Малый бизнес в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования было определение основных проблем, мешающих развитию предпринимательства.
Исходя из данной цели, были выдвинуты следующие задачи:
• Выявить проблемы и препятствия развитию предпринимательства;
• Исследовать мнение предпринимателей о дерегулировании государственных полномочий в предпринимательской деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. Предпринимательство как экономическая категория
1.1 Сущность, содержание, характерные черты, факторы, формы и виды предпринимательской деятельности
1.2 Общая схема предпринимательской деятельности и схема предпринимательской операции
Глава 2. Анализ современного состояния малого предпринимательства в Кыргызской Республике
2.1 Современное состояние малого и среднего предпринимательства в Кыргызской Республике
2.2 Малое и среднее предпринимательство в регионах Кыргызской Республики
Глава 3. Проблемы, трудности развития малого и среднего бизнеса в Кыргызстане
3.1 Проблемы и препятствия развитию предпринимательства в Кыргызстане
3.2 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства
Глоссарий
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Сдллородержание.doc

— 277.00 Кб (Скачать документ)

 

Для точности картины, учитывая расходы ресурсов, необходимо помнить  о налогах и вынужденных платежах, которые следует вносить в государственную казну. Эти затраты можно приплюсовать к MF, хотя они и не связаны непосредственно с приобретением факторов предпринимательства.

Налоги следует рассматривать как оплату предпринимателем права на осуществление своей деятельности и отчасти плату за пользование «бесплатными» природными ресурсами, которые общество предоставляет предпринимателю. Налоги – это и плата за государственные услуги по управлению бизнесом.

Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность действий предпринимателя, проводимых последовательно либо параллельно в течение всего периода от начала до завершения конкретного дела, от вложения конкретных средств до получения прибыли как конечного результата деятельности.

Такой завершенный цикл предпринимательства принято называть бизнес-операцией или бизнес-сделкой.

Разделение всего процесса предпринимательства на отдельные  операции, сделки необходимо бизнесмену для

  1. Составления программы действий.
  2. Установления моментов начала и завершения дел.
  3. Расчета потребных ресурсов.
  4. Оценки ожидаемого результата.

Такое разделение предпринимательской  деятельности целесообразно даже для  однородных повторяющихся видов  предпринимательства.

Последовательность проведения отдельных действий, составляющих бизнес-операцию, представлена на рис. 2.

 


 

 

 

 

  1. Формирование замысла предполагает формулирование целей и содержания бизнес-операции.
  2. Планирование операции  предполагает более подробное изложение способов ее проведения, чем на этапе формирования замысла.
  3. Заключение контрактов предполагает установление юридически обоснованных договорных отношений со всеми участниками бизнес-операции.
  4. Ресурсное обеспечение представляет собой элемент бизнес-операции, с которого обычно начинается практическая реализация предпринимательской операции.
  5. Производство продукции является основным элементом бизнес-операции, в ходе которой используются ресурсы в соответствии с разработанными планами, договорами и технологиями.
  6. Реализация продукции является заключительным этапом бизнес-операции и состоит в том, что конечный продукт предпринимательской деятельности доводится до потребителя, в результате чего бизнесмены получают деньги за произведенный продукт, достаточные для покрытия издержек и получения прибыли.

Глава 2. Анализ современного состояния  малого предпринимательства в Кыргызской Республике.

2.1 Современное  состояние малого и среднего  предпринимательства в Кыргызской Республики.

