Малый бизнес, его сферы, преимущества и пределы эволюции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:06, курсовая работа

Описание

Цель исследования – раскрытие основных теоретических понятий малого предпринимательства и его характеристик, роль малых фирм в экономике и их развитие в России.
Задачи исследования:
1. раскрыть сущность малого бизнеса и условия его развития в современных условиях;
2. рассмотреть черты и экономические преимущества малого бизнеса;
3. проанализировать виды малого бизнеса и их особенности;
4. рассмотреть проблемы малого бизнеса, как в России, так и в ХМАО.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА, КАК ФОРМЫ ВВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………….5
сущность малого бизнеса…………………………………………...5
Функции малого бизнеса…………………………………………..7
Виды малых предприятий……………………………………….….9
Экономическая деятельность малого предприятия……………...10
Преимущества и недостатки малого бизнеса…………………….12
РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА В РОССИИ И ПРЕДЕЛЫ ЭВОЛЮЦИИ…………..16
Малый бизнес в Российской экономике: тенденции, проблемы, перспективы……………………………………………………………….16
Развитие малого бизнеса в ХМАО………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Работа состоит из  1 файл

курсова я по эконом.docx

— 222.46 Кб (Скачать документ)

Все указанные положительные  тенденции развития малого и среднего предпринимательства могут быть заблокированы воздействием целого ряда негативных факторов, обусловленных  кризисными явлениями в экономике  зарубежных стран и Российской Федерации.

Комитет социально-политического  анализа и общественных связей Ханты-Мансийского  автономного округа с 23 по 25 марта 2009 года провел анкетный опрос среди  руководителей комитетов по развитию предпринимательства, предприятий  малого и среднего бизнеса, заместителей глав муниципалитетов по экономике  из 19 муниципальных образований  Югры: Сургута, Нижневартовска, Когалыма, Лангепаса, Мегиона, Нефтеюганска, Нягани,  Покачи, Пыть-Яха, Радужного, Урая, Югорска, Березовского, Кондинского, Нефтеюганского, Октябрьского, Советского, Сургутского Ханты-Мансийского районов. Участниками опроса стали 100 экспертов.

Несмотря на то, что экспертный опрос проходил на фоне негативных макроэкономических факторов, в целом, можно говорить о том, что в  Югре созданы благоприятные условия  для развития малого и среднего бизнеса.  Более 70% участников опроса (по сумме ответов "да" и "скорее да") считает, что в автономном округе сформировалась база для успешного развития малого и среднего предпринимательства.

Как Вы считаете, в Вашем муниципальном образовании 
созданы условия для развития малого и среднего бизнеса? 
в % от общего числа опрошенных (март 2009 год; N=100)

Основная цель поддержки  малого и среднего бизнеса - использовать его потенциал для создания новых  рабочих мест. Для этого оказывается  финансовая поддержка новым эффективным  предприятиям, субъектам малого и  среднего предпринимательства предоставляются  преференции при выкупе арендуемого  государственного и муниципального имущества, принимаются меры по снижению налоговой нагрузки. Вместе с тем, по мнению экспертов, у представителей малого и среднего бизнеса в настоящее  время существует ряд актуальных проблем, к которым большинство  участников опроса, прежде всего, относит  отсутствие источников финансирования ранних стадий развития бизнеса (51,6%), недостаточный  уровень профессионализма предпринимателей (45,2%) и наличие административных барьеров (26,9%).

Более половины опрошенных (51,6%) ключевой считают проблему доступа малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам. Поскольку во время кризиса банки ужесточают условия финансирования, и кредит сложно получить не только малому, но и крупному бизнесу. 45,2% респондентов полагает, что проблемы бизнесменов не во внешних факторах, а в их некомпетентности, недостатке знаний, недостаточном уровне профессионализма. Значительное количество экспертов (26,9%) относит к одной из основных проблем административные барьеры, воздвигаемые чиновниками и сотрудниками правоохранительных органов предпринимателям на их пути к приобретению ресурсов.  

Какие проблемы малого и среднего предпринимательства 
в Вашем муниципальном образовании Вы считаете сегодня ключевыми? 
в % от общего числа опрошенных (март 2009 год; N=100)

Другое: неправильная система налогообложения, предвзятое отношение контролирующих органов, недостаточная инициативность граждан, высокие банковские проценты, отсутствие отсрочки налоговых платежей, высокая конкуренция, монополии на все виды работ, отсутствие механизма реализации федерального законодательства и т.д.   (Сайт Правительства ХМАО-Югры)

Все это не способствует развитию деятельности малых средних  предприятий.  Но и в кризис малый бизнес готов бороться за свое место на рынке, снижать собственные издержки и искать новые возможности для применения своих мощностей. Малые предприятия играют важную социальную роль — они абсорбируют рабочую силу, сохраняют и увеличивают количество рабочих мест.

