Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:19, курсовая работа
Целью данного исследования было определение основных проблем, мешающих развитию предпринимательства.
Исходя из данной цели, были выдвинуты следующие задачи:
• Выявить проблемы и препятствия развитию предпринимательства;
• Исследовать мнение предпринимателей о дерегулировании государственных полномочий в предпринимательской деятельности.
Введение
Глава 1. Предпринимательство как экономическая категория
1.1 Сущность, содержание, характерные черты, факторы, формы и виды предпринимательской деятельности
1.2 Общая схема предпринимательской деятельности и схема предпринимательской операции
Глава 2. Анализ современного состояния малого предпринимательства в Кыргызской Республике
2.1 Современное состояние малого и среднего предпринимательства в Кыргызской Республике
2.2 Малое и среднее предпринимательство в регионах Кыргызской Республики
Глава 3. Проблемы, трудности развития малого и среднего бизнеса в Кыргызстане
3.1 Проблемы и препятствия развитию предпринимательства в Кыргызстане
3.2 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства
Глоссарий
Заключение
Список использованной литературы
Снижение объемов привлечения прямых иностранных инвестиций в малые и средние предприятия наблюдалось почти по всем видам экономической деятельности, за исключением малых предприятий, занимающихся геологоразведкой, на развитие которых в 2012г. привлечено 85,1 млн. долларов инвестиций, что на 30,7 процента больше, чем в 2011г. и в 2,3 раза, чем в 2010г. и средних предприятий, занимающихся торговлей, ремонтом автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования,
на развитие которых было привлечено 22,6 млн. долларов, что в 5,9 раза больше, чем в 2010г. и в 1,7 раза, чем в 2011г.
В основном, прямые иностранные инвестиции привлекались в малые
предприятия г. Бишкек, Джалал-Абадской и Чуйской областей, а также средние предприятия г. Бишкек.
В 2010г. субъектами малого и среднего предпринимательства освоено 10071,2 млн. сомов инвестиций в основной капитал, что на треть меньше, чем в 2009г., но в 3,2 раза больше, чем в 2008г.
Наиболее приоритетными видами деятельности для вложения инвестиций малыми и средними предприятиями являлись производство и распределение электроэнергии, газа и воды, транспорт и связь, гостиницы и рестораны.
По сравнению с 2010г. инвестиции в основной капитал, освоенные субъектами малого и среднего предпринимательства, снизились во всех областях, за исключением Баткенской, Джалал-Абадской и Нарынской областей.
Если в течение 2008-2011гг. наблюдалось увеличение объема подрядных работ, выполненных субъектами малого и среднего предпринимательства, то в 2012г. Он заметно сократился, составив 14171,1 млн. сомов, или 78,9 процента к уровню 2011г. При этом, наибольшее снижение объемов наблюдалось в малых предприятиях - на 30,9 процента меньше и у индивидуальных предпринимателей - на 18,9 процента. Наряду с этим, в сравнении с 2006г. объем подрядных работ увеличился на 18,3 процента. При
этом, объем строительных работ, выполненных малыми предприятиями, возрос на 32,3 процента, частными предпринимателями - на 12,0 процента, средними предприятиями – на 8,6 процента.
В Баткенской, Иссык-Кульской, Нарынской, Ошской, Таласской областях и г. Ош весь объем подрядных работ выполнен субъектами малого и среднего предпринимательства.
Несмотря на снижение объема подрядных работ, выполненных субъектами малого и среднего предпринимательства, в сравнении с предыдущим годом, их удельный вес в общем объеме подрядных работ увеличился на 2,4 процентных пункта, что обусловлено снижением объемов подрядных работ, выполненных крупными строительными организациями.
Объем оборота торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и
предметов личного пользования субъектов малого и среднего предпринимательства в 2012г. сложился в размере 172657,9 млн. сомов, что на 3,3 процента меньше, чем в 2011г., а по сравнению с 2006г. объемы оборота увеличились в 1,4 раза. Доля оборота торговли малых и средних предприятий в общем объеме оборота субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010г. составила 43,9 процента, индивидуальных
предпринимателей – 43,5 процента.
