Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:19, курсовая работа
Целью данного исследования было определение основных проблем, мешающих развитию предпринимательства.
Исходя из данной цели, были выдвинуты следующие задачи:
• Выявить проблемы и препятствия развитию предпринимательства;
• Исследовать мнение предпринимателей о дерегулировании государственных полномочий в предпринимательской деятельности.
Введение
Глава 1. Предпринимательство как экономическая категория
1.1 Сущность, содержание, характерные черты, факторы, формы и виды предпринимательской деятельности
1.2 Общая схема предпринимательской деятельности и схема предпринимательской операции
Глава 2. Анализ современного состояния малого предпринимательства в Кыргызской Республике
2.1 Современное состояние малого и среднего предпринимательства в Кыргызской Республике
2.2 Малое и среднее предпринимательство в регионах Кыргызской Республики
Глава 3. Проблемы, трудности развития малого и среднего бизнеса в Кыргызстане
3.1 Проблемы и препятствия развитию предпринимательства в Кыргызстане
3.2 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства
Глоссарий
Заключение
Список использованной литературы
Для точности картины, учитывая
расходы ресурсов, необходимо помнить
о налогах и вынужденных
Налоги следует рассматривать как оплату предпринимателем права на осуществление своей деятельности и отчасти плату за пользование «бесплатными» природными ресурсами, которые общество предоставляет предпринимателю. Налоги – это и плата за государственные услуги по управлению бизнесом.
Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность действий предпринимателя, проводимых последовательно либо параллельно в течение всего периода от начала до завершения конкретного дела, от вложения конкретных средств до получения прибыли как конечного результата деятельности.
Такой завершенный цикл предпринимательства принято называть бизнес-операцией или бизнес-сделкой.
Разделение всего процесса предпринимательства на отдельные операции, сделки необходимо бизнесмену для
Такое разделение предпринимательской деятельности целесообразно даже для однородных повторяющихся видов предпринимательства.
Последовательность проведения отдельных действий, составляющих бизнес-операцию, представлена на рис. 2.
Глава 2. Анализ современного состояния малого предпринимательства в Кыргызской Республике.
2.1 Современное состояние малого и среднего предпринимательства в Кыргызской Республики.
Основу любой рыночной экономики составляет частный сектор, где малые и средние предприятия (МСП) играют важную роль. Они не требуют крупных стартовых инвестиций, имеют высокую скорость оборота ресурсов, способны быстро и экономно решать проблему формирования и насыщения рынка потребительских товаров, реструктуризации экономики в условиях ее дестабилизации и ограниченности финансовых ресурсов[4,Стр.25]. Интерес к малым и средним предприятиям в условиях переходного периода исходит из различных ожиданий субъектов политической и экономической жизни, а также значения самих малых и средних предприятий для создания зрелой рыночной экономики [стр.1]. Для государства и политиков сектор МСП важен, прежде всего, потому, что он во многом замещает государство в решении сложных социально-экономических задач, а именно при создании новых рабочих мест, формировании среднего класса, являющимся одним из основных факторов долгосрочной стабильности в экономике любой страны. Кроме того, для правительства малые и средние предприятия - это значительный источник пополнения государственного бюджета. Ученые макроэкономисты воспринимают данный сектор в контексте комплексных задач системных изменений, происходящих в переходный период: развития частного сектора, реструктуризации и возможности более эффективного распределения и использования ресурсов. Целевая модель рыночной экономики предполагает, что ее наиболее важные и ценные механизмы будут запушены через конкурентный рынок с его горизонтальными связями между большим числом производителей. Согласно этой модели, такие традиционные функции государства плановой экономики, как создание рабочих мест, определение национальной специализации, улучшение международной конкуренции и т.д., лучше всего выполняются частным сектором, а именно, сектором малого и среднего предпринимательства. Макроэкономисты рассматривают выполнение этих функций в широком контексте всей экономической системы. При новой организации национальной экономики сектор малых и средних предприятий воспринимается ими как решающая сила, способная стать ценным экономическим стимулом, в частности, через механизм мультипликатора, и содействовать распространению важнейших технологий и упрочению прогрессивных позиций и предпринимательской культуры в обществе. Восприятия и ожидания самих предпринимателей изменяются с течением времени. Члены бизнес-сообщества (новые предприниматели и те, кто начал свой бизнес раньше, в условиях частичных реформ) приветствуют частный сектор, заменяющий старый стиль, центральную плановую бюрократию и позволяющий им самостоятельно принимать решения, создавать потенциально новые возможности для роста. Однако чрезмерное налогообложение, государственная бюрократия, вмешательство в их бизнес со стороны и т.д. заставляют их искать убежище в неформальном секторе. После централизованной плановой экономики значительная часть населения республики не приняла данный сектор, считая его труднодоступным и не достаточно надежным для получения стабильного дохода или работы. На первый взгляд, жесткие правила ведения бизнеса, постоянная неуверенность и риск в сфере малого и среднего бизнеса должны были бы оттолкнуть предпринимателей. Однако он воспринимается ими как серьезная альтернатива старому укладу жизни с его механизмами социальной защиты и определенной системой предоставления гарантий на получение рабочего места. В настоящее время происходит смешение старых и новых позиций, появляется прогрессивное предпринимательское восприятие, растущее пропорционально достижениям в создании классической рыночной среды. Для Кыргызстана сектор малого и среднего предпринимательства рассматривается как основной катализатор изменений, происходящих в экономике, поскольку он быстрее и полнее учитывает изменения спроса населения на отдельные виды продукции и услуг, весьма мобилен при внедрении новшеств. Малые предприятия менее капиталоемкие, могут функционировать на основе имеющейся инфраструктуры, эффективно используют региональные трудовые и материальные ресурсы. Цикл "идея - практическое внедрение" занимает у них обычно немного времени. Нельзя не учитывать и новую объективную тенденцию в экономике развитых капиталистических стран, предпочитающих мелкие производства крупным. На наш взгляд, в настоящее время сочетание предприятий разных размеров улучшит их приспособляемость к современным требованиям хозяйствования, а также ускорит научно-технический прогресс по целому ряду направлений. Малые формы бизнеса порождают и существенно стимулируют предпринимателей. Сектор малого и среднего бизнеса может стать двигателем экономического развития страны, поскольку более динамично реагирует на рыночные изменения. Гибкость и высокая адаптивная способность при не очень больших затратах - главное преимущество малых предприятий. В Комплексных основах развития Кыргызской Республики до 2011 г. указывается: "Частное предпринимательство, в том числе малый и средний бизнес, будет приоритетной сферой обеспечения устойчивого экономического роста, насыщения рынка товарами и услугами, создания новых рабочих мест и сокращения бедности".
