Малый бизнес и роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:45, реферат

Описание

Сектор малого бизнеса представляет и постоянно воспроизводит новые рабочие места, тем самым смягчая остроту безработицы, и «спасает» экономику от социальных перенапряжений, которые негативно сказались бы на ее развитии. И поэтому в экономически развитых странах мира в период 70-80 годов большое развитие получили малые и средние предприятия, которые активно функционируют в таких отраслях как машиностроение, химическая промышленность, легкая индустрия, деревообработка, производство пищевых продуктов, предоставление услуг.

Содержание

Введение
1. Понятие малого бизнеса. Роль малого бизнеса в рыночной экономике
2. Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса
3. Развития малого бизнеса в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Малый бизнес в современной рыночной экономике - курсовая - МЭСИ (2009).doc

— 226.50 Кб (Скачать документ)

   совместные предприятия с иностранным участием и их дочерние фирмы, иностранные предприятия;

   бывшие государственные предприятия, выкупленные или переданные их коллективам в совместное владение;

   государственные арендные предприятия;

   частные предприятия без образования юридического лица [1, c. 447].

Но с 1996 г. темпы роста численно­сти субъектов малого предпринимательства в республике суще­ственно снизились, хотя их общая численность все-таки вырос­ла и по состоянию на 2000 г. составила 28310 единиц. С 1996 г. наблюдается снижение количества частных предпринимателей без образования юридического лица, что дает основание предпо­лагать перелив части капитала в теневую экономику.

Основными причинами, обусловившими снижение темпов роста численности субъектов малого предпринимательства, яви­лись:

   непоследовательная политика государства и правитель­ства в области приватизации собственности;

   действующая валютно-финансовая и ценовая политика;

   фискально-репрессивная направленность регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования;

   отсутствие благоприятного инвестиционного климата;

   низкая эффективность действующей налоговой системы;

   нестабильность законодательно-правовой среды.

Малое предпринимательство в Республике Беларусь представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста.

В 2007 году удельный вес малых предприятий в общем объеме валового внутреннего продукта составил 8,4%.

В общем объеме выпуска товаров и услуг удельный вес малых предприятий составил 8,0%, производства продукции (работ, услуг промышленного характера) – 7,9%, розничного товарооборота, включая общественное питание, – 11,2%, внешнеторгового оборота – 15,2%.

По состоянию на 1 января 2008 г. количество малых предприятий всех форм собственности составило 51240 предприятий (включая 11458 малых предприятий, не осуществлявших хозяйственную деятельность в 2007 году), по сравнению с 2006 годом их число увеличилось на 13580 предприятий или на 36,0%.

В общем количестве малых предприятий 94,1% составляют предприятия частной формы собственности, 2,6% – государственной, 3,3% – иностранной формы собственности [14].

По итогам 2007 года наибольшее количество малых предприятий занято в торговле и общественном питании – 40,6%. В промышленности сосредоточено 21,2%, строительстве – 10,4%, транспорте – 8,0%, сельском хозяйстве (включая фермерские (крестьянские) хозяйства) – 4,3% от общего количества малых предприятий. Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем количестве малых предприятий.

Списочная численность работников в среднем за 2007 год на малых предприятиях составила 453,2 тыс. человек, что на 29,4 тыс. человек или 6,9% больше, чем за 2006 год.

По численности занятых на малых предприятиях лидируют промышленные предприятия – 36,6% от общего количества занятых на малых предприятиях, на предприятиях торговли и общественного питания занято 25,3%, в строительстве – 17,1%.

По состоянию на 01.07.2008 в республике функционирует 50,7 тыс. малых предприятий (по состоянию на 01.07.2007 – 37,1 тыс.). Прирост составил 13,6 тыс. малых предприятий (или 36,7%).

Списочная численность работающих на малых предприятиях за I полугодие 2008 г. составила 450,7 тыс. человек (за I полугодие 2007 г. – 407,5 тыс. человек). По численности работающих лидируют промышленные предприятия – 38,6% от общего количества занятых на малых предприятиях, на предприятиях торговли и общественного питания занято 25,2%, в строительстве – 16,5%, на транспорте – 8,1%.

Удельный вес валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого предпринимательства, составил 8,9% от общего объема ВВП и вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,9 процентных пункта. За I полугодие 2008 г. субъектами малого предпринимательства произведено 7,4 % от общего объема промышленного производства (за I полугодие 2007 г.– 7,1%); 14,5% от общего объема розничного товарооборота (за I полугодие 2007 г.– 11,0%); 15,0% от общего объема внешнеторгового оборота. Удельный вес выручки, полученной за I полугодие 2008 г. малыми предприятиями, составил 17,6% и вырос по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 1,3 процентных пункта. Рентабельность реализованной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) в I полугодии текущего года составила 17,6 %, удельный вес убыточных малых предприятий составил 23,8% от общего их количества [14].

