Малый бизнес в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования было определение основных проблем, мешающих развитию предпринимательства.
Исходя из данной цели, были выдвинуты следующие задачи:
• Выявить проблемы и препятствия развитию предпринимательства;
• Исследовать мнение предпринимателей о дерегулировании государственных полномочий в предпринимательской деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. Предпринимательство как экономическая категория
1.1 Сущность, содержание, характерные черты, факторы, формы и виды предпринимательской деятельности
1.2 Общая схема предпринимательской деятельности и схема предпринимательской операции
Глава 2. Анализ современного состояния малого предпринимательства в Кыргызской Республике
2.1 Современное состояние малого и среднего предпринимательства в Кыргызской Республике
2.2 Малое и среднее предпринимательство в регионах Кыргызской Республики
Глава 3. Проблемы, трудности развития малого и среднего бизнеса в Кыргызстане
3.1 Проблемы и препятствия развитию предпринимательства в Кыргызстане
3.2 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства
Глоссарий
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Сдллородержание.doc

— 277.00 Кб (Скачать документ)

- угроза рэкета, мафии  (9%);

- вмешательство местных  властей (4%)[ 6, стр 4].

Результаты социологического опроса подводят к выводу о том, что реально сложившаяся хозяйственная ситуация характеризуется недостаточностью государственной системы финансового обеспечения, отсутствия целевых фондов поддержки нововведений, фондов риска, взаимного кредитования и страхования, отсутствием средств для начала дела, сложностью с их формированием в сочетании с недостатком материально-технического обеспечения и квалифицированных кадров. В этих условиях возлагать надежды на малый и средний бизнес, как мощный стимул производства, проблематично. Приходится констатировать, что до сих пор меры по реформированию административно-командной системы в республике касались макроуровня. Казалось достаточным открыть простор рыночным регуляторам и перейти к свободному ценообразованию, государственное регулирование свести в основном к налоговой, денежно-кредитной, таможенной и социальной политике. Однако политика жесткого ограничения в денежно-кредитной и бюджетной сферах хотя и дала довольно ощутимые результаты на макроэкономическом уровне, все же не смогла в полной мере стимулировать рост производства и потребления. Это говорит о необходимости более системного, комплексного подхода к проведению экономической реформы, которая должна охватывать одновременно всю экономику, как единый организм. В противном случае успехи в макроэкономической политике могут быть сведены на нет продолжающимся кризисом в сфере производства и потребления. Реально осознавая это, Правительство Кыргызстана решило усилить регулирующую роль государства и разработало Индикативный план развития республики на 1996-1998 гг. и на период 1999-2005 гг. Первый этап Правительственной политики должен быть направлен на "... культивирование малого и среднего бизнеса, как основного средства создания главных субъектов рыночной экономики - массового слоя независимых предпринимателей, без чего невозможно нормальное функционирование рынка и решение проблем, стоящих перед республикой." В целом приветствуя решения Правительства республики, хотелось бы отметить ряд факторов, ограничивающих возможности государственного воздействия на предпринимательство. Так, на выработку государственной политики в этой области непосредственное воздействие окажут, по всей вероятности, следующие основные признаки, характерные для экономики Кыргызстана в переходный период: неадекватность существующей структуры экономики рыночной структуре; сохранение традиций ассоциированной коллективной деятельности; неразвитость частного сектора; отсутствие децентрализованного механизма перелива капитала; неликвидность акций подавляющего большинства предприятий; отсутствие конкуренции; неразвитость рынков капитала, ценных бумаг; большой дефицит государственного бюджета; особая значимость международных кредитов в возрождении экономики; низкий уровень предпринимательской культуры.

Исходя из этого, а также учитывая низкий уровень развития предпринимательства, необходимо разработать новую стратегию его развития и поддержки. В переходный период государственная поддержка малого бизнеса должна иметь стимулирующий, селективный характер и прежде всего в отношении жизнеспособных хозяйственных структур, деятельность которых соответствует важнейшим целям развития общества, социально-экономической политики. В Индикативном плане в качестве основных приоритетов развития малого предпринимательства определены: производство, транспортировка, переработка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции, поддержка фермерства, производство и реализация строительных материалов, развитие инновационного предпринимательства. Думается, что в региональных программах могут выделяться и другие приоритетные сферы деятельности малого бизнеса с учетом состояния и перспектив развития региона.

