Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:45, реферат
Сектор малого бизнеса представляет и постоянно воспроизводит новые рабочие места, тем самым смягчая остроту безработицы, и «спасает» экономику от социальных перенапряжений, которые негативно сказались бы на ее развитии. И поэтому в экономически развитых странах мира в период 70-80 годов большое развитие получили малые и средние предприятия, которые активно функционируют в таких отраслях как машиностроение, химическая промышленность, легкая индустрия, деревообработка, производство пищевых продуктов, предоставление услуг.
Введение
1. Понятие малого бизнеса. Роль малого бизнеса в рыночной экономике
2. Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса
3. Развития малого бизнеса в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Инновационная деятельность малых предприятий характеризуется преобладанием продуктовых инноваций по сравнению с процесс-инновациями, распространенностью микроинноваций и псевдоинноваций, направленных на улучшение отдельных параметров выпускаемой продукции, используемых технологий и совершенствование устаревших в своей основе поколений техники и технологий. Это ведет к накоплению морально и физически устаревшего капитала и отвлечению значительных финансовых ресурсов. Основным стратегическим направлением инновационной деятельности малого предпринимательства в краткосрочной перспективе (2006-2011 гг.) является поддержание основных направлений деятельности за счет увеличения и обновления основных производственных фондов, и в меньшей мере — развитие за счет разработки, приобретения и внедрения современных технологий [9, c. 12].
Количественный потенциал роста рутинного малого предпринимательства в Беларуси оказался исчерпанным, а перехода к инновационному предпринимательству не произошло, уровень инновационной восприимчивости, т. е. способность генерировать передовые научно-технические идеи и готовность гибко перестраивать производство в соответствии с созданием, освоением и использованием инноваций у малых предприятий невысок. Если способность генерировать новые идеи определяется общим уровнем развития техники и технологии, то готовность перестраивать производство определяется внешними и внутренними причинами. В качестве внутренних причин выступает организационный, интеллектуальный и трудовой потенциал предприятия. В качестве внешних причин — экономические факторы повышения эффективности производства в условиях рыночной среды, вынуждающей хозяйствующих субъектов постоянно перестраивать производство в соответствии с достижениями научно-технического прогресса для выживания в условиях конкуренции, а также экономическая система государства, степень ее эффективности в активизации инновационной деятельности.
Несмотря на действие таких позитивных факторов, как рост доходов населения, улучшение доступа к финансовым ресурсам, предоставление льгот предпринимателям в малых и средних городах, в соответствии с исследованиями инвестиционной компании «Юнитер», в целом белорусский бизнес-климат останется малоблагоприятным, и нет оснований рассчитывать на стремительный рост числа малых и средних предприятий (МСП).
Согласно полученным компанией «Юнитер» данным, в 2009 гг. менее 60% МСП осуществляли инвестиции в основные средства. Вообще не имели инвестиционных планов 17% малых и 11% средних предприятий. С другой стороны, только 24% МСП оценили свои инвестиционные возможности как недостаточные, 54% участников фокус-групп назвали их “удовлетворительными”, а 22% даже “благоприятными”.
По сравнению с 2005-2009 гг. в 2010 гг. ожидается небольшое падение уровня инвестиционной активности МСП практически во всех отраслях экономики, за исключением транспорта и связи. Чтобы отношение к инвестициям изменилось, по заявлениям респондентов, необходимо, во-первых, улучшение возможностей привлечения заемных средств, а во-вторых — общее улучшение бизнес-климата в стране.
Использовать инвестиции планируется, прежде всего, для расширения производства — 52% малых и 48% средних предприятий. Модернизацией производства хотели бы заняться 38% малых и 16% средних предприятий. В поддержание существующих мощностей планируют инвестировать соответственно 26 и 37% предприятий. А вот расширение сбытовой сети для бизнеса представляется не слишком актуальным: это направления в качестве инвестиционного назвали 8% представителей средних и 11% малых предприятий. Впрочем, у статьи “освоение новых технологий” инвестиционный рейтинг получился еще ниже — 6 и 4%. И только 2% представителей малых и 5% — средних предприятий сообщили о готовности вкладывать средства в открытие нового бизнеса.