       Основу любой рыночной экономики составляет частный сектор, где малые и средние предприятия (МСП) играют важную роль. Они не требуют крупных стартовых инвестиций, имеют высокую скорость оборота ресурсов, способны быстро и экономно решать проблему формирования и насыщения рынка потребительских товаров, реструктуризации экономики в условиях ее дестабилизации и ограниченности финансовых ресурсов[4,Стр.25]. Интерес к малым и средним предприятиям в условиях переходного периода исходит из различных ожиданий субъектов политической и экономической жизни, а также значения самих малых и средних предприятий для создания зрелой рыночной экономики [стр.1]. Для государства и политиков сектор МСП важен, прежде всего, потому, что он во многом замещает государство в решении сложных социально-экономических задач, а именно при создании новых рабочих мест, формировании среднего класса, являющимся одним из основных факторов долгосрочной стабильности в экономике любой страны. Кроме того, для правительства малые и средние предприятия - это значительный источник пополнения государственного бюджета. Ученые макроэкономисты воспринимают данный сектор в контексте комплексных задач системных изменений, происходящих в переходный период: развития частного сектора, реструктуризации и возможности более эффективного распределения и использования ресурсов. Целевая модель рыночной экономики предполагает, что ее наиболее важные и ценные механизмы будут запушены через конкурентный рынок с его горизонтальными связями между большим числом производителей. Согласно этой модели, такие традиционные функции государства плановой экономики, как создание рабочих мест, определение национальной специализации, улучшение международной конкуренции и т.д., лучше всего выполняются частным сектором, а именно, сектором малого и среднего предпринимательства. Макроэкономисты рассматривают выполнение этих функций в широком контексте всей экономической системы. При новой организации национальной экономики сектор малых и средних предприятий воспринимается ими как решающая сила, способная стать ценным экономическим стимулом, в частности, через механизм мультипликатора, и содействовать распространению важнейших технологий и упрочению прогрессивных позиций и предпринимательской культуры в обществе. Восприятия и ожидания самих предпринимателей изменяются с течением времени. Члены бизнес-сообщества (новые предприниматели и те, кто начал свой бизнес раньше, в условиях частичных реформ) приветствуют частный сектор, заменяющий старый стиль, центральную плановую бюрократию и позволяющий им самостоятельно принимать решения, создавать потенциально новые возможности для роста. Однако чрезмерное налогообложение, государственная бюрократия, вмешательство в их бизнес со стороны и т.д. заставляют их искать убежище в неформальном секторе. После централизованной плановой экономики значительная часть населения республики не приняла данный сектор, считая его труднодоступным и не достаточно надежным для получения стабильного дохода или работы. На первый взгляд, жесткие правила ведения бизнеса, постоянная неуверенность и риск в сфере малого и среднего бизнеса должны были бы оттолкнуть предпринимателей. Однако он воспринимается ими как серьезная альтернатива старому укладу жизни с его механизмами социальной защиты и определенной системой предоставления гарантий на получение рабочего места. В настоящее время происходит смешение старых и новых позиций, появляется прогрессивное предпринимательское восприятие, растущее пропорционально достижениям в создании классической рыночной среды. Для Кыргызстана сектор малого и среднего предпринимательства рассматривается как основной катализатор изменений, происходящих в экономике, поскольку он быстрее и полнее учитывает изменения спроса населения на отдельные виды продукции и услуг, весьма мобилен при внедрении новшеств. Малые предприятия менее капиталоемкие, могут функционировать на основе имеющейся инфраструктуры, эффективно используют региональные трудовые и материальные ресурсы. Цикл "идея - практическое внедрение" занимает у них обычно немного времени. Нельзя не учитывать и новую объективную тенденцию в экономике развитых капиталистических стран, предпочитающих мелкие производства крупным. На наш взгляд, в настоящее время сочетание предприятий разных размеров улучшит их приспособляемость к современным требованиям хозяйствования, а также ускорит научно-технический прогресс по целому ряду направлений. Малые формы бизнеса порождают и существенно стимулируют предпринимателей. Сектор малого и среднего бизнеса может стать двигателем экономического развития страны, поскольку более динамично реагирует на рыночные изменения. Гибкость и высокая адаптивная способность при не очень больших затратах - главное преимущество малых предприятий. В Комплексных основах развития Кыргызской Республики до 2011 г. указывается: "Частное предпринимательство, в том числе малый и средний бизнес, будет приоритетной сферой обеспечения устойчивого экономического роста, насыщения рынка товарами и услугами, создания новых рабочих мест и сокращения бедности".

Мы полагаем, что данный сектор экономики Кыргызстана совершенно справедливо считается одним из наиболее важных, поскольку потенциально эффективен и имеет возможность решать многие социальные проблемы. В республике в сфере малого предпринимательства уже мобилизованы значительные финансовые, производственные и трудовые ресурсы. Учитывая ограниченность стратегических сырьевых ресурсов, а также наличие в достаточном количестве трудовых ресурсов, можно предположить, что роль малого и среднего предпринимательства в ближайшее время, безусловно, возрастет. Малое предпринимательство определяется как совокупность хозяйствующих единиц: малых предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей. По статистическим данным, в Кыргызстане за период 2002-2012 гг. увеличение числа малых и средних предприятий возросло(табл. 1).[5.28 стр.] Стремительными темпами развивались крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальное частное предпринимательство: рост соответственно в 13 и 12 раз; значительно возросло количество действующих малых предприятий (в 3,5 раза). Количественный рост субъектов этого сектора сопровождался ежегодным ростом его доли в объеме валовой добавленной стоимости (табл. 2).

 

Таблица 2.2.1 Динамика развития малого и среднего предпринимательства в Кыргызстане

 

2002 г.

2003 г.

2004г.

2005 г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2011 г.

2012г.