Специализированные  и  отраслевые Программы  ХМАО-Югры, включающие меры и мероприятия по поддержке предпринимательства.

В настоящее время в  нескольких  окружных (отраслевых) программах  оговорена поддержка предпринимательства  и (или)  оказывается финансирование  развития частного бизнеса. Согласно  Информации о ходе реализации программ и мероприятий Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры за 2008г. направления поддержки предпринимательства  имеют место в  нескольких программах: «Государственная поддержка агропромышленного  комплекса ХМАО-Югры», «Государственная поддержка подготовки и (или) реализации инвестиционных проектов ХМАО-Югры», «Молодежь  Югры», «Программа развития малого и  среднего предпринимательства в  ХМАО-Югре», «Социально-экономическое  развитие коренных малочисленных народов  Севера ХМАО-Югры «Развитие туризма  в ХМАО-Югре», Программа «Содействие  занятости населения».

  В соответствии с  Постановлением Правительства РФ  № 753 от 13.10.08г « О несении  изменений в некоторые акты  Правительства РФ по вопросам  полномочий федеральных органов  исполнительной власти в сфере  развития малого и среднего  предпринимательства», 26 отраслевых  министерств обязали разработать  ведомственные целевые программы  развития МСБ. В  июле 2009г.  вопрос формирования отраслевыми  министерствами программ поддержки  предпринимателей рассматривался  на заседании Правительственной  комиссии по развитию МСП.

В июле 2009г. данный вопрос  рассмотрен Экспертно-Консультативным  советом по развитию малого и среднего бизнеса в ХМАО – Югре, для постановки подобной задачи отраслевым департаментам автономного округа по разработке и реализации мер поддержки СМСБ в установленной сфере деятельности,  Цель - определение форм поддержки СМСБ в приоритетных отраслях экономики.

Однако, по мнению регионального отделения партии «Единая Россия», необходимо формирование комплексной системы мер поддержки и развития МСБ в округе, чему способствовало бы проведение постоянного мониторинга состояния и эффективности реализации программ по поддержке СМСБ,  с перспективой формирования Концепции развития малого и среднего бизнеса в округе до 2020г., в т.ч. с учетом   муниципальных Программ развития малого среднего бизнеса, которые утверждены  в т.ч. при поддержке фракций «Единой России» думами муниципальных образований практически на всех территориях округа, с источниками финансирования: муниципалитет, окружной бюджет, привлеченные средства. Программы имеют определенный комплекс мер поддержки предпринимательства на местах, но в настоящее время,  объем финансирования  из окружных средств данных Программ весьма незначителен и находится вне зависимости от количества субъектов малого и среднего бизнеса территории.

 Кроме того, следует  отметить,   что поддержка и  развитие малого и среднего  бизнеса является одним из  приоритетов антикризисной деятельности  правительства. Важным направлением  поддержки малого предпринимательства  является поддержка кредитования. Меры, предпринимаемые правительством  для поддержки кредитования малого  бизнеса, сосредоточены на нескольких  направлениях. 
Во-первых, это программа Внешэкономбанка, 5 февраля одобренная наблюдательным советом ВЭБа. На реализацию данной программы в 2009 году государство выделяет 30 млрд. руб. в капитал Внешэкономбанка. Внешэкономбанк будет рефинансировать банки, предоставившие кредиты малому бизнесу в регионах в соответствии с региональными лимитами и со стандартом, разработанным ВЭБом. 
         Кроме того, программа ВЭБа предусматривает финансирование небанковской инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, включая кредитные кооперативы и микрофинансовые организации верхнего уровня, а также лизинговые и факторинговые компании, работающие с малым бизнесом.

Сбербанк РФ  в  2009г. принял специальную программу поддержки  малого и среднего предпринимательства  России на 2009-2011 годы. 
Реализация программы позволит оказывать предпринимателям как кредитно-финансовую, так и нефинансовую поддержку, для Сбербанка России работа с малым и средним бизнесом - одно из приоритетных направлений деятельности, так как более 95% корпоративных клиентов Сбербанка являются субъектами малого и среднего предпринимательства.

Тем не менее, в настоящее  время, информации как реализуются вышеназванные программы нет. Данные о поддержке малого и среднего предпринимательства в округе фиксируются только исходя из результатов реализации Программы развития малого и среднего бизнеса ХМАО.

