Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:45, реферат
Сектор малого бизнеса представляет и постоянно воспроизводит новые рабочие места, тем самым смягчая остроту безработицы, и «спасает» экономику от социальных перенапряжений, которые негативно сказались бы на ее развитии. И поэтому в экономически развитых странах мира в период 70-80 годов большое развитие получили малые и средние предприятия, которые активно функционируют в таких отраслях как машиностроение, химическая промышленность, легкая индустрия, деревообработка, производство пищевых продуктов, предоставление услуг.
Введение
1. Понятие малого бизнеса. Роль малого бизнеса в рыночной экономике
2. Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса
3. Развития малого бизнеса в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
улучшение информационного освещения его роли и места в результатах социально-экономического развития страны [13].
Проект ООН направлен на развитие эффективного сотрудничества государства и частного сектора по выявлению и преодолению негативных тенденций и проблем в развитии предпринимательства, усиление экспертного потенциала бизнес-сообщества, расширение возможностей его воздействия на формирование административно-правых и экономических условий предпринимательской деятельности.
Следует отметить, что огромную роль в развитии предпринимательства Республики Беларусь играют негосударственные общественные организации. Объединения (союзы) предпринимателей, торгово-промышленные палаты – важнейшие институты рыночной экономики. Их важнейшие функции – лоббизм путем диалога с властями, партнерство между нанимателями и наемными рабочими, организация деловых контактов между членами, реализация общих проектов по обучению, информационному обеспечению, международным связям.
Наиболее актуальными можно назвать следующие направления работы объединений предпринимателей:
улучшение информирования предпринимателей о своей работе с помощью масс-медиа и современных интернет-ресурсов (целесообразно создание интернет-портала «Малое предпринимательство»);
координация деятельности региональных и отраслевых союзов, создание деловых бизнес-сетей;
создание отраслевых союзов или выделение соответствующих секций;
создание общественной инфраструктуры информационно-торговой поддержки малого бизнеса;
повышение имиджа предпринимательской деятельности;
разработка и внедрение обучающих программ по бизнесу на телевидении.
Несмотря на сложные условия функционирования частного бизнеса в Беларуси, он продолжает развиваться. Большинство малых предприятий собираются расширять свой бизнес в ближайшие два года. Сложные институциональные рамки работы малых и средних предприятий вынуждают предпринимателей основное внимание в своих требованиях уделять внешним фактором, оказывающим влияние на их конкурентоспособность – снижение налогов, упрощение законодательства, сокращение числа проверок, снятие ряда ограничений по ведению бизнеса. Однако, белорусские предприниматели недостаточно внимания уделяют внутренним факторам роста эффективности – обучению персонала на различных программах бизнес-образования [13].
Среди основных будущих направлений поддержки развития предпринимательства в Беларуси со стороны донорских организаций и финансируемых ими программ можно выделить:
помощь в разработке нового законодательства по снижению административных барьеров и обучении соответствующей группы чиновников, а так же техническая и финансовая помощь по подготовке соответствующей инфраструктуры;
важнейшей проблемой развития малого и среднего бизнеса является затрудненный доступ МП к финансовым ресурсам. Для решения этой проблемы необходимо продолжить существующие в Беларуси программы микрокредитования и дополнить их созданием банка микрокредитования, а так же создать государственную страховую компанию. Также понадобиться поддержка в формировании инвестиционных институтов. Этот набор мер должен содействовать созданию эффективной инвестиционной инфраструктуры, нацеленной на поддержку малого бизнеса;
важнейшей задачей для Беларуси является создание с участием местных властей инфраструктуры поддержки МП. Это предполагает создание местных центров, предоставляющих доступ к информационным ресурсам и обучению предпринимателей;
для стимулирования развития частного сектора необходимо внести соответствующие изменения в структуру государственного управления. В частности, предполагается создание Агентства по привлечению иностранных инвестиций и Агентства по развитию малого и среднего бизнеса. Потребуется поддержка международных организаций в формировании этих новых институтов;
поддержка становления деловых масс-медиа, особенно на местном уровне, с целью повышения рыночной культуры создания в обществе позитивного восприятия рыночной экономики и ее институтов, позитивной роли предпринимателя и предпринимательства;
обучение белорусских предпринимателей рыночной этике и психологии, законам функционирования рыночной экономики, и технологиям повышения конкурентоспособности;
создание возможностей для непосредственных коммуникаций, обмена опытом, трудностями и успехами функционирования предприятий в различных отраслях [13].
