республика Бурятия) до 440 (Республика Алтай). Если оценивать размах вариации плотности МСП по цензу США, то минимальная плотность составляет 48, а максимальная – 445, максимум и минимум наблюдаются в тех же регионах. Неравномерность распространения в масштабах федеральных округов сглаживается по причине вхождения в них регионов с различной плотностью отдельных субъектов МСП.
Среди МП наибольшее распространение получили индивидуальные предприниматели как наиболее легко создающийся бизнес. На втором месте – средние предприятия, затем идут малые предприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства. Такая структура справедлива не только для России в целом, но и в основном для большинства ее субъектов.
3 Государственное
регулирование малого
3.1 Проблемы российского малого предпринимательства
Как показывает анализ имеющихся данных о состоянии и динамике развития малого предпринимательства, в РФ уже созданы необходимые предпосылки для реализации эффективной государственной политики поддержки малого предпринимательства, условия для его развития и превращения в стратегический фактор социально-экономического развития страны. К данным предпосылкам относятся:
Однако в стране еще велико влияние отдельных негативных явлений в экономической, общественной и политической жизни, являющихся серьезными препятствиями для осуществления эффективного политического курса на развитие малого предпринимательства.
К главным проблемам российского малого предпринимательства относятся, во-первых, трудности нормативно-правового характера, т.е. непродуманность государственной политики в отношении малых предприятий, неэффективность налогового законодательства, слабая система государственной поддержки малых фирм, воздвигнутые административные барьеры и т.д., во-вторых, проблема финансово-кредитного обеспечения.
Хотя в настоящее
время мало кто отрицает
Во-первых, законом не сохранено право субъектов малого предпринимательства, выделять налог на добавленную стоимость в счетах на поставленную покупателям продукцию. Это негативно сказалось на всей программе в целом, так как, с одной стороны, «входной» налог увеличивает себестоимость, а с другой – покупатели продукции малых предприятий не имеют возможности засчитывать свой «входной» НДС при уплате налога.
Во-вторых, законом был установлен новый единый налог с совокупного дохода, т.е. валовой выручки. Это привело к тому, что при переходе на упрощенную систему налогообложения субъекты малого предпринимательства утрачивают положенные им льготы по налогу на прибыль. Как следствие – малым предприятиям выгоднее первые четыре года использовать общепринятую систему налогообложения, а не упрощенную.
В-третьих, в законе содержится ряд спорных положений. Например, это относится к вопросу о составе затрат, относимых на уменьшение налогооблагаемого совокупного дохода, и также о механизме перехода на упрощенную систему налогообложения и обратного перехода на общеустановленную и ряда других проблем. Наконец, после введения в действие второй части налогового кодекса Российской Федерации возникла ситуация, при которой субъекты малого бизнеса были оделены на две группы с разными правами. Организации по прежнему освобождаются от налога на добавленную стоимость, а индивидуальные предприниматели, которые раньше НДС не платили, теперь привлекаются к уплате этого налога. Это приводит к дискриминации налогоплательщиков по признаку организационно-правовой формы.
Еще одна проблема российских
малых предприятий, возникающая
со стороны государства –
Малому бизнесу сейчас необходима защита от административного произвола. Огромное число проверок и проверяющих инстанций отнимают массу сил и времени у предпринимателей, снижая эффективность функционирования. Кроме того, в существующих условиях такой чрезмерный контроль полностью утрачивает свое прямое назначение, а также функцию помощи субъектам малого предпринимательства.
Информация о работе Малое предпринимательство: сущность, роль, условия и тенденции развития