Деятельность малого предпринимательства ориентирована  главным образом на местный рынок, на решение региональных проблем. Малый бизнес должен стать основной базой формирования рациональной структуры местного хозяйства и его финансирования с учетом особенностей развития каждого конкретного региона. Поэтому и поддержка малого предпринимательства должна осуществляться прежде всего на региональном уровне. Регулирование его из единого центра возможно только по приоритетным направлениям или комплексам народного хозяйства. Местные власти лучше знают свои финансовые и материальные возможности, реальные общественные потребности, наиболее эффективные направления использования имеющихся ресурсов по сферам деятельности и формам собственности, располагают административными и экономическими рычагами для регулирования предпринимательской деятельности[9, стр. 14].

Возможности расширения малой экономики в таких регионах республики как Иссык-Кульская, Таласская, Нарынская области, ограничиваются следующими факторами: неравномерность размещения производительных сил по областям и районам; "точечный" характер развития промышленных комплексов республики; наличие социально-отсталых районов, фактически неадаптированных к рыночным формам хозяйствования; высокий уровень дифференциации в потреблении услуг по регионам, между городами и сельской местностью из-за нерационального размещения сети предприятий, оказывающих торговые, бытовые и другие услуги населению; низкий уровень профессиональной подготовленности рабочей силы для включения в индустриальную сферу, а также ее ограниченная социальная мобильность; отсутствие финансово-экономических механизмов стимулирования и поддержки малого бизнеса в республике; неотработанность организационных и правовых основ регулирования малого предпринимательства на всех уровнях хозяйствования; рост цен на материально-технические ресурсы, потребляемые сельским хозяйством (энергоносители, комбикорма, ветеринарные аппараты), который опережает рост цен на продукцию этой отрасли, а также острый недостаток сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней.

Особенно остро стоит  проблема развития индивидуальных и  фермерских хозяйств. Данные о структуре продукции сельского хозяйства республики по категориям хозяйств показывают, что результаты частного хозяйствования еще слишком скромны.

Так, доля крестьянских (фермерских) хозяйств составляла в 1995 г. всего лишь 16%. Главная причина этого заключается в том, что до сих пор не созданы условия, необходимые для эффективной деятельности частного хозяйствования. С одной стороны, это связано с проблемой обеспечения фермеров материально-техническими и кредитными ресурсами, а с другой стороны, - с неудовлетворительным исполнением законов ("О крестьянском хозяйстве", "О земельной реформе", Новый Земельный Кодекс) из-за противодействия определенных политических сил, руководителей хозяйств, работников государственного аппарата.

В Указе Президента Республики "О мерах по дальнейшему развитию и государственной поддержке земельной и аграрной реформы в Кыргызской Республике" . определены меры по радикальному преобразованию сельского хозяйства, в том числе:

- введение рыночного  механизма кредитования сельских производителей. Для распределения государственных средств создаются сельские кредитные кооперативы на добровольной основе. Для разработки проекта по созданию рыночной системы кредитования на селе Азиатский Банк Развития выделяет 5 млн. долл. Результатом проекта должны быть полная реорганизация Агропромбанка, создание модельных сельских банков, трансформация сельских крупных кооперативов в банковско-кредитные учреждения по обслуживанию фермеров, крестьян, всех сельских предпринимателей; [7, стр.55]- создание благоприятных условий для деятельности фермерских, крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов через привлечение иностранных инвестиций и кредитов, а также мобилизацию финансовых средств государства. Эти средства будут направлены на перестройку системы технического, агрохимического, ветеринарного обслуживания сельского хозяйства, на создание службы обучения и консультации для крестьян, а также рыночной информации.

В то же время необходимо, на наш взгляд, разработать комплексную  Программу государственной поддержки предпринимательства на региональном уровне, которая может быть дополнена следующими мерами: льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов; предоставление налоговых льгот, вплоть до полного освобождения на первые два года, фермерским хозяйствам и другим малым и средним предприятиям, занимающимися сельскохозяйственным производством, переработкой сельскохозяйственного сырья, транспортировкой продукции; участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий; упрощенную регистрацию деятельности, в том числе в сфере внешнеэкономических операций; юридический и экономический льготный консалтинг; содействие в подготовке кадров и развертывание государственной сети подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики; обеспечение правовых льгот предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, зонах свободного предпринимательства и т.п.; содействие и координацию деятельности союзов и ассоциаций предпринимателей.

Конкретный комплекс мер региональной государственной поддержки предпринимательства зависит от размеров имеющихся в распоряжении местных властей финансовых, материальных, организационных ресурсов и конкретных целей развития предпринимательства в регионе, от социально-экономических и природно-климатических условий.

