Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:06, курсовая работа
Цель исследования – раскрытие основных теоретических понятий малого предпринимательства и его характеристик, роль малых фирм в экономике и их развитие в России.
Задачи исследования:
1. раскрыть сущность малого бизнеса и условия его развития в современных условиях;
2. рассмотреть черты и экономические преимущества малого бизнеса;
3. проанализировать виды малого бизнеса и их особенности;
4. рассмотреть проблемы малого бизнеса, как в России, так и в ХМАО.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА, КАК ФОРМЫ ВВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………….5
сущность малого бизнеса…………………………………………...5
Функции малого бизнеса…………………………………………..7
Виды малых предприятий……………………………………….….9
Экономическая деятельность малого предприятия……………...10
Преимущества и недостатки малого бизнеса…………………….12
РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА В РОССИИ И ПРЕДЕЛЫ ЭВОЛЮЦИИ…………..16
Малый бизнес в Российской экономике: тенденции, проблемы, перспективы……………………………………………………………….16
Развитие малого бизнеса в ХМАО………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………
Это необходимо, так как малый бизнес способен при относительно небольших инвестициях стать хорошим «мотором» на микроуровне, который в сжатые сроки способен изменить институциональную и структурную несбалансированность на макроуровне.
В нашей стране малые предприятия
распределяются по видам экономической
деятельности, среди которых: сельское
хозяйство, охота и лесное хозяйство,
рыбоводство, добыча полезных ископаемых,
обрабатывающие производства, производство
и распределение
Однако согласно данным РосГосСтата в 2007 году было зарегистрировано 1137,4 тыс. малых предприятий. Что существенно больше, чем 2006 и 2005 году. Больше всего в стране было зарегистрировано предприятий по оптовой и розничная торговле; ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 510,6 тыс. малых предприятий. Стоит заметить, что в сфере производства зарегистрированных предприятий значительно меньше 164,6 тыс. Это говорит о том, что у нас в России производится значительно меньше, чем продаётся, получившуюся разницу замещает импорт. Особенно неутешительно выглядят данные по сельскому хозяйству, сельское хозяйство сегодня в России до сих пор подразумевает под собой огромное количество рисков и вместе с тем убытков, да ещё и конкуренция со стороны зарубежных производителей значительно усугубляет ситуацию, что существенно оказывает влияние на желание предпринимателей заниматься именно сельскохозяйственной деятельностью. Хотелось бы заметить, что в последнее время существенно возросло количество организаций осуществляющие операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, а это 181,3 тыс. предприятий, что даже больше, чем в сельском хозяйстве. Хорошо это или плохо можно судить по разному, с одной стороны это доходы в бюджет от налогов и сборов, с другой такое огромное количество предприятие настроило рынок недвижимости на “свою волну” и сделало цены на жилплощадь просто не доступными для граждан со средним достатком, между тем жилищная проблема сегодня до сих пор остаётся в нашей стране актуальной. Вывод можно сделать такой: у нас в стране много продаётся, но мало производится, многие предприятия разорились в начале 90-х годов потому, что их продукция оказалась неконкурентоспособной из-за хлынувшего в страну потока импорта, да и на мировом рынке наша продукция не могла конкурировать. Состояние сельское хозяйства плачевное, у нас в стране занятие сельским хозяйством просто убыточное. Здесь есть много факторов: климат, технологии, слабая поддержка государства, инфляция и т.п. Сельское хозяйство подразумевает под собой огромное количество рисков, за то при работе с недвижимостью риски минимальны, да это дело более доходно, нежели сельское хозяйство, деньги на недвижимости заработать можно проще и больше.
Сегодня перед государством
стоит задача развития производства
и поддержки малого бизнеса. Малый
бизнес не должен быть сосредоточен в
только крупных городах страны. Россия
имеет огромные природные ресурсы,
но использует их нерационально, либо
не использует вообще. С такими природными
богатствами и при грамотной
экономической стратегии Россия
имеет все шансы стать
Причиной замедления темпов роста экономики России стало влияние на нее глобального финансового кризиса, снижение цен на нефть на мировом рынке, а также сокращение объемов промышленного производства. Согласно оценке Центробанка России, промышленное производство в России в декабре прошлого года сократилось на 10,3 процента в годовом исчислении. По предварительным данным, снижение показателя в январе 2009 года составило 3,5 процента.
Ханты-Мансийский автономный округ один из наиболее экономически благоприятных регионов России, и этот фактор способствует успешному развитию малого бизнеса.
Югра относится к регионам-
Округ имеет высокий энергетический
потенциал и располагает
Уровень жизни населения округа гораздо выше, чем в других районах страны. Денежные доходы населения, по предварительным данным за 2009 год, составили 596067,1 млн. руб. (за 2008 год - 596581,6 млн. руб.). Среднемесячный доход на душу населения за 2009 год составил 32679,9 руб. (за 2008 год - 32867,2 руб.). Одним из основных источников доходов большей части работающего населения продолжает оставаться заработная плата. Средняя заработная плата по округу за 2009 год составила 39135,4 руб. В среднем по России - 18795,1 руб. Средний размер месячных пенсий на 31.12.2009 года составил 9453,44 руб. и увеличился по сравнению с декабрем 2008 года на 35,9%. Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в среднем за 2009 год составила 8017 рубля.