Объем услуг, предоставленных гостиницами и ресторанами в 2010г., составил 7134,9 млн. сомов, что на 6,1 процента меньше, чем в 2009г., а уровень 2006г. Объемы услуг превысили в 1,8 раза. Доля услуг, оказанных малыми предприятиями в общем объеме таких услуг, составила 36,2 процента, средними – 2,9 и индивидуальными предпринимателями – 51,8 процента.
Объем перевозок грузов, выполненных субъектами малого и среднего
предпринимательства, за истекшие пять лет возрос в 1,8 раза, а по сравнению с 2009г. - на 3,8 процента. В общем объеме перевозок грузов, выполненных ими в 2010г., на долю перевозок индивидуальными предпринимателями пришлось 97,4 процента.
В 2012г. объем перевозок пассажиров, выполненных субъектами малого и среднего предпринимательства, по сравнению с 2006г. увеличился на 14,7 процента, а по сравнению с 2009г. они сократились на 6 процентов. В общем объеме перевозок пассажиров, выполненных такими субъектами в 2012 г., на долю перевозок индивидуальными предпринимателями пришлось 99,6 процента.
Объем услуг связи, оказанных малыми и средними предприятиями в 2012г., составил 260,2 млн. сомов, а их удельный вес в общем объеме услуг связи в целом по республике составил 1,5 процента.
Субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими
деятельность в сельском хозяйстве (включая крестьянские (фермерские) хозяйства), в 2012г. произведено продукции на 67689,6 млн. сомов, из которой около 98 процентов приходилось на крестьянские (фермерские) хозяйства.
На долю продукции растениеводства, произведенной крестьянскими
(фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, в 2012г. пришлось 65 процентов, продукции животноводства – 35 процентов.
В 2012г. крестьянскими (фермерскими) хозяйствами произведено 88 процентов зерна (включая кукурузу) от общего валового сбора зерновых культур в целом по республике, из которого более 90 процентов пришлось на пшеницу, выращено более 94 процентов хлопка и табака, а также более двух третей картофеля и более половины овощей.
Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в 2012г. произведено 176,8 тыс. тонн скота и птицы на убой (живом весе), или около 52 процента от общего объема его производства в целом по республике, надоено 670,7 тыс. тонн молока (свыше 49 процентов), настрижено 6,0 тыс. тонн шерсти (56 процентов) и получено 100,3 млн. штук яиц (27 процентов).
Наряду с этим, отмечается некоторое снижение доли малого и среднего
предпринимательства u1074 в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства с 58 процентов в 2008г. до 56,9 процента в 2012г.
В 2012г. финансовое положение малых и средних предприятий (без
крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей)
характеризовалось получением балансовой прибыли, объем которой сложился в размере 2039,0 млн. сомов.
Значительная ее часть обеспечена предприятиями торговли, ремонта
автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, строительства и промышленности.
Доля рентабельных малых и средних предприятий в общем их числе в 2012г. составила свыше 40 процентов, что на 0,7 процентных пункта выше, чем в 2008г. и на 0,9 процентных пункта - чем в 2009г. Отмечалось незначительное увеличение (на 0,4 процентных пункта) доли убыточных предприятий по сравнению с 2008 г., а по сравнению с 2011г. число таких предприятий, напротив, сократилось на 2,8 процентных пункта. В целом доля убыточных малых и средних предприятий в общем их числе в 2012г. составила около 35 процентов.
Наиболее высокий удельный вес рентабельных предприятий отмечался в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг потребителям (42,6 процента), а также торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (42,5 процента). Число убыточных предприятий преобладало в сфере финансовой деятельности (около 53 процентов в общем количестве малых и средних предприятий), а также деятельности гостиниц и ресторанов (около 49 процентов).
В 2012г. уровень рентабельности малых и средних предприятий составил 4,3 процента, где на малые предприятия пришлось 5,6 процента, на средние предприятия - 2,9 процента. Наиболее высокий ее уровень достигнут организациями торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, а также транспорта и связи, в то время как деятельность предприятий по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг потребителям, гостиниц и ресторанов, финансовой деятельности оставалась убыточной.
