Малый бизнес и роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:45, реферат

Описание

Сектор малого бизнеса представляет и постоянно воспроизводит новые рабочие места, тем самым смягчая остроту безработицы, и «спасает» экономику от социальных перенапряжений, которые негативно сказались бы на ее развитии. И поэтому в экономически развитых странах мира в период 70-80 годов большое развитие получили малые и средние предприятия, которые активно функционируют в таких отраслях как машиностроение, химическая промышленность, легкая индустрия, деревообработка, производство пищевых продуктов, предоставление услуг.

Содержание

Введение
1. Понятие малого бизнеса. Роль малого бизнеса в рыночной экономике
2. Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса
3. Развития малого бизнеса в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Малый бизнес в современной рыночной экономике - курсовая - МЭСИ (2009).doc

— 226.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение

 

1. Понятие малого бизнеса. Роль малого бизнеса в рыночной экономике

2. Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса

3. Развития малого бизнеса в Республике Беларусь

 

Заключение

 

Список использованных источников


Введение

 

Сектор малого бизнеса представляет и постоянно воспроизводит новые рабочие места, тем самым смягчая остроту безработицы, и «спасает» экономику от социальных перенапряжений, которые негативно сказались бы на ее развитии. И поэтому в экономически развитых странах мира в период 70-80 годов большое развитие получили малые и средние предприятия, которые активно функционируют в таких отраслях как машиностроение, химическая промышленность, легкая индустрия, деревообработка, производство пищевых продуктов, предоставление услуг.

Как известно, рыночная экономика нуждается в проведении большого числа экспериментов в области бизнеса в самом широком смысле этого слова, и здесь существенна роль малых и средних предприятий. Способность мелких фирм обеспечивать конкуренцию на рынках сбыта, а также их роль в развитии и эксплуатации радикально новой технологии на стадии ее становления - важные составные части укрепления экономики. Преимущества малого бизнеса в значительной мере обусловлены перспективами его роста. Развитие малой фирмы зависит не только от возможностей инвестировать, но и от умения приспосабливаться, менять свой профиль, иметь четкую информацию о рыночной конъюнктуре и технологических новшествах.

Целью данной курсовой работы является изучение понятия малого бизнеса, зарубежного опыта его регулирования и развитие малого безнеса в экономике Республики Беларусь.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

   Осветить роль малого бизнеса в рыночной экономике;

   Изучить опыт поддержки малых предприятий в различных странах;

   Охарактеризовать становление малого бизнеса и проблемы, связанные с его развитием в Республике Беларусь.

Предмет курсовой работы -  проблемы и перспективы развития малых предприятий в национальной экономике РБ.

Объект курсовой работы – малые предприятия как важнейшие субъекты эффективной рыночной экономики.


1. Понятие малого бизнеса. Роль малого бизнеса в рыночной экономике

 

Предпринимательство - движущая сила экономики любой развитой страны. Являясь особым типом воспроизводства, предпринимательство основано на инициативе, самостоятель­ности предпринимателя и направлено на получение прибыли. При этом предприниматель осуществляет свою деятельность на свой страх и риск, несет полную экономическую ответствен­ность за полученные результаты.

В широком смысле слова предпринимательство не просто разновидность человеческой деятельности, направ­ленной на получение прибыли, а важнейшая составляю­щая экономической системы, основанная на инициативе, самостоятельности, экономической и личной ответствен­ности хозяйствующих субъектов [1, c. 435].

Предпринимательство следует рассматривать, с одной сто­роны, как важнейший стратегический фактор устойчивого развития экономики, а с другой - как фактор повышения уров­ня жизнеобеспечения населения. Поэтому его развитие в стра­не является предпосылкой становления нового типа воспроиз­водства на микро- и макроэкономическом уровнях, т.е. пред­принимательского типа воспроизводства.

Экономическая сущность предпринимательства и бизнеса не позволяет рассматривать их как синонимы. Понятие «биз­нес» значительно шире, чем «предпринимательство». Бизнес - система производства, направленная на удовлетворение потребностей общества. Он охватывает отношения между всеми участниками рыночной экономики и включает действия не только предпринимателей, но и потребителей, наемных ра­ботников, служащих государственных структур. В самом об­щем виде бизнес отражает деловую активность человека в системе рыночных отношений.

В XIX-XX вв. предпринимательство трансформировалось в зависимости от процессов экономического развития и измене­ния роли предпринимателя как экономического агента. В этот период предпринимателей отождествляют с руководителями предприятий, менеджерами.