В условиях мирового финансово-экономического
кризиса на рынке платных услуг
ХМАО - Югры покупательский спрос снизился,
однако, несмотря на эти снижения, сфера
услуг в автономном округе продолжает
оставаться наиболее значимой для населения
и для социально-экономического
развития Ханты-Мансийского автономного
округа.
Согласно прогнозу и предварительным
данным в 2009 году население ХМАО - Югры,
приобрело платных слуг на общую сумму
сумму 65,1 млрд. рублей, по отношению к показателям
2008 года она составила 100,2%. В 2010 году прогнозируемый
объём платных услуг населению автономного
округа должен составить 71,3 млрд. рублей,
таким образом рост составит 0,9%. Что касается инфраструктурного
потенциала, здесь округ постоянно оказывается
в конце 7-ой – начале 8-ой десятки регионов.
Но за последние 6 лет начиная с 2005 года
намечается хороший рост. В этот период
было сдано в эксплуатацию 10 247 зданий,
в том числе 8 123 жилых домов общей площадью
5 476,8 тыс. м2.
Опыт развития мировой
и отечественной экономики
В настоящее время
Количество малых предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории автономного округа увеличился с 9600 в 2009 г. до 11700 малых предприятий в 2010 г., на 21,9%.
Среднесписочная численность работников на малых предприятиях с учетом микропредприятий в 2010 г. - 90 800 человек, по сравнению с 2009 г. – 77 000 человек, увеличилась на 17,9 %. На территории автономного округа наблюдается рост числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей с 46 700 в 2009 г. до 49 300 в 2010 г. (на 5,6 %).
В целом, товарооборот субъектов малого предпринимательства увеличился и составил по состоянию на конец 2010 г. 246,2 млрд. руб., по сравнению с 240,0 млрд. в 2009 г. (на 2,6 %).
Вместе с тем, в 2010 г. отмечается
значительное снижение консолидированного
объема средств, направленных на поддержку
малого и среднего предпринимательства,
по сравнению с 2009 г. на 29,4 %. Финансирование
предпринимательской
Анализ распределения средств субсидий из федерального бюджета в сферу малого бизнеса округа показал, что в 2009 г. основная часть субсидий была направлена на поддержку предпринимательства из Гарантийного фонда, а также на поддержку малого предпринимательства путем микрофинансирования (рис.1)
Рисунок 1. Распределение субсидий из федерального бюджета по основным направлениям поддержки малого бизнеса в ХМАО – Югре в 2009 г.
В 2010 г. поддержка малого предпринимательства путем микрофинансирования стала наиболее приоритетной, именно в этом направлении была сконцентрирована наибольшая часть финансовых средств, также на первый план выходит компенсация затрат субъектов малого предпринимательства по уплате процентной ставки по привлекаемым кредитам (рис.2).
Рисунок 2. Распределение субсидий из федерального бюджета по основным направлениям поддержки малого бизнеса в ХМАО – Югре в 2010 г.
В целях повышения эффективности деятельности малых предприятий и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства в округе приняты следующие законы:
- Закон Ханты-Мансийского
автономного округа «О
- Закон Ханты-Мансийского
автономного округа «О
Целью программы является формирование благоприятной экономической среды, стимулирующей создание и устойчивую деятельность малых предприятий в ХМАО и эффективных механизмов инвестиционно - финансовой поддержки малого предпринимательства, обеспечения занятости населения за счет создания новых малых предприятий.
Деловая активность предпринимателей в кризис неуклонно снижается. По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), в первом полугодии 2009 года в России было создано 115,6 тыс. новых коммерческих организаций, что на 45% меньше, чем в первые шесть месяцев прошлого года. Желания заняться малым бизнесом у россиян также поубавилось. В январе—июне 2009 года было зарегистрировано на 46,3% меньше индивидуальных предпринимателей, чем за аналогичный период прошлого года. По малому и среднему бизнесу кризис ударил больнее, ведь у него нет серьезного запаса прочности или финансовых ресурсов. В итоге в первом полугодии закрыли свой бизнес почти четверть миллиона коммерсантов. При этом о закрытии крупных компаний было объявлено 143,5 тыс. раз.
В условиях влияния негативных факторов на экономику важное значение приобретает реализация мер, направленных на недопущение массовой безработицы, сохранение экономически эффективных рабочих мест и кадрового потенциала, а также на создание новых рабочих мест и скорейшее возвращение безработных граждан к производительному труду. Малый и средний бизнес в настоящее время единственный сегмент экономики, создающий рабочие места. Малые предприятия играют важную социальную роль — они абсорбируют рабочую силу, сохраняют и увеличивают количество рабочих мест.
Правительством округа принимаются определенные меры по устранению административных барьеров. Создан Экспертно-консультативный совет по развитию малого и среднего бизнеса в ХМАО – Югре, председателем которого избран Губернатор округа Филипенко А.В. 22 июля 2008 г. издано Распоряжение губернатора «О комплексном плане мероприятий исполнительных органов власти ХМАО - Югры по реализации Указа Президента РФ № 797 от 15.05.08г», согласно которого при Экспертно-консультативном совете создана Комиссия по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности. При Комиссии образовано 5 рабочих групп по сферам деятельности: в сфере налогового законодательства; в сфере обеспечения охраны здоровья; правоохранительной деятельности и лицензирования; в сфере природных ресурсов и недвижимости и по вопросам местного самоуправления.
Информация о работе Малый бизнес, его сферы, преимущества и пределы эволюции