Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:45, реферат
Сектор малого бизнеса представляет и постоянно воспроизводит новые рабочие места, тем самым смягчая остроту безработицы, и «спасает» экономику от социальных перенапряжений, которые негативно сказались бы на ее развитии. И поэтому в экономически развитых странах мира в период 70-80 годов большое развитие получили малые и средние предприятия, которые активно функционируют в таких отраслях как машиностроение, химическая промышленность, легкая индустрия, деревообработка, производство пищевых продуктов, предоставление услуг.
Введение
1. Понятие малого бизнеса. Роль малого бизнеса в рыночной экономике
2. Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса
3. Развития малого бизнеса в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Однако малым предприятиям свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к их массовому банкротству, переспециализации деятельности или закрытию. По данным Всемирного банка число вновь образуемых малых предприятий через год сокращается на 50% , а через пять лет их остается не более 23%. Вместе с тем общее количество малых предприятий, как правило, растет или остается неизменным, на месте ликвидированных постоянно рождаются новые предприятия.
Все это обусловливает необходимость государственного регулирования предпринимательства и малого бизнеса.
Итак, малый бизнес выступает важнейшим фактором эффективного развития рыночной экономики.
Интерес к малому бизнесу усилился в Великобритании в начале 70-х годов, когда консервативное правительство Э.Хита сформировало комиссию Болтона (1971 г.) для обследования ситуации в секторе мелкого предпринимательства и выработки соответствующих рекомендаций. В период последнего правления консерваторов были созданы максимально благоприятные условия для оживления частного предпринимательства. Сектор мелких и средних предприятий (96% которого составляют фирмы с числом занятых менее 20 человек) органично вписался в структуру рыночной экономики, став необходимым условием ее существования. Не последнюю роль в развитии малого бизнеса сыграло стремление консерваторов представить Великобританию "нацией собственников", обеспечив себе, таким образом массовую поддержку избирателей.
Правительство лейбористов, сменившее консерваторов в мае 1997 г., продолжает поддерживать принятые ранее законы и программы по созданию и сохранению малого бизнеса.
Сегодня на долю мелкого бизнеса приходится 21% внутреннего товарооборота, в нем сконцентрировано 36% рабочей силы страны. Каждый восьмой взрослый занят индивидуальным бизнесом [11, c. 47].
Значительная роль в стимулировании малого бизнеса принадлежит бюджетной (налоговой и кредитной) политике правительства. К мерам общего характера относятся установление для мелких фирм пониженной ставки налога с корпораций, отложенная оплата счетов, составление баланса для расчета налога на добавленную стоимость лишь после оплаты счетов, эффективная система скидок при уплате просроченных ссуд.
Кроме бюджетных мер мелким фирмам предоставляются льготы при взимании местного налога на имущество, что помогает отчасти разрешить проблему ликвидности.
Отдельные министерства (торговли и промышленности, занятости, экологии, энергетики) разработали четыре категории программ помощи мелкому бизнесу.
Программы консультаций новым и действующим фирмам. С этой целью созданы такие специальные организации, как Служба мелких фирм, занимающаяся разработкой и внедрением региональных программ развития (например, программа "Восточнодевонширская мелкая промышленность"), а также Агентство развития Уэльса. Совместно с Конфедерацией британской промышленности они предложили программу шефской помощи мелким фирмам в виде консультаций по вопросам управления финансированием маркетинга. После одобрения всех этих программ их реализацией занялась Служба мелких фирм.
Программы оказания финансовой помощи. К их числу относятся: "Схема грантов"; "Агентство помощи предприятиям местного значения", представляющее ассоциацию примерно 200 самостоятельных бюро, осуществляющих финансовую поддержку мелких фирм на региональном уровне; "Схема содействия в создании предприятий", предусматривающая финансовую помощь безработным, намеренным начать собственное дело; "Гарантирование кредитов" - программа рассчитана на три года и предусматривает выплату страховых премий от имени преуспевающих бизнесменов. Специальные программы обеспечивают финансовую помощь молодым людям при создании или расширении их бизнеса, подготовку предпринимателей в сфере малого бизнеса, помощь муниципальным властям в деле создания и развития мелкого предпринимательства в городах.