Экономическая сущность и содержание предприниматель­ства в экономической литературе трактуется по-разному. Су­ществует несколько школ и направлений, отражающих разви­тие теории предпринимательства. Представители первого направления (Р. Кантильон, И. Тюнен, Ф. Найт и др.) рассмат­ривали предпринимательство как связанную с риском дея­тельность индивида, позволяющую ему получать дополнитель­ный доход. С точки зрения второго направления (Ж. Сэй, А. Маршалл и др.) предпринимательская деятельность основа­на на использовании рациональной комбинации факторов про­изводства (капитала, земли и труда), обеспечивающей получе­ние предпринимательского дохода.

Основатель третьего направления австрийский экономист Й. Шумпетер, соединив два первые направления, характеризу­ет экономическую сущность предпринимательства не просто как рациональную комбинацию факторов производства, а как новые комбинации факторов непрерывного воспроизводства. Новые комбинации предполагают широкий спектр действий, связанных с факторами производства: создание новых и улуч­шение имеющихся орудий и предметов труда, способов произ­водства и труда, создание новых или улучшенных товаров и услуг, освоение новых рынков, новых источников сырья и т.д.

Представители всех трех направлений развития теории предпринимательства не связывают предпринимательскую деятельность и предпринимателя с собственностью [2, c. 17].

Интересные выводы в отношении предпринимательства сде­лал английский ученый М. Портер, исследовавший проблемы конкуренции в наиболее развитых странах мира (Японии, США, Германии и др.) и использовавший труды ученых этих стран.

Во-первых, для сохранения конкурентного преимущества предпринимательских структур необходима непрерывная мо­дернизация производства и других видов предприниматель­ской деятельности; и во-вторых, необходим переход к пре­имуществам более высокого порядка, которыми являются стратегические инновации: технологии высшего порядка и обеспечивающие их системы машин, оборудования, способов организации производства и труда, маркетингового обслужи­вания и т.д.

На основе исследований М. Портера можно отметить:

   предпринимательская деятельность во многих стра­нах, отраслях, фирмах строится на непрерывном совершенство­вании и обновлении технологии, техники, процесса воспроиз­водства в целом - производительных сил и производственных отношений;

   конкурентоспособность предпринимательских струк­тур зависит от скорости нововведений, быстроты реакции на нововведения конкурентов, прогнозирования инноваций, обо­снованного использования риска в предпринимательской дея­тельности для получения предпринимательского дохода;

   малое предпринимательство отличается инновационностъю и рисковым характером, что обеспечивает ему боль­шую роль в развитии наукоемких и высокотехнологичных производств, быстром освоении новшеств;

   предпринимательство следует рассматривать как осо­бую систему хозяйствования, основанную на рисковой и инно­вационной деятельности [1, c. 439].

Предпринимательство неоднородно не только по сферам и видам деятельности, но и по своим масштабам, размерам предприятий. И хотя собственников этих предприятий объе­диняет единый корпоративный интерес - сохранение, разви­тие и защита частной собственности, обусловливающий об­щие черты в их поведении во всех связанных с собственнос­тью отношениях, - каждое предприятие, в зависимости от его размеров, имеет свои внутренние интересы, определяющие стра­тегию экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, поли­тическим и национальным проблемам.

Можно выделить три группы предприятий, определяемых общепринятой терминологией как крупные, средние, мелкие.

Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и разви­тия он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя бо­лее мелких партнеров, с одной стороны, а с другой - объединя­ясь в международные структуры. Средний бизнес в большей мере зависит от внутренней эко­номической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечествен­ным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внут­реннем рынке путем проведения протекционистской государ­ственной экономической политики и формирования опреде­ленных правил рыночных отношений, что обусловливает бо­лее тесную связь среднего предпринимательства с национальны­ми интересами. Малый бизнес, или малое предпринимательство, представ­ляет самый многочисленный слой мелких собственников, ко­торые в силу своей массовости в значительной мере определя­ют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По уровню жизни и социальному положе­нию они принадлежат к большинству населения, одновремен­но являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор ма­лого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и связанных непосредственно с массовым потребителем товаров и услуг. В сочетании с небольшими размерами малых пред­приятий, их технологической, производственной и управлен­ческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реаги­ровать на изменяющуюся конъюнктуру рынка [5, c. 21].