Современное состояние  малого предпринимательства показывает, что с точки зрения потребностей экономики нашей республики уровень  его развития не соответствует задачам  формирования цивилизованного рынка. Предпринимательская деятельность сегодня в силу многих причин является наиболее предпочтительной в сфере торговых, посреднических операций. На снижение малого бизнеса оказало влияние ухудшение общеэкономической ситуации, непосильное налоговое бремя, недоступность к кредитным ресурсам, сырью, новой технике, бездействующим производственным мощностям и площадям.

Для эффективного функционирования нашей экономики в условиях рыночных отношений необходимо иметь 100-150 тыс. малых предприятий. Действует же сейчас около 5 тыс. Это означает, что малый бизнес как особый сектор рыночной экономики в Кыргызстане еще не сформировался, а значит просто не используется его потенциал. Для кардинального изменения сложившейся ситуации необходимо удалить препятствия, существующие для частных предпринимателей и производственной деятельности, создать благоприятную для их развития среду. Это потребует совершенствования законодательной базы, коррекции экономических регуляторов, обеспечения государственной поддержки предпринимательства.

Главным принципом государственной поддержки должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. В системе первоочередных мер, направленных на поддержку и развитие малого бизнеса следует, на наш взгляд, особо выделить нижеследующие направления.

I. Разработка и внедрение  Государственной Программы развития  малого и среднего бизнеса  на основе комплексного изучения  состояния предпринимательства  в Республике, определение его  перспективных направлений и  выделения отраслевых и региональных приоритетов для организации государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

II. Совершенствование  законодательной и нормативно - правовой  базы малого предпринимательства,  включая следующее: 

- дополнить законами, обеспечивающими неприкосновенность частной собственности, гарантирующими независимость и надежную защиту предпринимателей, направленными на реальное стимулирование развития новых форм хозяйствования и производства или конкурентоспособной продукции;

- принять нормативные и законодательные акты, закрепляющие неотъемлемые права на собственность и снижающие регламентацию предпринимательской деятельности со стороны государства, а также допустить к участию в приватизации по специальным проектам, в международных тендерах и аукционах кыргызских предпринимателей без требования декларации источников происхождения капиталов;

- облегчить процедуру  оформления совместных с иностранным  капиталом проектов на территории  Республики, правительственные гарантии  под иностранные инвестиции для негосударственного сектора давать только под заклад конкретной собственности заемщика.

III. Улучшение финансового  обеспечения потребностей предпринимательского  сектора, что предполагает необходимость: 

- усилить экономическую  стабилизацию, снижая уровень инфляции и бюджетный дефицит, избегая при этом инфляционных способов финансирования дефицита и используя налоговую политику;

- увеличить депозитные  ставки до уровня, обеспечивающего  положительную реальную прибыль  вкладчика, с целью привлечь сбережения и мобилизовать отечественные финансовые ресурсы от вкладчиков к инвесторам;

- укрепить банковский  сектор, полностью списав неоплаченные  займы в "Промстройбанке", "Агропромбанке"  и АКБ Кыргызстан, а также создать  современную банковскую систему, имеющую отделения, на основе программы "ФинСАК";

- выйти на устойчивый  реальный положительный уровень  ставки процента по долгосрочным  кредитам, имея в виду, что только  в этом случае инвестиционные  кредиты при доступных для  предпринимателей низких номинальных ставках процента станут выгодными и для банков;

- улучшить систему  распределения внешних ресурсов  путем сокращения этапов одобрения  займов и установления максимального  временного ограничения на этот  процесс, а также через повышение  роли коммерческих банков в распределении кредита;

- стимулировать развитие  небанковских финансовых институтов (страховые и лизинговые компании, пенсионные и инвестиционные  фонды), что очень важно для  создания конкурентоспособного  финансового сектора и увеличения  имеющихся в наличии отечественных финансовых ресурсов для финансирования через инвестиции.

IV. Усиление стимулирующей  и регулирующей функций налогообложения,  в том числе: 

- предоставить существенные  налоговые льготы на первые  два года (вплоть до полного  освобождения) фермерским хозяйствам и другим видам малого бизнеса, занимающиеся производством, переработкой и транспортировкой сельскохозяйственной продукции, исходя из того, что в сочетании с Земельным Кодексом это может стать фактором, обеспечивающим приток капиталов и трудовых ресурсов в сельское хозяйство, выравнивая диспаритета цен промышленной и сельскохозяйственной продукцией, насыщения внутреннего рынка республики продовольствием, преодоления резких территориальных различий в деловой активности сельскохозяйственных и промышленных областях республики;

Информация о работе Малый бизнес в Кыргызской Республике