Региональные программы помощи мелким фирмам, действующим в Шотландии, Уэльсе, Северной Ирландии. По программе "Служба совершенствования бизнеса" стоимостью 40 млн ф.ст. в этих регионах разрабатывается рыночная стратегия для таких фирм (более 50% ассигнований идет на маркетинговые исследования, остальное - на профессиональную подготовку занятых в мелком бизнесе). В региональных программах принимает участие Европейский региональный фонд развития, который оказывает помощь мелкому бизнесу в отсталых отраслях, стимулируя создание новых рабочих мест [11, c. 48].
Проблемами мелкого и среднего бизнеса занимается департамент, возглавляемый чиновником в ранге министра. Ему помогают министерства торговли и промышленности, экологии, здравоохранения, занятости, социальной защиты.
Они исследуют государственную налоговую политику, доходы и расходы населения, общую экономическую ситуацию в стране и на основании полученных данных принимают законы в отношении малого и среднего предпринимательства.
Правительство способствовало также принятию новых законов, предоставляющих дополнительные права органам местного самоуправления в отношении мелких фирм.
С помощью льготных налогов и кредитов правительству удалось переломить тенденцию к замедлению роста малого бизнеса.
Правительственная Программа гарантирования кредитов распространяется на большую часть (70-80%) кредитов, предоставляемых банками мелкому бизнесу. Ежегодно в бюджете выделяется около 50 млн ф.ст. на покрытие гарантий банкам. Несмотря на столь мощную поддержку банков со стороны правительства, мелкие фирмы часто разоряются.
Правление Федерации мелкого бизнеса и Конфедерация британской промышленности считают, что одной из главных причин этого являются недостатки налоговой системы. В конце 80-х годов принят ряд мер для упрочения позиций малого предпринимательства: освобождение мелких фирм от уплаты налогов с первых 50 тыс. ф.ст. инвестиций в здания и оборудование; увеличение норматива их доходов, облагаемых корпоративным налогом (ставка которого 35%), с 200 до 250 тыс. ф.ст., а остальных фирм с 1 до 15 млн ф.ст.; освобождение от налога на наследство делового имущества мелкой фирмы [11, c. 50].
Активное участие в становлении мелких фирм принимают крупные компании. Например, Royal Datch Shell, ICI, Control Data практикуют командирование квалифицированных управляющих со своих предприятий на мелкие фирмы на срок до двух лет. Компания British Gas инвестировала 15 млн ф.ст. в развитие малого бизнеса, связанного с разработкой новых технологий для нефтяной и газовой промышленности. Для поиска и подбора мелких фирм, занятых разработкой новых технологий либо производством товаров и услуг для нефтяной промышленности, создано специализированное дочернее предприятие British Gas Ventures.
Япония по своему экономическому уровню стала второй после США страной капиталистического мира во многом благодаря развитию малых и средних предприятий. Крупные, всемирно известные концерны составляют здесь лишь вершину экономического айсберга, а его основание, подводная часть — малые и средние предприятия. На них приходится около 55% реализованной продукции промышленности, около 60% объема промышленности. Функционируют 6,5 млн. небольших предприятий (90% от общего их числа), на которых занято около 40 млн. человек (более 80% общей численности работающих). В обувной, швейной, галантерейной промышленности, производстве лекарств, комплектующих изделий и конструкций, строительстве, сфере услуг (включая обслуживание техники) небольшие предприятия занимают господствующее положение [8, c. 79].
Правовое положение малых предприятий в Японии регулируется системой специальных законов о статусе малого предприятия и льготах для него (всего 12), а также положениями о льготах для малых фирм в налоговом, внешнеторговом и отраслевом законодательствах. Имеется также специальный закон, регулирующий субподрядные отношения и входящий в систему антимонопольного законодательства. Правовой статус данных фирм регулируется Коммерческим кодексом (закон о предприятии).