Совокупный объем инвестиций в 2010 гг. малых предприятий эксперты компании “Юнитер” оценили в среднем 116,8 тыс. USD на предприятие, средних — 918,7 тыс. USD на предприятие.
В рамках опроса респондентам было предложено оценить изменение инвестиционного климата в 2005-2009 гг. Характерно, что ни один из руководителей МСП не сказал о существенном улучшении бизнес-климата. Улучшившимся его считают 16,4% респондентов, ухудшившимся в той или иной мере — 46% респондентов и почти 8% отметили существенное ухудшение. Около 33% респондентов изменений не заметили [7, c. 6].
Интересно, что, судя по опросу, государственная политика поддержки в первую очередь производственных предприятий не является эффективной. Ухудшение климата за два последних года отметили 48% респондентов, работающих на предприятиях транспорта и связи, 40,8% — в промышленности, 39,7% — в торговле и общественном питании. Относительно благополучная ситуация складывается только в строительстве: здесь 37,2% опрошенных заявили об улучшении и 27,9% — об ухудшении бизнес-климата.
В числе барьеров, наиболее серьезно затрудняющих инвестиционный процесс, называлась сложность административных процедур. Их исследование провела Международная финансовая корпорация (МФК).
Малые и средние предприятия должны получить в год в среднем 6 разрешений общей стоимостью более 2 тыс. USD, на что уходит 80 дней. За год, несмотря на декларируемые властями усилия по минимизации административных процедур, стоимость и сроки получения разрешений увеличились на 50%. “Это означает, что система фактически растет бесконтрольно, и если этот рост не остановить, то скоро административные препятствия могут привести к тому, что люди будут выходить из бизнеса” [7, c. 7].
Исследование административных процедур в отраслевом аспекте показало, что для открытия предприятия общественного питания предприниматель должен собрать 21 документ и представить их в 30 инстанций. Открыть кафе при благоприятном стечении обстоятельств можно за 6 месяцев, при неблагоприятном — за 2 года. Поэтому, согласно данным МФК, только в прошлом году 37% субъектов малого и среднего бизнеса, которые имели намерения открыть кафе или предприятие торговли, отказались от этой идеи. В результате не было создано около 6.000 рабочих мест, а потери государства только на налогах составили 26 млн. USD в год.
В то же время если административные процедуры удается улучшить, то эффект получается весьма значительным. Реализация в 2006 г. принципа “одного окна” при регистрации субъектов хозяйствования только за счет сокращения сроков регистрации и более быстрого начала деятельности предприятий обеспечила к концу года дополнительные налоговые поступления на уровне 9 млн. USD.
На неблагоприятный бизнес-климат в стране бизнес реагирует вполне адекватно — уходит “в тень”. По оценкам ИК «Юнитер», в малом и среднем бизнесе теневой сектор достигает 40%.
Важнейшим фактором повышения инвестиционной активности является улучшение доступа к финансовым ресурсам. В ходе конференции отмечалось, что система кредитования МСП получила значительное развитие. Широкую линейку продуктов, рассчитанных на малый и средний бизнес, предлагают, в частности, Белгазпромбанк, Астанаэксимбанк, Приорбанк.
Комплексные программы кредитования среднего и малого бизнеса предусматривают возможность кредитования самых различных сфер хозяйственной деятельности: производства и транспортных услуг, оптовой торговли и полиграфии, гостиниц и ресторанов, а также магазинов, парикмахерских, салонов и других предприятий. Кроме этого, например ОАО «Приорбанк», предлагает комплексную программу финансирования перевозчиков, а также кредиты на финансирование оборотного капитала.
Активно работают с малым бизнесом и лизинговые компании.
Вместе с тем пока рано говорить о высокой доступности тех же микрокредитов: по оценкам ПРООН, потребность в них составляет порядка 210 млн. USD в год, реальное же предложение в разы меньше.
Дефицит ресурсов, скорее всего, будет преодолен с созданием специализированного банка микрокредитования. Проект реализуется Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и сейчас находится на стадии подписания соглашения о взаимопонимании ЕБРР с правительством Беларуси и Нацбанком. После его подписания банк микрокредитования может начать работу в течение полутора лет.
