Малый бизнес, его сферы, преимущества и пределы эволюции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:06, курсовая работа

Описание

Цель исследования – раскрытие основных теоретических понятий малого предпринимательства и его характеристик, роль малых фирм в экономике и их развитие в России.
Задачи исследования:
1. раскрыть сущность малого бизнеса и условия его развития в современных условиях;
2. рассмотреть черты и экономические преимущества малого бизнеса;
3. проанализировать виды малого бизнеса и их особенности;
4. рассмотреть проблемы малого бизнеса, как в России, так и в ХМАО.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА, КАК ФОРМЫ ВВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………….5
сущность малого бизнеса…………………………………………...5
Функции малого бизнеса…………………………………………..7
Виды малых предприятий……………………………………….….9
Экономическая деятельность малого предприятия……………...10
Преимущества и недостатки малого бизнеса…………………….12
РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА В РОССИИ И ПРЕДЕЛЫ ЭВОЛЮЦИИ…………..16
Малый бизнес в Российской экономике: тенденции, проблемы, перспективы……………………………………………………………….16
Развитие малого бизнеса в ХМАО………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Работа состоит из  1 файл

курсова я по эконом.docx

— 222.46 Кб (Скачать документ)

По итогам исследования АНО "Нисипп" за 2010 год по количеству малых предприятий в расчете на 100 тысяч человек Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занял 35 место среди регионов Российской Федерации и 2 место - среди регионов УрФО (в 2008 году 77 и 5 место соответственно).

Среднесписочная численность  занятых на малых предприятиях (без  учета внешних совместителей  и работающих по договорам гражданско-правового  характера) по итогу 2009 года в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре выросла на 29,1% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 87,1 тысячи человек. Удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых за этот период также увеличился на 2,69 процентных пункта и составил 11,4%. В результате Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занял 75 место среди регионов Российской Федерации и 5 место - среди регионов УрФО (в 2008 году 79 и 5 место соответственно).

Общий объем оборота малых  предприятий в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре по итогам 2009 года составил 265738,5 млн. рублей, что на 38,1% выше аналогичного показателя 2008 года. Это позволило автономному округу подняться среди регионов Российской Федерации с 47 места на 7, и среди регионов УрФО - с 4 места на 2.

По итогам 2009 года в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре отмечена положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Рост показателя в сравнении с аналогичным показателем прошлого года составил 76,2% и составил 1368,1 млн. рублей. В результате Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занял 70 место среди регионов Российской Федерации и 5 место - среди регионов УрФО (в 2008 году 78 и 5 место соответственно).

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2009 году отмечена положительная  динамика всех четырех показателей, по которым производится оценка уровня развития малого предпринимательства, что позволило подняться в  Рейтинге регионов по уровню развития малого предпринимательства в сравнении  с предыдущими годами с 76 и 78 места  на 8 место среди регионов Российской Федерации и с 5 места на 2 среди  регионов УрФО.

Меры, направляемые на развитие малого и среднего предпринимательства, предпринимаемые органами государственной  власти Ханты-Мансийского автономного  округа - Югры, стали одним из факторов, позволивших предпринимателям Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры существенно  минимизировать потери, вызванные финансово-экономическим  кризисом.

Сокращение объемов произведенной  продукции (работ, услуг) в сфере  малого предпринимательства и объемов  инвестиций малых предприятий за последние два года свидетельствует  о недостаточности собственных  ресурсов и необходимости внешних  инвестиционных вливаний в малый  бизнес.

Ряд проблем, стоящих перед  автономным округом, связан с существенной зависимостью экономики от мировых  цен на нефть, так как на долю топливно-энергетического комплекса приходится 95% промышленного производства.

Также отмечается наличие  проблем, связанных с недостаточным  развитием наукоемкого малого бизнеса  в ключевых отраслях окружной экономики. Современный малый бизнес в округе активно проявляется в строительстве, торговле, операциях с недвижимостью, в оказании услуг и только отчасти  в промышленности. В нефтедобыче, глубокой лесопереработке, производственных услугах для нефтегазовых, лесозаготовительных  и лесоперерабатывающих компаний, агросервисе его присутствие незначительно.

Субъекты, зарегистрированные на территории автономного округа, оказывающие интеллектуальные услуги для предприятий базового сектора  экономики автономного округа, а  именно, проектные работы, консалтинговые услуги, обеспечивающие автоматизацию  бизнес-процессов, мало вовлечены во внешнеэкономическую деятельность.