В правительственном аппарате делами малого бизнеса занимается Управление мелких предприятий, входящее в состав Министерства внешней торговли и промышленности, административный орган на правах министерства, контролирующий соблюдение антимонопольного законодательства.
Антимонопольный закон защищает право филиала иметь посторонние источники финансирования и формирования производственных программ. Головная компания не может заставить филиал иметь дело только с ней и не может вынудить его заниматься деятельностью, не записанной в качестве специализации по уставу филиала. Головная компания, если она не единственный собственник, а совладелец филиала, может потребовать ревизию деятельности филиала только по суду.
Японское законодательство не только ограничивает контроль собственников, но и устанавливает ответственность за договорные отношения. Расчеты по субподрядам ведутся только по рыночным ценам, давление заказчика на исполнителя (необоснованные скидки с договорной цены, навязывание сопутствующих условий) пресекается государственной защитой субподрядчика, которая обеспечивается Управлением мелких и средних предприятий и Комиссией по справедливым сделкам, проводящей расследование и имеющей право возбуждения дела в суде.
В стране сложились четыре центра проведения политики стимулирования малых и средних предприятий:
центральное правительство;
местные органы власти;
крупный бизнес;
самостоятельные объединения мелких предприятий.
Стимулирование проводится на всех этапах развития старых и особенно новых малых и средних предприятий: регистрации, становления, роста. Для этого используется система разнообразных экономических рычагов: льготные займы и кредиты (общие и целевые), различные налоговые льготы, техническая и консультационная помощь, информационно-компьютерное обслуживание, подготовка кадров и прочее. Все это основано на системе общенационального законодательства и реализуется через сеть государственных, смешанных и частных коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе специальных центров по «выращиванию» новых компаний мелкого бизнеса.
Местные и центральные органы власти стимулируют становление и дальнейшее развитие компаний мелкого бизнеса при помощи субсидий, займов, кредитных гарантий, налоговых льгот, оказания помощи в обучении кадров и облегчения доступа к информации.
Субсидии (безвозвратная финансовая помощь) предоставляются исключительно на научно-технические программы, в том числе:
подъем технического уровня производства (предоставляется местными и центральными органами власти);
совершенствование технологии производства в пищевой промышленности (предоставляется центральным правительством);
разработка совместно с университетами и государственными исследовательскими институтами новой наукоемкой техники и технологии (финансируется местными органами власти) [8, c. 80].
Займы под льготный процент предоставляются на осуществление следующих проектов:
разработка новой технологии и новых видов продукции (местные органы власти);
разработка новых видов производств и техники (центральное правительство);
создание малых предприятий для развития экономики отдельных регионов (центральное правительство);
содействие технической и производственной кооперации среди предприятий мелкого бизнеса (центральное правительство).
Помимо прямых займов со стороны правительственных финансовых институтов государство через систему дополнительного общественного кредитования обеспечивает гарантирование и страхование кредитов, предоставляемых малым и средним предприятиям. Система призвана обеспечить перелив капитала от коммерческих финансовых институтов к компаниям малого и среднего бизнеса. Государство обеспечивает реализацию данного механизма через ассоциации гарантирования кредита (число которых в стране достигло 52) и Корпорацию страхования малого и среднего бизнеса.
Важным элементом системы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса служат займы и кредиты, предоставляемые не на осуществление приоритетных программ, технического обновления или создания новых видов продукции, а для конкретной помощи предприятиям, попавшим в трудное положение вследствие объективных факторов.
Итак, накоплен значительный зарубежный опыт регулирования малого бизнеса, который с учетом национальных особенностей целесообразно использовать в Республике Беларусь.
Развитие малого предпринимательства в Республике Беларусь имеет свои особенности. За относительно небольшой период рыночных преобразований тенденции его развития принимали различную направленность.
В 1992-1996 гг. в республике обозначился процесс становления и развития малого предпринимательства. К 1996 г. насчитывалось более 20 тысяч субъектов малого предпринимательства, общая численность работающих на которых составляла 220 700 человек.
Основными формами осуществления предпринимательской деятельности в республике явились:
акционерные и частные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, основанные на национальном капитале;