В разных странах существуют различные критерии отнесе­ния к субъектам малого предпринимательства:

        средняя численность персонала (занятых работников);

        размер уставного капитала;

        величина активов;

        объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпри­нимательства, превышает 50.

Международная Организация экономического сотрудниче­ства и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высо­коразвитые страны, приводит следующую классификацию предприятий по численности:

   до 19 человек - «весьма малые»;

   до 99 человек - «малые»;

   от 100 до 499 человек - «средние»;

   свыше 500 человек - «крупные» [3, c. 19].

Одной из причин значительных колебаний конкретных гра­ниц структур, относимых к малым в разных странах, следует считать влияние удельного веса крупных формирований в эко­номике соответствующих государств. Там, где уровень монопо­лизации высокий, верхняя граница малого бизнеса наблюдается выше и наоборот (табл. 1.1).

Таблица 1.1.

Критерии отнесения к малым предприятиям в развитых странах

Страны

Критерии

Франция

Средняя численность занятых до 500 человек

Оборот не ниже 200 млн. франков

Швеция

Средняя численность до 200 человек

Япония

Уставный капитал до 100 млн. иен

Средняя численность до 300 человек

США

Число занятых до 500 человек

Активы не свыше 5 млн. долларов

Прибыль не более 2 млн. долларов

 

Как видно из таблицы, наиболее общим показателем, на, ос­нове которого те или иные субъекты хозяйствования относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников).

Например, российским законодательством определены два критерия для отнесения к категории «малых предприятий»: численность занятых и удельный вес в учредительском капитале.

В Законе «О государственной поддержке малого предпри­нимательства в Российской Федерации», к числу малых пред­приятий относятся предприятия с предельной численностью ра­ботающих:

   в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

   в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

   в оптовой торговле – 50 человек;

   в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 че­ловек;

   в остальных отраслях и других видах деятельности – 50 человек.

Этим же законом статус «малого» не предоставляется пред­приятию, в учредительном капитале которого доля юридическо­го лица или лиц превышает 25%. Другими словами «малыми предприятиями» считаются предприятия, не связанные в своем функционировании решениями других юридических лиц (или физических) в выборе стратегии и тактике действий [3, c. 21].

Субъекты малого предпринимательства образуют разветв­ленную сеть, действуют на многочисленных местных рынках и удовлетворяют разнообразные потребности различных слоев населения в товарах и услугах. Небольшие размеры малых предприятий, технологическая, производственная и управлен­ческая гибкость позволяют им оперативно реагировать на изме­няющуюся конъюнктуру рынка. Они динамично осваивают но­вые виды продукции и заполняют ниши, не привлекательные для крупного бизнеса.

Малое предпринимательство способствует формированию конкурентной среды, насыщению потребительского рынка, бы­стро реагирует на изменение конъюнктуры, сглаживает соци­альные конфликты, создает новые рабочие места. Малое пред­принимательство является наиболее массовой, динамичной и гибкой формой деловой жизни общества, в которой создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов. Благо­даря высокой приспособляемости и массовому охвату практи­чески всех сфер внутреннего рынка страны малое предприни­мательство обеспечивает устойчивость развития экономики и способствует стабильности политического климата.

Вместе с тем, являясь наиболее типичной и самостоятельной формой организации экономической жизни общества, малое пред­принимательство имеет свои отличительные особенности, пре­имущества и недостатки. Деятельность малых предприятий ориентирована главным образом на местный рынок, на реше­ние региональных проблем. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение его конъюнктуры, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специали­зация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, воз­можность начать собственное дело с относительно малым стар­товым капиталом - все эти черты малых предприятий следует рассматривать как достоинства, повышающие их устойчивость на внутреннем рынке. Но при определенных условиях эти же достоинства становятся недостатками, сдерживающими разви­тие. Они делают малые предприятия зависимыми от конъюнк­туры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал су­жает рамки производства, ограничивает возможность привлече­ния дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловлива­ют простоту и эффективность управления предприятием, по­зволяют малому бизнесу наиболее динамично осваивать новые виды продукции и экономические ниши, развиваться в отрас­лях, непривлекательных для крупного бизнеса, обеспечивать ускоренное освоение инвестиций и высокую оборачиваемость оборотных средств, проводить активную инновационную дея­тельность, способствующую ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики [1, c. 443].

Информация о работе Малый бизнес и роль в экономике