 

   

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Значимость, цели и трудности малого бизнеса по своей сущности характерны для любой страны и ее регионов. Основные отличия – в уровнях развития малого бизнеса, масштабности проблем и степени участия в их решении властных структур на всех уровнях управления. Это обстоятельство расширяет для всех возможности использования проверенных форм и методов поддержки малого бизнеса. Особенно это актуально для России, где наблюдаются существенные различия в социально-экономическом развитии регионов, неэффективная работа многих организаций, созданных для стимулирования малого бизнеса.

   Основными проблемами малых предприятий по-прежнему остаются высокая арендная плата за помещения, высокие ставки налогов и рост цен на энергоносители, сырье и тарифы. Кроме того порядка 60% предпринимателей испытывают потребность в привлечении дополнительных финансовых средств, однако часто не имеют возможность взять кредит из-за отсутствия залогового обеспечения.

Большинство малых предприятий  применяют основную систему налогообложения. Основными причинами, по которым  малые предприятия не пользуются упрощенной системой налогообложения, являются недостаточный для них порог по обороту и неудобство, которые возникают при расчетах у их партнеров, пользующихся общей системой налогообложения.

Любому предприятию малого бизнеса нужна государственная  поддержка как при создании, так и при развитии. Реализуемая в России система государственной поддержки малого бизнеса недостаточно эффективна в сравнении с промышленно развитыми странами. При переходе к рыночной экономике у России возникло множество проблем. Решение проблем малого бизнеса в стране может быть найдено только на путях государственной и общественной поддержки.

У малого бизнеса в России имеются широкие перспективы  дальнейшего развития и повышения  эффективности деятельности.

Предпринимательство различают  по видам и формам собственности. По виду (или назначению) предпринимательская деятельность делится на производственную, торговую, посредническую, консультационную, финансовую и др. Все они могут функционировать раздельно или вместе (например, торгово-посредническая деятельность, производственно-торговая и т.п.). Формами собственности являются частная, государственная, муниципальная, а также собственность общественных объединений (организаций).

Важнейшим видом предпринимательской  деятельности является производственная, где осуществляется основная фаза воспроизводственного цикла — производство продукции  и услуг. К этому виду предпринимательства  относятся инновационная, научно-техническая  деятельность, непосредственно производство продукции.

Важнейший этап производственной деятельности — приобретение или аренда факторов производства, к которым относятся основные и оборотные производственные фонды, рабочая сила, информация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.    Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2004 – 2010 годы» от 30.12.2003 № 82-ОЗ (с изменениями на 2 октября 2008 г.).
  2.   Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «Об окружной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008 – 2010 годы».
  3.   Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011 – 2013 годы и на период до 2015 года»
  4.   Малый бизнес Югры-2005: Информационно-аналитический ежегодник. – Ханты-Мансийск:
  5. Серга, Л.К. Власть и малый бизнес: добровольное крепостное право или современное решение
  6.    Социально-экономическое положение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в январе – июле 2010 года: стат. доклад / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре. – Ханты-Мансийск,  2010.
  7.   Югра: горизонты настоящего: Информационно-аналитический альманах. – Ханты-Мансийск:
  8. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Гражданский кодекс РФ.
  9.   Журавлева Г.П. Экономика. – М.: Экономистъ. – 2005.
  10.   Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. – М.: Теис, 2000.
  11.   Лапуста М.Г., Старостин Ю.П. Малое предпринимательство. – М.: Инфра-М, 2002.
  12.   Малый бизнес. Организация, экономика, управление. / Под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: Юнити-Дана, 2003
  13.   Демкович, В. Малый бизнес - этапы «большого пути» //Аналитический банковский журнал.  2009.
  14.   Вечканов, Г.С., Вечканова Г.Р. Экономическая теория - М.: Эксмо, 2007.
  15.   Изряднова О, Фомина Е, Казанцев Д // Российская экономика: тенденции и перспективы, №7 2009
  16.   Попов В.М. Мяпунов С.И. Практика малого бизнеса, 2009 г.
  17.   Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы. О.Изряднова, Е.Фомина, Д.Казанцев/ «Российская экономика: тенденции и перспективы», №7 2009.
  18.    Статья из газеты «Учет.Налоги.Право» за 2010г -«Малый бизнес и ЖКХ: проблемы и перспективы»
  19.     Федеральный закон от 24.07.07 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции с 01.01.10)
  20.    Под редакцией Поляка Г.Б. – Финансы, Юнити, Москва, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

                              

 

 

                                    ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

 

Динамика развития малого бизнеса, включая государственную  политику

1. Нормативный акт

2.Дата принятия

3. Основное содержание

4.Последствия применения в экономике

1.«Положение об организации  деятельности малых предприятий» (Протокол №6 заседания Комиссии  по совершенствованию хозяйственного  механизма при Совете Министров  СССР)

6 июня 1988 г.