Отраслевая структура малого предпринимательства неоднородна. Наибольшее количество таких предприятий занято в торговле и общественном питании – 40,2%, промышленности – 20,9%, в строительстве - 10,3%, в транспорте – 8,3%, в сельском хозяйстве – 4,3%.

Уровень регионального развития малого предпринимательства зависит от таких факторов, как выгодное экономическое положение, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение и поддержка малых предприятий со стороны местных органов управления. Анализ распределения малых предприятий в разрезе регионов республики показывает, что большая их часть сконцентрирована в г.Минске и Минской области (44,0% и 12,8% соответственно от общего количества малых предприятий).

По информации Министерства по налогам и сборам, по состоянию на 01.08.2008 сумма налоговых поступлений от юридических лиц – субъектов малого предпринимательства, состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, составила 2437,5 млрд. рублей (12,6% от общего объема поступлений, контролируемых налоговыми органами).

Количество индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.08.2008 составило 215,8 тыс. человек. Сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей составила 419,8 млрд. рублей.

В текущем пятилетии Правительство делает большую ставку на вклад малого и среднего предпринимательства в развитие экономики страны. К концу 2010 года его долю в объеме валовой выручки планируется увеличить до 30%, численность занятых в данной сфере – до 23-25% от общей численности экономически активного населения страны [14].

Правительством Республики Беларусь утвержден Комплекс мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года, которым предусмотрено принятие ряда кардинальных мер, направленных на дебюрократизацию работы государственных органов и организаций в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, упрощение налогообложения и совершенствование процедур налогового администрирования, совершенствование имущественной поддержки малого предпринимательства, создание благоприятных условий для доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, развитие системы гарантирования кредитов, обеспечение ускоренного развития малого предпринимательства в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах, агрогородках и другие [15].

Кроме того, планируется расширение участия предпринимательского сектора в реализации народнохозяйственных программ, направленных на развитие регионов и отраслей.

Актуальными являются формы возникновения малого предпринимательства. Одна из таких форм образования малого предпринимательства — франчайзинг.

Франчайзинг — это смешанная форма крупного и малого предпринимательства, при которой крупные корпорации (франчайзеры) заключают договор с малыми фирмами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. Франчайзи обязуется продавать продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии и механизмы поддержки. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы.

Отметим, что франчайзинг получил достаточно широкое распространение в развитых странах.

Так, по данным администрации малого бизнеса США, годовой объем розничных продаж в сфере франчайзинга в стране достигает более 40 процентов общего объема продаж и оценивается американскими экспертами в 1 триллион долларов. На долю этой сферы в экономике Франции приходится 10 процентов всего торгового оборота, система франчайзинга включает около 60 000 торговых и промышленных предприятий и несколько сотен тысяч рабочих мест. В одной из самых динамично развивающихся экономических систем мира — китайской — государство уделяет значительное внимание развитию франчайзинга. С его помощью руководство Китая пытается не только кардинально изменить систему розничной торговли, но и видит в нем источник новых рабочих мест и альтернативных доходов для государственных служащих, подлежащих сокращению. Развитию франчайзинговых систем уделяют большое внимание и в Российской Федерации, при этом используются как западные, так и местные бренды. С целью популяризации и развития данного направления в России созданы и функционируют федеральная общественная организация “Российская ассоциация развития франчайзинга” и ассоциация коммерческих организаций “Российская ассоциация франчайзинга”. В основном франчайзинг применим в сфере услуг. Международная ассоциация франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга. Среди них: бухгалтерский учет, авто-ремонт, книжные магазины, детская одежда и обучение, строительство, не- большие продовольственные магазины, магазины косметических товаров, образование, услуги по трудоустройству, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, фото студии, риэлтерские компании, туризм и развлечение, прокат специального оборудования и прочее [12, c. 18].

Отдельно следует выделить ряд преимуществ, которые получает малое предприятие в связи с тем, что становится частью крупной сети (объединения). Например, это позволяет осуществлять крупномасштабные централизованные закупки, а значит, рассчитывать на получение хороших скидок. Решается и проблема отношений с поставщиками. Кроме того, крупная сеть располагает большими средствами для продвижения своей марки. Сеть организовывает множество услуг, полезных для каждого предприятия, входящего в ее структуру: маркетинг, обучение, информационные и юридические услуги и т.д. В результате франчайзи получает доступ к постоянным исследованиям и программам, направленным на совершенствование бизнеса, и, как результат, повышает свою способность соответствовать изменяющемуся спросу. Он получает информацию о рынке, которая в ином случае была бы для него недоступной.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что франчайзинг помогает предпринимателю возместить недостаток опыта управления собственным производством, предлагая проверенную схему организации бизнеса и непрерывную поддержку. При этом малое предприятие, являясь частью сети, получает ряд рыночных преимуществ, доступных прежде только крупным компаниям. Данный вариант сопряжен с меньшим количеством рисков, чем вариант открытия совершенно нового предприятия, и выгоден, прежде всего, начинающим предпринимателям, которые в данном случае получают неоценимый опыт ведения бизнеса. Кроме того, он представляет интерес и для той части населения, у которой есть предпринимательский опыт и навык ведения коммерческой деятельности, но нет хорошей идеи для открытия своего бизнеса. [ 4, с. 56-57]

Учитывая вышесказанное, франчайзинг может стать инструментом, побуждающим все большее количество населения начать собственное дело.

