Малый бизнес, его сферы, преимущества и пределы эволюции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:06, курсовая работа

Описание

Цель исследования – раскрытие основных теоретических понятий малого предпринимательства и его характеристик, роль малых фирм в экономике и их развитие в России.
Задачи исследования:
1. раскрыть сущность малого бизнеса и условия его развития в современных условиях;
2. рассмотреть черты и экономические преимущества малого бизнеса;
3. проанализировать виды малого бизнеса и их особенности;
4. рассмотреть проблемы малого бизнеса, как в России, так и в ХМАО.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА, КАК ФОРМЫ ВВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………….5
сущность малого бизнеса…………………………………………...5
Функции малого бизнеса…………………………………………..7
Виды малых предприятий……………………………………….….9
Экономическая деятельность малого предприятия……………...10
Преимущества и недостатки малого бизнеса…………………….12
РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА В РОССИИ И ПРЕДЕЛЫ ЭВОЛЮЦИИ…………..16
Малый бизнес в Российской экономике: тенденции, проблемы, перспективы……………………………………………………………….16
Развитие малого бизнеса в ХМАО………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Работа состоит из  1 файл

курсова я по эконом.docx

— 222.46 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Нижневартовский экономико-правовой институт (филиал)

Кафедра экономики, предпринимательства и права

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»

по теме

«МАЛЫЙ БИЗНЕС, ЕГО СФЕРЫ, ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРЕДЕЛЫ ЭВОЛЮЦИИ»

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

студент I курса

направления

«Менеджмент»

Жегалина Ксения

 

 

ПРОВЕРИЛ:

к.э.н., доцент

Касаткина Е.В.

 

 

 

 

 

                                         

                                   

                                        Нижневартовск 2012

                                         СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

 

1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА, КАК ФОРМЫ ВВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………….5

    1. сущность малого бизнеса…………………………………………...5
    2. Функции малого бизнеса…………………………………………..7
    3. Виды малых предприятий……………………………………….….9
    4. Экономическая деятельность малого предприятия……………...10
    5. Преимущества и недостатки малого бизнеса…………………….12
  1. РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА В РОССИИ И ПРЕДЕЛЫ ЭВОЛЮЦИИ…………..16
    1. Малый бизнес в Российской экономике: тенденции, проблемы, перспективы……………………………………………………………….16
    2. Развитие малого бизнеса в ХМАО………………………………..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..…38

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………….….40

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………..43

ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………………..44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  исследования. Словосочетание «малый бизнес» для многих остается не понятным, поэтому требует некоторых уточнений. «Разве производство может быть малым и при этом приносить весомую прибыль?» – таким вопросом задаются многие начинающие предприниматели.

В широком смысле производственное предпринимательство может рассматриваться  как создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего  способностью быть проданным или  обмененным на другие товары. К малому производственному бизнесу относятся  субъекты малого предпринимательства, занимающиеся следующими видами деятельности:

обработка древесины и  производство изделий из дерева;

целлюлозно-бумажное производство;

издательская и полиграфическая  деятельность;

производство резиновых  и пластмассовых изделий;

производство машин и  оборудования;

производство офисного оборудования и вычислительной техники;

производство изделий  медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и 

аппаратуры.

Малое предпринимательство  – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального  продукта. Развитие малого бизнеса  отвечает общемировым тенденциям к  формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности  и адекватной им модели хозяйства, в  которой реализуется сложный  синтез конкурентного рыночного  механизма и государственного регулирования  крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это  скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Именно этот факт побудил нас выбрать для курсовой работы тему «Малый бизнес: черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России», которую мы посчитали наиболее актуальной на сегодняшний день.

Изучение этой темы также  значительно для развития малого предпринимательства в России, так  как оно возродилось в нашей  стране сравнительно недавно – в  конце 1987 года, когда государство  в лице законодательной власти благословило частную инициативу, или предпринимательство. Именно в 1987 году в СССР появились и стали активно развиваться кооперативы. Россия сделала выбор в пользу демократического общества, основанного на рыночных отношениях и власти закона и призванного обеспечить личную свободу граждан, существование без насилия, возможность каждому трудиться на себя. Однако новые экономические структуры и по сей день переживают этап становления, несколько затянувшийся, по правде говоря.

Цель  исследования – раскрытие основных теоретических понятий малого предпринимательства и его характеристик, роль малых фирм в экономике и их развитие в России.

Задачи  исследования:

1. раскрыть сущность малого  бизнеса и условия его развития  в современных условиях;

2. рассмотреть черты и  экономические преимущества малого  бизнеса;

3. проанализировать виды  малого бизнеса и их особенности;

4. рассмотреть проблемы  малого бизнеса, как в России, так и в ХМАО.

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА, КАК ФОРМЫ ВВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

           1.1.   сущность малого бизнеса

 

Существует немало подходов к определению сущности понятия  «малый бизнес», а общепринятая трактовка  варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологической  трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя  и многих других факторов.

Если рассматривать расширенное  понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических  и физических лиц-малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических  структур и играющих по сравнению  с ними второстепенную роль в экономике  государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой  коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого  государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих  регламентирующих документах государственной  важности.

Также существует более широкое  понятие  - «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг. Эффективность предпринимательской оценивается не столько на основе удорожания его бизнеса, столько на основе процентного роста прибыли за определённый период.

Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные  законом признаки, конституирующие  сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (в организации) различных  организационно-правовых форм относятся  к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.

Наряду со средней численностью персонала критерием отнесения  к малому предпринимательству выступают  объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др.

В соответствии с Федеральным  законом «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства  отнесены коммерческие организации, в  уставном капитале которых доля участия  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных  организаций, благотворительных и  иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая  одному или нескольким юридическим  лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность  работников за отчётный период не превышает  следующих предельных уровней:

А.Субъекты малого предпринимательства

1.Отрасль малого бизнеса

2.Кол-во человек, занятых  в отрасли

Промышленность, строительство, транспорт

100

Сельское хозяйство, научно-техническая  сфера

60

Оптовая торговля

50

Розничная торговля и бытовое  обслуживание населения

30

Остальные отросли и другие виды деятельности

50





Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физическое лицо, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

Важной особенностью, отличающей малое предпринимательство от крупного, является не столько масштаб операций, сколько подход к организации  бизнеса. На малых предприятиях слабо  представлена специализация выполняемых  функций ввиду небольшой численности  персонала: например, создавать отдел  кадров для организации с численностью 10 человек не целесообразно. Значительное число функций как оперативного, так и стратегического управления, выполняет руководство, собственник  компании, поэтому на малых предприятиях, как правило, существует только один центр принятия управленческих решений. Ввиду небольшого объема располагаемых  ресурсов период планирования является коротким, как правило, не более одного года. Отмечается следующая зависимость: чем меньше размер предприятия, тем  короче цикл принятия управленческих решений.

                           1.2. Функции малого бизнеса

Говоря о функциях малого предпринимательства, опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения  следующих проблем:

  • формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
  • расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
  • приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
  • содействие структурной перестройки экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
  • привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры на малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных;
  • создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
  • более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
  • вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
  • формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
  • активизация научно-технического прогресса;
  • освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
  • содействие деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;
  • освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и другие экономические  и социальные функции малого предпринимательства  ставят его развитие в разряд важнейших  государственных задач, делают его  неотъемлемой частью реформирования экономики  России.

Информация о работе Малый бизнес, его сферы, преимущества и пределы эволюции