Общий вывод исследования такой: «Уровень барьеров инвестиционной активности малого и среднего бизнеса является весьма существенным, негативно влияя практически на все направления его хозяйственной и инвестиционной деятельности» [13].
Таким образом, современный этап развития предпринимательства в Республике Беларусь характеризуется тем, что на уровне государства и общества утвердилось понимание необходимости активизации частной инициативы не только как способа обеспечения занятости населения, но и как одного из важнейших источников стабильного социально-экономического роста. В ряде программных документов страны стимулирование предпринимательства определено в числе качестве важнейших направлений макроэкономической политики и даже установлены конкретные параметры его количественной и качественной динамики. Дальнейший ускоренный рост предпринимательского сектора экономики предусмотрен также Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010гг. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года, отмечая высокую роль деловых кругов в переходе страны на инновационный путь развития, также подчеркивает необходимость активизации частной инициативы и создания эффективной предпринимательской среды. При этом одним из принципов устойчивого развития определяется «повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества».
Вместе с тем, развитие малого частного предпринимательства происходит не столь динамично. Причины такой ситуации в существенной мере обусловлены рядом факторов. Прежде всего, сложившиеся условия хозяйственной деятельности, начиная с регистрации бизнеса и заканчивая закрытием собственного дела, не в должной мере стимулируют развитие предпринимательской инициативы. Опросы предпринимателей указывают на наличие большого количества бюрократических процедур, прохождение которых лишает их деятельность необходимой динамичности, возможности быстрой адаптации к изменениям конъюнктуры рынка. В то же время, степень влияния предпринимательских союзов и ассоциаций на выработку экономической политики государства пока незначительна в силу разобщенности их действий и концентрации усилий, прежде всего, на решении конкретных вопросов и проблем участников данных объединений.
В этой связи необходимо развитие механизмов выработки и принятия консолидированных решений, а также возможностей их продвижения посредством участия в процессе подготовки нормативных правовых документов, определяющих условия предпринимательской деятельности.
Платформой таких действий может выступить Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, созданный по инициативе Главы государства, для «…координации деятельности объединений предпринимателей и выработки рекомендаций по развитию и государственной поддержке субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности…» [10, 47-49].
Исполнительным органом Совета является Республиканский фонд экономических исследований и правовых инициатив (РФЭИПИ), учрежденный частными предпринимательскими структурами и функционирующий за счет их средств.
В целях консолидации усилий Совета по развитию предпринимательства, объединений предпринимателей и иных деловых сообществ в области поддержки и развития предпринимательства создано Консультативно-координационное совещание деловых сообществ (ККС).
Эффективное функционирование такой реальной площадки для диалога бизнеса и государства, как возглавляемая заместителем Премьер-министра межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого предпринимательства, также требует постоянного наполнения ее работы содержательным и конструктивным обсуждением проблем предпринимательской деятельности и предлагаемых путей их разрешения.
Для этого необходимо следующее:
активизация взаимодействия бизнес-ассоциаций в целях своевременного выявления наиболее острых и актуальных проблем развития предпринимательства и консолидации усилий по их разрешению;
усиление экспертного потенциала бизнес-сообщества;
проведение исследований в области состояния и перспектив развития бизнеса с учетом динамики внешних и внутренних факторов с целью выработки упреждающих мер по предотвращению негативных воздействий и формирования эффективных направлений эволюции отечественного предпринимательства.
Таким образом, активизация участия делового сообщества в процессе подготовки проектов нормативных правовых документов, обоснования и продвижения правовых инициатив позволит повысить эффективность действующих форм диалога и, как следствие, усилить прозрачность и стабильность административно-правовых условий предпринимательской деятельности.
Улучшение условий для предпринимательской деятельности посредством развития и повышения эффективности диалога государства и бизнеса является целью проекта программы развития ООН «Формирование благоприятных административных, правовых и экономических условий для развития предпринимательства посредством активизации диалога государства и частного сектора».
Основными задачами проекта являются:
усиление экспертного потенциала делового сообщества и активизация его воздействия на формирование административно-правой среды создания и ведения бизнеса;
усиление прозрачности процессов выработки и приятия решений в области предпринимательской деятельности;
совершенствование мониторинга малого предпринимательства в Республике Беларусь;