Малый бизнес, его сферы, преимущества и пределы эволюции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:06, курсовая работа

Описание

Цель исследования – раскрытие основных теоретических понятий малого предпринимательства и его характеристик, роль малых фирм в экономике и их развитие в России.
Задачи исследования:
1. раскрыть сущность малого бизнеса и условия его развития в современных условиях;
2. рассмотреть черты и экономические преимущества малого бизнеса;
3. проанализировать виды малого бизнеса и их особенности;
4. рассмотреть проблемы малого бизнеса, как в России, так и в ХМАО.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА, КАК ФОРМЫ ВВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………….5
сущность малого бизнеса…………………………………………...5
Функции малого бизнеса…………………………………………..7
Виды малых предприятий……………………………………….….9
Экономическая деятельность малого предприятия……………...10
Преимущества и недостатки малого бизнеса…………………….12
РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА В РОССИИ И ПРЕДЕЛЫ ЭВОЛЮЦИИ…………..16
Малый бизнес в Российской экономике: тенденции, проблемы, перспективы……………………………………………………………….16
Развитие малого бизнеса в ХМАО………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Работа состоит из  1 файл

курсова я по эконом.docx

— 222.46 Кб (Скачать документ)

Практика показывает, что  технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяется эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

                              1.3. Виды малых предприятий

В зависимости от того, какой  вид деятельности и какую стратегию поведения выбирает предприятие на рынке, в экономике развитых стран выделяют малые предприятия – коммутанты, патиенты, эксплеренты.

Малые предприятия – коммутанты, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Они тесно взаимодействуют с  крупными предприятиями через системы  кооперационных связей и субподряда. С помощью этих предприятий крупное  производство освобождается от невыгодного  ему вспомогательного неэффективного производства. Малые предприятия  этой группы находятся в непосредственной зависимости от крупных и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.

Предприятия – патиенты специализируются на выпуске конечной (готовой)продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных, а иногда могут составить им серьёзную конкуренцию высоким качеством выпускаемого продукта.

Эксплеренты, или рисковые фирмы, или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров.

 

    1. Экономическая деятельность малого предприятия

 

  Малое предприятие  функционирует во всех сферах  и отраслях национального хозяйства,  выполняя один или несколько  видов деятельности. Однако отдельные  виды деятельности разрешаются  исключительно государственным  предприятиям, а производство ряда  товаров может быть осуществлено  только на основании специального  разрешения (лицензии). Малое предприятие  обладает самостоятельностью в  своей хозяйственной деятельности, в распоряжении выпускаемой продукцией, прибылью, оставшейся после уплаты  налогов и других обязательных  платежей, если иное не предусмотрено  его уставом. 

На предприятиях всех видов  основным обобщающим показателем финансовых результатов служит прибыль. Важный момент хозяйственной деятельности предприятия – планирование. Малое  предприятие самостоятельно планирует  свою деятельность и определяет перспективы  развития исходя из спроса на производимую продукцию (услуги) и необходимости  обеспечения производственного  и социального развития предприятия, повышения личных доходов его  работников. Основу планов составляют договоры, заключённые самостоятельно с потребителями (покупателями) продукции (работ, услуг), а также с поставщиками сырья и материалов, необходимых  для производства продукции. Договоры могут заключаться и с государственными органами.

В условиях либерализации  цен предприятие реализует свою продукцию (работы, услуги), отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым  самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации, - по государственным ценам.

Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия в зависимости  от его организационно-правовой формы  служат прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, а также  кредиты и другие поступления, не противоречащие закону.

Для хранения  денежных средств  и осуществления всех видов расчётных, кредитных и кассовых операций предприятие  открывает расчетный и другие счета в любом банке. Банк или его отделения по месту регистрации предприятия обязаны открыть расчетный счет по требованию предприятия.

Предприятие несёт полную ответственность  за соблюдение кредитных  договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, не выполняющее  своих  обязательств по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено  неплатежеспособным (банкротом) в соответствии  с Законом Российской Федерации  «О несостоятельности (банкротстве)».

Малое предприятие может  заключать на общих основаниях договоры с иностранными партнерами и открывать  инвалютные счета. При условии соблюдения установленных правил малые предприятие  могут самостоятельно выходить на международный  рынок, зарабатывать валюту, а также  приобретать её, в том числе  и на аукционах.

Формы, системы и размер оплаты труда работников, а также другие виды доходов устанавливаются предприятием самостоятельно. Независимо от вида собственности и организационно-правовой формы предприятие должно обеспечивать гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников. При этом оно может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в состав предприятия.