Глава 3. Проблемы, трудности развития малого и среднего бизнеса в Кыргызстане.
3.1 Проблемы
и препятствия развитию
Так как целью нашего исследования было выявление основных проблем в развитии отечественного предпринимательства, то предпринимателям было предложено выделить наиболее существенные. По мнению бизнесменов[7,стр.74-75] в качестве препятствий развитию нашего предпринимательства в первую «пятерку» входят:
разрешения. Интересно, что рэкет, являющийся серьезным препятствием для развития предпринимательства в некоторых странах, нашими бизнесменами поставлен на 9 место из 12 возможных. То есть бремя налогов и средства, идущие на коррупционные цели (взятки чиновникам и официальным проверяющим лицам), оказываются большими, чем взятки криминальным структурам. Лицензирование и различные разрешения также являются достаточно значимой проблемой для отечественного предпринимателя. Так как большая часть бизнесменов в основном работает на внутреннем рынке, то проблемы с таможенным регулированием стоят, соответственно, на 11 месте. Такое явление, как требования «добровольного» перечисления в некоторые благотворительные фонды, поставлено на последнее место, то есть это далеко не самое худшее, с чем может столкнуться отечественный предприниматель. См.таблицу 3.1.1.
Таблица 3.1.1 Препятствия развитию предпринимательства
|
ранг |
Налоговая система |
1 |
Взятки чиновникам |
2 |
Проверки (кроме налоговых) |
3 |
Лицензирование |
4 |
Разрешения |
5 |
Частое изменение |
6 |
Патентирование |
7 |
Регистрация |
8 |
Рэкет |
9 |
Сертификация |
10 |
Таможенное регулирование |
11 |
«Добровольные» перечисления в благотворительность |
12 |
В среднем, наши предприниматели (примерно 36% респондентов) тратят на общение с госорганами примерно 10-20% своего рабочего времени, что является показателем волокиты и бюрократии, существующих в работе госорганов. См.таблицу 3.1.2
Достаточно большая часть респондентов - предпринимателей выплачивает сумму в 10-30% от объема реализации товаров/услуг в виде налогов и обязательных платежей, (в том числе и начисления на заработную плату). Безусловно, это достаточно большой процент средств, который, возможно, целесообразнее было бы использовать для развития бизнеса (См.таблицу 3.1.3)
Таблица 3.1.2 Время, затрачиваемое на общение с гос. органами
% | |
До 5% |
26,3 |
6-8% |
7,7 |
9-11% |
11,0 |
12-15% |
12,0 |
15-20% |
13,9 |
21-25% |
5,3 |
26-30% |
4,3 |
30-40% |
1,9 |
40-50% |
1,9 |
более 50% |
1,9 |
Всего |
86,1 |
Затрудняюсь ответить |
13,9 |
3.2 Господдержка малого и среднего бизнеса
Наблюдающаяся в последние годы негативная динамика численности кооперативов и малых предприятий, занятых на них работников, убыточных и бездействующих предприятий является показателем ослабления жизнеспособности предпринимательства. Дальнейшее развитие ситуации в этом направлении на фоне пассивности и бездеятельности государства может привести к резкому сужению малого сектора экономики.
Каковы же непосредственные факторы обострения проблемы развития предпринимательства в Кыргызстане? По данным социологического опроса, проведенном на 55 малых и средних предприятий обрабатывающей промышленности, из которых 64% - частные, 25% - имели смешанную форму собственности (частную и общественную), 11% - полностью принадлежали государству, на вопрос об основных проблемах в работе были получены следующие ответы:
- нехватка собственных
- нехватка денежных оборотных средств (71%);
- трудности с приобретением сырья и материалов (59%);
-трудности с приобретением и эксплуатацией оборудования, помещений (58%); - уровень корпоративных налогов (36%);
- отсутствие надежных правовых гарантий развития, нестабильность
законодательства (32%);
- проблемы со сбытом продукции (29%);
- недостаток хорошо подготовленных специалистов, а также знаний маркетинга (29%);