Анализ рынка франчайзинга в Республике Беларусь показывает, что как форма предпринимательства в настоящее время он не получил существенного развития. Причиной тому послужило множество факторов. В том числе и то, что до недавнего времени отношения франчайзинга в Беларуси законодательно были определены лишь декларативно: договор франчайзинга мог заключаться только в случаях, предусмотренных законодательством, которые фактически отсутствовали. В результате основной формой, заменяющей франчайзинг, в Республике Беларусь было создание иностранных и совместных предприятий. Даже такие всемирно известные франчайзеры, как McDonald’s и Coca-Cola, не представлены на белорусском рынке по классической франчайзинговой схеме.

26 февраля 2005 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 18 августа 2004 года № 316-3 “О внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь по вопросам регистрации недвижимого имущества, состава участников ассоциаций и союзов, комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), правового режима имущества крестьянского (фермерского) хозяйства”. Этот документ детально регламентирует отношения франчайзинга, что позволяет на данный момент констатировать отсутствие проблем правового регулирования в данной сфере.

Серьезной проблемой по-прежнему остается вопрос первоначального финансирования проектов. С одной стороны, отсутствие доступной системы кредитования франчайзинга не позволяет начинающим предпринимателям рассчитывать на банковский кредит для приобретения франшизы, с другой — отсутствие предприятий, работающих по этой схеме, не вызывает особого интереса у банков в развитии систем кредитования франчайзинговых проектов. Работа в данном направлении с параллельным углублением своих позиций в мировой банковской системе могла бы позволить белорусским банкам получить доступ к зарубежным кредитам, которые целенаправленно ориентированы на франчайзинг. Помочь разорвать замкнутый круг должно, прежде всего, государство, заинтересованное в развитии малого бизнеса и франчайзинга в частности. Это позволило бы:

— ускорить рыночные преобразования в экономике путем расширения предпринимательского слоя. В покупке франшизы в основном заинтересованы начинающие собственное дело предприниматели;

— обучить значительное количество предпринимателей работать по западным стандартам качества, обеспечить население страны услугами мирового качества. Ведь большинство франчайзеров обеспечивают внедрение системы менеджмента качества на предприятиях, выкупивших франшизу;

— учитывая сферу применения франчайзинга, использовать дополнительные преимущества географического положения страны, создав предприятия сферы услуг с мировыми брендами для привлечения иностранных покупателей: отели, кемпинги, рестораны, системы быстрого питания, автосервис, арендные услуги, отдых, развлечения и т.п.[12, c. 20].

Важным направлением является развитие малого инновационного предпринимательства.

Важнейшие составляющие национальной инновационной системы – это предпринимательство, которое способно осуществлять наукоемкое производство, а также государственные и частные научные и образовательные организации, а также соответствующая инновационная инфраструктура. Способность к созданию и распространению инноваций является важнейшей функцией современного предпринимательства.

Предпринимательский сектор – это субъекты как малого, так и среднего и крупного бизнеса с новыми идеями и реализующие их в своей деятельности, создавая основу для положительной динамики и обновления в развитии общества. Современные процессы индустриально-информационного общества основаны на инновациях, что и предопределяет важную роль инновационного бизнеса в экономическом развитии ведущих стран мира [9, c. 11].

Главными направлениями государственной научно-технической политики Республики Беларусь на период до конца 2011 г. являются создание условий для обеспечения инновационно ори­ентированного развития экономики и проведения структурной и технологической перестройки производственной и социальной сферы. Одним из основных инструментов достижения постав­ленной цели является повышение активности малого предпринимательства и вовлечение его в сферу инновационной деятельности. Интерес к нововведенческой активности предприятий и фирм существенно повысился в середине 70-х годов. Ренессанс теории длинных волн или цик­лов Кондратьева совпал с осознанием того факта, что традиционные статистические измерители технического прогресса (такие как производительность труда, фондовооруженность, материало­емкость, капиталоотдача и др.) недостаточны для того, чтобы адекватно отразить уровень и дина­мику научно-технического потенциала страны. Развитие концепций инновационной деятельно­сти позволило дополнить традиционные измерители эмпирическими принципиально нового типа, дающими возможность проследить чрезвычайно важный процесс зарождения научно-техни­ческого прогресса на микроуровне, на уровне предприятия через анализ инновационной деятель­ности хозяйствующих субъектов. Анализ эволюции хозяйственных систем, осуществленный Н.Д. Кондратьевым, и получивший развитие в работах И. Шумпетера, Н. Менша, X. Фримена; и др. выявил взаимосвязь структуры и масштабов инновационной деятельности с долговремен­ными колебаниями экономической конъюнктуры.

Информация о работе Малый бизнес и роль в экономике