Законом предусмотрено, что  предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасные условия  труда. Оно несёт ответственность  в установленном законодательством  порядке за ущерб, причинённый их здоровью и трудоспособности.

Работники малого предприятия  подлежат социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению  в порядке и на условиях, установленных  для рабочих и служащих государственных  предприятий. Малое предприятие  вносит взносы по социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению  в порядке и размерах, установленных  действующим законодательством.

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению  с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным  фирмам; исключение лишних звеньев  управления и т.д.

 

    1. Преимущества и недостатки малого бизнеса

 

Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых  стран, даже развитых, так как ему  свойственны определенные преимущества.

Федеральный закон «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» направлен  на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное  использование своих способностей и имущества для осуществления  предпринимательской и иной, не запрещенной  законом, хозяйственной деятельности. Этим положением установлена экономическая и социальная роль малого бизнеса.

Анализируя зарубежный и  отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать  на следующие преимущества малого предпринимательства: более быстрая адаптация к  местным условиям хозяйствования,; большая свобода действий субъектов  малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и  выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении  деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность  для индивидуума реализовать  свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые  и средние предприятия располагают  значительными конкурентными имуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника  по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.

Собственники малых предприятий  более склонны к сбережениям  и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации  в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства  лучше знают уровень спроса на местных  (локальных) рынках, часто  товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию  наемным работникам. Малые предприятия  способствуют занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют  подготовке профессиональных кадров и  распространению практических знаний. Малое и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

В то же время субъектам  малого предпринимательства свойственны  и определенные недостатки, среди  которых следует выделить самые  существенные: более высок уровень  риска, поэтому высока степень неустойчивости  положения на рынке; зависимость  от крупных компаний; недостатки в  управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении  кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих субъектов при заключении договоров (контрактов) и др. Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяется как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с отсутствием опыта управления или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.

Другими причинами банкротств малых фирм являются: запущенность бизнеса; плохое здоровье или вредные  привычки; катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.

Шансы малой фирмы на успех  повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном  владельце, приносят более высокий  и стабильный доход, чем фирмы, которые  часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины  – владельцы фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают  те предприниматели, которые много  работают, но в то же время не переходят  рамки здравого смысла.

На неудачах малого бизнеса  сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже  накопившие опыт ведения дел в  малых фирмах, как правило, более  удачливы. Если в управлении фирмы  участвует не один человек, а предпринимательская  команда, которая состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решений более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем большее у нее возможностей сохранения бизнеса в кризисные периоды.

Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к  ним составляют основу стратегии  малого бизнеса. Некоторые западные специалисты рассматривают малое  предпринимательство как школу  новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и  принципов предпринимательства  будущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА В РОССИИ И ПРЕДЕЛЫ ЭВОЛЮЦИИ
    1. Малый бизнес в Российской экономике: тенденции, проблемы,

                                       перспективы

В реформировании российской экономики  еще со времен перестройки  и перехода отечественной экономики  в рыночные условия малые предприниматели  взяли на себя роль создателя почвы  для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого предпринимательства.

Между тем к 2008 г. в России имелось менее трехсот тысяч  малых предприятий, 12% рабочих мест.

В последние десятилетия  малое предпринимательство превратилось во многих странах в один из важнейших  секторов экономики. По данным главы  Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) России доля малого бизнеса в ВВП развитых стран  составляет порядка 50%, в Китае —  более 60%, в России – пока не превышает 17%.

Особенностью  российского  малого бизнеса продолжает оставаться его высокая «теневизация». По разным оценкам, от 30 до 50% реального  оборота субъектов малого предпринимательства  укрывается от налогообложения. Следовательно, значительная часть потенциальных  ресурсов не задействована в решении  общегосударственных задач, сужается налоговая база, не снижается криминализация экономики.

В целом в российских условиях становление  малого бизнеса как  сектора экономики  идет достаточно медленно. Это проявляется  в том, что численность предпринимателей сокращается, часть малых предприятий  утратила свои рыночные позиции, часть  – перестала заниматься производственной деятельностью и переориентировалась  на сферу торговли и обслуживания, а часть – перестала вообще функционировать.

Между тем переход российской экономики  на траекторию динамичного  роста  требует изменения пропорций  в её секторах. Малый бизнес должен занимать более серьезные позиции, придавая на макроуровне недостающие  российской экономике характеристики.

Информация о работе Малый бизнес, его сферы, преимущества и пределы эволюции