Введен упрощенный порядок  создания и регистрации малых  предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность  в осуществлении хозяйственной  деятельности и распределении хозрасчетного  дохода

Началось создание в различных  отраслях промышленности и регионах страны малых предприятий

2.Закон СССР «О кооперации  в СССР»

26 августа 1988 г.

Созданы привилегированные  условия одной форме собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать  неограниченные надбавки к заработной плате  работников кооперативов)

Отток квалифицированной  рабочей силы с государственных  предприятий в кооперативы

3.Закон СССР «

О предприятии в СССР»

4 июня 1990 г.

Объявлено о равенстве  организационно-правовых форм предприятий, основанных на любой форме собственности

Рост предприятий различных  форм собственности

4.Постановление Совета  Министров СССР «О мерах по  созданию и развитию малых  предприятий»

8 июля 1990 г.

Определены основные документы  для государственной регистрации  малых предприятий, утвержден двухнедельный  срок госрегистрации, определены льготы по малому бизнесу по налогообложению, амортизации и др.

Развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности, их сочетании

5.Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий»

18 июня 1991 г.

Определены направления государственной поддержки малого бизнеса в России

Развитие малого бизнеса в стране

6.Закон РСФСР «О налоге  на прибыль предприятий и организацией»

27 декабря 1991 г.

Определены дополнительные льготы для малых предприятий

Усилена государственная поддержка малого бизнеса

7.Постановление Совета  Министров – Правительства РФ  «О первоочередных мерах по  развитию малого предпринимательства  в Российской Федерации»

11 мая 1993 г.

Указано, что государственная  поддержка малого предпринимательства  – одно из важнейших направлений  экономической реформы. Определены приоритеты развития малого предпринимательства

Эффективность работы малых  предприятий

8.Федеральные и региональные  программы поддержки малого предпринимательства

1994 г. – настоящее время

Намечены всесторонние меры по развитию малого предпринимательства  в стране

Создание условий для  дальнейшего развития малого бизнеса

9.Федеральный закон «О  государственной поддержке малого  предпринимательства в РФ»

12 мая 1995 г.

Определены признаки субъекта малого предпринимательства, инфраструктура поддержки и развития МП

Развитие и повышение  эффективности деятельности МП

10.Федеральный закон «Об  упрощенной системе налогообложения,  учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства»

8 декабря 1995 г.

Предусмотрена замена совокупности и установленных законодательством  РФ федеральных, региональных и местных  налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной  деятельности предприятий и организаций

Дальнейшее развитие малого бизнеса в стране

11.Федеральные законы: «О  защите прав юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей  при проведении государственного  контроля (надзора)»; «О лицензировании  отдельных видов деятельности»; «О государственной регистрации юридических лиц»

8 августа 2001 г.

Пересмотрены подходы  к контролю над деятельностью  предприятий, сокращено количество лицензируемых видов деятельности, упрощена процедура лицензирования, упрощены условия регистрации юридических лиц

Устраняются административные барьеры, препятствующие предпринимательской  деятельности или ограничивающие ее



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Приложение 2

Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным  округам Российской Федерации

 

Федеральные

округа

Количество зарегистрированных МП на 1 января 2010 г. 
в расчете на 100 тыс. чел. населения1

единиц

Прирост / сокращение  
    за период

01.01.2009 – 01.01.2010

В %  
от среднего 
по РФ

РФ

1129,1

189,2

100,0

Центральный

1244,7

411,5

110,2

Северо-Западный

1942,2

432,8

172,2

Южный

746,1

126,3

66,1

Приволжский

1010,1

162,7

89,4

Уральский

953,9

132,6

84,5

Сибирский

1277,8

173,9

113,2

Дальневосточный

1059,0

116,4

93,8


Исходя из численности  населения на 1 января 2009 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

 

                                      ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Малый бизнес, его сферы, преимущества и пределы эволюции