Проблемы развития финансовых и технических программ предоставления помощи упираются в недостаточную скорость реформирования белорусской экономики. Многочисленные программы Всемирного банка, TACIS, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития и других организаций свернуты вследствие низких темпов прогресса в трансформации белорусской экономики. Следовательно, одной из главных задач, стоящих перед правительством Беларуси, является структурная перестройка экономики и интенсификация реализации рыночных реформ. Именно реформы создадут предпосылки для интенсивного долгосрочного экономического роста на основе роста национальной конкурентоспособности, качества и уровня жизни населения. [10, 50-51]
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.
Малый бизнес, как показывает опыт развитых стран, — важнейшая составляющая рыночной экономики. Его экономические преимущества заключаются в способности оперативно реагировать на изменяющиеся потребности и условия рынка.
Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике; влияют на структуру цен потребительского рынка; предлагают новые продукты и разрабатывают новые технологии; создают рабочие места, решая проблемы занятости; позволяют реализовать предпринимательскую энергию населения.
Как отмечалось, развитие малого предпринимательства способствует росту занятости. Оживление немонополистического предпринимательства, проникновение малого бизнеса в передовые отрасли промышленности стимулируется различными мерами государственного регулирования. От фактического игнорирования проблем небольших компаний в последние два десятилетия произошел заметный поворот к официальному признанию их роли в новой экономической структуре и государственной поддержке развития малого предпринимательства.
В экономике Республики Беларусь малый бизнес занимает скромное место по сравнению с той ролью, которую он играет в развитых странах. Причиной тому является ряд факторов, связанных с условиями становления и результатами развития малого бизнеса в нашей стране. Среди них можно выделить следующие:
отсутствие у большей части населения страны достаточного для развития бизнеса объема накопленных денежных средств, недоступность внешних источников финансирования;
недостаточно развитая система информационной поддержки предпринимателей, отсутствие доступных широким слоям общества образовательных программ о малом бизнесе.
1. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики. - Мн.,2002. – с. 435,439,443,447
2. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. - М.,2004. - с. 17
3. Балашевич М.Н. Экономика малого бизнеса. - Мн.: БГЭУ, 2005. - с. 19, 21
4. Крум Э.В. Экономика малых предприятий. - Мн.: ЗАО «Веды», 2004. - с. 56-57
5. Широков Б.М. Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства. - М.,2006. - 21 с.
6. Артюшкевич А. Правительство и законодатели в долгу перед предпринимателями. // Налоговый курьер предпринимателя. – 2007. – №5 (269). – С. 34-35.
7. Васильев С. Рост без амбиций. // Белорусы и рынок. - 2009. - № 47. - с. 6-7.
8. Лебедева Л. Тенденции научно-технического развития предпринимательства в Японии// Проблемы теории и практики управления. - 2004. - № 3. - с. 79-80.
9. Пустовалов В.К. Инновационная деятельность малых предприятий в регионах Беларуси// Вестник МГУ. - 2009. - №2. - с.11.
10. Сечко Н.И. Роль малых предприятий в становлении инновационной экономики Беларуси//Вестник НАН Беларуси. Серия гуманитарных наук. - 2008. - №1. - с.47-51.
11. Сорокина В. Государственное регулирование малого бизнеса: опыт Великобритании// Внешнеэкономический бюллетень. - 2003. - №3. - С.47-50.
12. Турейко В. Франчайзинг как форма развития малого бизнеса в Беларуси// Банковский вестник. - 2008. - №3. - С.18-20
13. Программа развития ООН. Проект «Формирование благоприятных административных, правовых и экономических условий для развития предпринимательства посредством активизации диалога государства и частного сектора». Режим доступа: http://un.by/pdf/PSD-prodoc.
14. Развитие предпринимательства в Республике Беларусь. Режим доступа: w3.economy.gov.by
15. Финансирование Программы государственной поддержки малого предпринимательства. Режим доступа: www.government.by
17