  На сегодняшний день в ХМАО, согласно аналитической информации, поступившей с территорий округа  на  имя руководителя проекта Андреева А.В., имеют место ряд проблем у СМСБ при осуществлении ими деятельности.

Проанализировав данные, которые  были предоставлены муниципальными образованиями ХМАО-Югры, можно выделить следующие наиболее значимые проблемы, связанные с развитием малого и среднего бизнеса:

  1. Недоступность финансовых ресурсов, необходимых для создания и развития малого и среднего бизнеса. Особенную значимость эта проблема имеет для начинающих предпринимателей - отсутствие стартового капитала, высокая процентная ставка по кредитам, жесткие требования по обеспечению предоставляемых кредитов, невозможность получения кредита на период срока окупаемости инвестиционного проекта. Для уже действующих предприятий существует проблема в получении финансирования на пополнение оборотных средств, на приобретение нового оборудования. Данная проблема существует в 87,5% муниципальных образований ХМАО-Югры.
  2. Недостаток квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональных знаний и навыков в области финансов, организации бизнеса, бухгалтерского, управленческого учета. Главной особенностью данной проблемы является отсутствие заинтересованности в обучении персонала со стороны руководства. Кадровая проблема встречается в таких муниципальных образованиях ХМАО-Югры, как г. Ханты-Мансийск, г. Нижневартовск, г. Лангепас, г. Урай, г. Покачи, Ханты-Мансийский, Сургутский, Нижневартовский, Нефтеюганский, Белоярский район,
  3. Административные барьеры, связанные с трудностями при оформлении и получении лицензий, сертификатов, различного рода разрешений; сложность в регистрации собственного предприятия и имущества; проведение контрольно-надзорных мероприятий. Проблема, связанная с бюрократическими препятствиями особенно заметна в следующих муниципалитетах: г. Ханты-Мансийск, г. Сургут, г. Пыть-ях, г. Урай, Ханты-Мансийский, Нижневартовский, Белоярский, Березовский, Советский районы.
  4. Проблема с материально-техническим обеспечением, нехватка или отсутствие производственных помещений, также высокая арендная плата помещений. Эта проблема существует в г. Ханты-Мансийске, г Сургуте, г. Нижневартовске, в г. Урай, г. Покачи, в Сургутском и Нефтеюганском района.
  5. Трудности присоединения к инженерным сетям, цена этих услуг, условия предоплаты беспокоят 37,5% муниципальных образований ХМАО-Югры, среди них: г. Нижневартовск и г. Покачи, Ханты-Мансийский, Сургутский, Нефтеюганский и Белоярский районы.

Одним из основных направлений деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по реализации стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, утвержденных распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 марта 2009 года N 116-рп "О реализации стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года", является переход к устойчивому развитию экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Одной из задач, решаемых в  целях реализации указанного направления, является развитие субъектов малого и среднего предпринимательства  в автономном округе (далее - Субъекты).

В автономном округе в сфере  малого и среднего предпринимательства  действуют 14,8 тысячи малых и средних  предприятий и 46,7 тысячи индивидуальных предпринимателей. В малом и среднем  предпринимательстве занято 111,7 тысячи человек. Вклад Субъектов в валовый  региональный продукт составляет 306,4 млрд. рублей.

Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, как и в России, приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение. Формируя средний класс собственников, мы создаем основу устойчивости, способствуем созданию новых рабочих мест, расширению налогооблагаемой базы и в конечном итоге повышению качества жизни населения.

За период реализации Программы развития малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2004 - 2010 годы количество малых предприятий в округе увеличилось, по сравнению с их количеством на начало ее реализации, в 3 раза, составив 14567 предприятий. Это свидетельствует о том, что малое предпринимательство становится все более привлекательным в глазах экономически активного населения, ищущего пути реализации своих бизнес-идей и повышения жизненного уровня.

Уровень развития малого и  среднего предпринимательства для  экономики региона можно оценить  по следующим показателям: количество малых предприятий на 100 тыс. жителей; среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера); оборот малых предприятий; инвестиции в основной капитал на малых предприятиях.

Национальным институтом системных исследований проблем  предпринимательства (АНО "Нисипп" г. Москва) в своих ежегодных отчетах ("Оценка уровня развития малого предпринимательства в регионах России", "Малое предпринимательство в регионах России. Индекс развития малого предпринимательства", "Динамика развития малого предпринимательства в регионах России", "Рейтинг регионов по уровню развития малого предпринимательства") проводится независимая оценка уровня развития малого предпринимательства в субъектах Российской Федерации.

Информация о работе Малый бизнес, его сферы, преимущества и пределы эволюции