Малые предприятия: зарегистрированные действующие

– 2269

– 5089

15135 5942

15480 5984

19150 5433

20761 6458

21296 7400

17264 7490

18126 7993

5737 1011

7555 1024

Средние предприятия

1015

1160

1411

1597

1075

1004

1011

1024

Крестьянские (фермерские) хозяйства

4567

8695

15580

21264

23180

31078

38724

49277

60111

71163

84692

Инд. част. пред-во: кол. физ. лиц, тыс. чел.

7,7

10,5

26,5

41,8

42,4

63,2

77,1

89,7

94,6

101,4

111,3



 

Таблица 2.2.2 Объем валовой добавленной стоимости

 

В млн. сом.

В процентах к ВВП

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2008г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Малое и среднее предпринимат., всего

10862,7

13501,4

20467,1

26560,8

31698,7

35,5

39,5

42,0

42,7

42,9

В том числе: малые  предприятия 

2751,7

3450,6

4928,8

60128

7083

9,0

10,1

10,1

9,2

9,6

средние предприятия

1768,8

2007,1

3314

378,9

4268,2

5,8

5,9

6,8

6,7

5,8

индивидуальные предприниматели

2574,1

3650,3

5170,4

993,3

8217,1

8,4

10,7

10,5

10,7

11,1

крестьянские (фермерские) хозяйства

3768,1

4393,2

7053,9

522,6

1219,2

12,3

12,8

14,6

16,1

16,4



 

Таблица 2.2.3 Динамика занятых на предприятиях МСП Кыргызстана, тыс. чел.

Количество

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Малые предприятия (включая  наемных работников)

65,7

134,4

104,5

86,7

91,4

70,7

59,6

52,0

47,1

46,6

47,6

Средние предприятия (включая  наемных работников)

96,3

108,1

131,8

111,4

75,3

70,5

61,1

66,3

Крестьянские (фермерские) хозяйства (включая наемных работников)

15,8

34,0

76,9

139,5

432,1

570,6

672,0

764,3

761,3

828,3

887

Индивидуальное частное предпринимательство (физические лица)

7,7

10,5

26,7

41,8

42,4

63,2

77,1

89,7

94,6

101,4

111,3

Всего

89,1

178,9

208.1

364,3

674

836,3

920,1

981,3

973,5

1037,4

1112,2



 

2.2Малое и среднее  предпринимательство в регионах  Кыргызской Республики.

      В 2012г. на территории Кыргызской Республики действовало 12,2 тыс.

предприятий.

     Число индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавших открытие своего бизнеса, на 1 января 2011г. составило почти 245 тыс. человек.

В среднем за 2008-2012гг. доля валовой добавленной стоимости,

произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, составила более 40 процентов к ВВП. По итогам 2012 г. ее объем сложился в размере 85586,6 млн. сомов, или 40,3 процента к ВВП.

Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (без крестьянских и фермерских хозяйств) в 2010г. по сравнению с 2006г. возросла на 24,7 процента и составила 333,8 тыс. человек, или 14,8 процента от общего числа занятых в экономике. Значительная часть работающих в этой сфере занята в промышленности (35,4 процента), строительстве (14,7 процента), сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг потребителям (16,6 процента).

Объем промышленного производства субъектов малого и среднего

предпринимательства (с учетом неофициальной деятельности по производству муки и хлеба) в 2010г. составил 29090,2 млн. сомов (15569,9 млн. сомов - в 2006г.) Доля промышленной продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем ее объеме по республике в 2010г. составила 23 процента (29 процента в 2006г.)

За последние пять лет в общем объеме промышленной продукции значительно возросла доля произведенной малыми и средними предприятиями муки - с 23 до 54 процентов, минеральной воды - с 8 до 25, этилового спирта - с 2 до 28 процентов.

Значительная доля промышленной продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме региона приходится на предприятия Нарынской, Таласской областей и г. Бишкек – более 50 процентов, Ошской области и г. Ош – в среднем по 45 процентов, а также Баткенской области – 36 процентов.

В течение последних  двух лет наблюдается снижение объемов прямых

иностранных инвестиций, направленных на развитие деятельности малых и средних предприятий. Так, объем поступления прямых иностранных инвестиций в малые предприятия в 2012г. составил 132,9 млн. долларов США снизившись по сравнению с 2011г. на 15,1 процента, а по сравнению с 2008г. - на 27,6 процента. Но наибольшее сокращение объемов поступивших иностранных инвестиций отмечалось в средние предприятия, где в 2010г. по сравнению с предыдущим годом они снизились на 64,3 процента, а по сравнению 2008г. на 79,8 процента, составив при этом 29,3 млн. долларов.

Информация о работе Малый бизнес в Кыргызской Республике