Мы полагаем, что данный сектор экономики Кыргызстана совершенно справедливо считается одним из наиболее важных, поскольку потенциально эффективен и имеет возможность решать многие социальные проблемы. В республике в сфере малого предпринимательства уже мобилизованы значительные финансовые, производственные и трудовые ресурсы. Учитывая ограниченность стратегических сырьевых ресурсов, а также наличие в достаточном количестве трудовых ресурсов, можно предположить, что роль малого и среднего предпринимательства в ближайшее время, безусловно, возрастет. Малое предпринимательство определяется как совокупность хозяйствующих единиц: малых предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей. По статистическим данным, в Кыргызстане за период 2002-2012 гг. увеличение числа малых и средних предприятий возросло(табл. 1).[5.28 стр.] Стремительными темпами развивались крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальное частное предпринимательство: рост соответственно в 13 и 12 раз; значительно возросло количество действующих малых предприятий (в 3,5 раза). Количественный рост субъектов этого сектора сопровождался ежегодным ростом его доли в объеме валовой добавленной стоимости (табл. 2).
Таблица 2.2.1 Динамика развития малого и среднего предпринимательства в Кыргызстане
|
Таблица 2.2.2 Объем валовой добавленной стоимости
|
Таблица 2.2.3 Динамика занятых на предприятиях МСП Кыргызстана, тыс. чел.
|
2.2Малое и среднее
предпринимательство в
В 2012г. на территории Кыргызской Республики действовало 12,2 тыс.
предприятий.
Число индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавших открытие своего бизнеса, на 1 января 2011г. составило почти 245 тыс. человек.
В среднем за 2008-2012гг. доля валовой добавленной стоимости,
произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, составила более 40 процентов к ВВП. По итогам 2012 г. ее объем сложился в размере 85586,6 млн. сомов, или 40,3 процента к ВВП.
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (без крестьянских и фермерских хозяйств) в 2010г. по сравнению с 2006г. возросла на 24,7 процента и составила 333,8 тыс. человек, или 14,8 процента от общего числа занятых в экономике. Значительная часть работающих в этой сфере занята в промышленности (35,4 процента), строительстве (14,7 процента), сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг потребителям (16,6 процента).
Объем промышленного производства субъектов малого и среднего
предпринимательства (с учетом неофициальной деятельности по производству муки и хлеба) в 2010г. составил 29090,2 млн. сомов (15569,9 млн. сомов - в 2006г.) Доля промышленной продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем ее объеме по республике в 2010г. составила 23 процента (29 процента в 2006г.)
За последние пять лет в общем объеме промышленной продукции значительно возросла доля произведенной малыми и средними предприятиями муки - с 23 до 54 процентов, минеральной воды - с 8 до 25, этилового спирта - с 2 до 28 процентов.
Значительная доля промышленной продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме региона приходится на предприятия Нарынской, Таласской областей и г. Бишкек – более 50 процентов, Ошской области и г. Ош – в среднем по 45 процентов, а также Баткенской области – 36 процентов.
В течение последних двух лет наблюдается снижение объемов прямых
иностранных инвестиций, направленных на развитие деятельности малых и средних предприятий. Так, объем поступления прямых иностранных инвестиций в малые предприятия в 2012г. составил 132,9 млн. долларов США снизившись по сравнению с 2011г. на 15,1 процента, а по сравнению с 2008г. - на 27,6 процента. Но наибольшее сокращение объемов поступивших иностранных инвестиций отмечалось в средние предприятия, где в 2010г. по сравнению с предыдущим годом они снизились на 64,3 процента, а по сравнению 2008г. на 79,8 процента, составив при этом 29,3 млн. долларов.